Картотеки игр

Лапонова Татьяна Александровна

Картотеки игр для детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно- ролевых игр

«Скорая помощь»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

Игровые действия: больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)

Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.

«Супермаркет»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

«Дизайнерская студия»

Цели: учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре, учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др. планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка.

«Банк»

Цели: выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер.

«Ветеринарная лечебница»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Игровые действия: в ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначения. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.

 «Швейное ателье»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.

Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.

Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала, сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.

«Фотоателье»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Роли: фотограф, кассир, клиенты.

Игровые действия: кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов, увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.

Игровой материал: детские фотоаппараты, зеркало, расческа, фотопленки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий.

«Салон красоты»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия: кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

 «Железная дорога»

Задачи: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомить с трудом железнодорожника. Закреплять представления детей о труде взрослых на железной дороге. Воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование: крупный строительный материал (строительство билетной кассы, табло-расписание, перрона, макет пассажирского поезда, форма железнодорожников, атрибуты железнодорожников,

Игровые роли: кассир, машинист, помощник машиниста, дежурный по вокзалу, пассажиры, проводник, монтеры пути, осмотрщик вагон.

 «Служба спасения»

Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, её необходимости, мобильности в чрезвычайных обстоятельствах.

Задачи: создавать условия для активного использования ролевых диалогов в речи детей. Развивать творческую инициативу детей. Формировать умение самостоятельно распределять роли, расширять представление о профессиях спасателей, медицинских работников (врач скорой помощи, медсестра, спасатели, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор).

Игровой материал: видеокамера, микрофон, защитные каски, перчатки, предметы-заместители (камни- строительный материал, диски, трубки из пенопласта, символика пункт питания, пункт скорой помощи, набор больница и набор продукты. Костюмы для спасателей, поваров, врачей.

Игровые роли: врач; спасатели; пострадавшие; повар;

Игровые действия: вызов по тревоге; осмотр места происшествия; распределение спасательных работ; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; кормление пострадавших и спасателей.

 «Салон сотовой связи»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно распределять роли ,отражать в игре явления социальной действительности;

Формировать навык речевого этикета; формировать навык сотрудничества.

Оборудование: витрина с различными марками телефонов, каталог с различными марками телефонов, бейджики для сотрудников, рекламные проспекты, банковские карты, кассовый терминал.

Игровые действия: работа операторов связи, работа менеджеров по продаже сотовых, аксессуаров, разнообразная оплата услуг, продажа карточек различных сотовых компаний.



Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Заболевание детским церебральным параличом представляет собой комплекс расстройств центральной нервной системы и сопровождается нарушениями речи, координации движений задержкой психического развития. Главный недуг- повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности- ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечёт за собой нарушения функции дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.п. Игры(подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей.

Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребёнка, что создаёт положительные предпосылки для коррекции.

«Три стихии»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция: играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово.

«Земля»- играющие принимают положение: руки в стороны:

«Воздух»- играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода»- выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в кругу последним.

Методические указания: интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант:

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны: «Вод»,» «Земля», «Воздух». Ведущий  называет предмет( например, самолёт), играющие бегут в зону, обозначающие «Воздух».

Слово «Пароход»- играющие бегут в зону «Вода».

Слово «Дерево»- играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник(любо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и т.д.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц туловища и конечностей.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч(верёвка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч(или верёвка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек попал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого больше точных показаний.

Вариант. Каждый из играющих(поочерёдно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 2- 3 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передаёт мешочки следующему, который так же бросает их и т.д. Выигрывает тот, у кого будет больше точных показаний.

Методические указания:

Мешочки можно бросать из любого положения(сидя, стоя), одной или двумя руками.

Если играют дети разного возраста, то малышей можно ставить ближе к цели, а старших детей дальше от неё.

«Выбей чурку»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Количество игроков: от двух и более.

Инвентарь: две чурки, две палки, мел.

Инструкция. На расстоянии двух метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг.Двое детей  стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. И м нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.

Методические указания. Дети играют сидя на колясках или же стоя.

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков-2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолётики и т.д.)

Инструкция: дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант. Дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания.  Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.

«Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию.

Количество игроков: 6-15 человек.

Инвентарь: подвижная опора, обруч.

Инструкция. На одной стороне площадки стоят дети. Это «воробушки» . В стороне сидит  игрок- «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробышки расправляют крылья и чирикая(чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу: «Кот идёт!» кот, мяукая, ловит воробушков. Спастись от кота можно, только вернувшись на своё место. Выигрывает тот воробушек, который ни разу не попался в лапы кота.

Методические указания. Игру следует повторять несколько раз. Котом становится самый быстрый и ловкий воробушек.

«Лохматый пёс»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных(собаку)

Количество игроков: 4- 8 человек.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, но не дремлет, но не спит.

Подойдём к нему, разбудим и посмотрим,

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пёс вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой подвижностью, поэтому надо смотреть за тем чтобы дети не перевозбудились.

«Запрещающий цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счёта и произношения слов, умения различать цвети форму геометрических фигур.

Количество игроков- 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона(квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция: по игровй площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет(Например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2.Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зелёных.

Возможны и другие варианты.

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков: 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов(игрушки, кегли, обручи, скакалки и др.)

Инструкция: на игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибётся меньшее количество раз.

Варианты:

1. Увеличить количество предметов.

2. Уменьшить время запоминания предметов.

3. Убрать два предмета.

Методические указания: для игры следует выбирать предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции4 накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция: дети стоят полукругом.  Ведущий медленно выполняет простые движения руками(вперёд, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания тактильной чувствительности.

Количество игроков: 5-10 человек.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной фактуры.

Инструкция. В тёмный мешок из ткани выкладывается 8-10 небольших предметов: авторучка, пробка от кефира, напёрсток, катушка ниток, ложка теннисный шарик и т.п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30секунд определит больше предметов.

Методические указания:

Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков: 6-8 человек.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей  завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук- ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если ребёнок не может узнать другого ребёнка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методический указания: следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами не будут чувствовать себя уверенно.

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков- 6-10 человек.

Инвентарь:  обруч или мел.

Инструкция: дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых маленьких детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку»- в обруч или круг, нарисованный на полу(земле). В клетке может быть и несколько зверей.-обезьяны, зайцы, гуси и тд.

Незанятые дети становятся за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд» и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живёт в этой клетке?» Сидящие  там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты отгадывают зверей. И так- от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и «бывшие» звери вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Вариант: по дороге домой дети поют песенку:

Вот поезд наш едет, гудит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повёз.

УУ-уу-уу-ууу.

Но вот остановка(дети останавливаются), произнося «Ш-Ш-Ш», опускают руки и спокойно ходят(бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне(наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени и поют куплет.

Методические указания: эту игру можно повторять 2-3 раза

«Дотронься до…»

Цель: формирование у ребёнка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция: все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает «Дотронься до… синего!». Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты:

1. Можно называть не только цвета, но и форму или размеры предметов. Например: «Дотронься до… круглого», «Дотронься до… маленького».

2. Возможно и усложнять команду за счёт сочетания цвета и формы и т. п. Например: «Дотронься до … красного квадратного»

3. дети могут «искать ответы» не только в одежде, но исреди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, т.е. предметы должны находится в поле зрения играющих.