Обобщение педагогического опыта "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Пархоменко Ирина Сергеевна

Переход среднего профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) ставит перед образовательными учреждениями задачу оценки конечных результатов обучения в виде компетенций, приобретаемого практического опыта, знаний и умений. В международной и российской практике профессионального образования последних лет активно разрабатывается подход результатов обучения, который основан на принципе целесообразности. Важно осуществлять интегральную оценку готовности применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности, степени владения способами этой деятельности.

Учебная дисциплина ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по ФГОС СПО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Социально-экономического профиля. Дисциплина является общепрофессиональной, входящей в ОП.00 Профессиональный учебный цикл. В данной учебной дисциплине наиболее успешно реализуется компетентностный подход. К специалисту «юрист», внедряющиеся профессиональные стандарты, предъявляют следующие требования: умение работать со справочно-правовыми системами, текстовыми редакторами, информационными ресурсами органов государственной власти, владение информационно-коммуникационными технологиями. Именно в этой дисциплине заложены условия для успешного овладения над этими предметными умениями и навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПАРХОМЕНКО ИРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Информация об авторе

Фамилия, имя, отчество

Пархоменко Ирина Сергеевна

Дата рождения

16 апреля 1955 г.

Образование, учреждение образования, которое окончили

Высшее, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, строительный факультет

Специальность по диплому

Инженер-строитель

Стаж педагогической работы

27 лет

Общий трудовой стаж

40 лет

Учебное заведение, в котором работаете (полное наименование)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский торгово-экономический техникум»

Квалификационная категория

Высшая

Занимаемая должность

Преподаватель, председатель цикловой комиссии

Преподаваемые предметы

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Электронный адрес

isparhomenko@yandex.ru

Населенный пункт, субъект Федерации

Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ

Информация о педагогическом опыте

Наименование опыта

Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Ведущая педагогическая идея

Системно–деятельностный, компетентностный подход при преподавании учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Условия возникновения, становления педагогического опыта

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).

Актуальность и перспективность опыта

В международной и российской практике профессионального образования активно разрабатывается подход результатов обучения, который основан на принципе целесообразности.

Перспективность компетентностного подхода заключается в том, что результаты обучения в виде  объективных требований трудовой деятельности, которые могут быть получены при освоении образовательной программы, ведут к получению квалификации, значимой для рынка труда.

Теоретическая база опыта

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО).

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020годы

Федеральные государственные образовательные стандарты четвертого поколения

Новизна опыта

Переход оценивания от ЗУН к ОК и ПК

Адресная направленность опыта

Данный опыт направлен преподавателям общепрофессиональных и специальных дисциплин в СПО

Технология опыта

Формулировка заданий, охватывающих материал нескольких специальных дисциплин. Междисциплинарные комплексные задачи, ориентированные на формирование системы знаний, умений и практического опыта с применением информационных технологий. Обучение работе с профессиональными программными продуктами.

Выполнение практикоориентированных заданий. Оценка ОК и ПК, готовности применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности, степени владения способами этой деятельности.

Изучение и обобщение

ГБПОУ «ВТЭТ»

Кафедра профессионального образования ГБОУ ДПО «СОРИПКРО».

Результативность опыта (статистика)

Повышение конкурентоспособности выпускников.

Вывод

Обобщить опыт и рекомендовать для применения в работе преподавателям общепрофессиональных и специальных дисциплин.  

Освещение педагогического опыта (публикации)

Статьи в педагогических журналах

Всероссийский журнал «Педагогический опыт» свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77 64783 www.pedopyt.ru

Публикации в электронных СМИ (описание и ссылка с датой посещения)

Электронная версия сборника материалов XXXI  МНПК  ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

http://zrns.ru/conference/arkhiv-conference/obuchenie-i-vospitanie-metodiki-i-praktika/.

http://nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования. Учебно-методический материал  «Сборник в помощь разработчикам фонда оценочных средств (по материалам ФГАУ «ФИРО» http://nsportal.ru/node/2692650/

nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования. Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике» http://nsportal.ru/node/2704610/

http://metodisty.ru/. Профессиональное сообщество педагогов. Шестой всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений 2017: Лучшая методическая разработка внеучебного мероприятия» http://metodisty.ru/m/files/view/metodiche

Программа учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения http://nsportal.ru/parhomenko-irina.

Контрольно-измерительные материалы для учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения http://nsportal.ru/parhomenko-irina

Публикации в научных педагогических рецензируемых журналах

-

Публикации в периодических печатных изданиях (газеты)

-

.


1. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) ставит перед образовательными учреждениями задачу оценки конечных результатов обучения в виде компетенций, приобретаемого практического опыта, знаний и умений.

В системе формального профессионального образования является традиционным оценивание знаний, умений и навыков (ЗУН) в процессе и по окончании профессиональной образовательной программы. Однако достаточно хорошо разработанная система педагогических измерений малоэффективна при оценивании профессиональной квалификации. Образовательные достижения обучающихся могут свидетельствовать об уровне образованности, но не об уровне готовности к действию.

Появление Национальной рамки квалификаций Российской Федерации и Профессиональных стандартов продиктовали требования востребованности выпускников.

Современный рынок труда нуждается в конкурентоспособном специалисте, профессионале, обладающем высоким личностным потенциалом.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходом к образованию. В центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, т.е. студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподавателем определяется учебная цель занятия, формируется, направляется и корректируется весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Цель каждого занятия формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель одного из занятий поставлена так: «сегодня каждый из вас научится создавать инфологическую модель базы данных Получателей социальных услуг». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. В конце занятия обучающийся должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера, где это он сможет применить  в профессиональной деятельности. Для достижения этой цели все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, задания) преломляются через призму личности обучаемого и призму профессиональных компетенций.

3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. В настоящее время требуется обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей. Компетентностный подход формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда. Этот подход позволяет актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. 

Важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Федеральные государственные стандарты нового поколения предъявляют к образовательным учреждениям новые требования, в том числе к методике преподавания, к учебно-методическим материалам, к квалификации кадрового состава.

Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Основным результатом деятельности преподавателя должна стать не система знаний, умений и навыков, а формирование профессиональных и общих компетенций. Важными целями образования становятся развитие у студентов способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм,  способность менять сферы деятельности, способы деятельности, четко представлять цели и пути ее достижения. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в нестандартных ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Преподаватель должен выстраивать свою деятельность с учетом этих факторов.

Наиболее успешно компетентностный подход реализуется в учебной дисциплине ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности. К специалисту  «юрист», внедряющиеся профессиональные стандарты предъявляют следующие требования: умение работать со справочно-правовыми системами, текстовыми редакторами, информационными ресурсами органов государственной власти, владение информационно-коммуникационными технологиями. Именно в этой дисциплине заложены условия для успешного овладения над этими предметными умениями и навыками.

Большую роль играют междисциплинарные требования к результату процесса образования. Одни и те же профессиональные компетенции формируются при изучении нескольких дисциплин. Поэтому, изучаемый материал должен носить междисциплинарный характер. Занятия, задания должны иметь практикоориентированный характер.

4. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Знание информационных технологий в профессиональной деятельности: уверенное пользование пакетом прикладных программ MS Office, умение работать с
справочными правовыми системами, использование информационно-коммуникационных технологий, знание электронного документооборота повышает конкурентоспособность обучающихся на рынке труда. Во многих организациях малого и среднего бизнеса, куда устраиваются на работу, чаще всего, выпускники техникума, отсутствует многочисленный управленческий персонал и многие функции возлагаются на работников: ведение кадровой документации, общая организация делопроизводства с применением информационно-коммуникационных технологий. Выпускники, обладающие соответствующими профессиональными компетенциями, знаниями и умениями в информационно-коммуникационных технологиях имеют преимущество перед другими претендентами на вакантное место. Возможно изменение условий профессиональной деятельности.

Принципиальное изменение подходов к образовательному процессу: внедрение новых педагогических технологий, создание в техникуме обучающей среды с соответствующей материальной базой, позволяющей формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности. Сотрудничество с работодателями, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории позволили реализовывать системно–деятельностный подход в обучении. Получая образование, будущий профессионал должен получать комплекс определенных компетенций, сочетание которых входит в профессиональный стандарт. Работодатели, социальные партнеры ГБПОУ «ВТЭТ» выступают инициаторами диалога в отношении определения компетентностей будущих специалистов, предъявляя свои требования к качеству образования. Таким образом, ГБПОУ «ВТЭТ» и работодатели разрабатывают систему комплексного сопровождения для достижения высокого качества обучения. Примером этого служат уроки-экскурсии, которые проводятся совместно с сотрудниками, организация практик, стажировок на рабочих местах.

5. ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ

1 этап. Компетенция как результат образования

Выявление знаний, умений, навыков; общих и профессиональных компетенций, требования к опыту по всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов. Выделение совпадающих общих и профессиональных компетенций. Подбор конкретных ситуаций, заданий, документов.

Учебная дисциплина ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по ФГОС СПО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Социально-экономического профиля.

Дисциплина является общепрофессиональной, входящей в ОП.00 Профессиональный учебный цикл.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
  • применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
  • работать с информационными справочно-правовыми системами;
  • использовать прикладные программы в профессиональной деятельности;
  • работать с электронной почтой;
  • использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей;

знать:

  • состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности;
  • основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;
  • понятие информационных систем и информационных технологий;
  • понятие правовой информации как среды информационной системы;
  • назначение, возможности, структуру, принцип работы информационных справочно-правовых систем;
  • теоретические основы, виды и структуру баз данных;
  • возможности сетевых технологий работы с информацией;

обладать

общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

профессиональными компетенциями:

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей. Результаты образования – компетенции. Междисциплинарный характер компетенции позволяет рассматривать ее формирование как процесс. Причем, процесс многогранный и не ограниченный одной учебной дисциплиной. Профессиональные компетенции формируют не только преподаватели специальных учебных дисциплин, но и преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных учебных дисциплин, что делает образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом интеграции является содержание образования. Обучающемуся для достижения определенных результатов необходимо создать условия, при которых, придя на производство, он мог бы в полной мере показать свою профессиональную мобильность и гибкость, решать социальные и профессиональные задачи, анализировать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми.

Проведенный анализ результатов обучения при изучении обучающимися специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения общепрофессиональных и специальных дисциплин выявил, что знания, умения, практический опыт, коды формируемых компетенций одинаковые. К ним относятся: ПК 1.5. – осуществление, формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат; ПК 2.1. – поддержание базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии; организация и координирование социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите  с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий; консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий; сбор и анализ информации для статистической и другой отчетности с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.

2 этап. Образовательные технологии как способ формирования компетенций

Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют активные методы обучения.

Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практически во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п. Издание учебников с обновленной информацией, допущенных Министерством образования РФ, в качестве учебных пособий для обучающихся среднего профессионального образования запаздывает, поэтому приходится дополнять материал занятий необходимыми новыми сведениями. Например, по дисциплинам информационного блока требуется постоянно расширять круг изучаемых программ и более детально знакомить с актуальными на данный момент версиями. Разрабатывать методические указания по проведению практических занятий с использованием более новых версий прикладных программ, проектировать задания с междисциплинарным характером, или отражающие различные стороны профессиональной деятельности.

Составление конкретных заданий с применением информационных технологий, таких как «Ведение регистра получателей социальных услуг», «Ведение регистра региональных льготников», «Ведение регистра федеральных льготников», знакомство с программой персонифицированного учета, составление и оформление документов, знакомство с электронным документооборотом, использование информационно-коммуникационных технологий. На занятиях по информационным технологиям демонстрируются такие программные средства, как: «Программа персонифицированного учета», справочные правовые системы «Консультант Плюс»; «Гарант», «Законодательство России»; изучается структура официального интернет-портала правовой информации (http://pravo.gov.ru/); сайтов Пенсионного фонда РФ (http://www.pfrf.ru/), Пенсионного фонда РСО-Алания (http://www.pfrf.ru/branches/alania/news/); рассматриваются программы электронного документооборота. При изучении каждой темы указывается связь с другими предметами.

Согласно ФГОС СПО 3-его поколения при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

На занятиях преподаватель активно использует эффективные методы обучения, такие как: практикоориентированные задания, деловые игры (заключительное занятие), кейс-задачи, экскурсии на рабочие места. Актуальным является проведение бинарных уроков с дисциплинами профессиональных модулей и интегрированных мероприятий.

Процесс обучения преподавателем строится таким образом, чтобы обучающиеся понимали и принимали поставленные цели. Преподаватель вовлекает обучающихся в процесс целеполагания и постановки задач занятия, конкретизирует цель занятия до комплекса взаимосвязанных задач, отражает результат как образ поставленной цели.

Характерные для Пархоменко И.С. умения устанавливать субъект-субъектные отношения; формирование познавательного интереса, навыков самостоятельной работы обучающихся, позволяют добиваться устойчивых результатов в обучении студентов разного уровня подготовки.

Хорошее знание возрастной психологии, методики преподавания, обеспечивают организацию умственной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями принципов индивидуализации и дифференцированного обучения.

Работая над темой или занятием, Пархоменко И.С. определяет систему необходимых компетенций (общих и профессиональных), обращает особое внимание на знания, умения и навыки. Большое внимание уделяется составлению практических заданий.

Используя проблемный подход для активации мыслительной деятельности студентов, ориентирует обучающихся не только на знание теоретического материала, но и на умение объяснить, проанализировать –  где именно в профессиональной деятельности можно применить данный материал.

В рамках технологии развивающего обучения Ирина Сергеевна поощряет стремления студента находить свой способ работы, анализировать деятельность других обучающихся, обучает умению работать в команде. Выполненные ее обучающимися презентации о прохождении практики в структурных подразделениях Министерства труда и социального развития, заслуживают высокой оценки работодателей, членов  ГИА.

Уделяется большое внимание самостоятельно-исследовательской деятельности, которая дает возможность обучающимся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ставить проблемные задачи и производить анализ способов решения поставленной задачи.

Сложилась система привлечения обучающиеся с первого курса к работе в предметных кружках при кабинете, на старших курсах – работе в секциях студенческого научного общества «Меркурий». Проведение конкурсов презентаций о будущей профессии; внеклассных предметных мероприятий, таких как, «Интеллектуальная игра для маслящих и успешных в информатике»; тематических конференций: «Информационная безопасность», «Информационная безопасность несовершеннолетних: правовой аспект», «День Российской науки» (http://www.vtet.ru/news_page/_60) позволяют обучающимся  активно участвовать в учебном процессе. Силами студентов, работающих в секции студенческого научного общества, сняты и смонтированы  для классных часов фильмы «Александровский проспект», «Мой Владикавказ» и многое другое. Это учит ребят работать в команде.

Большое внимание  уделяется здоровьесберегающим технологиям.

В техникуме в каждом компьютерном классе создана электронно-образовательная информационная среда. На каждом компьютере есть электронные учебные издания, рекомендованные ФИРО. Есть доступ к электронным цифровым образовательным ресурсам.

Преподаватель выполняет функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для обучающихся.

Результативность опыта отражают показатели успеваемости и трудоустройства выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Показателями  подтверждается положительная динамика результатов обучающихся в освоении образовательных программ по итогам результатов поэтапной аттестации.

О глубине и прочности знаний, готовности выпускников к эффективной профессиональной деятельности, умению эффективно применять информационные технологии в профессиональной деятельности говорят положительные отзывы работодателей.

3 этап. Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности компетенций

Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий.

Объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке обучающихся и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов. Для оценки готовности применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности, степени владения способами этой деятельности разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне ее развития и степени освоения учебного материала дисциплины. Формулируются задания, охватывающие материал нескольких дисциплин: междисциплинарные комплексные задачи. Устанавливается процедура контрольно–оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого задания. Традиционным стало проведение обобщающего занятия, на котором обучающиеся демонстрируют полученные знания и умения, а также сформированные компетенции.

6. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Инновационная деятельность педагога невозможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.

Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно. Согласно ФГОС 3-го поколения, преподаватели общепрофессиональных и  специальных дисциплин должны иметь опыт деятельности на предприятиях соответствующей профессиональной направленности. В связи с этим, необходимо проходить стажировку не реже одного раз в три года с целью совершенствования своего профессионального мастерства при изучении передового опыта. В результате стажировки преподаватели приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации:

