РМО и ШМО гуманитарного цикла

Наумова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО гуманитарного цикла за 2012-2013 уч.год

В истекшем 2012 – 2013 учебном году МО гуманитарного цикла работало над методической темой «Воспитание нравственной, творческой личности на уроках  и внеурочное время», ставило такие цели и задачи:

  1. Осваивать и внедрять личностно-ориентированное  обучение на уроках гуманитарного цикла. С этой целью:
  1. обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий;
  2. поиск новых технологий, форм и методов обучения;
  3. совершенствовать методику использования на уроках и внеурочное время компьютерные технологии и Интернет-ресурсы;
  4. организовывать непрерывный мониторинг знаний, умений, навыков.
  1. Изучать и внедрять в работу разнообразные методики повышения результатов обучения, воспитания и развития  обучаемых. Для этого:
  1. воспитывать интерес и любовь к русскому языку и литературе, прививать обучаемым осмысленное, уважительное отношение общечеловеческим и национальным культурным ценностям;
  2. повышать общую и читательскую культуру учащихся, культуру речи и общения.
  1. Формировать интеллектуальные, познавательные, поисково-информационно и учебно-организаторские умения, а именно:
  1. развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  2. учить умению составлять план ответа, тезиса, писать рефераты, доклады, рецензии, аннотации;
  3. обучать умению вести диспут, задавать вопросы, доказывать, аргументировать;
  4. вырабатывать навыки работы с каталогами, словарями, справочной литературой.
  1. Совершенствовать работу по подготовке выпускников к ЕГЭ, изучать нормативные документы по организации итоговой аттестации, анализировать результаты экзаменов.
  2. Выявлять, изучать, обобщать, и распространять творческий опыт лучших педагогов; принимать участие в творческих и профессиональных конкурсах педагогов.

Тема МО полностью согласуется с методической темой школы: дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

Задачи, поставленные в данном учебном году, успешно решены. Членами МО в течение года  было проведено 6 плановых заседаний   и 1 внеплановое, на которых обсуждались вопросы анализа работы объединения  за 2011-2012 уч.год, вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, с внедрением ФГОС в образовательный процесс, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы, результаты итоговой аттестации, тематическое планирование и рабочие программы по предметам и элективным курсам, графики контрольных работ и прохождение программного материала, вопросы оформления и оснащения учебных кабинетов, наиболее эффективные формы и методы повторения учебного материала, вопросы педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимых проблем. Учителями русского языка, работающими в 9-х и 11-х классах, проводилась индивидуальная работа с учащимися- выполнение тестов, комплексный анализ текста, обучение написанию сжатых  изложений, составление плана текста.

   В 2012 – 2013 учебном году   проводился внутришкольный  мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся школы по всем предметам школьной программы. Результаты мониторинга анализировались, обсуждались на заседаниях МО. В рамках работы методического объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.

  Учителя–предметники для повышения качества обучения  в течение учебного года использовали различные формы учебных занятий: урок -  лекция,  деловые игры,  урок - зачет, урок-исследование(по методике Эдварда де Боно), урок–презентация, литературные мастерские. Проводились открытые уроки в рамках недели гуманитарного цикла.
   Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы  учителя предпочтение отдавали наиболее эффективным:  мультимедийным технологиям, презентациям.  

  В этом учебном году все кабинеты школы пополнились новыми компьютерами, проекторами.   Мультимедийные технологии помогали учителям–предметникам на уроках демонстрировать учебный материал. Компьютер с мультимедийным проектором заменяли им  всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску, книгу, видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Учителя  создавали различные презентации для своих уроков, это позволило им  максимально заинтересовать учащихся темами уроков.
   В рамках данных технологий создавались условия, позволяющие личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Сложившаяся система уроков творческого характера, уровневая дифференциация содержания изучаемого материала, использование частично – поискового обучения, проблемного, исследовательского методов обучения, групповой организации познавательной деятельности способствовало развитию личностных качеств учащихся.  Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями помогли учителям повысить качество обучения.   Использование ИКТ позволяет создать ситуацию успеха, сделать свободный выбор задания; опираясь на жизненный опыт учащихся, активизировать познавательные интересы, создать проблемные ситуации, побудить к поиску альтернативных решений, использовать  творчество и смекалку.

Анализ прохождения программ показал, что отставаний практически нет- только те дни, что выпали на праздники, но материал программ изучен.

В этом году адаптация учащихся 5 и 11 классов прошла безболезненно, учащиеся сразу влились в ритм учебных занятий.

Успеваемость по русскому языку в 2012 уч.году

 Класс

Кол-во

Уч-ся

5

4

3

%

5

13

-

5

8

46

6

11

-

6

5

54,5

7

18

1

6

11

39

8

19

1

3

15

21

9

17

-

8

9

47

10

11

-

4

7

40

11

11

-

5

5

50

Успеваемость по русскому языку в 2013 уч.году

Класс

Кол-во

Уч-ся

5

4

3

%

5

22

2

8

12

52

6

15

1

7

7

54

7

11

-

5

6

49

8

16

1

5

10

51

9

18

3

3

12

51

10

6

-

6

-

64

11

9

1

3

5

54


Успеваемость по литературе в 2012 уч.году

Класс

Кол-во

Уч-ся

5

4

3

%

5

13

4

6

3

77

6

12

-

4

8

33

7

18

3

9

6

67

8

19

1

6

11

39

9

17

2

8

7

59

10

11

1

3

7

40

11

11

3

4

3

70

Успеваемость по литературе  в 2013 уч.году

Класс

Кол-во

Уч-ся

5

4

3

%

5

22

9

7

6

65

6

15

4

8

3

68

7

7

1

7

3

86

8

16

2

8

6

58

9

18

3

6

8

54

10

6

-

6

-

64

11

9

1

3

5

54

Таким образом, в средних классах 7-8  успеваемость снижается, а с 9 класса, особенно в 10-11 классах успеваемость лучше. Так в 11 классе стабильно 50% качества. Причина- в растущей осознанности из класса в класс необходимости учебы, школа воспитывает эту необходимость в учебе и в школе, и в будущей жизни. В средних классах необходимо продолжать отработку орфографических навыков, что скажется на результатах ГИА, ЕГЭ. Этот результат прослеживается уже 3 года.

Результаты государственной итоговой  аттестации в 9 классе (ГИА-2013).

Кол-во уч-ся

5

4

3

% кач.

Подтвердили год.оценки

Выше год.оц.

Ниже год.оц.

18

2

5

11

39

16/89%

1/5,5%

1/5,5%

Подтвердили свои знания на  ЕГЭ по русскому языку  100% ( кол-во баллов у обучаемых составило от 39 до 73).
   На развитие интеллекта, расширение общего кругозора учащихся, а также на решение задач школы и МО, поставленных на 2012-13 год, была направлена  работа  учителей с одарёнными  детьми.
   Каждый ученик школы имел возможность реализовать свои потенциальные способности в том или ином предмете, участвуя в олимпиадах, конкурсах, конференциях,  определенных для его возраста.
   Участие в таких мероприятиях стало традиционным, и школьники имеют возможность не только пополнить личное «портфолио», но и сравнить свои результаты с прошлым учебным годом. В данной ситуации решающим является не только успех как таковой, но и мотивация к дальнейшей работе над собой.
   Работа  велась среди учащихся среднего и старшего звена  по следующим направлениям:
- подготовка учащихся к предметным олимпиадам разного уровня;
- участие во всероссийских, областных, и районных конкурсных проектах;
- организация и проведение школьных предметных олимпиад;
- выставка творческих проектов и работ учащихся.
Учащиеся  приняли активное участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников (гуманитарный цикл)  победителями  и призерами  стали:

Учитель

Место в муниципальном этапе олимпиады

Предмет

Ф.И. обучаемого

Наумова Н.В.

Победитель (9 класс)

Русский язык

Изибаева Алена

Наумова Н.В

Победитель (8 класс)

Русский язык

Калдаева Елена

Чумак Н.И.

Призер (8 класс)

История

Калдаева Елена

Изибаева А. является  участницей  областной олимпиады по русскому языку.

Результат олимпиадных работ показал, что необходимо уделять больше внимания заданиям, связанных с грамматикой и лексикой, с хронологией, с описанием исторических личностей и литературных героев, необходимо научить учащихся писать ответы на поставленные вопросы.

Всероссийские олимпиады:

  1. «Олимпус -  осенняя сессия» - организатор Ковтун Р.И.

Предмет

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

Русский язык

26

23

Литература

0

4

Английский язык

5

9

  1. «Альбус» - организатор Ковтун Р.И.

предмет

Кол-во участников

(5-9 классы)

Русский язык

20

Английский язык

3

Литература

5

История

5

  1. «Русский медвежонок» - организатор Наумова Н.В.

Предмет

2010-2011 уч.год

2011 - 2012уч.год

2012-2013 уч.год

Русский язык

32

59

40

  1. Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 5-11 классов ( в рамках проекта INFOUROK.RU) – организатор Ковтун Р.И.

класс

5

7

8

10

итого

Кол-во участников

3

1

1

2

7

  1. Международная Олимпиада по основам наук (УРФО)

предмет

Кол-во участников

(5-9 классы)

Русский язык

6

Английский язык

2

Литература

2

История

2

Выставка творческих работ обучаемых:

  1. В социальной сети работников образования nsportal.ru (проект для одаренных детей «Алые паруса») опубликована творческая  работа Калдаевой Е. «Мне дорог мой родной край- Карталинский район» (http: //nsportal.ru/node/634207; свидетельство о регистрации электронного СМИ №ФС77-43268)- руководитель Наумова Н.В.
  2. Самостоятельно составила проектную работу по русскому языку «История слова КАНИКУЛЫ» (nsportal.ru/naumova-nataliya-vladimirovna)-  руководитель Наумова Н.В
  3. В районный сборник стихов и прозы «Без сказок жить неинтересно» вошли сочинения Кадочниковой Е., Корчиевой А.- руководитель Ковтун Р.И. (Н.И.Година. Без сказок жить неинтересно: сборник стихов и прозы –Челябинск, 2013-92с.)
  4. Стихотворение Ломовцевой Е. опубликовано в газете «Карталинская новь».

Внеклассная работа велась Ковтун Р.И.-«Журналина». По-прежнему  в школе выпускается газета «Парусник детства», которая знакомит всех со школьной жизнью,  успехами учащихся и педагогов. Ребята принимали участие в  III слёте  юнкоров Челябинской области,  награждены грамотами, памятными призами. (2013г. - Кадочникова Екатерина – Грамота «За неоценимый вклад в создание газетного выпуска»). В конкурсе «Серебряное пёрышко» 2013г.   Корчиева Айсель  заняла I место.

Наумовой Н.В. разработан дистанционный курс по русскому языку «Подсказки на каждый день» (8-9 классы). Она является  педагогом – тьютором, реализующим свою программу  дистанционного курса в течение года.

Работа с кадрами, повышение методического уровня преподавателей.

   Важнейшим направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. В 2012–2013 учебном  повышали квалификацию следующие педагоги:

Ф.И.О.
учителя

1.

Наумова Н.В.

 « Менеджмент в сфере образования», Южно-Уральский профессиональный институт.

«Профессиональная подготовка в сфере образования»

(Подготовка членов предметной комиссии по русскому языку для проведения ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования).

 «Публикация как ведущая форма представления эффективного опыта педагогической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»

2.

Ковтун Р.И.

Дистанционный модульный курс: Эксперт ГИА по литературе.

«Публикация как ведущая форма представления эффективного опыта педагогической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»

3.

Чумак Н.И.

Курс переподготовки в ЧИППКРО. Учитель обществоведческих дисциплин.

   Научно-методическая работа в 2011-2012 году была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей, реализацию творческой инициативы.

Ф.И.О.

1

Наумова Н.В.

Разработан школьный этап олимпиады по русскому языку для 5 класс (для РМО). Дистанционный курс по русскому языку «Подсказки на каждый день»(8-9 классы)

Выступление на августовской конференции с представлением дистанционного курса «Подсказки на каждый день»


РМО гуманитарного цикла:«Современный урок: каким ему быть?»

Отправлена в районный сборник  научная статья. («Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)».

На  nsportal.ru  «Социальная сеть работников образования»  создан мини-сайт (http://nsportal.ru/naumova-nataliya-vladimirovna)

Конкурс «Учитель года» - 2 место, признание и приз детского жюри.

2

Ковтун Р.И.

Участие в муниципальном этапе  областного конкурса  «Современные образовательные технологии» ( Вошла в 5-ку лучших).

Выступление на РМО с докладом «Подготовка педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства» .

Конкурс лучших учителей на премию главы Карталинского муниципального района - 2012г. – победитель.

Отправлена в районный сборник  научная статья.

На  nsportal.ru  «Социальная сеть работников образования»  создан мини-сайт учителя-словесника (сертификат о создании персонального сайта (Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/kovtun-rimma-ivanovna)

Работа по самообразованию велась каждым учителем, каждый учитель продолжает работать над темой, которую выбрал для изучения.

Следует продолжить:

  1. Работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, чтобы была система  такой работы;
  2. Продолжить работу с «одаренными» детьми и выявлять талантливых учащихся, помогать им развивать способности. Использовать инновационные технологии, ресурсы Интернета. В этом году так работали все педагоги;
  3. Особое внимание на учащихся, которым трудно справиться с учебой. Для них необходима «мягкая» система требований, позволяющая им сравниться с уровнем класса;
  4.  Изучать нормативную и методическую литературу по вопросам образования;
  5. Составлять рабочие программы по предмету;
  6. Посещать уроки коллег с последующим анализом результатов;
  7. Проведение предметной недели;
  8. Накопление дидактического материала, обобщение опыта учителей, его распространение.

Исходя из оценки критериев и уровня  деятельности учителей ШМО, считаю работу МО гуманитарного цикла удовлетворительной.

