Занимаемся дома

Назаренко Наталья Геннадьевна

Работа детей и родителей на самоизоляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_zad_.docx165.82 КБ
Файл 27.04.202019.52 КБ
Файл 30.04.2020612.58 КБ
Файл obuchenie_gramote.docx15.3 КБ
Файл что рассказать детям о ВОВ 07.05.2020378.46 КБ
Файл 19.05.202015.79 КБ

Предварительный просмотр:

Темы недели: 1.«Встречаем птиц»  (20.04.-24.04)

2.«Волшебница-вода»

Задания

1.

  • Вспомнить с детьми названия зимующих и перелетных птиц;
  • уметь узнавать их по описанию и на картинке;
  • загадывать загадки о птицах;
  • предложить раскраски «Птицы».

 Читать детям: (беседа о прочитанном)

Рассказы для детей о птицах.

Воробей на часах

Автор: Толстой Лев Николаевич

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Скворцы

(Отрывок)

Автор: Куприн Александр Иванович

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца

Автор: Куприн Александр Иванович

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Движения лебедя

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Все движения лебедя исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающиеся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — все живописно и великолепно в нем.

Предлагаю раскраски (можете взять свои)

C:\Users\Александр\Desktop\1264-raskraska-.gif

C:\Users\Александр\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\Без названия.jpg

Задание №2

Позанимайтесь с детьми самостоятельно.

Воспитатель (родители)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?

Опыт 1:

В один стаканчик дети положили обычный песок (можно заменить), в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.

— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)

— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?

Загадки о воде 

1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/

2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/

3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/

4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/

5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/

6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/

7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/

Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.

Опыт 2: 

Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.

— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?

Опыт 3: 

Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.

— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/

Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ 

— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.

— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)

— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.

— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.

Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.

Удачи!!!

Сделайте с детьми аппликацию «Аквариум»

Образцы:

C:\Users\Александр\Desktop\images.jpg              C:\Users\Александр\Desktop\images (1).jpg

Не забывайте, пожалуйста, присылать фотоотчет!!!



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте


1. Звуковой анализ слова стол. Рассмотреть модель, вспомнить слова с таким же звуковым составом (слон).
2. Звуковой анализ слова волк. Рассмотреть модель, вспомнить слова с таким же звуковым составом (зонт).
6. Загадка воспитателя (родителей): какое слово задумано? (Нарисовать кружочки: синий, красный, синий.)
Воспитатель(Р). Я задумала слово, которое состоит из таких звуков: согласный, гласный, согласный. Угадайте, что это за слово. Ты думаешь, дом? Слово дом состоит из таких же звуков, как мое, но я задумала другое слово. Мак? Подходит по звукам, но я задумала другое слово. (Оценить несколько слов, названных ребёнком
Так вы никогда не догадаетесь, ведь слов, в которых звуки расположены, как в моем слове, очень много. Это может быть имя, профессии, животное, птица или какой-то предмет. Чтобы отгадать слово, которое я задумала, нужно задать мне вопросы. Первый вопрос лучше всего задать такой: это живое или неживое? Тогда вы сразу будете знать: предмет это или живое существо — человек, животное, растение. Я вам отвечаю: нет, это не живое. Это предмет?
Воспитатель. Да, это предмет. Теперь можно спросить, для чего этот предмет нужен или из чего он сделан, правда?
Для чего он нужен?
Воспитатель. Он нужен нам, чтобы мыться.
Мыло?
Воспитатель. Давай проверим, прочтем слово мыло с указкой: мыло. Видишь, фишки уже кончились, а слово еще продолжается,— значит, не годится.
Из чего он сделан?
Воспитатель. Обычно из металла.
 Это есть у нас в группе?
Воспитатель. Нет, в группе у нас нет. А вот дома у тебя есть. Значит, есть.
Это душ?
Воспитатель. Правильно! Я задумала слово душ.



Предварительный просмотр:

Тема недели (04.05-10.05)  «Труд человека»  «Профессии»

 Попробуйте отгадать загадки о разных профессиях.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро.

Сам раскрашен он пестро.    (Маляр.)

 

Кто у постели больного сидит

И как лечиться всем говорит?

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять.    (Доктор.)

 

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Ароматные котлеты,

Салаты, винегреты...    (Повар.)

 

С огнем бороться мы должны —

Работники мы смелые.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?    (Пожарные.)

Мама лечит всех зверей -

Кошку, пса и ламу.

Болен друг? Звонят скорей,

Вызывают маму.

