Развитие ребенка как компетентной личности в рамках ФГОС НОО

Лодоева Валентина Анандуевна

Развитие ребенка как компетентной личности в рамках ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Лодоева,

учитель начальных классов

МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №1» Еравнинского района

Развитие ребенка как компетентной личности в рамках ФГОС НОО

 В настоящее время, в соответствии с концепцией модернизации Российского образования, главные свои усилия как учитель начальных классов я направляю на формирование потребности у ребенка учебной деятельности, неуемного желания учиться.                                      Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Поэтому       для своих учеников я создаю  условия для самостоятельной работы, для активной мыслительной деятельности. Моя задача как учителя не просто формировать или    развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет  ребенок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся  возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за  этот выбор, а не давать готовое – это та деятельность, которая в большей степени зависит  от учителя, то, что позволит добиться успеха в  реализации новых стандартов.

Развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
         Таким образом,
главной целью моей профессиональной деятельности является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения:

                   1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

               2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной работы: умением принимать учебные задачи, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

               3. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и интересов учащихся.

           В своей работе использую современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, технологию осуществления дифференцированного подхода в обучении и другие.

Ученик современной школы должен  прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Образовательный же процесс обязан открывать и стимулировать личностный потенциал школьника. Сегодня гораздо большее значение имеют:

  • способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;
  • умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
  • умение определять, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;
  • умение находить новую недостающую информацию;
  • умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
  • умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

           Одной из задач личностно-ориентированного обучения является изучение личности ученика в образовательном процессе. Какой интеллектуальный маршрут возможен у ребенка, ответить может только школа, особенно начальная. Именно в начальной школе ученик проявляет избирательность и склонность к тем или иным учебным предметам, определяется  в своих возможностях и начинает развивать способности, тем самым становится носителем собственного уникального опыта.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Для достижения цели я  применяю такие средства как:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

         При таком обучении принципиально изменяется позиция ученика. Он становится исследователем, организатором своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец, а активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются, предлагают, не боясь ошибиться, свои версии. Так на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с названием произведения, а я предлагаю задание: «Выскажи предположение, о чем будет предлагаемое произведение». Учащиеся высказывают свои версии, мнения, и уже после знакомства с содержанием можно будет проверить истинность своих предположений.
Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. При этом роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, направляет, но для учащихся он
– равноправный партнер по учебному общению.

 Все это создает основу для внешней и внутренней дифференциации. Внешняя дифференциация реализуется мной через распределение на группы по предметной избирательности, уровню овладения программой, по способностям. При этом  я основываюсь на внутреннюю дифференциацию, при которой в классе создается единая, но разнообразная образовательная среда.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста. 

          В заключении хочу отметить, что современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.