Работа по совершенствованию педагогического мастерства

Лескова Анна Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цветик-семицветик»

Поселка Беркакит Нерюнгринского района

 

 

 

 

 

 

План работы

по совершенствованию педагогического мастерства

Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями»

 

Актуальность:

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей, от мира взрослых. Преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

Открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. Она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

  1. Изучение литературы по данному вопросу.

  2. Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ.

  3. Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.

  4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

  5. Анализ работы

Изучение литературы по теме:

1.

Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. – 2011. - №12. – С.88 – 94.

2.

Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5

3.

Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5

4.

Давыдова, О.И.  «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

5.

Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. Цент

6.

Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2013.- №4. – С. 66 – 70

 

Предполагаемый результат:

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе, позволит повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В перечень новых форм, используемых мной, входят:

  • Занятия и праздники с участием родителей.    

  • Выставки детских работ изготовленных с родителями.

  • Дни добрых дел.

  • Совместное создание предметно-развивающей среды.

  • Фотовыставки, изготовление семейных альбомов.

  • Мастер классы,семинары практикумы.

  • Выставки семейных хобби и коллекций.

  • Знакомство с традициями и атрибутами своего народа.

  • Совместное изготовление оборудования на участках.  

  • Родительские гостиные и встречи за чаем.

  • Дни открытых дверей.

                                                                             

               

 

Перспективный план работы с родителями в группе №11

 

Сентябрь

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

 

1.Изучение литературы

по проблеме и

имеющегося опыта

 

2. Совместная подготовка к учебному году.

 

 

 

 

3. Родительское собрание:

«Наш учебный год!»

 

 

 

 

 

 

 

«Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Задачи на год», «Визитка», «Объявления»

 

Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов)

 

 

 

 

 

 

 

Беседы,

Игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель»,

Обновление группового инвентаря.

 

Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы),

 

 

 

 

 

 

 

Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе.

 

 

Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Создание родительского комитета.

 

Октябрь

1. Консультация

«Девиз группы выполнение желаний детей, родителей, педагогов!»

«Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!»

Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!»,

Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы.

2. День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

«Способы изготовления кормушек», стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой»

«Мы любим природу!» (Приметы, признаки осени)

Беседа «Совместный труд»,

Развешивание кормушек для зимующих птиц.

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.

3. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!»

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!»

Советы по оформлению семейного фото.

Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье.

 

Ноябрь

1. Изо. выставка в рубрике «Домашние зарисовки» + персональные выставки в течение года!

Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома.

Тема: «Рисуем вместе!»,

Папка нетрадиционных приёмов рисования в этом возрасте.

Советы,

Предложения,

Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

2. Фоторепортаж

с рассказом

«Играем дома!»

Фотовыставка

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Играем дома!»

Советы по оформлению семейного фото.

Выяснить в какие развивающие игры играют дома и как. Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фоторепортажей.

3. Консультация- практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду!»

Сбор – домашних развивающих игр, Выставка групповых настольно - развивающих игр, в соответствии с возрастом, программой, оформлением. Организация пункта обмена играми для игры дома!

Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающую игру («Отгадай кто, соединив цифры»,«Лабиринт», «Закрась по цифрам и отгадай!»),

Советы по играм.

Семейные фото, общее оформление на выставке «С папой мамой дома играем!»

4. Фотогазета со стихами

«В детском саду играем, много нового узнаем!»

Организация фотовыставки,

Перечень – рекомендация: «Умные игры» для дома!

Советы, рекомендации, обыгрывание игр с родителями в детском саду, обмен играми.

Познакомить родителей с активностью детей в дидактических играх.

 

Декабрь:

1.Семинар – практикум

«Речь младшего дошкольника»

 

Консультации:

«Читаем всей семьёй!»,

«Воспитание художественной литературой!», «Дети экрана!», «Методика обучения пересказу», «Игры с детьми по развитию речи», «Характеристика речи ребёнка 6-7 лет».

Беседы и советы по теме.

Анкета: «Что и как читаем дома?»,

 

Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, эффективных приёмах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность

2. Конкурс самоделок

«Волшебные снежинки!»