Мама знает все таблетки

Для ежа и птички в клетке.

                                       (Ветеринар)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ….

                                      (Артист)

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить

по утрам на работу.

                                     (Водитель)

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И всё родное, родину любить.

                                   (Воспитатель)

Ох, какой у мамы цех!

Ароматный, сладкий!

Мама сахар и орех

Сыплет в шоколадки.

Здесь порядок, чистота,

Не работа - красота!

                          (Кондитер)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

                        (Космонавт)

Папа у меня - герой!

Ходит в форме, с кобурой!

Посреди ночного мрака

Где-то кража или драка?

Сразу по "02" звоните,

Папу моего зовите!

                        (Милиционер)

Кто шагает на параде,

Вьются ленты за спиной,

Ленты вьются, а в отряде

Нет девчонки ни одной.

                         (Моряки)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас.

                            (Фотограф)

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем.

                              (Строители)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине!

                           (Продавец)

Мама - золотые руки -

Шьет рубашки, платья, брюки.

Папа, я, сестренка Света -

Все с иголочки одеты!

                                (Портниха)

Могут днем и даже ночью

Папу вызвать очень срочно.

Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесет письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд!

                                (Почтальон)

Мама делает прически,

Подстригает челки.

Фены, ножницы, расчески

У нее на полке.

                               (Парикмахер)

Ребята, а как вы догадались, о каких профессиях говорится загадках?

Дети. В каждой загадке говорится о том, что человек делает.

Воспитатель. Правильно, ребята, о профессии человека можно догадаться, если знаешь, что он делает. Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Что перепутал художник?»

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает овощи в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник? Почему?»

D:\Users\Administrator\Downloads\перпутал худ..jpg

D:\Users\Administrator\Downloads\перепут.png

Воспитатель. Ребята, а можно догадаться о том, какая профессия у этих людей?

Дети называют профессии изображенных на картинках людей.

Как вы догадались?

Дети. По специальной одежде, которую они носят.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, которая поможет вспомнить о том, какую одежду носят люди разных профессий и зачем она им нужна.

Игра «Куклы идут работать»

Используются картонные куклы, на которые можно надевать различную одежду (из картона). Педагог на столе раскладывает предметы одежды. Дети подбирают одежду и головной убор так, чтобы получились комплекты форменной одежды для людей различных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия (например: надевает на работу желтый комбинезон и каску. Он строитель. Эта одежда защищает его»; «надевает на работу белый медицинский халат и шапочку. Она врач. Эта одежда помогает соблюдать чистоту, по белому халату сразу узнаешь, что это врач»; «надевает для выступления красивый костюм. Он циркач. Эта одежда украшает его»).

Предлагаю образцы  (можно нарисовать самим)

D:\Users\Administrator\Downloads\проф.jpgD:\Users\Administrator\Downloads\кукла.jpg

D:\Users\Administrator\Downloads\проф 2.jpg

D:\Users\Administrator\Downloads\проф3.jpg

D:\Users\Administrator\Downloads\проф4.jpg

D:\Users\Administrator\Downloads\прф5.jpg

Воспитатель. Но специальную одежду, по которой можно догадаться о том, какой профессией занимается человек, носят не все. Предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что люди разных профессий во время работы пользуются разными предметами и инструментами.

D:\Users\Administrator\Downloads\ор.jpg

Игра «Угадай мою профессию»

Воспитатель. Как еще можно догадаться о профессии человека, вы узнаете, если послушаете рассказ В.А. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».

«В детский сад пришли двое новеньких — Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю: "Где работает твоя мама?"

— А ты не догадался? — удивился Коля. — От нее пахнет лекарствами. Моя мама — врач. Если заболеет человек — мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?

— А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама — пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.

— И врач? — удивленно спросил Коля.

— И врач не сможет, — с гордостью сказал Толя».

Как же еще можно догадаться о профессии человека?

Дети высказывают предположения.

Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

Ребята, есть профессии, которыми занимаются и мужчины и женщины. Чтобы вспомнить эти профессии, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Назови мамину профессию»

Воспитатель. Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы будете бросать мяч мне и называть эти же профессии в женском роде. Например: повар — повариха, певец — певица, художник — художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса, официант — официантка и т.д.

Воспитатель. Ребята, а есть такие профессии, которыми чаще занимаются мужчины (женщины)?

Ребята, почему мужчины чаще бывают военными, пожарными, сталеварами, моряками, спасателями?

Дети. Они сильные, смелые, решительные.

Воспитатель. Ребята, вы правильно заметили, что мужчины выполняют ту работу, которая требует силы, выносливости, твердости, выдержки, решительности. К настоящей мужской работе мальчикам нужно готовиться с детства. Как это лучше делать?

Дети. Заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом.

Воспитатель. Ребята, почему женщины чаще работают ткачихами, доярками, медсестрами, нянями, воспитательницами?

Дети. Они добрые, заботливые.

Воспитатель. Правильно, ребята, женщины выбирают занятия, требующие заботы, терпения, усердия, аккуратности, доброты, кропотливости. Чему нужно учиться девочкам с детства, чтобы подготовиться к настоящей женской работе?

Дети. Учиться играть с детьми, успокаивать расстроенного человека, испуганного малыша, учить разные песни, стихи.

Воспитатель. Ребята, а почему в нашем детском саду работает так много женщин?

Дети. Потому что они ласковые, добрые, аккуратные, внимательные, заботливые.

Воспитатель. Почему шофером, электриком, дворником в нашем детском саду работают мужчины?

Дети. Потому что они ловкие, смелые, сильные.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой мы узнаем, кем работают ваши родители.

Игра «Назови мамину (папину) профессию»

Вспомнить с детьми профессии своих родителей, чем они занимаются.

Воспитатель. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? Подумайте и расскажите, а я ваши рассказы запишу, и мы поместим их в газету.

Дети рассказывают.

Скажите, над чем вам нужно еще поработать, чтобы стать настоящими мастерами своего дела?

Дети высказывают предположения.



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

  • Звуковой анализ слова стул (проводит один ребенок). Спросить: сколько согласных звуков в этом слове? Какие? Сколько гласных? Какие? Чем отличается слово стул от слова стол? Воспитатель произносит слово стол, ведя указкой по схеме слова стул.
  •  Звуковой анализ слова вишни. (проводим вместе с родителями) До проведения звукового анализа слова воспитатель обращает внимание детей на схему слова: что нового в слове вишни по сравнению со словами, которые разбирались раньше? (В нем пять звуков.) Как узнать, сколько звуков в слове вишни? Посчитать «домики»-клеточки. После проведения звукового анализа задать вопросы: сколько гласных звуков в этом слове? Какие? Сколько согласных? Сколько мягких? Какие?
    Воспитатель. Рассмотрим звук ш. В любом слове звук ш может быть только твердым. Когда я вас спрашиваю про любой звук в слове, твердый он или мягкий, вы должны его послушать в слове, а уже потом сказать, твердый он или мягкий. А когда вы слышите в слове звук ш, можно не вслушиваться и не сомневаться, он всегда твердый. Назовите мне слова со звуком ш, и мы все вместе послушаем, как он твердо звучит.
  • Загадка воспитателя: «Какое слово загадано?» На доске выставляются фишки: зеленая, красная, синяя, красная.

  • Звуковой анализ слова шуба. До проведения анализа спрашиваем: «Что мы знаем про звук ш? (Он всегда бывает твердым.)

  • Звуковой анализ слова диван. Сколько гласных звуков в этом слове. Какие? Сколько согласных? Какие? Какой мягкий согласный? Какой первый твердый согласный? Какой второй твердый согласный?

        



Предварительный просмотр:

Что и как рассказывать дошкольникам о войне

 

Как рассказывать дошкольнику о войне

      Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы  их дети и внуки никогда не знали войны.  За 75 лет мира в нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев, по книгам и фильмам. Однако, с каждым годом носителей памяти о той войне становится все меньше и меньше. Есть большой риск того, что события Великой Отечественной войны будут постепенно стираться из памяти.         Сегодня современные дети гораздо больше знают о не настоящей войне, виртуальной, в которой не настоящие герои сражаются с  не настоящими противниками; в которой за разными видами оружия, боевыми приемами и спецэффектами не видно боли и страданий; в которой боевые сражения романтизированы и представлены как увлекательные приключения.  Это война, которая не вызывает страха и тревоги; это война, которую ребенок хочет повторить и пережить еще раз. В итоге у него формируются искаженные представления и о самой войне, и о ценности победы в ней.    С другой стороны, возникает вопрос, а нужно ли говорить с дошкольниками о реальной войне, в которой настоящие боль, горе, утраты, голод и смерть? Ответ: да. Обязательно нужно рассказывать о прошлых (трудных, но героических) страницах истории нашей страны. Только взрослые должны по-другому поставить вопрос: что и как рассказывать о Великой Отечественной войне дошкольникам?  

      Необходимо осторожно и вдумчиво подойти к отбору содержания. Можно выделить несколько ключевых тем для разговора и совместной деятельности с детьми, как в детском саду, так и в семье.

  • О тяготах войны. Не нужно рассказывать обо всех ужасах войны. Рассказывать нужно столько, сколько ребенок готов понять, избегая лишних подробностей. О смерти следует говорить только в том случае, если дети задают вопросы. Содержанием бесед могут быть  факты о жизни детей во время войны, ее сравнение с жизнью детей в мирное время. Это может быть разговор о том, что было голодно и маленький кусочек хлеба приходилось растягивать на целый день; о том, что дети не ходили в школы и детские сады, потому что они были разрушены; о том, что дети работали на заводах и заменили взрослых, ушедших на фронт; о том, что жить приходилось в землянках и подвалах, в которых было сыро, темно и холодно; о том, что часто дети и их родители жили в разлуке. При этом взрослый должен не просто сообщать факты, но обязательно акцентировать внимание на том, как важно сохранить мир и не допустить повторения войны.
  • О героизме (о героях, городах-героях, боевых наградах). Важно подчеркнуть, что Победа состоялась потому, что героями были все: и люди, и города; и те, кто принимал участие в сражениях, и те, кто работал на Победу в тылу; и те, кто получил боевые награды, и те, кто остался неизвестным героем. Взрослому необходимо показать, что настоящие герои – это защитники, освободители, труженики тыла.  В нашей стране в каждой семье есть свои герои войны, о которых нужно помнить и рассказывать.
  • О символах и атрибутах Победы (парад Победы, знамя Победы, Георгиевская ленточка, салют, военные песни, Вечный огонь). Пространство дошкольника не просто должно быть насыщено образами Победы.  Старшим детям важно рассказывать о значении каждого символа.  Например, цвета Георгиевской ленточки повторяют цвет Георгиевской ленты к ордену «Святого Георгия», к ордену «Славы» и к медали «За Победу над Германией». Цвета ленты – желто-оранжевый и черный означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы.

Содержательной основой методических разработок могут быть книги и мультфильмы о войне для детей дошкольного возраста.      Например, книга Д. Пентегова «Паровоз «Овечка» из серии «Настя и Никита». Герой этой сказки — небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы. Кстати, в нашем городе можно увидеть такой паровоз на постаменте около железнодорожного вокзала. Вместе с детьми можно посмотреть и обсудить мультфильмы, в которых через понятные дошкольнику образы повествуется о событиях Великой Отечественной войны. Список мультфильмов о войне не очень большой («Салют»«Воспоминание»«Легенда о старом маяке»«Василек»«Солдатская лампа»«Солдатская сказка»«Приключения красных галстуков»). Ценность мультфильмов в том, что главным их содержанием являются переживания (а не спецэффекы) героев и при обсуждении именно это должно стать основой для разговора взрослого и ребенка после просмотра.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ?   Задача взрослого (и педагога, и родителя) заключается не столько в передаче дошкольникам фактов о войне, сколько в создании атмосферы праздника 9 Мая, в которой смешаны разные чувства (и радость от того, что нет войны, и гордость за свою страну, и благодарность ветеранам, подарившим  мир).  Построение образовательного процесса на основе событийного подхода позволяет избежать формализма. Образовательное событие противопоставляется формальному проведению мероприятий, не отмеченных для его участников какими-либо смыслами. Наоборот, образовательное событие — это ситуация осмысленной деятельности детей; это яркое впечатление, о котором дети хотят рассказывать и вновь возвращаться к нему в своих воспоминаниях. Событие для ребенка – это ситуация личного переживания, которое по силе воздействия может быть сильнее, чем услышанная от взрослого информация.В рамках образовательного события информация предлагается в виде сообщений–размышлений; создается внутреннее напряжение, определенный эмоциональный накал, которые помогают детям делать собственные выводы и открытия; создаются условия для инициации детьми собственной активности, позволяя ребенку быть участником события, а не его зрителем или исполнителем.

 

 

Чтение художественной литературы: А. Митячев «Почему Армия всем родная», М. Джамиль «Девочки из Мензелинска», М. Светлов «Солдат Советской армии», А. Лиханов «Боря Цариков», С. Алексеев «Ради жизни на земле», С. Алексеев «Рассказы о ВОВ», сборники рассказов «Дети - герои ВОВ», «Герои ВОВ», «Рассказы о ВОВ». «Мальчиш-Кибальчиш» А.П. Гайдара, «Сын полка» В.П. Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л.А. Кассиля, «Девочка из города» Л.Ф. Воронковой. Встречи и беседы с ветеранами. Проведение экскурсий по местам боевой славы, посещение музеев, памятных мемориалов. Рассказы о членах вашей семьи, принимавших участие в войне.

Предложите детям нарисовать о прочитанном.

Животные-герои ВОВ

Об участии животных в ВОВ мы имеем представление в основном по таким фильмам, как "Четыре танкиста и собака", а были среди них и настоящие герои. Великая Отечественная война… Страшный период в истории страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность, … . Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – животным, в частности, собакам. Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны ВОВ остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни. Наши собаки несли самую разную службу, были: - ездовые собаки, подвозившие на небольших телегах боеприпасы и увозившие на них же раненных солдат. За годы войны ими было вывезено с линии огня около 700 тысяч раненых и доставлено около 3500 тонн боеприпасов. - собаки-связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самое пекло боевых действий.

Животные - герои Великой Отечественной Войны

За годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений. - собаки-миноискатели. Это была одна из самых востребованных собачьих «профессий». Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 млн. мин, фугасов и прочих боеприпасов. - собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми необходимыми медикаментами, необходимыми для оказания ПМП. - собаки – истребители танков. Не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак готовили к одному единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам.

Животные - герои Великой Отечественной Войны

И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков. - собаки разведывательной службы помогали нашим разведчикам успешно проходить через передовые позиции врага. Также они четко и слажено работали со своим проводником при захвате «языка». - собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов. Рассказать про всех не представляется возможным, но про некоторых «четвероногих боевых друзьях» мы обязаны знать!  Собаки – герои Великой Отечественной войны  1. Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны. Служил в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии (с сентября 1944 года по август 1945 года). Он также участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, соборов Вены и замков Праги. Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. Поэтому ее нес на руках солдат - командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер.  2. Овчарка Дина – первая собака-диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника на перегоне Полоцк – Дрисса (19 августа 1943 год). В результате было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя. Также она отличилась при разминировании города Полоцка, где в одном из госпиталей обнаружила мину-сюрприз, оставленную немецкими солдатами для наших ребят.  3. Шотландский колли по кличке Дик. Миноискатель. Дик «проходил службу» во 2-ом отдельном полку специальной службы – «Келецкий». Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5-тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней. За годы войны с его помощью были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин. 0 4. Мухтар – собака-санитар. За годы войны он спас около 400 раненых бойцов, в том числе и своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы.

 Кошки - участники Великой Отечественной войны В то время как изобретенные человеком приспособления только сканировали воздух на предмет появления бомбовой угрозы, живые пушистые «радары» уже оповещали людей об опасности, благодаря чему было спасено бесчисленное количество жизней. Кошка Фэйт Кошка Фэйт из лондонской церкви Святого Августина и Святой Веры первой из кошек была удостоена медали Марии Дикин. Эта почетная награда равнозначна высшей военной награде в Англии — Кресту Ордена Виктории. 9-го сентября 1940 года Фэйт спасла себя и своего котенка от бомб, укрывшись с ним в подвале за три дня до немецкого налёта. Дом обрушился и сгорел, но бесстрашная кошка оставалась рядом со своим котенком. Ее спасли рано утром, когда развалины еще догорали. Медаль с надписью «За непоколебимую храбрость» Фэйт вручила лично Мария Дикин. 0Саймон Необходимо вспомнить и о легендарном коте Саймоне, который служил на военном судне королевского британского флота «Аметист». Он не только уберегал провизию моряков и сам корабль от крыс, но и поддерживал моральный дух всех – от матросов до капитана. Во время захвата китайцами корабля на реке Янцзы, кот был очень серьезно ранен, но не только выжил и продолжил выполнять свои обязанности, но и стал наведываться в корабельный лазарет, чтобы поддерживать дух раненых. По воспоминаниям моряков этот образчик стойкости и преданности был для них самой лучшей моральной поддержкой. Кот пережил и военные дни, и ранение… А вот возвращения на родину ему пережить не удалось. По возвращении в Великобританию, Саймона, как любого из ввозимых в то время в страну зверей, отправили в карантин – в приют для животных. Никакого исключения для героя сделано не было. Саймон провел там несколько дней, подхватил вирусную инфекцию и умер... Кот был удостоен медали Марии Дикин и посмертных почестей… 0 Необходимость в годы войны в кошках была велика — в Ленинграде их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс. О возможно, единственном выжившем в блокаду коте – Максиме – ходили легенды. В дом его хозяев в послевоенное время водили целые экскурсии – все хотели посмотреть на это чудо. Умер Максим от старости в 1957 году. Не осталось во время этой чудовищной войны никакого следа от целой обширной популяции немецких карликовых кошек – кенгуровых… Порода была истреблена вся подчистую… Для кошек, спасших наибольшее количество человеческих жизней во время военного времени, была учреждена специальная медаль «Мы тоже служим родине». Эта награда считается одной из самых почётных в зверином мире.  Почтовые голуби Армия использовала почтовых голубей. Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено более 15000 голубеграмм. Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание — смерть. «Голубчик» На одной из подводных лодок на борту жил почтовый голубь по кличке «Голубчик». Во время одного из боевых походов лодка торпедировала фашистский транспорт и, уходя от преследования, попала на минное поле, получила сильные повреждения – вышла из строя рация и она не могла самостоятельно возвратиться на базу. Тогда-то и пришел на помощь голубь, доставивший письмо за два дня, пролетев более тысячи километров. Скорость полета голубя от 60 до 100 км. в час. Причем почтовый голубь хорошо ориентируется и ночью.

