"Сказание о Борисе и Глебе". Слайд-фильм и конспект урока.

Истомина Елена Евгеньевна

«Не подниму руку на брата!»

Житие страстотерпцев Бориса и Глеба в современной школе.

Уважаемые коллеги!

    Предлагаю вашему вниманию актуальный материал: слайд-фильм «Сказание о Борисе и Глебе» и разработку урока по этой же теме. Работы представляют собой лишь небольшую часть проектов-погружений в различные исторические эпохи, предлагают новые методические подходы для работы с детьми и молодёжью. Текст читают ученики, изучившие историко-культурный контекст событий.

    Урок и фильм были показаны на конференциях, семинарах, заседаниях районных методических объединений учителей ОПК (2012). Материал распространён в декабре 2016 года на Сергиевских Чтениях.

Тема русской святости вызывает живейший интерес у современных старшеклассников, и лучшие минуты уроков литературы, мировой художественной культуры – это обращение к житиям святых. Может быть, в этот момент ученик положил буйную головушку на руки, может быть, механически водит карандашом по листочку - но он весь внимание, он напряжённо вдумывается в текст. В этом неослабеваемом интересе проявляется генетическая память. Век, два, пять веков назад такой же русский мальчик слушал или читал жизнеописания святых (общеизвестно, что житийная литература изучалась в церковно-приходских школах и являлась любимым семейным чтением). На главные вопросы русской души отвечали жития: жизнь по Заповедям возможна, жизнь с Богом в сердце –реальность, такая же, как хлеб, вода, синее небо над головой

   Трагические события, изложенные в одном из лучших преданий Древней Руси, «Чтения о житии и погублении... страстотерпцев Бориса и Глеба» (XI в), неизменно вызывают бурное обсуждение среди подростков благодаря удивительной современности. Два юных князя, жившие в XI веке, младшие сыновья крестителя Руси Владимира Красно Солнышко, погибли в политической усобице, как умирали и до них, и после. Но почему же именно их имена сохранила история?  Чем поразили свою страну на тысячу лет вперёд люди, не оказавшие, казалось бы, никакого сопротивления своим врагам? Почему названы они покровителями воинства? Отчего так много храмов, монастырей, икон в честь святых князей?

      «Идёт истории урок в притихшем классе спозаранок…» Есть действенная форма работы со школьниками: демонстрация слайд-фильмов, мощного видеоряда. Ученики вглядываются в клейма иконы «Борис и Глеб с житием», хранящейся в Третьяковской галерее, вдумываются в цитаты из «Чтения…», в соответствии с которым и была написана  эта икона. Приведём фрагменты занятия, посвящённого идейному содержанию повествования о Борисе и Глебе со стенограммой ответов учеников (урок снимался на видео во время семинара учителей ОПК). Материал излагается проблемно, с точно расставленными миссионерскими акцентами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказание о Борисе и Глебе1.5 МБ

Предварительный просмотр: