Для Вас, родители
Консультации, советы, памятки для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомимся с частями лица | 11.47 КБ |
Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей | 14.56 КБ |
Для чего нужна артикуляционная гимнастика? | 14.69 КБ |
Артикуляционная гимнастика | 12.58 КБ |
Традиции семейного воспитания . Речевая среда дошкольника | 2.67 МБ |
Рекомендации по развитию мелкой моторики в домашних условиях | 2.28 МБ |
Детям о микробах | 590.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с частями лица и артикуляционным аппаратом
Познакомьте ребенка с названиями частей лица и артикуляционных органов: взрослый с ребенком садится перед зеркалом так, чтобы видеть лицо, читает стихотворение и вместе с ребенком показывает части лица. В дальнейшем можно выполнять упражнение сидя лицом друг к другу.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы к челюсти отвис.
Там – к прогулкам не привык –
Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, нижняя губа!
Здравствуй, верхняя губа,
Ты не меньше мне люба.
А вокруг-то – целый ряд –
Зубки нижние стоят:
Боковые – слева, справа,
Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта.
Влево – левый угол рта.
Небо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошел вперед.
Интересная картинка - есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края – все про ротик знаю я!
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь логопеда и семьи
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
*Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
*Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
*Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.
*В выходные дни занимайтесь с ребенком по развитию речи.
*Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
*Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.
*Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения, но при условии выполнения логопедических правил и систематических занятий.
*Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
· родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
· просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
· посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
· в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
· использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы.
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
|
|
|
Предварительный просмотр:
«Лопаточка»
Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.
«Иголочка»
Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
«Часики»
Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Футбол», «Орешек».
Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.
«Качели»
Рот открыт, губы в улыбке.
1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.
2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.
«Худышка-толстячок»
Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.
«Улыбка»
Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].
«Горка», «Киска сердится»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Чашечка»
Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок»
Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать)