1. "Лес - богатство нашей Родины". 2. "Лес в картинах художников".
Занятия проводятся в мини - музее детского сада.
Знакомить детей с богатством нашей Родины - лесом.Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Учить сравнивать картины написанные на одну тему; вызывать удивление и радость от встречи с произведениями художников.
Развивать способность выражать свои чувства через рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия в подготовительной группе на тему
«Мы идем смотреть Родину»
Воспитатель Ракиткина Н. А.
Занятие №1
Тема «Лес - богатство нашей Родины»
Цель: закрепить знание детей о названии страны, умение ориентироваться на карте России. Продолжать знакомить детей с богатством нашей Родины- лесом. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Познакомить детей с картинами художников-пейзажистов, изображавших на своих картинах лес. Развивать обзорное восприятие. Учить сравнивать картины , написанные на одну тему.
Обогащать словарь детей эстетическими и художественными терминами (пейзаж, художник, живопись, экспозиция)
Предварительная работа: знакомство с физической картой России. Наблюдение за деревьями, беседа о лесе, игры «Найди дерево по листу (коре, плодам и семенам)». Заучивание стихов С. Есенина, И. Токмаковой о деревьях.
Ход занятия.
Перед детьми физическая карта России.
- Как называется страна, где мы живём?
-Покажите на карте Россию.
-Карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно сказать огромная.
-О чём ещё может рассказать нам карта? (много городов, рек, морей, озёр, есть горы).
-Какого цвета больше всего на карте? (зелёного).
-А, что обозначает зелёный цвет? (лес).
-Посмотрите, как много леса в России. Здесь самый огромный лес на земле- тайга. А, что даёт нам лес? (ответы детей).
-Лес- это и дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумага, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы и многое другое; и ягоды, и грибы. Лес- это родной дом для многих животных и растений. Листья деревьев выделяют кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Лес- это природное богатство, к нему надо относиться бережно.
-Какие леса бывают? (хвойные, лиственные, смешанные).
Проводится игра «Назови дерево». (воспитатель бросает мяч, дети называют деревья, которые растут в хвойном лесу, затем в лиственном).
Воспитатель обращает внимание детей на экспозицию картин «Мы идём смотреть Родину».
-Многие художники в своих картинах запечатлели красоту леса, его величие. –Давайте с вами найдём картины на которых изображён лес.
Дети подходят к картинам, любуются ими. Воспитатель рассказывает, как они называются, и кто авторы(Чайка «Лес», «Лесная заводь»; Булаков «Лесная река»; Асадов «Весна»; Крупский «Зима», «Осень»; Кнороз «Лесные дали»; Калашникова «Лето»; Лашур «Краски осени»).
-Что общего в этих картинах? (это живопись, выполнены они маслом, пейзаж, изображён лес).
-Чем они отличаются? (написаны разными художниками; изображено разное время года , передано разное настроение).
Воспитатель предлагает детям показать картины, где изображён хвойный лес , лиственный и смешанный; назвать деревья, которые они видят на полотнах.
-Какое дерево является символом России?
Дети читают стихи о берёзе и других деревьях, С. Есенина, И. Токмаковой.
В конце занятия детям предлагаются раскраски с изображением деревьев.
Затем дети загадывают друг другу загадки о деревьях.
Занятие№2
Тема: «Лес в картинах художников»
Картины: «Лес», «Лесная заводь» художник С. Чайка
Цель: учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему; вызывать удивление и радость от встречи с произведениями художников, изобразивших на своих полотнах лес;
Развивать умение выделять выразительные средства (цвет, композиция); учить детей словами описывать пейзаж;
Рассматривать пейзаж, учить чувствовать состояние природы и то настроение, которое вызывает пейзаж в нашей душе;
Обогащать словарь терминами: пейзаж, художник-пейзажист, композиция, тёплые и холодные тона.
Предварительная работа: знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Сосны освещённые солнцем» и художника С. Н. Манаева с изображением леса в разное время года.
Ход занятия.
-На прошлом занятие мы с вами любовались картинами художников-пейзажистов, на которых изображён лес.
-Кто знает, что такое- пейзаж? (ответы детей)
-Да, это картина, отображающая жизнь реальной природы.
-Кого мы называем художником-пейзажистом? (ответы детей).
-Это человек, рассказывающий о природе с помощью кисти и красок. В пейзаже художник передаёт состояние природы, пользуясь цветом и его оттенками. А так же цветом он передаёт свои чувства и мысли.
-Сегодня мы познакомимся с картинами «Лесная заводь» и «Лес» художника Сергея Чайки.
Дети рассматривают картины.
-Что общего в этих картинах? (время года- лето; изображён лес; преобладают тёмно-зелёные тона).
-Чем отличаются картины? (на картине «Лесная заводь»- хвойный лес, а также, лесное озеро, в тихой ,спокойной глади воды, видно зеркальную поверхность , на которой, как маленькие купальщики, плавают кувшинки. На картине «Лес»-лиственные деревья, изображены люди на лесной тропе ).
-Как удалось художникам передать летний день, игру солнечного света в листве, свет и тень?
-Что передал художник, используя разные оттенки зелёного цвета? (разнообразную зелень деревьев, их кроны).
-Как удалось художнику на картине «Лесная заводь» передать тихий летний день? (игра света и тени, разные оттенки цветов).
-Какие деревья мы видим на картине? (в центре картины, к небу вздымаются ели-великаны, а рядом тянутся молодые ёлочки. Это ёлочки детки прибежали на опушку леса и встали в хоровод. А справа и слева деревья теснятся, набегают одно на другое, сливаются в густую чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса).
-Какие сказки могут ожить в этой картине? ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница»).
-Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
-Что на картине «Лес» радует и восхищает? (необычность цвета, контраст света и тени, передача формы кроны деревьев, настроение тишины).
-На картине изображено начало лета или его конец? Как вы догадались?
-Кого вы видите на лесной тропинке? Что эти люди могут делать в лесу?
-Какое дерево изобразил художник на первом плане?
-Гостеприимный дуб, как будто приглашает нас войти в свои владения.
Давайте мы примем приглашение, и отправимся все вместе в лес, полюбуемся его красотой и величием. Послушаем пение птиц.
(Включается грамзапись).
Дети рассказывают, что они видят в чаще леса, делятся своими впечатлениями.
-Могучей, несокрушимой стеной стоят деревья-великаны. И только редкий, самый смелый лучик солнца, отважится заглянуть сюда, что бы поиграть в тёмных кронах деревьев. А вон там за кустиком прячется зайчишка-трусишка, не понимает, кто это посетил его владения. А чей это рыжий хвостик мелькнул среди веток? Так это белочка делает запасы на зиму! Вдалеке прошли лоси с красивыми ветвистыми рогами! А сколько здесь грибов: крепыши-боровики, рыжие лисички, семейка подосиновиков в нарядных шапочках! А какие вкусные орехи в этом лесу!
На опушке леса можно отдохнуть, понежиться на мягкой травке и полакомиться спелой, ароматной земляникой! Спасибо тебе, гостеприимный лес, за прохладу в жаркий день, за свежий, душистый от цветов и трав, воздух, за твои дары! А нам, пора домой, до свидания, лес!
-Скажите, можно ли заблудиться в таком лесу? ( да, потому что лес дремучий, густой, незнакомый, но можно взять с собой компас).
-А как без компаса можно определить в лесу направление? (с северной стороны стволы деревьев покрыты мхом; земляника с южной стороны красная, а с северной - белая).
-Мы сегодня побывали с вами в лесу, полюбовались его красотой, а сейчас я предлагаю вам нарисовать свою картину леса, глядя на картины художника Сергея Чайки .
Дети используют в своих рисунках оттенки зелёного цвета.
Литература:
«Патриотическое воспитание в детском саду» Алёшина Н. В.
«Наследие» Новицкая М. Ю.
Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2005 г.
«Методические рекомендации по провидению занятий в детском музее дошкольного учреждения» Куркина Л. Н.