Цели и задачи МО:

В соответствии с направлением работы школы было решено начать работу над темой МО - «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования», была определена следующая цель – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в области предметов гуманитарного цикла в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования, а также определен следующий круг задач:

  1. Обеспечение оперативности и эффективности ознакомления с научно-методической информацией по предметам гуманитарного цикла, усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию гуманитарного образования. 
  2. Пропаганда современных образовательных технологий, применение в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий, совершенствование содержательного наполнения урока и контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке через использование электронных средств обучения.
  3. Выявление, изучение и оценка результативности опыта членов МО; его обобщение и распространение, организация работы по распространению педагогического опыта членов МО в сети Интернет.
  4. Изучение эффективности деятельности МО.
  5. Создание единого гуманитарно-обучающего пространства, использование интеграции со смежными дисциплинами, создание общего электронного банка материалов по предметам гуманитарного цикла.
  6. Работа с мотивированными учащимися, обеспечение развития у них креативности; включение школьников в активную познавательную исследовательскую  деятельность; организация олимпиад, конференций, конкурсов.
  7. Продолжение работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля ЗУН учащихся, совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Руководитель МО  /_____________/ Наумова Н.В.



Предварительный просмотр:

Темы семинаров РМО в 2014-2015 учебном году

Август

 «Организация учебного процесса в 2014-2015 учебном году. Организация и проведение школьного и областного этапов всероссийской и областной олимпиад школьников в соответствии с новым Порядком проведения олимпиад»

Декабрь

«Особенности разработки программ по учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Планируемые результаты освоения учебного предмета»

Февраль-март

 «Самооценка педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога»

Май

 «Современный урок с позиции требований  ФГОС»



Предварительный просмотр:

Анализ

 работы Карталинского методического объединения учителей русского языка и литературы  за 2013-2014 учебный год.

РМО учителей русского языка и литературы объединяет преподавателей средних и основных школ города и района. В текущем учебном году методическое объединение учителей работало по теме:

«Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования».

Работа МО была направлена на выполнение поставленных задач:

  • изучение нормативных документов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в условиях полного перехода на стандарты второго поколения;
  • повышение уровня профессионализма учителей через систему повышения квалификации, обучающие семинары;
  • продолжение  обобщения имеющегося опыта по эффективному использованию передовых педагогических методик, пополнение методической копилки эффективных методов и приемов работы учителя на уроках и во внеурочной деятельности в целях повышение  уровня подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА, повышения уровня мотивации учения обучающихся;
  • работа с одаренными детьми, привлечение школьников к учебно- исследовательской работе;
  • повышение роли предметов гуманитарного цикла в духовно-нравственном и гражданском воспитании;
  • осуществление подготовки школьников к успешному участию в олимпиадах по русскому языку, литературе;
  • аттестация учителей русского языка и литературы;
  • изучение и трансляция передового опыта учителей словесников;
  • оказание методической помощи молодым специалистам;
  • индивидуальные консультации по актуальным вопросам филологического и литературного образования.

Для реализации поставленных задач использовались  сочетание теории и практики, активные формы работы и индивидуальные консультации. Можно отметить основные формы работы: рассмотрение теоретических вопросов и внедрение их в практику работы той или иной школы или конкретного учителя, мастер-классы, научно- практические конференции, предметные олимпиады, участие в различных конкурсах районного, областного и российского масштабов.

Кадровый состав учителей русского языка и литературы Карталинского муниципального района.

В состав  МО входят  педагоги из 20 школ города и района. Всего учителей имеют высшее педагогическое образование -94%.

Квалификационная характеристика учителей.

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

15 человек

22человека

3 человека

Звания и награды.

Отличники образования- 2 человека.

Курсы повышения квалификации.

В этом году курсы повышения  квалификации ГБОУ ДПО ЧИППКРО были предложены  в очной и дистанционной форме. Каждый педагог мог выбрать удобную для него форму. Дистанционная форма обучения– 1 педагог, очная форма-3 педагога. Тема курсов: «"Педагогическая деятельность учителя русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС общего образования".

Содержание работы РМО учителей русского языка и литературы.

В течение учебного года прошло 4 методических объединения, которые были спланированы на достижение поставленных задач.  На МО рассматривались следующие вопросы:

  1. Изучение нормативных документов:
  • изучение методических писем: «О преподавании учебного предмета «Литература» в 2013-2014 учебном году», «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013-2014 учебном году» (от 24 июля 2013г.№03-02/5639);
  • формирование общероссийской системы оценки качества образования в итоговой аттестации, основные  положения ОСОКО;
  • учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке основной образовательной программы начального, основного общего образования;
  • разработка педагогических измерителей для оценки образовательных достижений обучающихся.
  1. Организация деятельности учителя по обобщению педагогического опыта.

Учителя Ковтун Р.И. (МОУ Южно-Степная СОШ), Лобанова Е.Г. (МОУ Снежненская СОШ), Краснова Е.В. (МОУ Анненская СОШ) представили материал из опыта работы.

  1. Использование мультимедийных ресурсов на уроках литературы разных типов и видов.

Учитель МОУ СОШ 17, Косолапова О.М., учитель МОУ Южно-Степной СОШ, Ковтун Р.И., показали разнообразие презентаций с ярким иллюстративным материалом.

  1. Организация и проведение школьного и муниципального этапов  ВсОШ 2013г. 5-11 классы.

Педагог Утицких Л.А..,  МОУ СОШ №17,  ознакомила коллег с методическими письмами «Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому языку в 2013-2014 учебном году» от 29 октября №03/8600 и   рассказала  о практической подготовке и проведении данных олимпиад.

 На заседании РМО была создана экспертная группа учителей, которая разработала олимпиадные задания по русскому языку и литературе для проведения школьного этапа олимпиады. Это следующие учителя: Исакова Е.А., МОУСОШ№31,  Бердникова А.В., Новокаолиновая СОШ, Давлеткулова О.В., Еленинская СОШ, Наумова Н.В., МОУ Южно-Степная СОШ, Надешкина С.П., МОУ СОШ №1, Даурбаева Н.Р., МОУ Рассветинская СОШ, Васильева А.В., МОУ Снежненская СОШ, Баканова Л.А., МОУ Мичуринская СОШ, Краснова Е.В., МОУ Анненская СОШ, Богданова Е.К., МОУ СОШ №131.

  1. Организация, подготовка и проведение итоговой аттестации школьников в формате ЕГЭ и ГИА.

Давлеткуловой  О.В.( Еленинская СОШ) был представлен  материал  по подготовке к  ОГЭ учащихся 9 классов,   Бердниковой А.В. (Новокаолиновая СОШ) - о работе со справочным материалом при подготовке к ЕГЭ,  о сайтах, на которых расположены тесты-онлайн и  диагностических  работах в электронном варианте  по русскому языку для 11 класса.

 Сидорова Ю.Е. (МОУ СОШ№3) ознакомила учителей  с  опытом  работы по подготовке детей к сжатому изложению. Цель работы: умение выбирать микротемы, композиционные части, передать логику текста. Ею были названы  основные приемы работы: свертывание информации, разделение на главную и второстепенную и др.;   критерии оценивания  изложения и части С.