Животные - герои Великой Отечественной Войны

Лодка получила помощь и была отбуксирована на родную базу другой советской подводной лодкой.  Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила резервная 28-я армия, в которой верблюды были тягловой силой для пушек. Она была сформирована во время Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная нехватка лошадей и техники вынудила выловить и приручить почти 350 диких верблюдов.

Животные - герои Великой Отечественной Войны

Большинство из них погибли в разных сражениях, а тех которые выжили постепенно "демобилизовывали" в зоопарки. Необходимо отметить, что корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945. 0 Лошади Лошади старались, как умели, Вынесли героев из атак — Чтоб герои в песнях прогремели, Только не споют о лошадях… (М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет") Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела. Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. Но тем не менее…  Все-таки, несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи. Так и встают перед глазами кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные. Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить. Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.  Сколько же лошадей "проходили службу" в рядах Советской Армии в годы войны? Сложно сказать. По официальным данным штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов. Однако немало из них в списках не значились. Четкость работы ветеринарной службы в годы войны вызывала искреннее восхищение. Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Для доставки самых тяжелых раненых и больных во фронтовой тыл использовался автотранспорт, имевшийся в специальных эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых лазаретах были хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения, которые возглавлялись квалифицированными специалистами. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы.  И все-таки очень много лошадей пало на полях сражений. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Но трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
Животные - герои Великой Отечественной Войны



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте


1. Предложить детям разобрать и выложить на столах слово кран.

2. Не убирая слова кран, выложить рядом слово луна.

Слова разбираются без схемы, фишки выкладываются на доске.
3. Убрать в словах кран и луна одинаковый гласный звук. Какой звук убрали?

Воспитатель. Посмотрите, вот буква, которая обозначает звук а. Это буква а (рассматривают, из каких элементов состоит буква).

Выньте из конверта(сделать карточку с буквой А) буквы, положите их на подносик рядом с фишками. Во время занятия буквы будут лежать на подносике. Теперь в словах кран и луна на место фишки (звук а) поставьте букву.
4. Звуковой анализ слова лампа (проводит один ребенок).

Воспитатель. Теперь звук а мы всегда во всех словах будем обозначать буквой, а не фишкой.
5. Игра со словом лампа. Воспитатель (раздавая детям фишки). Какой в слове лампа 1-й? 2-й? 3-й согласный звук? Какие в этом слове гласные звуки?
Вызвать к доске детей по звукам: первый звук а, м, п, л, второй звук а. У доски задания дают дети.
6. Звуковой анализ слова Алёна. Воспитатель. Это имя. Имя пишется всегда с большой буквы. Посмотрите, большая буква А совсем не похожа на маленькую (рассмотреть, сравнить, раздать буквы детям). Эта буква никогда не пишется в середине слова или в конце его. Запомните это! Поставить большую букву А в середину или в конец слова — значит сделать ошибку. Не ошибайтесь!
При звуковом анализе обратить внимание на произнесение звука л'. Третий звук в слове — о. Если кто-то из детей, знающих буквы, скажет, что в слове третий звук — ё, сказать, что такого звука нет, произнести слово с сильным интонационным подчеркиванием звука о.
7. Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы А: это имена, фамилии, города, страны.
8. Игра «Какое слово загадано?»: синяя, а, синяя (мак); синяя, а, синяя, а (мама).