Лингвистическая игра "Учимся играя"

Демидова Марина Григорьевна

Внеклассная работа по русскому зыку

Лингвистическая игра для учащихся 7-8 классов"Учимся играя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Учимся  играя ». 7-8  классы.

Подготовила учитель русского языка и литературы Демидова М.Г 

Многие воспринимают русский язык только как школьный предмет. Часто он кажется скучным и трудным.Но если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что русский язык - удивительная страна, в которой много интересного.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми секретами русского языка. Это «секреты-наоборот».

Однако представьте себе такую картину: Вы стоите на пороге ярко освещенного зала, в котором все ваши друзья собрались на…бал. Да! На самый настоящий бал. К этому балу все готовились очень долго, а вам лень было, вы били баклуши, лодыря гоняли. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками, а там все такие красивые, нарядные, веселые! И вдруг – о ужас! – кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих веселых и счастливых «принцев» и «принцесс»! Тем более что в глубине души вы знали, что все произошло по вашей вине – из-за лени.

Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с русским языком. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами написания, произношения, употребления слов, а также выразительных возможностей языка.

Выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Но прежде чем штурмовать «познания кручи» давайте проведем разминку.

Задание: образуйте формы множественного числа от слов:

болотище - … (болотища), домище - … (домища) ,ручища - … (ручищи), ребенок - … (дети, ребята), бремя - … (форма им. пад. не образуется), уголь - … (уголья), пальтецо - … (форма им. пад. не образуется).

Как научиться писать без ошибок? Грамматика не бездна правил, требующих зубрёжки, а увлекательная наука о законах родного языка.

Надежда поможет! Надевать и одевать. Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Вот простой приём, который поможет контролировать себя. Запомним: одевать Надежду – надевать одежду. 

Искусство побеждать Как не ошибиться в написании слова ИСКУССТВО? Тем, кто хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, советуем при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае. 

О голодном интеллигенте Известно, как трудно научиться правильно писать слово ИНТЕЛЛИГЕНТ. Одни, как говорила когда-то героиня старого телефильма, проверяют его словом «телега», другие, более развитые, - словом «интеллект», - и опять плохо. Запомните спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент». Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Кража!

МошеННик у тружеНика одну Н украл!Да ты же сам знаешь, джазист! Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии –чик? Да ты же сам знаешь! Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з. Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист. Правило это очень трудное, поэтому давайте потренируемся.

( Хлопаем -чик, топаем -щик) каменщик, извозчик,  переводчик, грузчик, разносчик, перебежчик 

Правильно поставить ударение в словах помогут такие рифмы. Чтобы лучше запомнить, давайте их произнесем вместе. 

1-й ряд. Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

2-й ряд. Фёкла красная, как свЁкла!

3-й ряд. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Все вместе. Хватит баловАться,
Будем улыбаться.

Произнести вместе по рядам.
Еще один секрет: оказывается у слова есть не только его истинное толкование, которое мы можем найти в Толковом словаре, но и шутливое. Таким образом в языке рождаются «ассоциативные каламбуры». Сближаются слова, имеющие лишь внешнее звуковое сходство. Например, курятник – место для курения.

В мире фразеологии.

Задание: составить небольшой текст, используя в каждом предложении фразеологизм со словом, например, НОС или УШИ

(Если ВЫ повесили нос, то зарубите себе на носу (и хоть кровь из носу) выполняйте правило первое: выше нос! Если кто-то суёт нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре». И он поймёт, что вам это не нравится, сразу перестанет задирать нос.

Если ваш знакомый будет вам надувать в уши, лучше держать ушки на макушке, а не хлопать ушами, а заодно сказать ему: «не надо висеть у меня на ухе, а то от твоих сплетен уши вянут).

Шуточная игра на прощание «Еще одно эхо»

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …

Скажу я слово потолок.

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты храбрец

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай:

Так будем же с уважением относиться к русскому языку. Помните - сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.