1. "Лес - богатство нашей Родины". 2. "Лес в картинах художников".

Занятия проводятся в мини - музее детского сада.

Знакомить детей с богатством нашей Родины - лесом.Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Учить сравнивать картины написанные на одну тему; вызывать удивление и радость от встречи с произведениями художников.

Развивать способность выражать свои чувства через рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия в подготовительной группе на тему

«Мы идем смотреть Родину»

Воспитатель Ракиткина Н. А.  

Занятие №1

Тема «Лес - богатство нашей Родины»

Цель: закрепить знание детей о названии страны, умение ориентироваться на карте России. Продолжать знакомить детей с богатством нашей Родины- лесом. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Познакомить детей с картинами художников-пейзажистов, изображавших на своих картинах лес. Развивать обзорное восприятие. Учить сравнивать картины , написанные на одну тему.

Обогащать словарь детей эстетическими и художественными терминами (пейзаж, художник, живопись, экспозиция)

Предварительная работа: знакомство с физической картой России. Наблюдение за деревьями, беседа о лесе, игры «Найди дерево по листу (коре, плодам и семенам)». Заучивание стихов С. Есенина, И. Токмаковой о деревьях.

Ход занятия.

Перед детьми физическая карта России.

- Как называется страна, где мы живём?

-Покажите на карте Россию.

-Карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно сказать огромная.

-О чём ещё может рассказать нам карта? (много городов, рек, морей, озёр, есть горы).

-Какого цвета больше всего на карте? (зелёного).

-А, что обозначает зелёный цвет? (лес).

-Посмотрите, как много леса в России. Здесь самый огромный лес на земле- тайга. А, что даёт нам лес? (ответы детей).

-Лес- это и дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумага, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы и многое другое; и ягоды, и грибы. Лес- это родной дом для многих животных и растений. Листья деревьев выделяют кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Лес- это природное богатство, к нему надо относиться бережно.

-Какие леса бывают? (хвойные, лиственные, смешанные).

Проводится игра «Назови дерево». (воспитатель бросает мяч, дети называют деревья, которые растут в хвойном лесу, затем в лиственном).

Воспитатель обращает внимание детей на экспозицию картин «Мы идём смотреть Родину».

-Многие художники в своих картинах запечатлели красоту леса, его величие. –Давайте с вами найдём картины на которых изображён лес.

Дети подходят к картинам, любуются ими. Воспитатель рассказывает, как они называются, и кто авторы(Чайка «Лес», «Лесная заводь»; Булаков «Лесная река»; Асадов «Весна»; Крупский «Зима», «Осень»; Кнороз «Лесные дали»; Калашникова «Лето»; Лашур «Краски осени»).

-Что общего в этих картинах? (это живопись, выполнены они маслом, пейзаж, изображён лес).

-Чем они отличаются? (написаны разными художниками; изображено разное время года , передано разное настроение).

Воспитатель предлагает детям показать картины, где  изображён хвойный лес , лиственный и смешанный; назвать деревья, которые они видят на полотнах.

-Какое дерево является символом России?

Дети читают стихи о берёзе и других деревьях, С. Есенина, И. Токмаковой.

В конце занятия детям предлагаются раскраски с изображением деревьев.

Затем дети загадывают друг другу загадки о деревьях.

Занятие№2

 Тема: «Лес в картинах художников»

Картины: «Лес»,  «Лесная заводь» художник  С. Чайка

Цель: учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему; вызывать удивление и радость от встречи с произведениями художников, изобразивших на своих полотнах лес;

Развивать умение выделять выразительные средства (цвет, композиция); учить детей словами описывать пейзаж;

Рассматривать пейзаж, учить чувствовать состояние природы и то настроение, которое вызывает пейзаж в нашей душе;

Обогащать словарь терминами: пейзаж, художник-пейзажист, композиция, тёплые и холодные тона.

Предварительная работа: знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Сосны освещённые солнцем» и художника С. Н. Манаева с изображением леса в разное время года.

Ход занятия.

-На прошлом занятие мы с вами любовались картинами художников-пейзажистов, на которых изображён лес.

-Кто знает, что такое- пейзаж? (ответы детей)

-Да, это картина, отображающая жизнь реальной природы.

-Кого мы называем художником-пейзажистом? (ответы детей).

-Это человек, рассказывающий о природе с помощью кисти и красок. В пейзаже художник передаёт состояние природы, пользуясь цветом и его оттенками. А так же цветом он передаёт свои чувства и мысли.

-Сегодня мы познакомимся с картинами «Лесная заводь»  и «Лес» художника  Сергея Чайки.

Дети рассматривают картины.

-Что общего в этих картинах? (время года- лето; изображён лес; преобладают тёмно-зелёные тона).

-Чем отличаются картины? (на картине «Лесная заводь»- хвойный лес, а также, лесное озеро, в тихой ,спокойной глади воды, видно зеркальную поверхность , на которой, как маленькие купальщики, плавают кувшинки. На картине «Лес»-лиственные деревья, изображены люди на лесной тропе ).

-Как удалось художникам передать летний день, игру солнечного света в листве, свет и тень?

-Что передал художник, используя разные оттенки зелёного цвета? (разнообразную зелень деревьев, их кроны).

-Как удалось художнику на картине «Лесная заводь» передать тихий летний день? (игра света и тени, разные оттенки цветов).

-Какие деревья мы видим на картине? (в центре картины,  к небу вздымаются ели-великаны, а рядом  тянутся молодые ёлочки. Это ёлочки детки прибежали на опушку леса и встали в хоровод. А справа и слева деревья теснятся, набегают одно на другое, сливаются в густую чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса).

-Какие сказки могут ожить в этой картине? ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница»).

-Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

-Что на картине «Лес» радует и восхищает? (необычность цвета, контраст света и тени, передача формы кроны деревьев, настроение тишины).

-На картине изображено начало лета или его конец? Как вы догадались?

-Кого вы видите на лесной тропинке? Что эти люди могут делать в лесу?

-Какое дерево изобразил художник на первом плане?

-Гостеприимный дуб, как будто приглашает нас войти в свои владения.  

Давайте мы примем приглашение, и отправимся все вместе в лес, полюбуемся его красотой и величием. Послушаем пение птиц.

(Включается грамзапись).

Дети рассказывают, что они видят в чаще леса, делятся своими впечатлениями.

-Могучей, несокрушимой стеной стоят деревья-великаны. И только редкий, самый смелый лучик солнца, отважится заглянуть сюда, что бы поиграть в тёмных кронах деревьев. А вон там за кустиком прячется зайчишка-трусишка, не понимает, кто это посетил его владения. А чей это рыжий хвостик мелькнул среди веток? Так это белочка делает запасы на зиму! Вдалеке прошли лоси с красивыми ветвистыми рогами! А сколько здесь грибов: крепыши-боровики, рыжие лисички, семейка подосиновиков в нарядных шапочках! А какие вкусные орехи в этом лесу!

На опушке леса можно отдохнуть, понежиться  на мягкой травке и полакомиться спелой, ароматной земляникой! Спасибо тебе, гостеприимный  лес, за прохладу в жаркий день, за свежий, душистый от цветов и трав, воздух, за твои дары! А нам, пора домой, до свидания, лес!

-Скажите, можно ли заблудиться в таком лесу? ( да, потому что  лес дремучий, густой, незнакомый, но  можно взять с собой компас).

-А как без компаса можно определить в лесу направление? (с северной стороны стволы деревьев покрыты мхом; земляника с южной стороны красная, а с северной - белая).

-Мы сегодня побывали с вами в лесу, полюбовались его красотой, а сейчас я предлагаю вам нарисовать свою картину леса, глядя на картины художника Сергея Чайки .

Дети используют в своих рисунках оттенки зелёного цвета.

Литература:

«Патриотическое воспитание в детском саду» Алёшина Н. В.

«Наследие» Новицкая М. Ю.

Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2005 г.

«Методические рекомендации по провидению занятий в детском музее дошкольного учреждения» Куркина Л. Н.