  1. с 01.04.2013г. по 12.04.2013г. в ФГАУ «ФИРО», Москва, по «Формированию фонда контрольно-оценочных средств для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального образования» в объеме 72 часа;
  2. с 10.02.2014г. по 21.02.2014г. в ФГБУ «Институт профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности» Минобрнауки РФ по программе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» в объеме 72 часа;
  3. с 15.04.2014г. по 29.04.2014г. в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте по дополнительной профессиональной программе «Основы ИТ: программное и аппаратное обеспечение ПК» в объеме 72 часа;
  4. с 29.10.2014г. по 11.11.2014г. ФГАОУ ВПО «СКФУ» Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал СКФУ), г. Пятигорск, по программе «Методическое обеспечение реализации учебного плана в рамках специальности социально-культурный сервис и туризм» в объеме 72 часа;
  5. март 2015г. СОРИПКРО по дополнительной профессиональной программе «Обучение экспертов по проведению контрольно-надзорных мероприятий образовательных учреждений РСО-Алания» в объеме 72 часа;
  6. с 02.04.2015г. по 18.04.2015г. в ГБОУ ДПО (ПК) СОРИПКРО по программе «Практическая педагогика в условиях реализации ФГОС» в объеме 32 часа;
  7. 08.10.2015 г. Лаборатория Касперского. Семинар «Спам. Возникновение. Распространение. Способы защиты»;
  8. с 03.03.2017 г. по 10.03.2017 г. Стажировка по направлению «Ведение регистра получателей социальных услуг» в ГБУ «КЦСОН ПР г. Владикавказ» без отрыва от производства.


7. ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Организационные единицы

Формы

Методы

Цикловая комиссия компьютеризации, физики, математики ГБПОУ «ВТЭТ»

Открытый урок

Заседание цикловой комиссии

(протокол №4 от 28.12.2016 г.)

Наблюдение, анализ, выводы

Учебная часть  ГБПОУ «ВТЭТ», методический кабинет

Мастер-класс

Наблюдение, анализ, выводы. Проведение дифференцированного зачета по ОП.14 Информационным технологиям в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в группе 31Ю .

Наблюдение, анализ, выводы

Методсовет
ГБПОУ «ВТЭТ»

Заседание методсовета ГБПО  «ВТЭТ»

(протокол № 3 от 27.11.2017г. )

Выступление Пархоменко И.С. Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности

ГБОУ ДПО «СОРИПКРО»

Секция председателей цикловых комиссий профессиональных образовательных организаций

27-28 февраля 2017г.

ГБПОУ «ВТЭТ»

Ходжаева И.Г.

Работа секции.

Вопрос 2.Современные технологии проведения занятий.

Представление опыта работы преп. Пархоменко И.С. «Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Знакомство с методическим обеспечением ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения: программа, КТП, УМК, сборник практических работ, материал для самостоятельной работы обучающихся, КИМ; материал для научно-практической конференции «Информационная безопасность» секции СНО по ИТ. Организация внеклассной предметной работы:  методическая разработка внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике», разработка общетехникумовского мероприятия «День российской науки» секцией СНО по ИТ http://www.vtet.ru/news_page/_60)

Выступление Пархоменко И.С. Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Размещение материалов в средствах массовой информации

Статьи в педагогических журналах

Всероссийский журнал «Педагогический опыт» свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77 64783 www.pedopyt.ru; имеется диплом http://www.pedopyt.ru/categories/19/?utm_source=certificate_letter&utm_medium=email&utm_campaign=pedopyt_ru

Научно-практические конференции

Доклад на научно-практической конференции

XXXI  Международная научно-практическая конференция  ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. Сертификат.

Электронная версия сборника материалов XXXI  МНПК  ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА http://zrns.ru/conference/arkhiv-conference/obuchenie-i-vospitanie-metodiki-i-praktika/;

Всероссийский конкурс с международным участием

«Лучшее внеклассное мероприятие»

(Центр современных образовательных технологий

 http://xn--j1aaidmgm.net/kn101.html,

 свидетельство о рег. СМИ ЭЛ №ФС 77-57749) 

Диплом 1 степени http://xn--j1aaidmgm.net/docz/10140691.png?

