Творческие работы
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Я - учитель»
Учитель как носитель света весь наполнен улыбкой: каждый его взгляд, его жест, его действие… От него – всё доброе в человеке. Он не может быть двуликим: хорошим наставником и плохим человеком…. К. Шумейко |
Все в этой жизни начинается с любви: любви к Родине, к родителям, к детям и к профессии. Любовь – определяющее качество учителя: прежде всего любовь к детям – вряд ли без нее можно стать Учителем; любовь к труду – предполагает ежедневную упорную кропотливую работу; любовь к жизни - без оптимизма в современном мире и в школе не выжить. Нужно много сил для того чтобы научить детей любить, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам.
Профессия Учителя - самая важная профессия. Недаром говорят: «Только одна профессия от Бога – это профессия Учителя, а все остальные от учителя». Именно учителя формируют и воспитывают у детей школьного возраста чувство любви, справедливости и гуманизма. Учат ценить жизнь, Родину, природу, уважать историю и ценности семьи. И именно учителя обучают, наставляют и помогают выбрать профессию.
Я считаю, что мне в жизни очень повезло с учителями. Со школьной скамьи и до теперешней моей педагогической деятельности меня окружали мудрые, неравнодушные, интересные люди. Многие из них помогли мне в становлении меня как учителя. Многие стали для меня примером профессионального мастерства. Я с огромной благодарностью вспоминаю те уроки доброты, которые я получила в детстве и юности.
Я не однократно слышу от друзей ты слишком строга и серьезна к происходящему, что я могу на это ответить: «Я учитель», мне часто говорят на это учитель ты в школе. А я знаю, учитель я 24 часа в сутки. Я много раз уже говорила: «Я люблю свою работу, я люблю свих детей». У меня еще горят глаза, и есть желание творить и работать.
А я – Учитель! Сколько раз с гордостью и улыбкой, я повторяла эту фразу своим родным и друзьям. Я – Учитель. Строгая юбка, «правильной» длины, блуза, застегнутая на все пуговицы, аккуратная прическа и очки – так в моем восприятии должен выглядеть педагог. Он всегда прав, он знает ответы на все вопросы, он справедлив и беспристрастен, в его сердце есть место для каждого. А сколько внутри чувств, когда сомнения переполняют душу, начинается все с этих слов я – учитель. И понемногу все успокаивалось, находит свое объяснение, вставало на свои места.
Мне всегда комфортно в моей профессии. Самое главное понимать, что тебе оказали большое доверие и родители, и ученики, что на тебя возложена большая ответственность. Именно это не позволяет спокойно спать по ночам, именно это не позволяет «душе лениться». Постоянно находиться в тонусе... Постоянно задавать себе вопрос «А имею ли я право?» Не поучать, не диктовать свою волю, а объяснять, прививать, быть рядом, помогать! И хорошо, если с тобой советуются, если к тебе обращаются за помощью, значит доверяют, а это дорогого стоит.
Я люблю свой предмет, на своих уроках я не только учу, но и учусь сама, как правильнее построить процесс воспитания души и сердца детей. Урок истории, урок привития чувств патриотизма и любви к своей Родине. Есть пространство, где можно проявить свои способности и творчество и учителю, и, естественно, ученику.
Каким в будущем вырастит ребенок, многое зависит от нас учителей. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, от учителя к ученику, приоритетной целью становиться развитие способности ученика самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации. Контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие знания. Жизнь меняется, меняется и потенциал. Ни учитель, ни родитель, ни ученик не могут угадать, какие знания и умения ему понадобиться в будущем. Возникает большая необходимость обучаться и развиваться в течении всей жизни. И как правило вместо передачи знаний - развитие личности на основе способов своей деятельности. Но это не значит, что нужно отказаться от багажа знаний. Нужно просто менять приоритеты.
Постоянный поиск чего – то нового, интересного. Школа – это место где нужно быть готовым всегда ко всему, к новому, а порой даже к безумному. Необходимо всегда иметь огонек в глазах, быть интересным для учеником, порой вливаться в их среду, играть с ними, и тогда можно стать для них не такой как все, особенной, заслужить их любовь и благодарность, отзывчивость. Видеть интерес в их глазах. Быть открытой для них. Быть учителем – это быть постоянно в поиске. Быть учителем – это торопиться жить. Жить мечтами своих учеников, гореть их идеями. Именно дети заставляют быть открытыми душой, открытым сердцем. Никогда не уставать от идей, и гореть новыми. Дни учителя они не бывают, похожи один на один, они все разные.
Меняется роль учителя: он играет роль наставника, или как сейчас модно говорить - тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.
Профессия «учитель» - была, есть и будет одной из самых нужных и сложных. Учитель – это образ жизни! От того как педагог будет думать, жить, дышать, что говорить – зависит будущее его учеников. Учитель – это некий жизненный эталон, который должен идти в ногу со временем. Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила.
У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности, ведущую роль играет системно-деятельностный подход.
Учитель, ориентируясь на виды УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии. Уроки носят чаще интегрированный характер.
На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются учениками…
Поэтому задача учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
Поэтому я считаю, основными результатами образования:
1)формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования;
2)воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
3) индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.
Говоря о трудностях, они существуют в каждой профессии, но моя профессия особенная. Я – учитель. Самая большая трудность, это проложить тропинку к душе ребенка. Связь эта настолько хрупка, что достаточно одного неосторожного слова, и ее можно порвать навсегда, и становится горечно и досадно. Но если у вас есть такая связь, когда ребенок тебя понимает с полувзгляда, полуслова, вырастают крылья, появляется ощущение свободы, легкости. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг, от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете.
Я знаю, что рабочий день учителя не ограничивается определенной нагрузкой. После прощания с детьми начинается сложная задача: подготовка к урокам, проверка тетрадей, разработка мероприятий и так далее. И даже когда засыпаешь, уже далеко за полночь, в расслабляющимся мозге учителя путаются разные мысли: как лучше провести «открытый» урок, как понятней объяснить новую тему, как уйти от назревающего конфликта с учеником… И даже сны нам снятся «учительские»: Ты входишь в класс, а там сияющие лица, новые победы.
Необходимо научиться любить своих (таких разных!) учеников. Любить всех. В нашей профессии любовь - есть вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них, талантлив по-своему! Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.
Мне и моим коллегам небезразлично, каким вырастет новое поколение, которое будет строить будущую жизнь нашей страны. Пусть не все станут великими людьми, но самое главное, чтобы из них выросли настоящие граждане: добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Поэтому стараюсь своим личным примером показывать, как должны проявляться в человеке эти качества. Кроме того, стараюсь быть профессионалом и личностью, не просто занимать рабочее место, но и украшать своим личным примером, что составляет смысл моей работы. Чтобы быть профессионалом, стремлюсь хорошо знать свой предмет, повышать свое педагогическое мастерство, изучать психологические особенности школьников. Как личность, пытаюсь быть интересной, принципиальной, деловитой, творческой.
Размышляя о своей профессии, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» А у меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.
Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.
Педагог – человек, которому выпало счастье жить не только отмеренные ему годы, но и много дольше, потому что частица его мыслей, чувств, стремлений остаются в каждом из учеников и как эстафета уходит дальше в будущее.
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость