«Формируем математические представления и развиваем речь»

Ильясова Екатерина Владимировна

«Речевые нарушения ослабляют коммуникативную, планирующую и знаковую функции речи, влияют на готовность к обучению в школе, препятствуют усвоению грамоты и  математики» (Л.С.Выготский,    Р.Е. Левина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формируем математические представления и развиваем речь»

«Речевые нарушения ослабляют коммуникативную, планирующую и знаковую функции речи, влияют на готовность к обучению в школе, препятствуют усвоению грамоты и  математики» (Л.С.Выготский,    Р.Е. Левина)

 Математика оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Связь речи и мышления двусторонняя: мышление не только находит выражение в речи и формируется в ней, но и регулирует речевой процесс. 

Формирование начальных математических понятий и действий подразумевает не только  умение  считать, измерять и решать,

но и  открывать в окружающем мире свойства, отношения, уметь их передавать с помощью речи, знаков, символов.  

   

 Речь, которую используют дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных  всеми частями речи, особенно часто преобладают такие части речи: числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно

Главная  цель   речевой  работы  с  детьми  на  занятиях  по математике – уяснение точного смысла слов и употребление этих слов в своей речи. 

   Выполняя какое- либо практическое действие, ребёнок должен суметь выразить словами это действие.  На способности описывать своё действие  формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. Например,  ребёнок научился сравнивать полоски по длине (ширине) и объясняет соседу по столу: «Накладываешь полоску одну на другую и сразу видно, какая шире – уже ( длиннее - короче).

 Что  можно использовать для  расширения и пополнения словаря ребёнка?

1. Для расширения и пополнения  словаря  ребёнка, можно использовать такие словесные игры:

- «Наоборот»(высокий- низкий, здоровый -больной, широкая -узкая…)

 -«Дополни предложение» (Завтракаем утром, а ужинаем…Река широкая, а ручей…Куст низкий, а дерево…)

2. В загадках  анализируется предмет или явление, развивается мыслительная деятельность и речь ребёнка.

--Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой. Все 4 стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, как зовут его…(квадрат)

-Нас 7 братьев. Летами мы все равные, а именем разные. Отгадай кто мы? (дни недели).

-Вид её, как запятая, хвост крючком, и не секрет: любит всех она лентяев, а лентяи её нет» (2)

3. Можно разучить  скороговорки с числами, которые решат сразу несколько развивающих задач : «3 сороки, 3 трещётки потеряли по 3 щётки: 3- сегодня, 3-вчера, 3 –ещё позавчера.»,

 «У четырёх черепашат по 4 черепашёнка».

  1. Хорошо познакомить ребёнка с пословицами  и поговорками, в которых заключается  не только жизненный опыт народа,  но и  обогащается словарный запас ребёнка, используется число: «  7 раз отмерь-1 отрежь», « Не имей 100 рублей – а имей 100 друзей», «Весна да осень- на дню погод  8»; «7 Пятниц на неделе», «В трёх соснах заблудился»…

5. Считалки -  являются ценным средством  для обучения детей количественному, порядковому, обратному счёту. Любая считалка активизирует у детей речь, память, внимание.

 «1,2,3-вслед за мною говори: в понедельник, вторник, среду - в гости к бабушке поеду, а в четверг и пятницу- санки к дому катятся. За субботой, воскресенье - в этот день пекут печенье. 1,2,3-всю считалку повтори!»

   

  1. Читая сказки можно также решать математические задачи: закрепить количественный порядковый счёт и развить речь. 

  Например, при обсуждении сказки «Колобок» можно задать ребёнку вопрос «Сколько животных встретил колобок», «От скольких животных ушёл колобок».

 На примере сказки «Репка» можно посчитать количество животных, помогавших тянуть репку или сколько всего персонажей вытаскивало репку… «Которая по счёту пришла собака, мышка?...»

Часто взрослые при разговоре с ребёнком  сами допускают  речевые ошибки.

 Причина: неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений, отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное ошибочное использование (например, вместо слова «высокий» - говорят  «большой», «маленькая» - вместо «узкая»). 

   

Все приемы игровые, занимательные преследуют одну цель – развивать  у детей мыслительную активность, а с ней и речь.

От уровня развития речи зависит успешность обучения ребёнка в школе.