дистанционное обучение

 Ольга Николаевна Дьяченко

10.06.2013

Мастер-класс

 

Предлагаю вниманию всех педагогов мастер-класс "Педагогические ситуации", который можно провести как с учителями, так и с обучающимися и их родителями.

Предлагаемые мной педагогические ситуации помогут  лучше узнать друг друга во взаимодействии " учитель-ученик",  "учитель-родитель", "родитель-ученик".

Материал можно использовать на родительских собраниях, педагогических советах, классных часах.

Вперед! Жyesелаю успехов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьяченко Ольга Николаевна

МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Кувыка»

Татищевского муниципального района

Учебный предмет: русский язык

УМК: под редакцией В.В.Бабайцевой

Тема урока: Имя существительное

Тип урока:  урок общеметодологической направленности

Класс: 5( в классе всего 8 человек)

Цели урока

Содержательная:   обобщение понятийной базы морфологического класса имени существительного.                

Деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации  изученного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности получения знаний и выполнения требований учебной деятельности.

1) Просит обучающихся решить кроссворд и в выделенных клеточках прочитать название дерева (С у.58) – см.прил.№1

2) «Ребята, что объединяет все эти слова?»

1) Записывают ответы на каждый вопрос кроссворда (белка, ветер, крот, ёлка, заяц, лиса), угадывают зашифрованное слово ( берёза).

2) Делают вывод, что все они справились с заданием, т.е. записали ряд слов – существительных.

Поиск и выделение информации.

Подведение под понятие.                                                                                      

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1) Предлагает детям разделиться на группы и выбрать тему для работы в группе ( Темы заранее написаны на доске:1) Что нужно сделать, чтобы определить, в каком падеже употреблено существительное в предложении? 2) Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного? 3) Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание сущ-го в род., дат и предл. падежах? 4) Что нужно сделать, чтобы написать/не написать Ь на конце сущ-ых? 5) Общее грамматическое значение имени сущ-го, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

1) Дети объединяются, составляют алгоритм  действий. Если группе сложно, она имеет право использовать сборник упражнений или теорию. В качестве примеров можно использовать записанные в тетради сущ-ые.

Поиск и выделение информации, подведение под понятие, выражение собственного мнения, аргументация, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение работать с источниками.

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений при составлении алгоритма действий.

Предлагает выступить представителю каждой группы с комментированием алгоритма действий у доски.

Корректируют свои рабочие варианты, проговаривают все нюансы, дополняют примерами.

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, коррекция.

IV. Этап включения изученного в систему знаний

Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о частях речи.

1.Предлагает выполнить упр.62.2. – см прил.№2

2.Предлагает отгадать загадки и ответ записать в тетрадь.

На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами закрываются.

Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная.

3.Предлагает вспомнить загадки и назвать из них имена сущ-ые, на конце которых пишется Ь.

4.Раздает  карточки с сущ-ми, предлагает распределить их.

Реч(?), луч(?), товарищ(?), шалаш(?), чертёж(?), полночь(?), богач(?), вещ(?), молодёж(?), карандаш(?), ключ(?), брош(?), дрож(?), помощ(?).

Читают предложения. Находят имена сущ-ые, определяют склонение и падеж сущ-ых, объясняют орфограмму, указывают синтаксическую роль сущ-го в предожении.

Глаза, глобус. Называют общее грамматическое значение имени сущ-го, морфологические признаки.

Ночь, вещь. Записывают, рассказывают, как определили, что надо написать Ь.

Распределяют сущ-ые на группы, объясняют причины распределения на группы, объясняют орфограмму.

Осознанное и произвольное построение высказывания.

Контроль.

Коррекция.

Оценка.

Волевая регуляция в ситуации затруднения.

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

1) Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся (знаковая система оценивания: 

?

!

.

2) Предлагает сделать сорбоки по имени существительному, а в тетрадях записать ряд сущ-ых или предложений, которые на уроке вызвали затруднения. Используйте для этого Т$4, С стр.22-28

Показывают карточки со знаком

 Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



Предварительный просмотр:

1. На уроке истории учительница рассказыва ет об изобретателе книгопечатания И.Гуттен берге. Вдруг один мальчик спрашивает: «Еле на Александровна, а кем по жизни был Гуттенберг?» Учительница в растерянности. Она об этом никогда не задумывалась и не читала. Что ответить?

а)        В подобных ситуациях лучше отшутиться;
«Если бы я знала ответы на все ваши вопросы, то сама бы написала учебник, да та кой, чтобы был интереснее детектива»;

б)        мягко заметить, что на все вопросы отве тите в конце урока (изо всех сил поста раться, чтобы на ответ не хватило време ни, поэтому пообещать ответить в следу ющий раз);

в)        пообещать, что ответите в конце урока, а за оставшееся время придумать какую-либо отговорку, например ,что о жизни И.Гуттенберга известно очень мало, оттого и достоверных сведений о его профес сии нет;

г)        честно сказать, что никогда об этом не за думывались и не читали;

д)        честно сказать, что не знаете, пообещать найти нужную информацию и рассказать
на следующем уроке;

е)        честно ответив, что не знаете, поручить спросившему мальчику разыскать интере сующую  его информацию и приготовить
сообщение к следующему уроку.

2. Ставя двойку по литературе за невыученное стихотворение, учительница говорит: «К завт рашнему уроку выучишь». Мальчик отвечает: «К завтрашнему дню я не успею — у моего стар шего брата сегодня день рождения, будут гос ти. Когда мне учить?» Что ответить?

а)        Понимающе кивнуть: «Ну, ладно, завтра спрашивать не буду, но к началу следую щей недели подготовься!»;

б)        спокойно сказать: «Ну, что же, веселись. А в конце четверти повеселюсь я»;

в)        сказать как можно строже: «Делу — время, а потехе — час; сначала выучишь стихотво рение, а потом повеселишься вместе с бра том и его гостями»;

г)        грозно процедить: «Что-то я тебя не очень понимаю. Схлопотал двойку и еще о чем-то рассуждаешь...»;

д)        искренне удивиться: «Какие проблемы?
После уроков останься, выучи, а потом от правляйся домой развлекаться».

3.        В самом начале урока биологии мальчик спрашивает: «Ольга Васильевна, Вы смотрели
вчера по телевизору «Секретные материалы»? Там было о внеземном биологическом оружии. Как Вы думаете, насколько это реально?» Что
ответить?

а)        Без колебаний заявить, что не видели филь ма и потому ничего не можете сказать;

б)        ответить вопросом на вопрос: «А ты сам что об этом думаешь?»;

в)        уйти от ответа, сказав, что ни к учебной теме, ни к домашнему заданию это не от носится, а потому обсуждать фильм во вре мя урока Вы не намерены;

г)        уклончиво ответить, что нельзя принимать все происходящее в художественном филь ме за чистую монету;

д)        твердо сказать: «Лично для меня эти филь мы — только научная фантастика. А что происходит на самом деле, думаю, не зна ют даже их авторы»;

е)        ненавязчиво заметить, что в научной фан тастике, как правило, сочетаются и прав да, и вымысел, а потому нельзя полностью
отрицать идеи фильма;

ж)        иронично заметить, что этот вопрос луч ше адресовать агентам Скалли и Малдеру.

4.        Учитель-историк рассказывает детям о ры царях. Услышав рыцарский девиз («Душу —
Богу, жизнь — королю, сердце — женщине, честь — себе»), один мальчик восторженно  ком ментирует: «Bay, это круто!» Что ответить?

а)        Понимающе кивнуть: «Еще как круто!»;

б)        спокойно заметить: «Юра, это не рыцар ский лексикон!»;

в)        молча укоризненно посмотреть и оставить без комментариев;

г)        весело предложить: «Ну, раз тебе так по нравилось, подготовишь к следующему уроку небольшое сообщение о рыцарских
турнирах — литературу я тебе дам»;

д) улыбнуться: «Да, думаю, это лучшая из дошедших до нас рыцарских фишек»,

5.        На уроке изобразительного искусства дети рисуют гипсовую маску. Проходя по классу, учительница видит у одного мальчика прекрас но нарисованную маску, но к ней подрисованы рога, усы, борода, серьга в ухе — ужас! Как
реагировать на эти художества?

а)        Никак, сделать вид, что всего этого нет, и обсуждать только нарисованную маску;

б)        оценить работу ученика дифференциро ванно и сказать, что за маску он получает - 5, а за все остальное — 2;

в)        дружелюбно заметить: «А ты способный! Жаль только, что свои способности тра тишь не по назначению»;

г)        ничего не комментируя, серьезно спро сить: «Автопортрет?»;

д)        бесстрастно покрутить пальцем у виска и пройти мимо.

6.        В кабинет истории вбегает девочка и с поро га огорошивает учительницу: «Ольга Петровна, нам тут реферат по мировой художественной
культуре задали. Вы поможете мне его напи сать?» Как поступить?

а)        Помочь всегда можно, но помощь должна быть конструктивной: список литературы по теме, разработка общего плана, про смотр чернового варианта — и не более;

б)        таких ситуаций лучше избегать, помощь должна исходить от учителя, задавшего на писать реферат;

в)        если есть время, помогите (можно даже некоторые, наиболее сложные разделы де вочке написать — тогда положительная
оценка ей будет обеспечена);

г)        объяснить девочке, что подобные вопро сы Вы обсуждаете только с родителями учеников, дав понять, что бесплатно помо гать  не намерены;

д)        поговорить с девочкой, внушить ей уверен ность в себе, убедить в ненужности чьей-либо дополнительной помощи.

7.        Случилось непредвиденное: учительница раньше времени закончила урок. До звонка еще
7 минут. Что делать?

а)        Ничего, закончить урок и отпустить ребят на перемену;

б)        закончить урок, но до звонка не выпускать ребят из класса, чтобы не шумели в коридоре;

в)        на этот случай нужно иметь в запасе ка кую-либо интересную информацию, пусть даже не связанную с предметом, которой
можно было бы занять ребят;

г)        побеседовать о проблемах изучения свое го предмета, выслушать пожелания ребят;

д)        использовать оставшееся время для мини-контрольной — это самое эффективное;

е)        предложить ребятам начать выполнять до машнее задание.

8.        Проверяя письменные работы, учительница с удивлением увидела, что одна из них подпи сана — «Малышка SKVO». Учительница дога далась, что это производное от фамилии «Скворцова». Как реагировать?

а)        Никак, оставить без внимания;

б)        зачеркнуть и разборчиво написать —Скворцова;

в)        снизить на балл оценку, чтобы неповадно было так шутить;

г)        раздавая работы, уверенно назвать девоч ку так, как она сама написала;

д)        немедленно взять идею девочки на воору жение: дать задание классу, чтобы к следу ющему уроку каждый придумал себе псев доним;

е)        рядом с выставленной оценкой разборчи во написать «Училка SID» (от фамилии«Сидорова»).

9.        В конце урока математики учительница про сит девочку сдать для проверки индивидуаль ное дополнительное задание, выполненное дома. Девочка в изумлении: «Вы мне ничего не
задавали!» Учительница возмущена: «Опять ленишься, да еще и обманываешь!» — и ста вит двойку. Выясняется, что учительница пе репутала девочку с ее старшей сестрой. А двой ка уже выставлена. Девочка чуть не плачет. Что делать?

а)        извиниться и аннулировать двойку;

б)        извиниться, но объяснить девочке, что вы ставленную оценку ей придется исправить;

в)        спокойно объяснить девочке, что в этой пу танице виновата только ее старшая сестра;

г)        сухо порекомендовать: «Все проблемы ре шай теперь со своей сестрой»;

д)        успокоить девочку и тут же дать индиви дуальное дополнительное задание на дом,чтобы поскорее исправить двойку;

е)        превратить все в шутку, двойку аннулировать и посмеяться над собой и над сестрами.

 10.        Учительница геометрии объясняет теорему Пифагора. Вдруг мальчик спрашивает: «А Пи фагор — кто это вообще такой? Я слышал, что
он был знаменитым спортсменом и даже олим пийским чемпионом». Учительница в замеша тельстве: ее дело — теоремы, а о самом Пифа горе она почти ничего не знает. Что делать?

а)        Изумиться: «Какой спортсмен? Это вели кий математик древности»;

б)        отмахнуться: «Васильев, оставь свои штуч ки! Продолжим о теореме...»;

в)        задумчиво произнести: «Что-то я не знаю среди наших спортсменов ни одного ма тематика...»;

г)        лучше все превратить в легкую шутку: «С добрым утром, Витя! Выспался? Слушай внимательно, а то до конца урока так и не
поймешь, кто такой Пифагор»;

д)        на всякий случай переспросить: «Тебе ин тересно? Ну что же, в следующий раз я рас скажу вам о Пифагоре подробнее»;

е)        похвалить мальчика за любознательность
и тут же поручить ему разыскать в библио теке сведения о Пифагоре и на следующем уроке рассказать всем.

11.        На уроке истории речь идет о династии Ро мановых. Дети «пытают» учительницу, кто за кем правил Россией. Учительница отвечает, но
чувствует, что ее просто «проверяют». Что де лать: прервать «экзамен» или продолжать до победного конца?

а)        Конечно, продолжать до победного конца — знай наших!

б)        конечно, прервать «экзамен» и сухо ска зать: «А теперь вернемся к теме нашего урока»;

в)        ехидно заметить: «Уважаемые экзаменато ры, не слишком ли вы увлеклись?»;

г)        сухо предупредить: «Сегодня вы проверили меня, а в следующий раз я проверю вас — готовьтесь!»;

д)        с улыбкой покачать головой: «Бодались телята с дубом...»;

е)        все сказать и резюмировать: «У вас на меня царей не хватит!»

12.        Во время урока девочка вдруг завизжала и выскочила из-за парты. На вопрос изумленной учительницы она отвечает, что увидела таракана,
а этих насекомых она не выносит. Что делать?

а) Успокоить девочку и срочно провести дез инфекцию класса;

б)        успокоить девочку и в тот же день поста вить перед администрацией вопрос о необ ходимости срочной дезинфекции школы;

в)        подтрунить над девочкой: «Ну и трусиха же ты! Мальчики, возьмите надЯной шефство!»;

г)        фыркнуть: «Что ты так переполошилась? Кто у нас сильнее: человек или таракан?»;

д)        оставить ситуацию без комментариев, но подойти к парте, найти таракана и разда вить;

е)        что бы ни случилось, успокоить девочку: «Тебе просто показалось — у страха глаза велики. Ну какие у нас тараканы?»

13.        Учительница начальных классов дала ребя там задание написать рассказ о своих домаш них животных. Один мальчик написал о тара канах — других «животных» у него нет. Как реагировать?

а)        Самое безопасное — оставить тематику со чинения без внимания;

б)        ободрить мальчика, что при неимении дру гой живности и тараканы — в радость;

в)        посоветовать мальчику предварительно об суждать сочинения с родителями и только
после этого нести в школу;

г)        при случае поговорить с родителями маль чика и посоветовать  им  завести для сына кошку, собаку или, в крайнем случае, че репаху, хомячка;

д)        обязательно поговорить с мамой мальчи ка, посоветовать  ей обратиться  в санэпи демстанцию;

е)        ни в коем случае не афишировать содер жание этого сочинения, а мальчику при случае объяснить, что тараканы — не жи вотные, а насекомые, к тому же вредные;

ж)        получили? Вот и не нужно впредь давать ребятам эту тему.

14.        Девочки одолевают пожилую учительницу: «Вера Ивановна, а Вам нравится Леонардо ди Каприо?» С трудом соображая, о ком идет речь, учительница уклончиво отвечает, что он ей безразличен. Девочки не унимаются: «А Брюс Уиллис? А Киану Ривз?» Приходится
признаться, что эти имена учительнице неиз вестны. В ответ
коллективный хохот. Что делать?

а) Не поддаваться на провокации, реагиро вать дружелюбно, например, с улыбкой раз вести руками: мол, где же мне за вами уг наться?

б)        просто спросить: «Девочки, а где их мож но увидеть или о них почитать?»;

в)        закатать глаза: «Разве мне запомнить име на всех ваших звезд и звездочек?»;

г)        разыграть обиду: «Ничего смешного нет, я же не спрашиваю вас о Николае Рыбни кове или Кирилле Столярове!»;

д)        улыбнуться: «Вы бы лучше не хохотали, а просветили бы меня»;

е)        строго заметить: «Если бы так же, как име на актеров, вы выучивали правила русско го языка»;

ж)        признаться честно: «Мне всегда больше всех нравился Вячеслав Тихонов».

15.        Учительница спрашивает у первоклашек, кем они хотят стать. Ответы — кто во что го разд. Одна девочка говорит: «Я хочу стать ба лериной. А Вы, Наталья Петровна, кем хотите стать, когда вырастете?» Что ответить?

а)        Спокойно сказать: «Я уже выросла и стала тем, кем хотела»;

б)        взгрустнуть: «Я бы тоже хотела стать ба лериной, да видишь, стала учительни цей»;

в)        ответить вопросом на вопрос: «Тебе не нра вится, что я стала учительницей?»;

г)        ласково посоветовать: «В следующий раз сначала подумай, а потом говори»;

д)        осадить девочку: «Катя, подумай хоро шенько, что ты спрашиваешь: ты — это
одно, а я — совсем другое»;

е)        сурово приказать: «Катя, прикуси язы чок!»;

ж)        весело откликнуться: «Какой хороший во прос — надо будет серьезно его обдумать!»

16.        В школе — выпускные экзамены. Выйдя к учительскому столу за билетом по биологии, выпускница осеняет разложенные билеты кре стным знамением и только после этого берет один из них. Комиссия оторопела от неожидан ности. Как вести себя в этой ситуации?

а)        Абсолютно спокойно, не придавая ника кого внимания такой мелочи;

б)        понимающе улыбнувшись, сказать: «Ждем от тебя отличного ответа»;

в)        иронично заметить: «Ну, теперь ты навер няка ответишь с ходу, без всякой подго товки»;

г)        серьезно сказать: «Будем надеяться, что ты помогла не только себе, но и всем остальным экзаменующимся»;

д) сказать: «В такой момент лучше мысленно попросить Бога о помощи всем экзамену ющимся».

17.        Молодая учительница пришла на работу в новой модной кофточке. Сидящие на первой парте девочки, судя по их откровенным взгля дам и шушуканью, обсуждают обновку учитель ницы. Что предпринять?

а)        Абсолютно ничего: Вы произвели эффект,а это немаловажно, в том числе и с педа гогической точки зрения;

б)        разыграть недоумение: «В чем дело? У меня что-нибудь не в порядке?»;

в)        возмутиться: «Не понимаю, сколько мож но обсуждать тряпки? Займитесь делом»;

г)        ограничиться коротким сухим замечанием, вроде: «Работаем...»;

л) отделаться шуткой: «Девочки, как я вас понимаю!»

18.        Учительница средних лет впервые пришла на работу в брюках. Ученики этого никак не ожидали: они с интересом разглядывают новый
наряд, обсуждают его между собой, шушукают ся. Учительница чувствует себя неловко, стес няется, старается не вставать из-за стола. Как
вести себя в этой ситуации?

а)        Брюки — это очень практично, модно, а зимой еще и тепло (все остальное вто рично);

б)        главное — преодолеть собственную за комплексованность, это важно и для Вас лично, и для детей, за Вами наблюдающих;

в)        извлечь из нее урок: не надевали брюк раньше и впредь никогда больше не наде вайте;

г)        все-таки брюки — это мужская одежда и носить ее дано не каждой женщине — по дойдите к этому самокритично;

д)        чтобы не чувствовать неловкости, еще раз продумайте цвет и покрой брюк и в любом случае надевайте к ним длинный жакет или пиджак, чтобы скрыть возможные изъяны
Вашей фигуры.

19.        Перед 8 Марта учительница приходит на урок и чувствует, что дети готовятся ее поздра вить, они суетятся, переглядываются, шеп чутся. Что делать?

а)        Спокойно подождать, пока дети Вас позд равят, а затем начать урок;

б)        с порога предупредить: «Никаких поздрав лений!» — и немедленно начать урок;

в)        сгладить неловкость и первой поздравить девочек с наступающим праздником;

г)        перехватить инициативу и ехидно спро сить: «Кто из вас знает этикет: можно ли дарить подарки учителям?»;

д)        ободряюще сказать: «Я жду, поторопитесь, а то мы никогда не начнем работать!»;

е)        успокоить класс решительным жестом и провозгласить: «А   теперь предпразднич ный сувенир — контрольная!»;

20. Перед праздником папа одной из учениц приходит к молодой учительнице и вручает ей цветы и конверт. Учительница благодарит и бе рет, думая, что в конверте — красочная открыт ка. А там оказываются деньги. Догнав папу, учительница их возвращает. Папа искренне изумлен: подарить деньги — это же нормально. И делает он это, по его словам, далеко не в пер вый раз. Что ответить?

а)        Извинившись, вернуть деньги и ничего не объяснять;

б)        вернуть деньги и мягко упрекнуть папу в бестактности;

в)        вернуть деньги и, не стесняясь, отчитать папу, чтобы впредь неповадно было;

г)        вернуть деньги и укоризненно заметить, что такая форма благодарности — в купю рах — для Вас неприемлема;

д)        такое поведение учителя изначально оши бочно: деньги совсем не обязательно воз вращать. В качестве спонсорской помощи
их можно сдать на нужды школы директо ру, родительскому комитету, попечитель скому совету и т.д.

Варианты ответов

  1. д                         11. а. г      
  2.  в, д                     12. а, г  
  3.  д ,е                     13. г, е
  4.  а. г                     14. б, г
  5.  б, в                     15. а, ж
  6.  а, д                    16. а, б
  7.  в . е                   17. а, д
  8.  б, д                   18. б, г, д
  9.  а                        19. в
  10.  д                     20. а, г