ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

        Одна из главных задач современной школы- воспитание творческой и самостоятельно мыслящей личности. Традиционная репродуктивная система образования не удовлетворяет требованиям, предъявленным к учителю в решении образовательных и развивающих задач, не соответствует психологическим особенностям поколения «информационной эпохи». Введение информационной- коммуникационных технологий в начальную школу обусловлено реалиями времени и является требованием ФГОС, ориентированного на выработку у учащегося особых компетенций и появление новых видов учебной деятельности.

        На уроках с применением ИКТ существенно меняется роль учителя: он оказывается не источником знаний, а «управляющим» познавательным процессом учеников, и это сотрудничество создаёт благоприятные условия для взаимопонимания педагога и обучаемых. Формируется культура сотрудничества, повышается мотивация детей, появляется возможность сделать учебный процесс действительно индивидуальным и дифференцированным, мобильным и творческим.

        Учёт индивидуальных особенностей обучаемых – давняя педагогическая традиция (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский), и внедрение ИКТ в образовательный процесс абсолютно отвечает этому требованию, позволяя создать условия, способствующие развитию личности и выявлению и преодолению тех слабых сторон, которые стоят  на её пути к успешности (отсутствие или недостаток мотивации, неподходящий для данного ребёнка темп или вид работы на уроке, проблемы в общении с учителем или одноклассниками и др.). К психологическим особенностям учащихся младших классов относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках и, наоборот, направляется в правильное русло или нейтрализуется на занятиях с применением компьютера, снимая психологическую напряжённость.

        В практику учителя начальной школы достаточно прочно вошли мультимедийные уроки, технико-дидактические возможности которых позволяют активизировать непроизвольное восприятие и создать условия для формирования образа изучаемого объекта, например, путём введения игровых ситуаций, перемещения, изменения масштаба, цвета, яркости, звука. Формирование пространственного изображения крайне важно для умственных действий, лежащих в основе многих процессов, от воспоминания до абстрактного мышления. На уроках математики при изучении геометрических фигур при использовании ИКТ появляется возможность выйти за рамки одномерного и двухмерного пространства и исключительно измерительной деятельности, развивая восприятие пространства и проективные представления детей.

Возможности ИКТ также незаменимы при формировании целостной картины мира на уроках окружающего мира. С помощью анимации, звука, фотографической точности моделируются различные учебные ситуации, появляется возможность представить уникальные материалы (фотографии, картины, видеофрагменты).

Одним из самых сложных видов творческой работы на уроках русского языка является сочинение, требующее достаточно высокого уровня развития образного мышления, связной речи, способности выражать свои мысли максимально чётко и ярко. Задача учителя – пробудить в ребёнке это поэтическое начало и помочь его выражению. Современные технические ресурсы предоставляют богатые возможности для работы над сочинениями различных жанров. При работе над сочинением по картине максимально оправдано использование презентаций или слайд-шоу. Другой нестандартной разновидностью сочинения является сочинение-ассоциация после прослушивания музыкального произведения. Интересно написание сочинения по музыкально-шумовой истории, составленной из разностиливых музыкальных отрывков, природных и бытовых шумов, скомпонованных в программе NeroSoundTrax.  В качестве самостоятельного задания или подготовки к написанию сочинения хороший результат даёт подбор заголовков для фотографий (слайдов) или видеосюжетов.

В арсенале учителя начальных классов на данном этапе находятся образовательные ресурсы сети Интернет, продукция медиаиздательств (электронные учебные пособия, интерактивные плакаты, электронные энциклопедии), компьютерные тренажёры и тесты и ряд прикладных программ, среди которых наиболее доступна для учителя – Microsoft PowerPoint. Доступны анимированные кроссворды, электронные физкультминутки –офтальмо -тренажёры, видеоэкскурсии, коллекции компьютерных игр, способствующих закреплению и развитию у детей бытового словаря, связной речи, числовых представлений и попутно развивающих память, внимание, наблюдательность, реакцию (для младших школьников лучше выбирать логические игры: головоломки, разбитые на этапы задачи). При обработке и закреплении навыков, самостоятельной работе, а также на этапе контроля знаний эффективно использовать ЦОРов. В целом выбор прикладного направления использования компьютерных технологий для начальной школы может быть предпочтительнее, чем теоретического, так как соответствует задачам и содержанию учебного процесса и особенностям психофизиологического развития учащихся.

В результате грамотного использования ИКТ учащиеся не только приобретают необходимые информационные компетенции, но и вырабатывают социально значимые навыки0 такие как самообразование, умение принимать решения, самостоятельно планировать деятельность, структурировать поток информации. Формируется информационная культура, предполагающая информационную грамотность (навыки работы с компьютером, в сети Интернет), мотивацию на удовлетворение потребности в информации и информационное общение на основе использования ИКТ, а также стиль мышления, основанный на самостоятельности и креативности.

ИКТ способствует актуализации и традиционных методов обучения, таких как демонстрация, наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, и достаточно новых, в частности, метода проектов. Проективное обучение основано на деятельностном подходе, обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся, например, при поиске необходимой информации в сети Интернет или электронных энциклопедиях и её дальнейшем структурировании, а затем представлении материала в виде презентации. (При проведении подобных работ важно помнить об опасности избытка ненужной информации, тогда как материалом для развития человеческого мышления служит не любая информация, а прежде всего проблемная, противоречивая).

В результате грамотного применения учителем возможностей ИКТ повышается качество знаний, появляется возможность обучения ребёнка в зоне ближайшего развития, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их продуктивного сотрудничества и проявления творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приёмы.- Волгоград: Учитель, 2011.-111 с.
  2. Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников/ Материалы Второго республиканского научно-практического семинара учителей начальных классов. –Карачаевск: КЧГУ,207.-396 с.
  3. Сухарева Л.П. Особенности организации урока с использованием ИКТ в начальной школе// Синергетика образования.-№1(21)2012.С.173-176.