«Приглашение к совместной деятельности от детей группы!»

«Какие бывают снежинки!»

«Творческий подход к делу!», благодарности.

Выставка снежинок,

Приобретение и изготовление в группу украшений.

Советы по изготовлению родителей с детьми снежинок.

Формировать у детей и родителей чувство заинтересованности, желание в совместной деятельности изготовить снежинки и украсить группу к празднику.

3.Совместно проведённый праздник Зимы!

«Как дарить подарки!»,

«Чтобы было всем весело!»

«Новогодние костюмы»

Предложения участия, чтения стихов, советы по костюмам.

Изготовление подарков с детьми для родителей.

Получить + эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

 

  •  

  •  

  •  

Январь:

1.День добрых дел «Снежные постройки!»

«Каким бывает снеговик!?», «Лепим из снега!», «Пословицы и поговорки о зиме», «Зимние стихи»

Советы по изготовлению построек, горки, использование орудий труда, договорённость о сборе родителей

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. + эмоции всех участников, оздоровление.

2.Фотогазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!»

Организация фотовыставки, папка

«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!)

Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером.

Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.

3.Мастер класс «Домашние зарисовки»

Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка» Папка: «Использование в изобразительной деятельности с детьми разных материалов: ткань, нитки, картон, вата и т. д.»

Советы по работе с нетрадиционными материалами, показ образцов, оформлению.

Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Познакомить с различными изо.материалами.

 

Февраль:

1.Фотогазета «Самый лучший папа мой!»

Организация фотовыставки с рассказами о папах! (Оформление детскими рисунками)

Сбор фото рассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов мамами для своих пап.

Привлечь мам и детей к оформлению выставки – поздравления ко Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

2.Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папою вдвоём горы мы перевернем!»

Приглашение от детей и воспитателей на развлечение.

Рекомендации по спортивной одежде, разучиванию с детьми стихов, отработке упражнений с мячом.

Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

3. День добрых дел «Выносной материал»

«Новая жизнь бросового материала»

«Что нам нужно на улицу!»

«Спортинвентарь»

Советы, рекомендации, просьбы, пояснения, показ по использованию.

Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.

 

Март:

 

1.Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!»

Организация фотовыставки с рассказами о мамах! (Оформление детскими рисунками)

Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам

Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

2.Родительский клуб с участием воспитателей

«Маленькие драчуны»

Приглашение – объявление на чай и беседу!

Консультации «Наказание и поощрение!»

«Согласие между родителями – это важно!»

«Как решить спор!»

Советы специалиста, обмен мнениями, решение проблемных ситуаций в группе.

Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций.

3.Совместное создание в группе огорода

«Как использовать пластиковую бутылку?»,

«Что посадим в огороде!»,

«Стихи о растениях»,

Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!»

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчёт для родителей.

 

 

Апрель:

1.Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

Оформление выставки рисунков – игр, данных воспитателями для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах

Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах.

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах.

2.Родительское собрание «Дом, в котором мы живем!»

Консультации: «Музыкальный киоск»,

«Летний сан.биллю-тень»,

«Дошкольное портфолио».

Анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» (Участие родителей, понятна, важна была ли информация)

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада.

3.Круглый стол:

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

(воспитатель, инструктор по гигиене)

Информационная папка

« Прогулка – это важно!»,

«Активный отдых, это как?!»,

«Игры на природе!»

Советы, предложения, рекомендации инструктора по гигиене.

Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

 

 

 

Май:

1.Организация выставки – поздравления ко Дню Победы!

Выставка «Звезда памяти»,

Информационные файлы:

«Книга Памяти»

Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений

Привлечь родителей к участию в Книге памяти участников в ВОВ, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных.

2.Подготовка участка к летнему периоду

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем поселке!»

Советы по оформлению фоторепортажа, покраска предметов участка, клумбы, завоз песка.

Привлечь родителей к подготовке группы к летнему периоду работы, дать информацию о лучших местах отдыха в поселке и городе.