Публикации в электронных СМИ

Учебно-методические материалы

http://nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования. Учебно-методический материал  «Сборник в помощь разработчикам фонда оценочных средств (по материалам ФГАУ «ФИРО» http://nsportal.ru/node/2692650/

nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования. Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике» http://nsportal.ru/node/2704610/

http://metodisty.ru/. Профессиональное сообщество педагогов. Шестой всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений 2017: Лучшая методическая разработка внеучебного мероприятия» http://metodisty.ru/m/files/view/metodiche


8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Принципиальное изменение подходов к образовательному процессу – внедрение новых педагогических технологий, создание в техникуме обучающей среды с соответствующей материальной базой, компетентностный подход позволяют формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности. Сотрудничество с работодателями, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории позволили реализовывать системно–деятельностный подход в обучении, который по своей сути и является методологической основой ФГОС СПО. Результативность опыта отражают показатели успеваемости и трудоустройства выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

В техникуме при изучении учебной дисциплины ОП.14  «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ведется постоянная работа по созданию условий для реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

Результат внедрения компетентностного подхода:

  1. высокие результаты обучения и воспитания;
  2. востребованность и конкурентоспособность выпускника на рынке труда;
  3. готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности;
  4. способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.

Результативность опыта отражают показатели успеваемости и трудоустройства выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ АНАЛИЗА УСПЕВАЕМОСТИ ПО ОП.14 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебный год

Средний балл

Качество успеваемости, %

Показатель успеваемости, %

2013-2014

3,7

52

99,5

2014-2015

3,8

65

100

2015-2016

4

68

100

Вывод: настоящим подтверждается положительная динамика  результатов обучающихся в освоении образовательных программ по итогам результатов поэтапной аттестации.


ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ НАПРАВЛЕНИЯ 03.09.12 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебный год

Количество выпускников

Трудоустройство в (%)

2013-2014

25

77

2014-2015

32

80

2015-2016

41

66

Вывод:

98

74

Вывод: 74% выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения трудоустроены.

О глубине и прочности знаний, готовности выпускников к эффективной профессиональной деятельности, умению эффективно применять информационные технологии в профессиональной деятельности говорят положительные отзывы работодателей.

9. ВЫВОД

В техникуме при изучении учебной дисциплины ОП.14  «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ведется постоянная работа по созданию условий для реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников и востребованности на рынке труда. Знание информационных технологий в профессиональной деятельности, уверенное пользование пакетом прикладных программ MS Office, умение работать со справочными  правовыми системами, использование информационно-коммуникационных технологий, знание электронного документооборота повышает конкурентоспособность выпускников техникума на рынке труда. Принципиальное изменение подходов к образовательному процессу: внедрение новых педагогических технологий, создание в техникуме обучающей среды с соответствующей материальной базой, позволяющей формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности. Сотрудничество с работодателями, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории позволили реализовывать системно–деятельностный подход в обучении, который по своей сути и является методологической основой ФГОС СПО. Получая образование, будущий профессионал должен обретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых образует профессиональный стандарт. Это же требует и работодатель. Именно поэтому этот опыт является актуальным и перспективным.


ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008  г. N 521 "Об  утверждении  Типового  положения  об  учреждении  начального профессионального образования". http://base.garant.ru/193584/#text

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2008  г. N 543 "Об  утверждении  Типового  положения  об  учреждении  среднего профессионального  образования (среднего  специального  учебного  заведения).  http://base.garant.ru/193595/#text

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 674 "Об утверждени Положения  об  учебной  практике (производственном обучении)  и  производственной  практике обучающихся,  осваивающих основные  профессиональные образовательные  программы  начального профессионального образования". http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m674.html

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 673 "Об утверждении  Положения  об  учебной  и  производственной  практике студентов (курсантов),  осваивающих  основные  профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования". http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m673.html

6. . ФГАУ «ФИРО»  Протокол  № 1 от «15»  февраля 2012 г  Положение  по итоговому  контролю  учебных  достижений  обучающихся  при  реализации федерального  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  в  пределах  основной  профессиональной образовательной программы НПО/СПО (примерное). http://www.firo.ru

7. Концепция и методика разработки контрольно-оценочных средств. ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. − М.: ФИРО, 2010. − 19с.

8. Базисные учебные планы по профессиям НПО, специальностям СПО

9. Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  начального профессионального  образования (ФГОС  НПО),  разработанные  и утвержденные  в  порядке,  установленном  Правительством  Российской Федерации. http://mon.gov.ru/dok/fgos/7196/

10. Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  среднего профессионального образования (ФГОССПО), разработанные и утвержденные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7197/

11. Устав государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Владикавказский торгово-экономический техникум».


Приложение

Отзывы работодателей


C:\Users\007\Desktop\Царукаева Письмо.jpeg


Благодарность Клещенко


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр: