Моя работа

Григорьева Татьяна Александровна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Не для школы – для жизни учимся»

С самого раннего детства я мечтала стать учителем. Рассаживала перед собой кукол и играла с ними «в школу».

         Прошло время, получив  профессию учителя начальных классов, три года отработала в сельской школе. Что же я поняла за это время?.. Что мне нравится заниматься с детьми, открывать для них новые знания. Но, оказывается,  я не могу и не хочу заставлять детей учиться  против их желания, что меня не устраивает система школьных оценок.  Помню, как жалко мне было ребят, когда по программе им надо было учить что-то неинтересное, или ставить плохую оценку ученику, невыполнившему какое-то задание. Умом понимала, что учителю нужно быть требовательным, а душой и сердцем хотелось, чтобы ученье детям доставляло радость, чтобы система оценок учитывала индивидуальные особенности ребёнка. Как это сделать в школе, где четкие требования предъявляются и к педагогу, и к ученикам? Раз это невозможно, то поняла, что не могу работать в школе. И неизвестно, как повернулась бы моя судьба, кем бы я стала (а менять профессию я решила однозначно), если бы не предложили мне вести кружок «Роспись по дереву» в Доме детского творчества.

       И вновь прошло время… Вот уже 25 лет я являюсь педагогом дополнительного образования. «Не для школы – для жизни учимся» - эта фраза может стать, на мой взгляд, девизом всей системы дополнительного образования. И какое счастье, что эта система существует!  Именно в этой фразе заключен смысл моего пребывания в роли учителя. Об этом я и мечтала, когда только начинала свой педагогический путь. Учить детей так, чтобы они от этого получали удовольствие, и чтобы всё, чему они научатся, им пригодилось бы в жизни!

       Школьное образование направлено на то, чтобы дать ребенку множество знаний в самых различных областях. И далеко не всем ученикам  удаётся освоить их в полном объеме на высоком уровне. Поэтому многое из школьной программы дети заучивают лишь для получения хороших оценок, а не потому, что это важно для них самих.  Дополнительное же образование предоставляет возможность каждому выбрать занятие по душе, получить  знания и умения, необходимые конкретному ученику. В стенах  учреждений дополнительного образования дети  реализуют свои индивидуальные возможности, раскрывают  творческие способности, самоутверждаются. Здесь развиваются их личностные, духовные качества, которые для жизни и нужны.  

       Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений».
       Педагог дополнительного образования в большей степени, чем школьный учитель, на мой взгляд, помогает развить творческие способности ребенка, создаёт  условия для выявления и расцвета его одаренности.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

     На  занятиях в творческих объединениях больше, чем в школе,  времени и возможностей для педагога, чтобы научить ребят  быть коммуникабельными: договариваться, общаться друг с другом, помогать и делиться своими знаниями и умениями с товарищами.  Ведь во взрослой жизни эти качества просто необходимы, чтобы стать успешным человеком.

Когда я хвалю ребенка, которого в школе все считают двоечником, даже за небольшое его достижение, у него «вырастают крылья». Ведь очень важно человеку услышать, что он в чем-то лучший. За многие годы работы у меня занималось немало таких мальчишек, которые состояли на учете в КДН и ЗП, в школе считались хулиганами и двоечниками, но в нашем объединении они раскрывались совсем с другой стороны. И я рада, что помогла им поверить в свои силы, повысить их авторитет в глазах одноклассников.

 Приобщаясь к изучению народного творчества, невольно меняешься в лучшую сторону. Начинаешь видеть и ценить красоту там, где раньше её не замечал, появляется желание самому создавать красоту.

Известно, что «развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности» (В.С.Юркевич).

Создание своего собственного творческого продукта, радость от успешного воплощения своей идеи в жизнь может стать тем незабываемым событием, которое определит для ребенка выбор профессии, или позволит стать хобби, жизненным увлечением.  

         Немало мальчишек и девчонок прошли обучение в моем объединении «Художественная роспись» за эти годы. Многие из них уже взрослые люди, получившие профессии, не связанные с декоративно-прикладным искусством, но детские увлечения оставили свой след в их жизни. Знаю, что,  будучи студентами различных учебных заведений,  мои выпускники иногда подрабатывали, используя приобретённые на кружке знания и навыки. Для некоторых из них и сейчас роспись – источник дополнительного дохода, причем такого, который приносит и материальное, и духовное удовлетворение. А это ли не счастье, когда, занимаясь любимым делом, ты получаешь еще и вознаграждение. И это ли не доказательство того, что не для школы, а для жизни и нужны были наши занятия.

Я люблю свою профессию, рада, что могу быть полезна детям и вижу результат своих трудов. У Пауло Коэльо в романе «Алхимик» есть такая фраза:  «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира. И обычно даже не знает об этом». Я бы хотела, чтобы мои ученики знали это и вносили в свою жизнь красоту, доброту и радость. И тогда и окружающий их мир будет таким.