Опыт работы по подготовке к сочинению представила Утицких Л.А. (МОУ СОШ №17) и поделилась методикой подготовки к сочинению.

  1. Использованию  педагогических методик на уроках.

Ковтун Р.И., учитель МОУ Южно- Степной СОШ, рассказала о том , как она применяет на своих уроках технологию творческих мастерских. Данная технология развивает творческое мышление у учащихся. На примере стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь» и представленной презентации все учителя убедились в практической деятельности педагога и креативности данного метода.

Все учителя, которые выступали на РМО, владеют методикой преподавания предмета, в своей работе используют разные формы и методы проведения уроков.

Содержание работы  РМО охватывало актуальные проблемы модернизации образования и инновационных процессов, связанных с улучшением качества обучения функциональной и практической грамотности, развитие  интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Работа районного методического объединения в 2013-2014 учебном году была спланирована на основе результатов деятельности прошлого года, итогов аттестации и направлена на реализацию следующей цели:

« Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания». 

Практически все педагоги посещали заседания МО, понимая значимость методической работы, принимали активное участие в организованных мероприятиях. На каждом заседании МО проходило знакомство с новинками методической литературы, обмен ЭОРами. Все педагоги города и района работают по единым программам: русский язык –программа Ладыженской Т.А., литература –Коровина В.Я.

В течение всего  учебного года объединение учителей –языковедов плодотворно трудилось, творческий потенциал сообщества высокий.

2 учителя принимали участие IV  Всероссийской научно- практической конференции.

В сборнике  «Развитие творческих способностей учителя и учащихся»  под общей редакцией Т.В.Соловьевой вышли статьи педагогов: Наумовой Н.В., Ковтун Р.И., МОУ Южно-Степная СОШ  ( Развитие творческих способностей учителя и учащихся: материалы IV  Всероссийской научно- практической конференции/. Под общей ред.Т.В.Соловьевой.- Челябинск: ЧИППКРО, 2013.-340с).

Нужно отметить положительную динамику в работе учителей:  стремление   обобщить опыт работы. Это особенно видно было на конкурсе «Учитель года». 6 учителей русского языка и литературы представляли опыт работы, педагогические  мастерские, показывали уроки, давали мастер-классы. (Лобанова Елена Геннадьевна, МОУ Снежненская СОШ, Краснова Елена Владимировна, МОУ Анненская СОШ, Шартон Ирина Александровна, МОУ Варшавская СОШ, Баканова Людмила Анатольевна, Мичуринская СОШ, Ковтун Римма Ивановна, Наумова Наталия Владимировна, МОУ Южно-Степная СОШ).

Учителя стремятся применять на практике системно- деятельностный подход. В рамках районного сообщества учителей  « КАПИТЕЛЬ»  была создана творческая группа «Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода», в которую вошли 3 педагога: Исакова Е.А., МОУ СОШ №31, Верткая С.А, МОУ СОШ №17, Наумова Н.В., МОУ Южно-Степная СОШ.  Они  разработали цикл уроков по русскому языку.

В каждой школе города и района проходила неделя русского языка и литературы. Весь комплекс мероприятий был направлен на формирование интереса к предмету, углубление знаний. Учителя вместе с учащимися выпустили предметные газеты, подготовили литературно-музыкальные композиции.

Особое внимание в современном образовании уделяется дистанционному обучению. Оно обеспечивает равные возможности для получения образования независимо от места проживания и материальных условий обучаемого. К тому же актуальность  и востребованность дистанционных курсов  заключается и в том, что каждый из обучающихся  занимается  в  удобное для себя время и в оптимальном для них темпе. В программе дистанционного обучения участвуют два педагога-филолога. Сидорова Ю.Е, МОУ СОШ №3(«Мастерская стихосложения» для 6-8кл.), Наумова Н.В., МОУ Южно-Степная СОШ («Подсказки на каждый день» русский язык для 8-9кл.),  разработали программы и являются педагогами- тьюторами.

Видна активная творческая работа учителей, но каждому учителю  следует  стремиться к обобщению своего опыта на  уровне ОУ, района, области. Для этого серьезнее подойти к выбору тем самообразования, т.к. систематизация и обобщение опыта – это перспектива для повышения мастерства.  ШМО необходимо активнее анализировать работу педагогов и рекомендовать творчески работающих учителей  для обобщения опыта.

Следующей формой работы объединения является подготовка своих учеников  к муниципальным, областным олимпиадам и конференциям.

Проведение Всероссийской олимпиады школьников по литературе  и русскому языку подчинено ее главным целям- выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей, формирование интереса к научно- исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний.

 В муниципальном этапе Олимпиады по русскому языку и литературе принимали участие учащиеся 7-11 классов. Результаты следующие:

  1. Русский язык.

7 класс.

Саламатова

Анна

МОУ СОШ №131

Богданова Е.К.

58,06

1

Победитель

Табуева

Полина

МОУСОШ№17

Утицких Л.А.

56,45

2

призер

Брезгулевская

Арина

МОУ Варшавская СОШ

Орлова Т.Г

56,45

2

призер

Кислухин

Владислав

МОУ СОШ №17

Утицких Л.А.

46,77

3

призер

8 класс.

Готовцева

Любовь

МОУ Варшавская СОШ

Орлова Т.Г.

55

1

победитель

Сельдушева

Дарья

НОУ СОШ №45

Субеева И.Ф.

52

2

призер  

Гредяева

Анастасия

МОУ Новокаолиновая СОШ

Курбанова Т.А.

46

3

призер  

9 класс.

Ермолаева

Анастасия

МОУ СОШ №45

Бушуева Н.Г.

80,00

1

Победитель

Калдаева

Елена

МОУ Южно-Степная СОШ

Наумова Н.В.

80,00

1

победитель

Мартынова

Ксения

МОУ СОШ №17

Косолапова О.М.

51,43

2

призер

Головина

Дарья

МОУ СОШ №17

Косолапова О.М.

48,57

3

призер

10 класс.

Мальцева            

Тамара

МОУ Еленинская СОШ

Шулаева Н.Р.

61,04

1

победитель

Задина

Ирина

МОУ ЕленинскаяСОШ

Шулаева Н.Р.

59,74

2

призер

Попова

Екатерина

НОУ СОШ №45

Иванова О.С.

49,35

3

призер

11 класс.

Гладковская      

Дарья

МОУ СОШ 17          

     Бакалова Г.А.

53,25

1

победитель

Туребаева

Айслу

МОУ СОШ 1                

Надёшкина С.В.

42,86

2

призер

Харченко

Ольга

МОУСОШ№131

Стасюк Л.И.

33,77

3

призер

  1. Литература.

7 класс.

Букина

Айжан

МОУ Мичуринская СОШ

Боканова Л.А.

25,00

1

призер

8 класс.

Ромазанов

Ринат

МОУ СОШ №17

Верткая С.А.

26

1

Призер

9 класс.

Коняева

Александра

МОУ Неплюевская СОШ

Манторова А.В.

35

2

призер

Матвеева

Светлана

СОШ№3- филиал МОУ СОШ №17

32

2

призер

Абатаева

Айшат

МОУ Великопетровская  СОШ

Некорыснова В.Г.

31,5

3

призер

10 класс.

Мальцева

Тамара

МОУ Еленинская  СОШ

Давлеткулова О.В.

57,5

1

победитель

Ильюшкина

Яна

НОУ  СОШ №45

40

2

призер

Ломакова

Елена

МОУ Великопетровская СОШ

Мисенко Н.К.

31

3

призер

11 класс.

Гладская

Дарья

МОУ СОШ №17

Бакалова Г.А.

1

84

победитель

Белоусова

Валерия

МОУ СОШ №131

Стасюк Л.И.

2

75

призер

Турибаева

Айслу

МОУ СОШ №1

Надешкина  С.П.

3

66

призер

Хадиева

Диана

МОУ Неплюевская СОШ

Манторова А.В.

3

64

призер

Нужно отметить, что в  7 -8 классах  возникли трудности, связанные с фактологическим материалом по теории и истории литературы.  Затруднение вызвало в 9-11 классах творческое задание: не смогли создать разные по жанру и стилю  тексты, решить нестандартные филологические задачи. По –прежнему остаются трудности в написании анализа прозаического текста.  Ребятам трудно определять авторскую позицию, выражать свои мысли, чувства, не все смогли  привести  для доказательства текст произведения.  Поэтому учителям литературы и русского языка  при подготовке ко всем этапам Всероссийской олимпиады школьников по литературе нужно активнее вводить в школьную практику творческие работы,  анализ поэтических, прозаических текстов, учить  определять авторскую позицию, выражать свои мысли, чувства; развивать жанровое мышление школьников, учить анализировать текст в аспекте рода и жанра; обращать особое внимание на язык и стиль творческих работ учащихся (композиционную стройность, логичность, речевую грамотность).

Результаты областного регионального этапа.

Ф.И.

школа

класс

Кол-во баллов

Место

Литература

1

Мальцева Тамара

МОУ Еленинская  СОШ

10

39б.

46

2

Гладковская Дарья

МОУ СОШ № 17

11

38 б.

34

Русский язык

1

Калдаева Елена

МОУЮжно-Степная СОШ

9

15б.

76

Ермолаева Анастасия

МОУ СОШ №45

15,5

74

2

Мальцева Тамара

МОУ Еленинская СОШ

10

17, б.

80

3

Гладковская Дарья

МОУ СОШ № 17

11

21 б.

66

Многие ребята принимали участие во всероссийской олимпиаде школьников «Шаг в будущее»

ФИ конкурсанта

учитель

 школа

муниципальный

Областной уровень

Гладковская

Дарья

Бакалова Галина Александровна

МОУСОШ№17

диплом 1сте-

пени

победитель

Табуева

Полина

Утицких Л.А.

МОУСОШ№17

Диплом 1 степени

призер

Игнатьева

Ульяна (7кл.)

Диплом 1 степени

Диплом 3 степени

Балашова

Анастасия(7 кл.)

Утицких Л.А.

МОУСОШ№17

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени

Кислухин Владислав (7 кл.)

Призер

В этом году особое внимание уделялось одаренным детям.

Педагоги нашего объединения являются преподавателями муниципальной школы для  одаренных детей «ТриО-центр». Утицких Л.А. , МОУ №17 СОШ, разработала и использует в работе программу для подготовки одаренных детей к олимпиаде по  литературе «В мире литературы», русский язык -

Ежегодно наши учителя и  ученики активно принимают участие в конкурсе «Журналина 200..».Этот год не стал исключением. Данный конкурс состоит из несколько этапов, в которых были свои победители.

 В номинации «Олимп юнкора» победителями стала команда  Джабыкской школы, затем – МОУ Южно- Степная СОШ, третье место -  МОУ Полтавская СОШ. В личных зачетах лучшими стали: Екатерина Коннова и Ангелина Девивье, МОУ Джабыкская СОШ; на втором месте Екатерина Кадочникова, МОУ  Южно-Степной СОШ, на третьем – Салимжан Байжанов, МОУ  Полтавская СОШ.

В номинации «Газета года» в лидеры вышли команды городских 31-й и 17-й школ.

По общему количеству  баллов  у юнкоров  пресс-клуба  МОУ №17-й  СОШ –первое место,  МОУ Джабыкской СОШ –второе место, и  МОУ №131 СОШ -  третье место.

В течение года РМО учителей – филологов работало над совершенствованием методики преподавания предмета и поиском приемов стимулирования интереса учащихся к русскому языку и литературе.  Большое место занимала подготовка к разным конкурсам, в которых нужно было представить сочинение, эссе, проект.

Ребята принимали участие в муниципальном конкурсе сочинений «Полиция глазами детей». 1 место – Попов Даниил (7 кл.) , Чурилов Алексей (8кл.), МОУ 31 СОШ (Исакова Е.А.); 2 место-…………………………………………;  3 место- Калугина Арина (5 кл.), МОУ 3 СОШ (Сидорова Ю.Е.).

В другом конкурсе сочинений «Рождественская сказка» были отмечены: Кошкина Вика, МОУ №31 СОШ (Исакова Е.А.), Кислянский Саша, МОУ №3 СОШ (Сидорова Ю.Е.).

Сочинение-эссе  «Война глазами детей» писали ребята под руководством Сидоровой Ю.Е., МОУ №3 СОШ.

Участниками конкурса научно- исследовательских работ является МОУ №17 СОШ: Кислухин В., Балашова А., Табуева П. (Утицких Л.А.),  Киричков А. 9 кл. (Косолапова О.М.)

Всегда интересны учителям и ребятам Всероссийские  дистанционные конкурсы : «Инфоурок», «Русский медвежонок- языкознание для всех», УРФО по русскому языку и литературе, «Олимпус»,  интернет- марафон «Эдуконец» и др.

Впервые в этом году в исследовании  АНО «Центра развития молодежи» в рамках международного  дистанционного проекта «Грамотей+» принимали участие  5 классы всех школ  района.

К сожалению, снижается количество  участников исследовательских работ, конференций. Учителям необходимо пересмотреть свое отношение к этой работе, постараться заинтересовать обучаемых, проявить инициативу и самому педагогу. 

Нужно отметить, что большое место в работе занимала подготовка старшеклассников к успещной сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Учителя русского языка на своих уроках систематически используют тестирования, обращаются к изданиям, периодически освящающие данные вопросы. Наиболее популярные сайты:

Целенаправленная и систематическая работа учителей привела к следующим результатам: успеваемость и качество знаний по предмету по сравнению с прошлым годом в целом имеют тенденцию  к закреплению результатов и некоторому повышению показателя степени обученности.  Но итоговые срезы по русскому языку по-прежнему обнаруживают проблемы:

  1. Орфографические правила:
  • проверяемая безударная гласная в корне слова;
  • гласные в корнях с чередованием;
  • –Н- и –НН- в разных частях речи;
  • НЕ с различными частями речи;
  • правописание наречий;
  • падежные окончания существительных;
  • написание безударных личных окончаний глаголов.
  1. Пунктуационные правила:
  • знаки препинания при однородных членах предложения;
  • знаки препинания в ССП;
  • знаки препинания в СПП;
  • знаки препинания при причастных  и деепричастных оборотах;
  • знаки препинания при вводных словах.

