Дистанционное обучение

Беклемешева Наталья Владимировна

Здесь Вы найдете авторскую программу курса дистанционного обучения "Табличное умножение и деление", а также электронные пособия к ней.

Электронное пособие - "Веселая умножай-ка" http://depositfiles.com/files/6by4tsrsz

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Иркутской области

«Центр развития дополнительного образования детей»

Рекомендована решением экспертного совета ГБУ ДО ЦРДОД

протокол № ______

от «___» _____________ 2015 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГБУ ДО ЦРДОД

                  «___» __________  2015 г.

 № _________

Дополнительная общеразвивающая программа

  «Табличное умножение и деление»

Адресат программы: младший школьный

возраст (4 класс)

Срок реализации: 1 года

Направленность: естественно-научная

Форма обучения: дистанционная

Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ  

Разработчик программы: Беклемешева Н.В., педагог дополнительного образования, 1КК

г. Иркутск, 2015 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место

и роль в образовательном процессе

Адаптированная дополнительная общеразвивающая  программа учебного курса «Табличное умножение и деление» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автор М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

        Программа «Табличное умножение и деление» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нормальный коэффициент умственного развития.

        Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на развитие памяти и повышение самооценки.  

        Программа имеет математическую направленность и создает условия, обеспечивающие запоминание табличных случаев умножения и деления, расширение кругозора детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет развивать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.

        Начальный курс математики — курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действий с целыми неотрицательными числами. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с действиями умножение и деление, изучение таблицы умножения.

        Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, развитие вычислительных навыков.

Новизна программы состоит в том, что она синтезирует различные образовательные области на основе подчинения их единой цели, что дает возможность создать в целостную картину мира. Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ, без нарушения интеллекта, c использованием дистанционных образовательных технологий.

Технологии дистанционного обучения позволяют получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, в силу территориальной удаленности.

Педагогические принципы на которые опирается программа:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);

- развивающий характер обучения;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- обеспечение психологического комфорта;

- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;

- формирование у ребенка адекватной самооценки;

- создание ситуаций успеха;

- личностно-ориентированный подход к воспитанникам.

Цель: приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего ми (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);научить выполнению простейших трудовых навыков;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применения для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

 Развивающие:

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие творческих и познавательных способностей детей;

- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;

Воспитательные:

- помочь поверить в свои силы;

- воспитывать терпение, аккуратность;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Нормативные документы, используемые при составлении рабочей программы

1. Закон «Об образовании»;

  • Ст. 27 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • Ст. 79 пункт 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
  • ФЗ №273 ст. 2 п. 28 при обращении в ПМПК родителей учащегося и может быть рекомендовано обучение по адаптивной образовательной программе, которую должна разрабатывать школа, в том числе и общеобразовательная школа.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. Программа общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы».

Механизм и условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 34 часов в год при 1 часе в неделю. Режим занятий – 1 час 1 раз в неделю.

Форма обучения – дистанционная.

Дистанционное образование – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.

Основная форма проведения занятий – веб-занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-line и off-line при этом учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практические  методы обучения (упражнение, практическая работа).

Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.   Воспитанник может заниматься по данной программе 1 год.  Материал берется посильный для каждого обучающегося.

Ожидаемые  результаты

К концу обучения по курсу «Табличное умножение и деление» ученик научится:

называть:

- компоненты умножения и деления;

- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

-единицы длины, площади, массы;

- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).

знать:

- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

- правило умножения числа на 1;

- правило умножения числа на 0;

- правило деления нуля на число;

- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

сравнивать:

- числа в пределах 1000;

- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);

- площади фигур;

различать:

- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;

- компоненты арифметических действий;

приводить примеры:

- двузначных, трёхзначных чисел;

- числовых выражений;

классифицировать:

- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);

- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);

конструировать:

- тексты несложных арифметических задач;

- алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

оценивать:

- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

К концу изучения курса ученик получит возможность научиться:

- выполнять проверку вычислений;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобкам без них);

- решать задачи в 1-3 действия;

- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно чет арифметических действия в пределах 100;

- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел пределах 1000;

- умножать и делить разными способами;

- выполнять табличное умножение и деление;

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход выполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Способы определения результативности

Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, опрос, тест, самостоятельная и контрольная работа, итоговая работа. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными индивидуальными возможностями.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план на год обучения

№ п/п

Название раздела

Всего часов

1

Смысл действия умножения.

3

2

Умножение и деление с числами 1 и 0.

2

3

Таблица умножения чисел 2-9.

24

4

Переместительное свойство умножения. Решение задач.

5

Всего:

34

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержание программы (34 часа)

Смысл действия умножения (3 ч)

Связь сложения и умножения; умножения и деления.

 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Умножение на 1 и 0.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).

Таблица умножения числа 2-9.

Таблица умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Переместительное свойство умножения. Решение задач.

Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Решение задач изученных видов.

