Конкурс "Педагог года 2022"

Рачкова Екатерина Александровна

Моя визитная карточка.

Мастер - класс для педагогов "Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ" 

Опыт работы "Использование технологии исследовательской деятельности в работе с дошкольниками"

Родительский час "Исследовательская деятельность, как средство познавательной активности детей дошкольного возраста" 

Конспект занятия "Воздух невидимка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitka.docx20.89 КБ
Файл master-klass.docx26.99 КБ
Файл opyt_rab.docx26.48 КБ
Файл roditelskiy_chas.docx26.87 КБ
Файл konspekt_konkurs.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад №29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Визитная карточка

                   

                                       Разработала: Рачкова Е.А. – воспитатель

г. Райчихинск

Жизнь человека - это полоски. У кого то они черные и белые, у других они извилистые и запутанные. А моя жизнь – это полосы радуги, которая зовет меня в неизведанные дали, где живет моя мечта. Она заставляет меня двигаться только вперед… В будущее.

Моя радуга связанна одним узелком. Узелком моей профессии. Я педагог, и это мое призвание. Мои все начинания и надежды связаны с этой профессией. Каждый цвет моей радуги – это мир, завесу которого я хочу сейчас открыть для вас.

Ленты разноцветные

Над землёй парят,

Люди изумленные

В небеса глядят.

Все на свете сбудется

Знаю точно я.

После грома радуга

Вот, мечта моя.

Какая будет моя радуга жизни, каким педагогом буду в будущем я, зависит от многих ценностей моей жизни.

Моя задача, стать хорошим педагогом, чтобы учить детей быть настоящими людьми, уметь справляться с жизненными трудностями, добиваться успехов в добрых делах

Детское сердце нежное, чистое,

Доброе, умное, неприручимое.

Каждое сердце, как солнце лучистое,

Как радуга яркая, неповторимая.

Я – люблю детей и поэтому я выбрала профессию - воспитатель. Поэтому красный цвет моей радуги – это моя профессия,  которая дает возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаю значимость профессии воспитателя, когда вижу распахнутые навстречу глаза детей. Глядя в эти детские глаза, я понимаю, что нужна им. Закладывая ростки будущих характеров, поддерживая  их своей любовью, я отдаю тепло своего сердца. У меня прекрасная миссия — дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.

Оранжевый цвет теплый, радостный и возбуждающий. Этот цвет связан со стремлением к достижению цели, мое самоутверждение. Я не боюсь ни какой работы и роли. Могу быть, хорошей хозяйкой, мамой. Могу стать «Марьей искусницей», Цыганкой, Фрекен Бок а может даже Лешим или дедом Морозом. И все эти перевоплощения помогают мне в моей профессии. Ведь главное – я педагог.

Желтый цвет теплый, солнечный,  который всегда согреет в любую погоду. Это цвет моей семьи. Ведь для педагога очень важно, чтобы его любили и понимали родные. Моя дочь, мои родители, мои братья – первые помощники во всех моих начинаниях. Это мои надежды. Уверенность в надежном тыле, в своем завтрашнем дне.

Зеленый цвет – это мои увлечения. Я с удовольствием путешествую по родному краю и нахожу каждый раз все новые и новые прекрасные уголки нашей необъятной Родины. Всегда испытываю душевный трепет от соприкосновения с книгой. Я люблю читать книги, которые формируют мой внутренний мир, делают его богаче, шире, помогают познать себя.

Голубой цвет - цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия. Как любой человек, я мечтаю. И всегда иду к своей мечте. С детства, я мечтала воспитывать детей, рассказывая куклам сказки, которые мне читала в детском саду моя любимая воспитательница. Чтобы осуществить свою мечту я старалась хорошо учиться, и это помогло мне осуществить мою мечту.

Я неконфликтна, у меня много друзей и я всегда готова прийти к ним на помощь. Синий цвет для меня – это символ дружбы. Чистой как ясное небо. Иногда мое небо темнеет, как в пасмурную погоду. Ведь порой бывает мне грустно и в это время тучи разгоняют мои верные друзья.

Фиолетовый цвет моей радуги – это мои успехи и успехи моих детей. Ведь каждую победу маленькую или большую мы разделяем на всех. Каждую неудачу мы переживаем все вместе. Фиолетовый цвет моей радуги, как весенние цветы напоминают о себе. И так хочется сказать себе с улыбкой: «То-ли еще будет».

Моя радуга поднялась высоко над горизонтом. Ею любуются мои друзья, семья, коллеги. Она наполнена светом успехов моих воспитанников.

Ведь для каждого педагога важнее всего, то чего добились его ученики. Мои дети радуют меня.

Я живу и радуюсь вместе со своими коллегами, воспитанниками, друзьями и семьей. И пусть завтра небо закроют серые тучи. И пусть льет дождь, как из ведра. Я знаю точно. Что после дождя, моя радуга засияет еще выше, ярче и чище.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад №29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Мастер - класс «Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ»

                   

                                       Разработала: Рачкова Е.А. – воспитатель

 г. Райчихинск

«Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ» 

Цель:  

        Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования технологии исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Познакомить педагогов  со специальными знаниями и практическими умениями в области исследовательской деятельности.
  • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Ход

Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем гостям!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

А сейчас я приглашаю вас, уважаемые конкурсанты принять участие  в практической деятельности. Прошу вас разделиться на три команды. Каждая команда будет проводить свой эксперимент.

У вас на столах  разложены  карточки, где дано название опыта и методика его  проведения, ну и конечно необходимое оборудование.  Команды должны будут выполнить опыт и описать его. Экспериментирование  будет направлено на получение нового цвета.  

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Экспериментирование с цветом обязательно вызовет чувство удивления, восторга, праздника не только у ребенка, но и у взрослого.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 для команды №1:

«ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЦВЕТА»

Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух (несколько цветов) цветов: желтого и синего.

Для этого понадобится:

Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2 для команды №2:

«Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?  Попробуем разложить цвета на составляющие.

 Для этого нам понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

 В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение:

Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 3 для команды № 3:

«Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.  Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки.

Уважаемая аудитория, а пока наши участницы экспериментируют, с вашей помощью  я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

 (Приглашаются 3 коллеги из зала).

- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?

Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:

(вода, снег, солнце, камни, песок, глина,… воздух).

А давайте - ка, с вами сконцентрируем внимание на объекте неживой природы – воздух и вспомним его свойства:

 Свойства воздуха:

1. Воздух занимает пространство;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Воздух имеет вес

7. Воздух очень легкий;

8. Воздух легче воды;

9. Горячий воздух легче холодного;

10. Ветер – это движение воздуха;

11.Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

12. Воздух давит на предметы во все стороны;

13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

А теперь некоторые из этих свойств мы с вами проверим

Воздух занимает пространство

Я предлагаю надуть   шарики.

- Скажите, пожалуйста, как у нас из маленького шарика получился такой большой? (потому - что мы надули его воздуха).

Возьмите салфетки, давайте попробуем подуть. Что происходит с салфеткой?

(она колышится)

Так отчего она колышится? (от ветра)

-  Возьмите веер в руки и помашите перед своим лицом

- Что вы почувствовали? (ветер)

 -Ветер - движение воздуха, воздух нас охлаждает.

Воздух можно почувствовать кожей как легкий ветерок, ветер – это движение воздуха, поэтому воздух находится вокруг нас и занимает все пространство

Воздух не имеет запаха.
- Как вы думаете, имеет ли воздух запах?
- Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. Воспитатель подходит к каждому участнику и дает им понюхать духи, апельсин, лимон, чеснок. Один участник  вдыхает просто воздух. Все что - то почувствовали, только один человек ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему ? Он вдохнул просто чистый воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, пахнут предметы, запах воздуху также придают содержащиеся в нем вещества.

Воздух имеет вес.

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойства воздуха:

 (его нужно взвесить)

 - Посмотрите у нас …замечательные весы. Обратите внимание: шарики перевешивают друг друга или они уравновешены ( уравновешены).

Давайте попробуем один шарик проткнуть, и посмотреть, что получится

(Берем шпажку и лопаем шарик). Что мы видим? (один шарик лопнул и весы, где находится шарик с воздухом опустились вниз).

Значит, воздух имеет вес или нет?

Вывод:  Воздух имеет вес

Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу.

А теперь посмотрим, как же со своим задание справились наши участницы.

 Участницы первой команды рассказывают про свой опыт

 - Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?   Об этом эксперименте нам расскажут участницы второй команды.

Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета. Хочу отметить, что фломастеры разных производителей могут вести себя по-разному, и могут получиться различные цвета. Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани. Об этом нам расскажет третья команда.

Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.  Любуемся и наслаждаемся результатом.

С помощью таких интересных экспериментов перед ребятами откроется красочный мир цветового многообразия.

Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности  исследовательской  деятельности, и что мой мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Закончить свое выступление хотелось бы притчей .

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках .  Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Опыт работы

«Использование технологии исследовательской деятельности  в работе с дошкольниками »

                                               г. Райчихинск

                                                       2022г.

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

- Кто такие эльфы?
- Кто придумал космос?
- А машину времени кто изобретёт?
- Есть ли где-то люди на далёких звёздах?
- Может, в Антарктиде кто-нибудь живёт?

- Для чего построили люди пирамиды?
- Почему на Солнце пятна и жара?
- Так куда же всё-таки делась Атлантида?
- Ой, смотрите, падает в озеро звезда!

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; смотрит на поведение кошки с котятами, изучает поведение синицы за окном, разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в любой области образовательного процесса. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Целью использования технологии исследовательской деятельности является: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Сформированность основных ключевых компетенций (коммуникативная, информационная, здоровьесберегательная, когнитивная, эмоциональная), способность к исследовательскому типу мышления.

 Задачи:

1.      Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)

2.     Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

3.     Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

4.     Формирование способов познания путем сенсорного анализа:

5.      Социально-личностное развитие:

6.      Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, самоконтроля и саморегуляции

   В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.              

Над реализацией поставленных задач  совместно с детьми работаю на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе. Постоянно придерживаюсь принципа выдвинутого Л.К. Выготским: « От сложного к еще более сложному».

Среди приёмов и методов исследовательской деятельности выделяю  актуальные для использования в работе со своими воспитанниками:

Эвристический метод.  Часто создаю проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?», «Зачем нужен режим дня?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: определяю основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливаю дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирую возможные варианты ответов и реакцию на них.

Следующий метод - это наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников, и широко используются не только мной, но и большинством педагогов.

Это могут быть наблюдения за живыми объектами – наблюдение за синицами, клюющими зерна на кормушке, за кошкой или собакой, за прорастанием растений в цветнике или в огороде на окне, за набуханием почек на деревьях. За неживой природой- плывущими облаками, таянием снега, ветром и дождем. Наблюдение за трудом взрослым  и т.д..

Одним из любимейших занятий у моих воспитанников является проведение опытов и экспериментов. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), ребята приобретают сведения об их свойствах.

Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Для проведения экспериментально деятельности в группе создан центр детского экспериментирования.

Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Обращаю внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к которым они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений  используем такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребята делают в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовливаем своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания лэпбука используем шаблоны. В оформлении некоторых лэпбуков участвуют родители.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. Совместно с ребятами своей группы, на протяжении их пребывания в детском саду, реализовали не один проект различной направленности – «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Красная книга амурской области», «Хлеб всему голова», «Занимательные финансы». В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки.  Побуждаю детей к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляю их действия.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется мною в работе с детьми. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется мною как в образовательном процессе, так и в совместной деятельности: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». ТРИЗ-технологии  мною реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Для того чтобы родители смогли увидеть и оценить результаты нашей деятельности планирую и провожу совместные мероприятия:

         Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

         Было проведено родительское собрание, на котором родители узнали о форме организации исследовательской работы, познакомились с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

        В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе создан клуб «Мамины посиделки» на одном заседаний которого, родители совместно с детьми рассказали о своих коллекциях, которые они собирают дома. Ребята совместно с мамами  подготовили, провели и рассказали о следующих исследованиях, которые провели дома: «Дом, в котором я живу»; «Что будет, если разрезать яблоко?», «Вкусные сосульки », «Сколько жира в чипсах?», «Что я знаю о воздухе».

Хочется сказать, что результаты нашей совместной деятельности видны и радуют как меня, так и родителей. В ходе исследования целевых ориентиров, ребята подготовительной группы показывают стабильно положительные результаты. Так в ходе проведения промежуточного мониторинга (январь), можно увидеть, что значительно увеличились высокие и средние показатели, по сравнению со стартовыми показателями.  

В перспективе своей работы по данному направлению планирую:

В познавательно-исследовательской деятельности организовать и провести исследования: «Различие между пресной и соленой водой  - способы опреснения воды», «Посев сухого и пророщенного гороха».

В  разделе математическое развитие – в ходе расширение представлений о времени, провести исследование «Почему время не везде одинаковое?» .

В ходе формирования и развития речи – «Почему одно и тоже слово может иметь разное значение?».

Маленькие гении, юные мыслители,
С глазками-озерами, света и любви.
Станьте вы мудрее дедов и родителей:
Сохраните в целости красоту Земли.

Носики в веснушках, под панамкой косы...
Уберечь бы в сердце эту чистоту.
Задавайте чаще вечные вопросы -
Только так получится воплотить мечту.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад №29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Родительский час

«Исследовательская деятельность, как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

                   

                                       Разработала: Рачкова. Е.А. – воспитатель

 г. Райчихинск

Родительский час «Экспериментальная деятельность, как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для развития творческой активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского характера.

Задачи:

Повысить уровень родительской компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательских деятельность.  

Пробудить у родителей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.

Представить родителям одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми.

Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

Ход

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас в нашем зале. Спасибо Вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского часа, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, Вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован именно в дошкольные годы. Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: Что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».

В ходе  сегодняшней нашей встречи  я познакомлю Вас, как способствовать развитию познавательного интереса детей, увидите своих детей в роли исследователей и экспериментаторов, сами станете участниками образовательного процесса. Вы окунетесь в волшебный мир опытов и экспериментов, который так нравится Вашим детям.

Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

                                                       Что же я такое, если я не принимаю участие?

                                                                        Чтобы быть, я должен участвовать.

                                                                                      Антуан де Сент-Экзюпери

 Мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, или родитель.

Сухомлинский однажды сказал

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Дети очень любят экспериментировать, проводить опыты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и опыты и экспериментирование как никакие другие методы соответствует этим возрастным особенностям.

Опыты и эксперименты, в детском саду проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления:

  • неживая природа;
  • живая природа;
  • знакомство с рукотворным миром.

 Как вы думаете с какими объектами неживой природы можно знакомить детей? (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.) Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

 А за какими объектами Живой природы можно наблюдать? Характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

С какими объектами рукотворного мира можно знакомить детей?

Знакомство с рукотворным миром: знакомство с разнообразием материалов (металл, пластмасс, ткань и др.), сравнение их свойств.

Семья играет важную роль в развитии познавательной активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной и исследовательской деятельности. Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Именно эти слова мы берем за основу при организации работы по поисково–исследовательской и экспериментальной деятельности. В группе организован центр экспериментирования «Лаборатория профессора Колбочкиной», в которой дети регулярно проводят

опыты и эксперименты, занимаются исследованиями.

И сейчас мы предлагаем Вам посмотреть на то, с каким интересом дети проводят опыты, экспериментируют, делают выводы и умозаключения.

-Уважаемы родители и гости, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей) Где можно увидеть фокусы? Для чего показывают фокусы? (ответы детей) А вы умеете показывать фокусы? (ответы ) Хотите, мы  научим вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Ребенок переодетый в фокусника  (Звучит музыка, входит фокусник.)

 Приветствуем сегодня всех

Мы рады встречи с вами

И не случайно в этот зал

Всех вместе мы собрали

Сегодня фокусы для вас

Покажем вместе мы сейчас .

Здравствуйте дорогие зрители!

Забавные фокусы увидеть не хотите ли?

Тогда не зевайте не болтайте,

А за нами наблюдайте!

Фокус 1. Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные бутылки, наполненные водой. Фокусники после произнесения волшебных слов («Была водичка простой, стань водичка цветной») и взмаха волшебной палочки начинают активно взбалтывать воду в бутылках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.).

-Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? (Ответы детей)

Теперь скажу вам по секрету,

Что никакой здесь тайны нету,

Здесь нет ни капли колдовства,

Но очень много мастерства.

(раскрывает секрет фокуса с краской). Все знают, что вода прозрачная, но при соприкосновении с красками она окрашивается в разные цвета, вот и весь фокус.

Фокус 2. Волшебные мандарины.

 А сейчас я беру ёмкость с водой. Ой, что это у меня – мандарины. Аккуратно кладём их в воду. Они плавают, на дно не опускаются, значит, мандарины не тонут. Достанем, очистим несколько от кожуры. Теперь снова опускаем в водичку. Что с ними произошло? (ответы участников) Они утонули. Кожура, это, как спасательный круг для мандаринок, она их и держит на поверхности воды. А без кожуры они этой поддержки лишаются и тонут.

Фокус 3. Волшебная палочка.

Посмотрите, у меня есть  бутылка наполненная крупой и волшебная палочка. Сейчас я произнесу волшебные слова и постучу по дну бутылки, вставлю волшебную палочку в бутылку

Дело тут конечно, не в волшебных словах  и волшебной палочке, а в силе трения и сцепления. Крупа сильно плотно заполняет бутылку, после утрамбовывания, что когда мы вставляем палочку, оно очень сильно на него давит. За счет силы трения возникает сцепление между поверхностями.

Фокус 4. Волшебный грецкий орех.

Фокусник: - Посмотрите, что у меня в руке? (грецкий орех). Правильно! Обычный грецкий орех! Сейчас я на ваших глазах превращу его в волшебный орех, и он будет притягивать к себе предметы. (Внутри ореха спрятан магнит, и все металлические предметы к нему притягиваются).

Настроение прекрасно,

И не хочется скучать.

Я забавные картинки

Предлагаю рисовать.

И соломкой для коктейля

Прошу кляксы сделать вас,

Чтоб веселая картинка

По листочку расползлась.

Кляксы разные бывают.

Что они изображают?

Фокус 5  «Забавные картинки».

Взрослый ставит кляксу. Дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое – либо изображение, затем придумывают названия картинкам.

Фокусник: Понравились вам наши  фокусы? Теперь вы можете их показывать своим друзьям, папам, мамам, братьям, сестрам.

Праздник веселый удался на славу!

Мы  думаем, всем он пришелся по нраву!

К знаньям стремитесь, иначе нельзя.

 Ждем  новой встречи, прощайте, друзья!

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира , нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

«Сказать ребенку на его вопрос: «подожди, вырастишь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию». А.М.горький.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад №29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Конспект занятия «Воздух невидимка»

                   

                                       Разработала: Рачкова Е.А. – воспитатель

                                            г. Райчихинск

Конспект занятия «Воздух – невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

Расширять знания детей о воздухе, способность к накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, заполняет пространство, уточнить представление о том, что ветер – это движение воздуха);

Развивать навыки проведения опытов и умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Формировать умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов;

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, зрительное и слуховое восприятие;

Развивать интерес к познавательной деятельности;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Компьютерная презентация, макеты легких, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, шпажки, пластиковые стаканчики,  бутылочки с перчаткой с изображение веселых человечков, стаканы с водой, мел, воронки, воздушные шарики.

Ход занятия.

Приветствие «Ладошки»

Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили.

Будем мы веселиться, играть,

Чтобы умными, дружными стать.

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?

Дети: ответы

Воспитатель: сегодня хочу прочитать вам интересную сказку. Живет на свете воздух, живет – не тужит. Никто его не видит, а жить без него не может. А воздух такой любопытный, всюду залезть хочет: и в книгу, и в банку, и в шкаф, и в карман, и в бутылку, и в каждый цветочек, и под каждый листочек, и в каждую щелочку, и в каждую дырочку. Нет на земле места, куда бы не попал воздух – найдет пустое место и уже тут как тут Воздух не только любит быть любопытным, но также он любит шалить, подвигаться, превращаясь в ветер. Иногда он движется не спеша – качнет верхушки деревьев, поиграет с листочками, подует легким ветерком на людей – приятно, особенно в жару. Но иногда он промчится очень сильно, сгибая деревья, срывая белье с веревок, дует в лицо и в спину, как будто хочет куда-то унести А бывает, воздух так рассердится, что превратится в сильный ветер, который сметает все на своем пути – ломает деревья, вырывает их с корнем, разрушает дома, переворачивает машины, сваливает с ног людей – это очень опасный ветер, хорошо, что он редко сердится

Воспитатель: Про кого я вам прочитала сказку

Дети: ответы

Воспитатель: Какими свойствами обладает воздух.

Воспитатель: Давайте все эти свойства воздуха проверим?

Воспитатель: Что такое воздух?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Да, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого.

Воспитатель: какие органы участвуют в дыхании человека?

Дети: ответы

Воспитатель:  но самый важный орган в дыхание - правильно легкими. И сейчас мы с вами это и  проверим как они работают .

Опыт № 1 

Воспитатель: Для опыта нам понадобятся вот такие макеты легких.  

Вывод: опыт показывает, что мы вдыхаем воздух ртом или носом он идет, через трахею и попадает в легкие, при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Вывод: Вот так в наш организм поступает воздух и мы с вами дышим

Воспитатель: Можем ли мы увидеть воздух?

Дети: Нет, он невидим

Воспитатель: Давайте с вами проверим это.

Опыт № 2 «Как поймать воздух?»

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он? Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пуст!

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: ответы

Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет, почему не получается?

Дети: ответы

Воспитатель: потому что в нем воздух.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? Значит воздух какой?

Дети: ответы

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, приобретает форму того предмета в который он попадает.

Опыт № 3

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.

Дети: Ответы

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Струя воздуха, ветерок!

Вывод: значит воздух можно почувствовать

«Воздух есть везде?»

Воспитатель:  Как вы думаете, воздух есть везде?

Дети: ответы

Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим.

Опыт № 4 Посмотрите, что внутри этого стакана?

Дети: Стакан пуст

Воспитатель: Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно!  

Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его в воду и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется вверх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).

Воспитатель: Что это? Кто прятался в стакане?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Оказывается, стакан был наполнен воздухом, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх.

Опыт №5

Воспитатель: Как вы думаете, воздух прячется только в одном стакане или в других сосудах он тоже есть?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмём вот такую веселую бутылочку. на бутылку я одела перчатку опускаем бутылочку в воду, что происходит с перчаткой?

Дети: она надувается

Воспитатель: А почему она надувается?

Дети: ответы

Воспитатель: Оказывается, воздух заполняет все пустоты! Значит, своей формы у него нет. 

Воспитатель: Давайте проведем еще один опыт

Опыт №6

Воспитатель: Возьмем  стакан и бросим мел. Что происходит?

Дети: Мел утонул, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх

Воспитатель: Из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх Пузырьки – это воздух, он был  в меле и вышел из них, когда мел попал в воду. Мы с вами провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

Дети: Воздух есть везде : в бутылке, стакане,  и в меле. То есть во всем что нас окружает

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких. Неплохо бы немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Воздух – невидимка, (руки вверх – машем в право и в лево)

Выходи гулять! («зовем»)

Воздух – невидимка, (руки вверх – машем в право и в лево)

Как тебя поймать? (Хлопаем руками в разных местах)

Если быстро – быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого – прекрасного воздуха найду! (Потираем руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт с воронкой №7

Воспитатель: Может ли воздух передвигать предметы?

Дети: ответы

Воспитатель: Давайте сейчас с вами и проверим.

Воспитатель: У меня есть вот такие воронки к воронке прикреплена трубочка. Давайте в воронку положим шарик и подуем в трубочку. Что происходит с шариком?

дети: ответы

Воспитатель правильно шарик крутится от потока воздуха. Давайте положим в воронку салфетку и подуем в трубочку. Что произошло с салфеткой?

Дети: ответы

Воспитатель: Так может воздух передвигать предметы?

дети: ответы

Воспитатель: Правильно может от потока воздуха салфетка вылетела из воронки. Почему шарик крутился в воронке а салфетка вылетела из воронки

дети: ответы

Вывод: шарик, тяжелея салфетки. Чем легче предмет, тем быстрее и сильнее передвигает его воздух.  

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру

Игра называется  «Волшебный шарик»

Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Воспитатель: О чем мы с вами разговаривали? Какой опыт вам понравился больше? Что вы сегодня узнали нового? Понравилось тебе наше сегодняшнее занятие?

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнали много нового и интересного. Вы были настоящими исследователями, и я хочу сказать вам спасибо и подарить воздушные шарики. Внутри каждого шарика что?

Дети: Воздух

.