Причины этих ошибок объясняются неумением объяснить лексическое значение слова, учащиеся не умеют  различать части речи, невнимательностью на уроках, плохой подготовкой домашней работы.

Результаты  ЕГЭ и ОГЭ

Таким образом, работу РМО можно оценить как удовлетворительную. Хотелось, чтобы педагоги,  обобщая свой опыт, сами откликались для работы в объединении, а не тогда, когда предстоит аттестация. Существует ряд  актуальных проблем: наши ученики набирают слишком низкие баллы в областных олимпиадах, мало готовим ребят к научно-практическим конференциям, исследовательским работам. Надо целенаправленно готовить ребят к олимпиадам, самим знать уровень заданий. Учителям самим  участвовать в районных, областных, всероссийских конкурсах, в учительских олимпиадах, публиковать материалы в методических журналах, на  своих сайтах, потому что каждому есть  что сказать.

В новом 2014-2015  учебном году РМО учителей русского языка и литературы планирует выполнение следующих задач:

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов как одна из основ повышения качества образования;
  • повышение качества образования путем внедрения и применения современных педагогических технологий,  в том числе системно-деятельностного подхода, который является одним из приоритетных в Федеральных государственных образовательных Стандартах;
  • нормативно-правовое и методическое сопровождение качественного введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования;
  • выявление,  обобщение и диссеминация инновационного педагогического опыта;
  • дальнейшее совершенствование работы с одарёнными детьми по их поиску, поддержке и общественному признанию, по созданию условий для качественного педагогического и психологического сопровождения их учебной и внеучебной деятельности.



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

8  КЛАСС

Максимальное количество баллов 50

Историко-литературный блок.

  1. Узнайте произведение по описанию пейзажа, назовите автора. Вспомните эпизод, к которому относится каждая пейзажная зарисовка.  (до 3 б.).
  1. Кругом меня цвёл Божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз,

 И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозди полные на них,

Серёг подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

  1. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло… Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым…

  1. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру… Морозило сильнее, чем с утра; но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег.

2. Найдите «лишнее». Объясните, по какому принципу построены эти цепочки (до 3 б.).

  1. Л. Н. Толстой,  Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, А.А. Фет.
  2. «Бежин луг», «Певцы», «Бирюк», «Муму».
  3. А. Т. Твардовский, И. С. Тургенев, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин.

3. О каких писателях идёт речь? (до 3  б.)

  1. Писатель был детдомовцем, поэтому его повесть «Кража» автобиографична, он писал о том, что пережил сам, о воспитанниках детского дома, о сложных, искалеченных жестокостью мальчишеских судьбах.
  2. Издавал «Московский журнал», в котором печатались его рецензии, отзывы, поэтические и прозаические произведения, в том числе «Письма русского путешественника», художественная обработка путевых впечатлений, дневниковый рассказ о виденном и пережитом во время путешествия по германии, Швейцарии, Франции, Англии.
  3. С первых дней его литературной деятельности на сценах домашних и профессиональных столичных театров с успехом шли его комедии, хотя излюбленным жанром станет басня.

4. Назовите художников, иллюстрировавших роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (до 3 б.).

Теоретико-литературный блок.

  1. Соотнесите понятия с их определениями (до 2 б.).
  • Один из видов комического, в котором заключена едкая и злая издевательская насмешка.
  • Художественное определение, которое создаёт у читателя образ человека, предмета или явления и вызывает к нему эмоциональное отношение.
  • Сопоставление людей, предметов и явлений по внешнему сходству или общим качествам.
  • Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, усиливающее эмоциональную окраску речи.

  • Сравнение
  • Сарказм
  • Антитеза
  • Эпитет

  1. В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 6 главы поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал автор? Какова их роль?

               Определите своеобразие поэтической интонации отрывка, её роль. При этом обратите внимание на  стихотворный размер и тип рифмы, особое синтаксическое оформление фраз. Какие интонационные особенности текста характерны для романтической традиции?   (до 8 б.)

Я видел груды тёмных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простёрты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года –

Им не сойтися никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег –

Как будто белый караван

Залётных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.

  1. Определите жанр следующих произведений (или отрывков). Обоснуйте свой выбор (до 4 б.).
  1. Вдоль по улице метелица метёт;

За метелицей мой миленький идёт.

- Ты постой, постой, красавица моя,

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на прекрасну красоту,

На твоё ли да на белое лицо.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!..

  1. Как в людях многие имеют слабость ту же:

                                         Всё кажется в другом ошибкой нам;

                                              А примешься за дело сам,

                                             Так напроказишь вдвое хуже.

  1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове…
  2. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

  1. Напишите литературоведческую статью «Баллада». Не забудьте привести примеры (до 4 б.)

Литературно-творческая работа.

Действие этого произведения происходит под Рождество. Его жанр святочный рассказ. Н. С. Лесков определял особенности этого жанра так: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (канун Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело». Проанализируйте произведение А. П. Чехова, обратив особое внимание на его жанровые признаки (до 20 б.).

                                                                                                         А.П. Чехов

Кривое зеркало

Святочный рассказ

Я и жена вошли в гостиную. Там пахло мохом и сыростью. Миллионы крыс и мышей бросились в стороны, когда мы осветили стены, не видавшие света в продолжении целого столетия. Когда мы затворили за собой дверь, пахнул ветер и зашевелил бумагу, стопами лежавшую в углах. Свет упал на эту бумагу, и мы увидели старинные письмена и средневековые изображения. На позеленевших от времени стенах висели портреты предков. Предки глядели надменно, сурово, как будто хотели сказать:

«Выпороть бы тебя, братец!»

 Шаги наши раздавались по всему дому. Моему кашлю отвечало эхо, то самое эхо, которое когда-то отвечало моим предкам...

А ветер выл и стонал. В каминной трубе кто-то плакал, и в этом плаче слышалось отчаяние. Крупные капли дождя стучали в тёмные, тусклые окна, и их стук наводил тоску.

— О, предки, предки! — сказал я, вздыхая значительно. — Если бы я был писателем, то, глядя на портреты, написал бы длинный роман. Ведь каждый из этих старцев был когда-то молод и у каждого, или у каждой, был роман... и какой роман! Взгляни, например, на эту старушку, мою прабабушку. Эта некрасивая, уродливая женщина имеет свою, в высшей степени интересную повесть. Видишь ли ты, — спросил я у жены, — видишь ли зеркало, которое висит там, в углу?

И я указал жене на большое зеркало в чёрной бронзовой оправе, висевшее в углу около портрета моей прабабушки.

        — Это зеркало обладает волшебными свойствами: оно погубило мою прабабушку. Она заплатила за него громадные деньги и не расставалась с ним до самой смерти. Она смотрелась в него дни и ночи, не переставая, смотрелась даже, когда пила и ела. Ложась спать, она всякий раз клала его с собой в постель и, умирая, просила положить его с ней вместе в гроб. Не исполнили ее желания только потому, что зеркало не влезло в гроб.

        — Она была кокетка? — спросила жена.

        — Положим. Но разве у неё не было других зеркал? Почему она так полюбила именно это зеркало, а не другое какое-нибудь? И разве у неё не было зеркал получше? Нет, тут, милая, кроется какая-то ужасная тайна. Не иначе. Предание говорит, что в зеркале сидит чёрт и что у прабабушки-де была слабость к чертям. Конечно, это вздор, но несомненно, что зеркало в бронзовой оправе обладает таинственной силой.

Я смахнул с зеркала пыль, поглядел в него и захохотал. Моему хохоту глухо ответило эхо. Зеркало было криво, и физиономию мою скривило во все стороны: нос очутился на левой щеке, а подбородок раздвоился и полез в сторону.

—Странный вкус у моей прабабушки! — сказал я.

Жена нерешительно подошла к зеркалу, тоже взглянула в него — и тотчас же произошло нечто ужасное. Она побледнела, затряслась всеми членами и вскрикнула. Подсвечник выпал у неё из рук, покатился по полу, и свеча потухла. Нас окутал мрак. Тотчас же я услышал падение на пол чего-то тяжёлого: то упала без чувств моя жена.

Ветер застонал еще жалобней, забегали крысы, в бумагах зашуршали мыши. Волосы мои стали дыбом и зашевелились, когда с окна сорвалась ставня и полетела вниз. В окне показалась луна...

Я схватил жену, обнял и вынес из жилища предков. Очнулась она только на другой день вечером.

—Зеркало! Дайте мне зеркало! — сказала она, приходя в себя. —Где зеркало?

Целую неделю она потом не пила, не ела, не спала, а всё просила, чтобы ей принесли зеркало. Она рыдала, рвала волосы на голове, металась, и, наконец, когда доктор объявил, что она может умереть от истощения и что положение её в высшей степени опасно, я, пересиливая свой страх, опять спустился вниз и принёс ей оттуда прабабушкино зеркало. Увидев его, она захохотала от счастья, потом схватила его, поцеловала и впилась в него глазами.

И вот прошло уже более десяти лет, а она всё ещё глядится в зеркало и не отрывается ни на одно мгновение.

—Неужели это я? — шепчет она, и на лице её вместе с румянцем вспыхивает выражение блаженства и восторга. — Да, это я!  Всё лжёт, кроме этого зеркала! Лгут люди, лжёт муж! О, если бы я раньше увидела себя, если бы я знала, какая я на самом деле, то не вышла бы за этого человека! Он не достоин меня! У ног моих должны лежать самые прекрасные, самые благородные рыцари!..

Однажды, стоя позади жены, я нечаянно поглядел в зеркало и — открыл страшную тайну. В зеркале я увидел женщину ослепительной красоты, какой я не встречал никогда в жизни. Это было чудо природы, гармония красоты, изящества и любви. Но в чём же дело? Что случилось? Отчего моя некрасивая, неуклюжая жена в зеркале казалась такой прекрасной? Отчего?

А оттого, что кривое зеркало покривило некрасивое лицо моей жены во все стороны, и от такого перемещения его черт оно стало случайно прекрасным. Минус на минус дало плюс.

И теперь мы оба, я и жена, сидим перед зеркалом и, не отрываясь ни на одну минуту, смотрим в него: нос мой лезет на левую щёку, подбородок раздвоился и сдвинулся в сторону, но лицо жены очаровательно - и я радуюсь этому.

— Ха-ха-ха! — дико хохочу я.

А жена шепчет едва слышно:

        — Как я прекрасна!


ДЛЯ КОМИССИИ

Рекомендации и пояснения к оценкам.

Задания этого тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.

Оценка ставится за каждое задание.

№ раздела. Пояснения к некоторым заданиям.

Баллы

Историко-литературный блок

Задание1

  1. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;
  2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»;
  3. Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством».

0,5 б. за правильное определение произведения и автора;

0,5 б. за правильное определение эпизода; до 3б.

Задание 2

  1. «Лишнее» - А. А.Фет, т.к. он единственный является поэтом, а остальные  авторы в «цепочке» – прозаики.
  2. «Лишнее» - «Муму», т. к. эта повесть, в отличие от других произведений в списке, не входит в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника».
  3. «Лишнее» - И. С. Тургенев, т.к. этот писатель Х1Х века, в то время как остальные авторы представляют ХХ век

0,5 б. за каждый правильный ответ,

0,5 б. за каждое объяснение;до 3 б.

Задание 3

  1. В. П. Астафьев
  2. Н. М. Карамзин
  3. И. А. Крылов.

1 б. за каждый правильный ответ; до 3 б.

Задание 4

А. Бенуа, М. Нестеров, Н. Фаворский, С. Иванов, Ф. Константинов, Д. Шмаринов

По 0,5 б. за каждого названного художника – до 3баллов.

Теоретико-литературный блок

Задание 1

  1. Сарказм
  2. Эпитет
  3. Сравнение
  4. Антитеза

По 0,5 б. за каждое правильное распределение; до 2 б.

Задание 2

При выполнении задания ученик должен обратить особое внимание на такие отличительные особенности романтического стиля: 1)  «пышность» экзотического пейзажа, «расцвеченного» многочисленными яркими тропами; 2) эмоциональность тона рассказа, выраженную через особое синтаксическое оформление  (обилие восклицательных знаков, инверсий, повторов и т.п.); 3) особый характер лирического героя – избранной («то было свыше мне дано») яркой личности, родственной по духу с гордой и величественной природой.

При этом должны быть названы тропы (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения) и указана их содержательная и (или) эмоциональная роль.

Стихотворный размер – ямб; тип рифмы - перекрёстная.

До 3 баллов за верное и убедительное определение отличительных признаков романтического стиля (по 1 баллу за каждый признак);

По 0,5 баллов за верное указание каждого тропа; по 0,5 б. за каждое определение роли того или иного тропа;

По 0,5 б. за верное определение стихотворного размера и типа рифмы.

Всего 8 баллов

Задание № 3

  1. Песня (напевность, подчёркиваемая наличием рефренов, припева, постоянных эпитетов и обращений, характерных для народной песни);
  2. Басня (приведена типичная для басни мораль);
  3. Сказка (наличие постоянных речевых формул, характерных для русской сказки);
  4. Пословица (характерные для пословицы назидательность, обобщённость, краткость, образность)

По 0,5 б. за каждое верное определение жанра; по 0,5 б. за каждое обоснование – до 4 баллов.

Задание № 4

Баллада – повествовательная песня (или стихотворение), один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для баллады характерен небольшой объём, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, они соединяют черты рассказа и песни.

До 2 б. за грамотную литературоведческую статью (по 0,5 б. за каждый признак);

До 2 б. за примеры (по 0,5 б. за каждое название произведения, по 0,5 б. за каждого автора); до 4 баллов.

Общая сумма баллов

30

Критерии оценки творческого задания

Критерии оценки содержания и речевого оформления работы

Баллы

1

Глубина, правильность, точность и самостоятельность в раскрытии темы

Учащийся понимает проблему, поставленную в теме творческой работы, объясняет ее смысл, аргументирует свою позицию и демонстрирует при этом самостоятельность суждений. Учащийся приводит убедительные примеры,  владеет фактическим материалом из истории и теории литературы и умеет применять его при создании текста. В работе присутствуют элементы верного и убедительного анализа художественного текста, нет фактических ошибок.

5

Учащийся  понимает проблему, поставленную в теме творческой работы, объясняет ее смысл, аргументирует свою позицию и демонстрирует при этом самостоятельность суждений. Учащийся приводит примеры, владеет фактическим материалом из истории и теории литературы, но не всегда удачно применяет  его при создании текста. В работе присутствуют элементы верного и убедительного анализа художественного текста, но есть 1-2 фактических недочёта.

4

Учащийся  понимает проблему, поставленную в теме творческой работы, объясняет ее смысл, аргументирует свою позицию и демонстрирует при этом самостоятельность суждений. Учащийся  не в полной мере владеет фактическим материалом из истории и теории литературы и не всегда удачно применяет  его при создании текста. В работе мало элементов верного и убедительного анализа художественного текста, есть 1-2 фактических недочёта.

3

Учащийся понимает проблему, поставленную в теме творческой работы, но объясняет её смысл схематично, поверхностно. Учащийся почти не владеет фактическим материалом из истории и теории литературы и не применяет  его при создании текста. В работе нетверного и убедительного анализа художественного текста, присутствуют фактические ошибки. Тема работы раскрывается верно, но упрощенно.

2

Учащийся не понимает проблемы, поставленной в теме творческой работы, объясняет ее смысл  крайне упрощенно или не объясняет совсем. Суждения учащегося по предложенной теме поверхностны, несамостоятельны. В работе отсутствуют примеры и анализ, есть более 3-х фактических ошибок, мешающих пониманию сказанного.

1 - 0

2.

Последовательность, логичность и композиционная стройность работы

Части сочинения имеют вступление и заключение, логически связаны, нет нарушений последовательности, основная мысль доказывается последовательно и логично.

5

Части работы логически связаны между собой, но не имеют вступления или заключения, основная мысль доказывается последовательно и логично.

4

Части работы логически связаны между собой, но не имеют вступления или заключения, основная мысль доказывается последовательно и логично, но есть некоторые отступления от выбранного жанра и стиля работы.

Части работы связаны между собой, но не имеют вступления или заключения, мысли повторяются, нарушается логика суждений, есть отступления от выбранного жанра и стиля работы.

2

Связи между частями и внутри частей нарушены или отсутствуют, в работе много повторов, отступлений от выбранной логики высказывания, главная мысль сочинения не развивается.

1 - 0

3.

Эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения

Учащийся строит собственный текст в единстве формы и содержания, с художественно-эстетических позиций, бережно относится к авторскому стилю при пересказе и цитировании. Созданное учащимся высказывание создается по законам жанра работы, его структура соответствует стилю высказывания, выявляет личностное отношение к проблеме и демонстрирует соответствующее авторскому замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, отличается стилевым единством и однородностью.

3

Работа отличается единством формы и содержания, автор бережно и умело цитирует и пересказывает, однако не всегда соблюдает стилевое и жанровое единство собственного высказывания, чувство меры в проявлении эмоциональности стиля, личностное отношение к проблеме выражается нечетко.

2

В работе не соблюдаются единство формы и содержания, бережное отношение к тексту при пересказе и цитировании, нарушена стилевая и жанровая однородность, эмоциональность стиля отсутствует либо не соответствует содержанию, личностное отношение к проблеме не выявлено.

1 - 0

4

Образность языка и оригинальность стиля

Учащийся владеет разнообразной лексикой, использует различные синтаксические конструкции. Лексика и синтаксис сочинения соответствуют избранному жанру и стилю изложения. Язык работы яркий, образный и демонстрирует эстетический вкус автора работы. Учащийся не затрудняется при использовании специальной лексики и сложных синтаксических конструкций. Стиль работы демонстрирует оправданную оригинальность авторского подхода к раскрытию темы.

3

Лексика и синтаксические конструкции работы недостаточно разнообразны, учащийся в отдельных случаях затрудняется в использовании специальной лексики и некоторых синтаксических конструкций. Образность языка либо недостаточна, либо не показывает эстетического вкуса работы.

2

В работе заметно слабое владение речью, есть случаи неверного употребления общеупотребительной и литературоведческой лексики и синтаксических конструкций. Образность языка и оригинальность стиля отсутствуют или применяются неоправданно.

1 - 0

5.

Соблюдение речевых норм

Мысли в сочинении выражаются ясно и точно, в работе нет речевых ошибок и недочетов.

4

Мысли в сочинении выражаются ясно и точно, в работе допущено 1 – 2 речевых недочета

3

Мысли в работе не всегда выражаются ясно и точно, в работе допущено до 5 речевых недочетов.

2

В работе допущено свыше 5 речевых недочетов, мешающих понять смысл высказывания.

1 - 0

Максимальный балл

20

Общая сумма баллов за все задания – 50.



Предварительный просмотр:

СОСТАВ ЖЮРИ

всероссийской олимпиады школьников

Муниципальный этап

примечание: Члены жюри осуществляют проверку заданий школьного этапа.

Русский язык:

№п/п

ФИО педагога

Наименование ОО

Примечание

1

Наумова Н.В.

МОУ Южно-Степная СОШ

Председатель жюри

2

Сидорова Ю.Е.

МОУ СОШ №3

Член жюри

3

Бердникова А.В.

МОУ Новокаолиновая СОШ

Член жюри

4

Лобанова Е.Г.

МОУ Снежненская СОШ

Член жюри

5

Хмелева Н.Е.

МОУ Варшавская СОШ

Член жюри

6

Косолапова О.М.

МОУ СОШ№17

Член жюри

7

Капышева Р.В.

МОУ СОШ №1

Член жюри

8

Явдак Г.И.

НОУ СОШ № 45

Член жюри

Литература:

№п/п

ФИО педагога

Наименование ОО

Примечание

1

Наумова Н.В.

МОУ Южно-Степная СОШ

Председатель жюри

2

Лобанова Е.Г.

МОУ Снежненская СОШ

Член жюри

3

Шулаева Н.Г.

МОУ Еленинская СОШ

Член жюри

4

Даурбаева Н.Р.

        МОУ Рассветинская СОШ

Член жюри

5

Мисенко Н.К.

МОУ Великопетровская СОШ

Член жюри

6

Богданова Е.К.

МОУ СОШ №131

Член жюри

7

Исакова Е.А.

        МОУ СОШ №31

Член жюри

8

Явдак Г.И.

НОУ СОШ № 45

Член жюри