Учебно-тематическое планирование курса

«Табличное умножение и деление»

п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол -

во

часов

Форма занятия

Форма контроля

Смысл действия умножения.

3

1

Повторение изученного в 3 классе. Вводный срез знаний

1

Деловая игра

Тестирование

2

Смысл действия умножения. Название компонентов и результатов действия умножения.

1

Лекция с элементами практикума

3

Взаимосвязь  компонентов умножения.

1

Лекция с элементами практикума

Тестирование

Умножение на 1 и 0.

2

4

Умножение на 1и 0.

1

Лекция с элементами практикума

5

Проверочная работа по разделам «Смысл действия умножения», «Умножение на 1 и 0»

1

Тестирование

Таблица умножения чисел 2-9.

24

6

Таблица умножения с числом 2.

1

Лекция с элементами практикума

7

Табличные случаи деления на число 2

1

Практикум

8

Секреты умножения на 2.

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

9

Табличное умножение с числом 3.

1

Лекция с элементами практикума

10

Табличные случаи деления на число 3.

1

Практикум

11

Секреты умножения на 3

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

12

Табличное умножение с числом 4.

1

Лекция с элементами практикума

13

Табличные случаи деления на число 4.

1

Практикум

14

Секреты умножения на 4.

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

15

Табличное умножение с числом 5.

1

Лекция с элементами практикума

16

Табличные случаи деления на число 5

1

Практикум

17

Секреты умножения на 5.

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

18

Табличное умножение с числом 6.

1

Лекция с элементами практикума

19

Табличные случаи деления на число 6.

1

Практикум

20

Секреты умножения на 6.

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

21

Табличное умножение с числом 7.

1

Лекция с элементами практикума

22

Табличные случаи деления на число 7.

1

Практикум

23

Секреты умножения на 7.

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

24

Табличное умножение с числом 8.

1

Лекция с элементами практикума

25

Табличные случаи деления на число 8.

1

Практикум

26

Секреты умножения на 8.

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

27

Табличное умножение с числом 9.

1

Лекция с элементами практикума

28

Табличные случаи деления на число 9.

1

Практикум

29

Секреты умножения на 9.

1

Лекция с элементами  беседы

Тестирование

Переместительное свойство умножения. Решение задач.

5

30

Переместительное свойство умножения.

1

Лекция с элементами практикума

31

Переместительное действие умножения.  Закрепление.

1

Деловая игра

32

Знакомство с понятием «увеличить в...», «уменьшить в…»

1

Лекция с элементами практикума

Тестирование  

33

Упражнение в решении задач.

1

Практикум

34

Итоговая контрольная работа

1

Итоговое тестирование

Всего:

34

IV. НЕОБХОДИМОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Автоматизированное рабочее место обучающегося:

1. Домашний компьютер.

2. Доступ к сети Интернет.

3. Колонки.

4. Web – камера.

5. Микрофон.

6. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу учителя.

7. Браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.

8. Набор для лепки.

9. Набор для рисования.

10. Набор для квиллинга.

11. Цифровой аппарат.

Автоматизированное рабочее место учителя:

1. Компьютер.

2. Доступ к сети Интернет.

3. Колонки.

4. Web – камера.

5. Микрофон.

6. Программное обеспечение.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Дидактические и методические материалы

На занятиях будут использованы следующие материалы:

• материалы курса для дистанционного обучения  «Математика» информационно-образовательной системы «Школа без границ» http://school.iro38.ru;

• разработки игр;

• наглядный материал (схемы, таблицы);

• ЦОР

Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru
  • Математика в начальной школе // Современный учительский портал http://easyen.ru/load 
  • Учительский портал // http://www.uchportal.ru/
  • Педагогическая копилка // http://ped-kopilka.ru/
  • Собственные электронные ресурсы (мультимедийный комплекс «Веселая умножай-ка»)

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Список научно-методического обеспечения

  1. Моро М.И. и др. Математика: учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч.

- М.: Просвещение, 2012.

  1. Моро М.И. и др. Тетрадь по математике для4 класса. В 2 ч.

 – М.: Просвещение, 2013.

  1. Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. 4 класс. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс». Рекомендовано РАО /В.Н.Рудницкая (серия «Учебно-методический комплект»), 2013
  2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс» /

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.  – М.: Просвещение, 2011.

  1. Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 4 класс:

 3-е изд.; перераб. и доп.- М.:ВАКО, 2007.

  1. Математика. 4 класс: Поурочные планы по учебнику М.И.Моро и др./ авт.-сост. С.В.Савинова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Поурочное и тематическое планирование по математике: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 4 класс»/ О.В.Узорова, К.А.Нефёдова. – М.: АСТ, Астрель, 2008.- (Мастерская начальных классов)
  3. Белошистая А.В. Математика в 4 классе. Поурочное планирование и развивающие задания к учебнику М.И.Моро и др. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 4 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2007.
  5.  Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 4 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2013