ИКТ

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 9» г. Лиски

Мастер-класс

« Использование интерактивной  доски  в  начальной  школе»

Проводила:

учитель начальных

классов

 Муравлева О.Д.

2014 г.

Одним  из  требований новых стандартов является  использование  современных  ИКТ технологий   и  средств  обучения. Если  раньше  учитель  индивидуально  для  себя  в  зависимости  от  условий   и  материально-технической  базы  решал  вопрос  об  использовании  ИКТ,  то  сегодня  это  обязательное  условие  реализации  образовательных  программ  в  начальной  школе  и  одна  из  составляющих  профессиональных  компетентностей  педагога.

       

       В течение двух лет мы используем в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Star Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.  Интерактивная  доска  заключает  в  себе  возможности  мгновенного  отклика  на  команду.

         

       Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая  и техническая обработка.

         

        Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 55% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети  усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.


Каковы преимущества интерактивной доски?

В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов?

* Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.


* Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.


* Интерактивные доски позволяют учителю увеличить объём воспринимаемого  материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.


* Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.


* Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.


* Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.


* Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

Интерактивные доски в течении некоторого времени позволяют формировать положительный эмоциональный настрой на учение.


Формы использования интерактивной доски на уроке.

Основные формы и способы, которые используются на уроках:

а) набор  текста  с  использованием  экранной  клавиатуры;

б) форматирование  текста  с  использованием  ресурсов  интернет  доски;

в) создание  объекта.

Объект – это любой рисунок, фигура, таблица, текст, все, что появляется на странице вашей peb-презентации. Готовя материал к уроку, необходимо расположить все объекты так, чтобы подготовленное вами задание выполнило свою задачу (например, проверило правильность ответов учащихся), а также представляло приятную для глаз картинку на доске.  Для этого каждый объект может быть подвержен различным действиям,  например, вырезан, скопирован и вставлен, зафиксирован с разрешением движения, расположен на верхнем или нижнем плане и т.д. Объекту  можно придать или поменять определенные свойства  -  залить фигуру цветом, изменить ширину линии, или сделать картинку  полупрозрачной.  

г)   Инструмент распознавания фигур.

Трудно нарисовать красивый круг или овал, квадрат или прямоугольник, не часто, но приходится пользоваться инструментом «Фигуры». А что делать, если нужно нарисовать фигуру маркером? Пусть будет кривой? Можно воспользоваться инструментом распознавания фигур. ( Умное перо)

д) Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.

 
е) Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках.


ж) Создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши.


з) Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке  и т.д.

Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски.

  • Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждой интерактивной доске).

  • Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают маркерами, приложенными к доске.

  • Собери новую фигуру (Это задание очень нравится малышам. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки., оно развивает творческие способности и воображение.).

  • Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)

  • Составьте закономерности из фигур.

  • Удалите или добавьте лишнюю фигуру

  • Докажи, что площадь одной фигуры больше или меньше другой (путем наложения).

  • Соединение фигуры с соответствующей формулой площади и периметра (можно соединять разными способами).

Урок математики. 4 класс. Устный счет.

Из библиотеки доски выбираем задание на нахождение суммы трех двузначных слагаемых. Демонстрируем на схеме карточки с числами. Обучающиеся показывают ответы  на маркерных досках, учитель демонстрирует  ответ на интерактивной доске – сравнивают. Если есть ошибки, то объясняют решение. Можно отменить действия и попробовать проверить результат  с новыми числами.

На уроках математики используем задания из готовых файлов доски: устный счет, нумерация многозначных чисел, доли дроби, время, единицы массы и т.д. и создаем свои задания.

 

Урок математики. 4 класс. Тема «Доли».

Открываем файл «Килограммы и граммы». Слева фрукты и овощи с указанием веса. Но под одними указан вес в граммах и килограммах, под другими в долях. «Кладем» на одну чашу весов пачку гороха весом в 250 грамм. Что нужно «положить» на вторую чашу? Выбираем рисунок с указанием долей. Какой предмет подходит: кокос весом 1/2 кг  или гроздь винограда весом 1/4 кг? Вспоминаем, что означает числитель и знаменатель доли. Выбираем на доске метку «перо», пишем над рисунком: 1/2 кг = 500 г, 1/4 кг = 250г. Следовательно, на вторую чашу весов нужно положить гроздь винограда. Весы уравновесились. Значит, мы рассуждали правильно.

Возможность применения интерактивной доски способствует снижению утомляемости детей, дольше удерживает их внимание, активизирует мыслительную деятельность школьников.

Урок «Окружающий мир». 4 класс. Тема: «Моря, озера и реки России».

  • Используется интерактивная карта полушарий. При работе с электронной картой можно:
  • приближать выбранные участки для более детального рассмотрения;
  • снимать часть обозначений, упрощая карту, делая её более наглядной;
  • делать рисунки и наносить надписи;
  • на карту добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и  текстовый  материал.

На этапе изучения нового материала карту можно приблизить так, чтобы материк «Евразия» был в центре доски. После этого следует практическая работа «Водные пространства России», данные заносятся в рабочую тетрадь. В конце урока на этапе закрепления нового материала в строке «слои» снимается метка «водные ресурсы», на карте исчезают все их названия. Теперь самое время проверить, какие знания получили ученики на уроке, что запомнили. Выбираем знак «карандаш», подписываем названия морей, включаем функцию «водные ресурсы». Совпадают названия? Значит, урок прошёл недаром.

Заключение.

Начальная школа – это особый мир. Дети  приходят в школу с самыми лучшими намерениями и желаниями. Они   изначально нас любят. Просто так, потому что мы просто есть. Исходя из этого цели и задачи нашей работы – не потерять этого детского доверия и любви. Поэтому постоянно приходится учиться: осваивать новые технические и методологические пространства, используемые в образовании.



Предварительный просмотр:

Прием «лупа»

Как это сделать? 

Шаг первый. Демонстрируется все историческое полотно.

Шаг второй.
По щелчку появляется увеличенный фрагмент. Для этого достаточно скопировать на другой слайд общий рисунок, вырезать необходимый фрагмент и увеличить его. Эффект анимации проявление с увеличением.

Пример 2. Учитель биологии демонстрирует общий вид стрекозы, а затем акцентирует внимание на уникальное устройство ее глаз.

Следите за качеством увеличенного фрагмента! Используйте только те, которые при увеличении не стали размытыми, нечёткими. А риск исказить увеличенный фрагмент есть, и очень большой, особенно если вы скопировали из Интернета изображение весом всего лишь в несколько десятков килобайт.

В таком случае выход один: искать тяжелые изображения или сканировать имеющиеся у вас картинки. Возможен и другой путь. Часто в Интернете попадаются готовые очень качественные фрагменты необходимых изображений.

Находим их и используем для выполнения приема Лупа. К примеру, я нашел в Интернете по поисковым словам отдельно Стрекозу и отдельно очень качественное изображение Глаза стрекозы.

Пример 3. Учитель начальной школы напоминает правописание ЖИ-ШИ. Для этого достаточно того, чтобы по щелчку мыши появились в словах выделенные другим цветом и более крупным шрифтом слоги.

Пример 4. Учитель физики даёт пояснения к формуле:

Этот приём можно рекомендовать выполнить с помощью триггеров. Щелком по каждой из букв мы получаем пояснения. Убрать мы их можем щелчком по развернутой информации. То есть объектом триггера являются сами надписи.



Предварительный просмотр:

                             Алгоритм выполнения приема «Листание»:

Шаг1.  На участке слайда создаем рамку, имитируя рамку картины :

(Вставка - Фигуры - Рамка )

Или для развёрнутой книги : Вставка Фигуры Волна или Скругленный прямоугольник и т.д.

Шаг2. Иллюстрации, фрагменты текста, таблицы, схемы, и т.д.. накладываем один на другой. Первый объект должен находиться в нижнем слое. Верхним слоем должен быть последний объект. Это важно, т.к. иначе эффект листания не получится.

Шаг 3. Добавляем анимацию. Лучше, если в программе PowerPoint используется эффект анимации «Растягивание» в режиме  «Слева». При вставке текста Формат текста должен быть обязательно с заливкой, чтобы не просвечивали предыдущие страницы.

Шаг 4. Добавляем смену слайдов. Появляться странички текста или изображения могут по щелчку или автоматически друг за другом в зависимости от целей урока.

Вариант1. Начало анимации по щелчку.

Если создаем одновременное листание иллюстраций и текста, то текст и иллюстрации нужно группировать в один объект. Для этого выделяем все необходимые объекты, затем правой мышью в меню находим Формат Группировать


Вариант 2. листания дает возможность пролистывать две страницы книги или блокнота. Тогда левая страница настраивается: эффект анимации - вход

Затем Растягивание справа и настраивается смена слайда с предыдущим или после предыдущего.



Предварительный просмотр:

Приём «шторка»

Некоторые интерактивные доски имеют такой инструмент. Его суть в том, что закрывается фрагмент экрана (слайда) и в нужный момент появляется скрытая за шторкой информация. Выполнить такой приём в PowerPoint, любых других презентационных программах несложно. Главное, подобрать подходящие эффекты анимации. 
         
Наиболее подходящим для так называемой шторки является эффект анимации Задвигание, который имитирует некий занавес, шторку. Только не забудьте придать нужное направление: Влево или Вправо. Причем можно провести имитацию двухсторонней шторки, когда мы размещаем два объекта, раздвигающихся в разные стороны (см. фрагмент столица Франции). В приведенном примере ответы на задания скрыты залитыми прямоугольниками. По щелчку они исчезают (один вправо, другой влево) и появляется спрятанная часть информации. В соответствии с нашим замыслом, возможно поднимать шторку вверх или вниз, естественно, изменив направление эффекта анимации.
       
На мультимедийных уроках такой приём может пригодиться, как с использованием интерактивной доски, так и без неё. 
         
Однако, используя триггеры, мы можем открывать шторки в любом порядке. В этом случае шторки открываются по щелчку триггера. Триггерами служат сами прямоугольники. После выполнения задания учениками мы щелкаем по прямоугольнику, он исчезает и появляется правильный ответ. 
         
Используя режим карандаша или фломастера, мы можем предложить ученикам сначала выполнить определённые задания, а затем, перейдя в режим стрелки, щёлкая по шторкам проверить ответы. 
         
Что для этого необходимо сделать?
         
Разместить рядом с закрытым шторкой ответом рамочку (прозрачный или белого цвета прямоугольник), куда ученик сможет записать ответ. 
         
Для использования маркера учеником необходимо при показе слайдов перейти из режима демонстрации в режим рисования.
           
Подобный режим есть в ряде программ. Таким образом, даже не подключая специальные возможности интерактивной доски, мы можем использовать такой эффективный технологический прием для выполнения учениками каких - либо действий. Они пишут электронным маркером ответы (например, ответы в белых рамочках). Затем, перейдя в режим стрелки, мы щелкаем по фигурам с заливкой и рядом с ответами учеников появляются правильные ответы.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Применение ИКТ в начальных классах как средство развития познавательной активности и повышения мотивации  младших школьников».  

Учитель начальных классов

Муравлева О.Д.    

МКОУ «ООШ № 9»

 г.Лиски

2014 год

                           

                                                                       «Скажи мне, и я забуду.

                                                                                Покажи мне, и я узнаю.

                                                                                Научи меня, и я смогу».

                                                                                             Китайская пословица

Введение.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Наиболее сильное воздействие это оказывает на ребенка, который с большим удовольствием будет смотреть телевизор, чем читать книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяется облик любимых героев и его увлечения. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Правовая основа.

     С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентирование младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и  в формировании способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, в образовательную программу ОУ включена подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности         обучающихся».
      Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на:

• изменение характера взаимодействия учителя и ученика,, в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала;

• формирование способностей искать, оценивать, отбирать и

   систематизировать информацию;

• ориентация на исследовательскую работу школьников;

• ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;

• использование метапредметных связей.

Проблема.

К основным проблемам, базирующимся на «человеческом факторе» и связанным с трудностями внедрения ИКТ в сферу образования, можно отнести неготовность учителя ощутить себя активным участником процесса создания новой информационной образовательной среды. Сложность внедрения современных ИКТ определяется и тем, что в современном образовании применением ИКТ в учебно-образовательном процессе занимаются  не специалисты в этой области, а конкретные учителя, и вот тут “человеческий фактор” играет большую роль, где многое зависит от самого учителя.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ- грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знания о существовании компьютерных сетей.

ИКТ- компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
  • Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет), т.е. методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  • Уметь создавать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
  • Умение пользоваться электронной почтой.
  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины), дистанционно поддерживать учебный процесс.

Для того, чтобы учитель мог выполнять всё вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

Данная концепция- совокупность полученных знаний и собственных умений, навыков в использовании ИКТ для формирования ИКТ- компетентности учителя и обучающихся.

Описание         опыта работы с использованием  ИКТ.


Применение презентаций в процессе обучения.        
              Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации.
При         такой         организации         работы:
1)       здоровью         учеников         ничто         не         угрожает;
2)         привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся;
3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.
             Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. В медиатеке класса есть CD – диски «Родная речь» 1- 4 классы. Тексты читают народные артисты, что очень важно в качестве образца выразительного         чтения. Чтение сопровождается показом картин природы, репродукций художников и фотографий, подобранными к теме, что создает особый         эмоциональный         настрой при восприятии художественного произведения.

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема: А.А.Фет «Весенний дождь».

        Этап введения в новую тему. На слайде появляется картина природы, на которой представлены строки из стихотворений автора: «Зреет рожь…», «Мама! Глянь- ка из окошка…», «Чудная картина», «Я пришел к тебе с приветом…», «Ласточки пропали…». Дети тут же вспоминают стихи, декламируют их наизусть, испытывая радость от того, что эти знакомые строки легко всплывают в памяти. Некоторые стихи  проговариваются хором.

Далее учитель задаёт вопрос: - Кто автор этих замечательных стихотворений? (А.А.Фет) и предлагает прослушать стихотворение в исполнении народного артиста России Юрия Соломина. На фоне звучания фонограммы идет показ слайдов с картинами природы после дождя.

        Конечно, обучающиеся прослушивают произведение с большим вниманием, чем если бы это звучало в исполнении учителя, да и сами при чтении будут подражать артисту, что скажется на выразительности чтения.

Ещё одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения различных фотографий, графиков и рисунков.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) — электронная мультимедийная энциклопедия, с 1996 года ежегодно переиздаваемая компанией «Кирилл и Мефодий». Она содержит сведения по всем основным отраслям знаний, как в областях науки, техники, литературы и искусства, а также наиболее важную историческую, социально-экономическую, географическую информацию по странам мира и регионам России. Материалы, представленные на диске энциклопедии, используются практически на всех уроках.

Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Зона лесов».

Этап объяснения нового материала. Открывается интерактивное приложение «Природные зоны Земли» и выбирается строка «Зона лесов».  Появляется панорама леса с изображениями животных, раздается шум листьев, пение птиц, плеск воды. Дети как бы переносятся в лес, внимательно наблюдая за окружающей природой. Обращается внимание на растительный мир и ставятся вопросы:  Почему в лесу такое многообразие деревьев, трав? Какие условия нужны для такого буйного роста растений? Как растения приспособлены к жизни в лесу? Как вы думаете, а животный мир столь же разнообразен? Почему?

Ведём курсором, который превращается в «подзорную трубу», по панораме, останавливаем его на интересующем нас объекте. Это, например, медведь. Представлен для просмотра видеофрагмент из научно – познавательного фильма об этом животном. Времени на уроке это занимает мало, но эффект поразителен. Пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» подходит в данном случае как нельзя кстати.

Можно с уверенностью сказать, что на следующем уроке дети с низкой мотивацией при проверке домашнего задания будут пересказывать самые незначительные детали именно из этого видеофильма.

Урок русского языка. 4 класс. Тема: «2 и 3 склонение имён существительных».

Этап закрепления нового материала. Выполняется упражнение на деление в два столбика существительных 2 и 3 склонения. При проверке задания ученица относит существительное «тюль» к женскому роду. Никто не возражает. Учитель поправляет ученицу: «Слово «тюль» мужского рода» и предлагает посмотреть в словарь, который имеет место в «Энциклопедии Кирилла и Мефодия», где даётся разъяснение: «Тюлевая» - прилагательное, если «занавеска» - существительное женского рода, то и прилагательное «тюлевая»- тоже женского рода, а у нас существительное «тюль». Запомним, что род мужской». В данной энциклопедии представлены несколько словарей для работы на уроках.

И это только два примера использования энциклопедии на уроке. Возможности практически не ограничены, и с каждым переизданием происходят обновления в структуре и материалах.

Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) При использовании интерактивной доски не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Из-за большого размера интерактивной доски изображения видны всему классу, а это, в свою очередь, способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Хочется обратить внимание, что очень удобно пользоваться разлиновкой доски для объяснения написания букв в 1 классе.

Урок письма. 1 класс. Тема «Строчная буква «а». Слоги».

Заходим в строку «Документ», «Шаблон», выбираем «Разлинованная бумага», «линии». Учитель показывает и объясняет написание строчной буквы «а». Определяются элементы написания буквы. Предлагается ученику написать эту букву на доске. Получается не очень каллиграфически правильно - овал выше линии. Для коррекции  можно выбрать «ластик», стереть букву, написать её несколько раз, проанализировать, выбрать лучшую букву, обвести её красным «пером».

Особенно ценной может явиться наглядная демонстрация желаемого результата, когда ученик видит «прогноз» реакции компьютера на правильный и неправильный ответ и может выбрать нужное решение без боязни сделать ошибку.

Урок математики. 4 класс. Устный счет.

Выбираем «инструменты», «флэш», «математика», задание на нахождение суммы трех двузначных слагаемых. Демонстрирую на схеме карточки с числами. Считают все ученики, называют ответы, показываю  ответ на интерактивной доске – сравниваем, если есть ошибки, то объясняем решение заново. Можно отменить действия, и попробовать проверить результат  с новыми числами.

На уроках математики используем задания из готовых файлов доски: устный счет, нумерация многозначных чисел, доли дроби, время, единицы массы и т.д. и создаем свои задания.

Урок математики. 4 класс. Тема «Доли».

Выбираем «инструменты», «флэш», «математика», тема «килограммы и граммы». Появляются весы с чашами. Слева фрукты и овощи с указанием веса. Но под одними указан вес в граммах и килограммах, а в других в долях. «Положим» на одну чашу весов пачку гороха весом в 250 грамм. Что нужно «положить» на вторую чашу? Выбираем из рисунков с указанием долей. Какой предмет подходит: кокос весом 1/2 кг  или гроздь винограда весом 1/4 кг? Вспоминаем, что означает числитель и знаменатель доли. Выбираем на доске метку «перо», пишем над рисунком: 1/2 кг = 500 г, 1/4 кг = 250г. Следовательно, на вторую чашу весов нужно положить гроздь винограда. Весы уравновесились. Значит, мы рассуждали правильно.

Возможность применения интерактивной доски способствует снижению утомляемости детей, дольше удерживает их внимание, активизирует мыслительную деятельность школьников.

Урок «Окружающий мир». 4 класс. Тема: «Моря, озера и реки России».

           Используется интерактивная карта полушарий. При работе с электронной картой можно:

  • приближать выбранные участки для более детального рассмотрения;
  • снимать часть обозначений, упрощая карту, делая её более наглядной;
  • делать рисунки и наносить надписи;
  • на карту добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и  текстовый  материал.

На этапе изучения нового материала карту можно приблизить так, чтобы материк «Евразия» был в центре доски. После этого следует практическая работа «Водные пространства России», данные заносятся в рабочую тетрадь. В конце урока на этапе закрепления нового материала в сроке «слои», снимается метка «водные ресурсы», на карте исчезают все их названия. Теперь самое время проверить, какие знания получили ученики на уроке, что запомнили. Выберем знак «карандаш», подпишем названия морей, включим функцию «водные ресурсы». Совпадают названия? Значит, урок прошёл недаром.

 Интерактивная доска не только побуждает детей к активной коллективной работе, но и помогает донести материал до каждого ребенка в классе.

Так как результат работы на интерактивной доске можно сохранить, то учитель может передать эту информацию ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради для домашней работы.

Создание раздаточного материала.

Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках. В настоящее время имеется огромное количество готовых печатных пособий, что несомненно является хорошим подспорьем для учителя, но есть и определенные трудности. Во-первых, чтобы обеспечить класс дидактическим или раздаточным материалом, требуется приобрести большое количество экземпляров, что не всегда возможно. Во-вторых, готовый материал всегда навязывает учителю структуру, содержание, и требуется скорректировать задания, их уровень, количество.

Таким образом, чтобы создать индивидуальные карточки в соответствии с целью урока, уровнем подготовки учащихся, планируемым отрезком времени, нужно воспользоваться простейшим текстовым редактором на компьютере, создать карточки, исходя из целесообразности, которую определяет сам учитель, или же воспользоваться компакт-дисками, на которых предусмотрена возможность формирования многовариантных разноуровневых работ.

        Творческие работы на компьютере.

Медиа сочинение - это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Принципиальной новизной для начальной школы является использование данной модели для развития письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста.

Программа ПервоЛого разработана специально для дошкольников и младших школьников. ПервоЛого - это открытая творческая среда, "компьютерный альбом", в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать во встроенном графическом редакторе, писать и решать задачи, но и создавать мультфильмы, используя встроенные мультимедийные редакторы, создавая собственные медиа ресурсы или импортируя уже существующие.

Без какой-либо предварительной подготовки, начиная с первого урока, ученики занимаются созданием собственных проектов. Это могут быть и очень простые проекты, состоящие из картинки и текста или звука, и довольно сложные, включающие в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет традиционная для Лого «черепашка». (Проекты: «Придумываем задачу», «Правила дорожного движения», «Картинный словарный диктант»)

Написать программу в ПервоЛого очень просто: вся последовательность команд собирается, словно из кубиков, из элементарных действий, представленных в виде понятных и наглядных картинок-пиктограмм. Данная программа полезна для развития логического мышления, анализа, синтеза. Каждое действие нужно не один раз просчитать.

Учителю программа ПервоЛого позволяет в полном объеме применять современные информационные и коммуникационные технологии в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей. Демонстрация проектов вызывает положительные эмоции у детей.

Уроки компьютерного тестирования.

Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они позволяют осуществить обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы дают возможность быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот метод очень популярен и актуален. Тестовые программы имеются на компакт-дисках практически по всем предметам. Существуют компьютерные программы, позволяющие самим создавать подобные тесты. Но каждый учащийся класса должен работать в этом случае только индивидуально.

В конце 4 класса проводится электронное тестирование учащихся. В течении учебного года для контроля предлагались смешанные тесты, которые состояли из 25% репродуктивных, 50% частично-поисковых и 25% продуктивных заданий. Данная структура соответствует структуре содержания упражнений, принятой в школьных учебниках. Такие тесты позволяют проверить до 90% необходимых элементов знаний контролируемого раздела, а также практические навыки.

По результатам использования тестовой методики установлено, что ее внедрение в учебный процесс оказывает положительное воздействие на повышение качества подготовки учащихся. А именно:

  • повысился итоговый уровень сформированности знаний и умений;
  • увеличилось число учеников, достигших среднего и высокого уровня подготовленности;         
  • использование в тестовой методике компьютерной техники способствовало формированию информационной культуры выпускников.

        Нельзя забывать и о здоровьесберегающих технологиях на уроках.

Использование _        электронных _        физминуток.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Для этого используются  анимационные физминутки. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы.

Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая вставлена в презентацию. Дети слушают музыку и визуально следят за движением объектов. На уроках используются готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением. Примером такой физминутки может служить созданная         презентация         «Снежинка». На слайде расположены 4 елочки. Огромная красивая снежинка появляется и движется по траекториям, разработанным методистом В.Ф.Базарным. Учащиеся следят взглядом за движением снежинки, тем самым тренируя различные группы глазных мышц. Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции.

Информационные технологии в работе с родителями.

Современные родители младших школьников  в подавляющем большинстве знакомы с компьютерными технологиями и их практическим применением. Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.

Мною ведется страница школы на социальном         сайте         работников образования и собственная страница на сайте «ПроШколу».     Как правило, виртуальные контакты родителей со школой формируют более тесное  общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.

Особое место занимает электронный дневник. Это удобный, а главное доступный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

С помощью данной системы родители смогут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнавать вовремя о родительском собрании и  получать всю необходимую информацию от классного руководителя.

Рекомендации для использования ИКТ.

Учителю необходимо помнить:

  1. Самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное).
  2. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:
  • - для учащихся 1 класса – 10 минут,
  • - для учащихся 2 - 4 классов – 15 минут,

3. Не заменять объяснение нового учебного материала показом презентации в течение всего урока.

    4.    Учителю необходимо формировать у обучающихся умения эффективно использовать материалы компьютерных ресурсов для подготовки сообщений на определённую тему: осмысливание, отбор интересной и действительно нужной информации.

Вывод:

Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

 Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека.

 В-третьих, применение компьютера в современной школе не заменит учителя и учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.    

 В-четвёртых, введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности профессиональной деятельности учителя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать многие актуальные проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • осуществление помощи в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • индивидуализация работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • возможность сбора данных по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения.

Информация будет полной, регулярной и объективной.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является средством развития познавательной активности и повышения учебной мотивации  младших школьников.                                                


Список использованной литературы.

  1. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ)
  2. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие  под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Женина Л. В., Маткин А. А. История. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе  под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
  4. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
  5. Горячев А. В. «Информатика в играх и задачах». М.: «Баласс», "Экспресс",1997.
  6. Ковалёва А. Г. «Использование         информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе». 2006
  7. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
  8. «ИТО-РОИ-2007» — Ивашова О. А. Сборник. Статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников».
  9. И. Б. Мылова СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie
  10. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/

11  Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —  www. pedsovet.



Предварительный просмотр:

 «Мультимедийные технологии как средство

повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на

интерактивном оборудовании»

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

 убивает в ученике охоту к овладению

     знаниями.  Приохотить ребёнка к

 учению гораздо более

достойная задача, чем неволить.

                         К. Д. Ушинский

Учитель : Муравлева О.Д.

МКОУ «ООШ № 9»

Г.Лиски

2014 год уч.год

Объектом изучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темы являются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования.

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.

Из всех аспектов использования компьютеров в данной работе рассматривается только образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

интерактивные доски,

электронные энциклопедии и справочники,

тренажеры и программы тестирования,

образовательные ресурсы Интернета,

DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

видео и аудиотехника,

интерактивные карты и атласы,

интерактивные конференции и конкурсы,

материалы для дистанционного обучения,

научно-исследовательские работы и проекты.

дистанционное обучение

В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей

овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии на разных этапах урока.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:

А) разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;

Б) рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации.

Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.

При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала.

Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Условия презентации:

1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).

2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором).

3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;

2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,

3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала

Использование компьютерных технологий эффективно на всех предметах, при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование слайд - фильмов (Power Point) во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету. При подготовке к уроку используются электронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактические материалы, учебно-методические пособия и для учителя и для ученика.

В учебных программах по биологии для 6-7 класса содержится большое количество тем о многообразии животного и растительного мира. Естественно, этот материал будет лучше усваиваться обучающимися, если на таких уроках учитель будет использовать дополнительный иллюстративный, аудио - и видеоматериал, кроме традиционных видов наглядности (гербариев, влажных препаратов, муляжей и т.д.). Конечно, одним из лучших видов наглядности останется демонстрация живого объекта в естественной среде обитания. В связи с чем, возникает потребность в использовании новых образовательных информационных технологий, т. к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают ученикам возможность познакомиться с миром.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Надо только помнить, что школу делает школой учитель.

«Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…»

Вторым вопросом моего доклада является « Методика работы на интерактивном оборудовании »

Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Что может интерактивная доска?

Предмет математика.

Работая с интерактивной доской, преподаватель сможет:

Активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала. Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Можно использовать разные цвета и способы выделения.

Работа ученика сканируется и выводится на доску, ученик поясняет свое решение или учитель проверяет, комментируя. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.

Не рисовать заново для каждого графика и урока систему координат

Быстро воспроизводить графики сложных функций, решать графически большее количество уравнений и неравенств, в том числе и с параметром, изменяя чертеж по ходу решения.

Заключение:

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде.

Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Что может интерактивная доска?

Предмет русский язык.

Работая с интерактивной доской, преподаватель сможет:

Выполнить набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть маркером главные члены предложения. Записать маркером слово, разобрать по составу.

Провести полноценную работу с текстом с указанием связей и взаимоотношений между словами;

Не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории. Контроль осуществляется немедленно, возможность работы над ошибками. Удобна при работе в большой аудитории, удобна для ведения дискуссии и обсуждения. Проецируя на доску задание, можно организовать «публичное » решение, дискуссию

Сохранять сделанные записи и пометки, исправления в документе и файле. Записать все действия на доске в единый файл конспекта урока.

Заключение:

Делает занятия интересными и развивает мотивацию

Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков

Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске

Учащиеся начинают работать более творчески

Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию

Что может интерактивная доска?

Предмет иностранный язык.

Интерактивная доска дает возможность использовать на уроках тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности. Можно использовать готовые рисунки по нужной теме. Разнообразные Web-ресурсы. На видео материале можно организовать речевую ситуацию, обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога. Работа с видеоматериалами значительно расширяют объем воспринимаемой информации.

Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

Аудио - и видеофайлы легко контролировать, проигрывая небольшие отрывки, при необходимости вернуться к любому уроку, вспомнить, что пройдено ранее. Материалы к уроку нужно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

Можно подключить и другое аудио - и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение. Виртуальный магнитофон позволяет одновременно прослушивать аудио файлы и производить запись.

3. Распознавание рукописного текста

Заключение:

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.

Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.

Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, чем учебники: здесь и построение различных грамматических конструкций, сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознавание.

Положительно сказывается развитие в процессе использования электронных учебных материалов внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения.

Что может интерактивная доска?

Предмет химия.

Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи.

Часть изображения можно закрыть «Шторкой» или высветить «Прожектором»

Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета.

Дополнительное внимания на важных и сложных моментах

Освобождение от рутинных записей

Возможность фиксации ключевых моментов

Предоставление необходимого справочно-иллюстративного материала по уроку

Материал для самостоятельной работы

Заключение:

Урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа; Всегда хороши „личностные“ материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные; Лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы, диаграммы;

Материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, но не обязательно совпадающая с логикой учебника и программы;

Постепенно накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования:

Использование интерактивной доски оставляет привычную систему, где учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный визуальный контакт с группой.

Использование интерактивной доски не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его значительно расширяются. Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать все же не может. Но её возможности позволяют увеличить время работы на уроке, интенсифицировать ее даже при очень разном уровне готовности учащихся. Каждый может видеть, слышать, анализировать. То есть индивидуализация обучения значительно возрастает.

Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать, прежде всего, подбор материала, методическая и техническая его обработка.

Но при всех достоинствах информационных технологий важным является желание педагога расширить свои кругозор и фантазию. Нужно бороться со стереотипами, никогда не позволяя себе привыкнуть к чему-либо. В конечном счете, лучший способ обучения, будь то математика, история или география, - это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета.

Заключение

Способы обучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.

Представляется, что использование компьютеров при преподавании оправдано лишь в единственном случае: если компьютер является средством облегчения ученического труда - иначе зачем?

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.

Перечисленные задачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.



Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление по теме:  «Сложение и вычитание многозначных чисел» с использованием ИКТ . 4 класс

Цели:

  1. Закреплять и совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки в пределах шестизначных чисел.
  2. Развивать логическое мышление у младших школьников при решении комбинаторных задач и задач изученных видов; пробуждать интерес к предмету  через дидактическую игру.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. формировать прочный вычислительный навык; умение решать составные задачи;
  2. продолжить работу по обогащению словарного запаса, расширению кругозора учащихся;
  3. способствовать сохранению здоровья детей через использование динамических упражнений, смены видов деятельности и создания психологически-комфортной среды на уроке.

ОУУН: умение устанавливать закономерность.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийный  проектор,  презентация урока, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

  1. Актуализация полученных знаний.

(используются картинки из библиотеки доски)

Устный счет.

- Какие птицы прилетели к нам?( Снегири)

- Снегири   принесли конверте письмо, в котором написано:

                             Решив наши задачи и  здания  вы узнаете,

                             Кто сегодня Вас приглашает

                             К себе в гости.

- Ребята, решим задачу снегирей?

- Первое задание из конверта  индивидуальная работа  по карточкам 3 учащимся  Слайд

2.    Растет на полянке

       Береза, рябинка,

       А рядом в сторонке,

       Трепещет осинка.

       Рябинка повыше осинки немножко,

       И хоть не на много, но ниже березки.

       Какое же дерево выше всех дети?

       Какое всех ниже? Кто быстро ответит?

       Слайд

                       ( выше всех – березка, ниже всех – осинка)

- Молодцы! Ребята, а вы знаете какие деревья растут у нас  в тундре ? ( карликовая береза,  ель, лиственница)

- Что необходимо для жизни растений? ( свет, тепло, вода)

-  Какую пользу приносят деревья нашей Земле? ( они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Их называют легкими планеты.)

-  Как их надо беречь? ( Не обрывать листья, не ломать ветки.  Нельзя на деревьях делать надписи.

- Надо  беречь, любить и замечать красоту нашей планеты ведь она такая маленькая и хрупкая.

- Следующее  задание снегирей.

Слайд

- Как называются компоненты при сложении?

Используется задание из библиотеки доски ( сложение двузначных числел)

- Следующее  задание снегирей

Слайд

Прочитайте числа:

7 301 622                18 827 501                  80 030 040                 54 000 199

- Назовите самое маленькое число. (7 301 622)

- Самое большое число. (80030040)

- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в классе единиц, тысяч, миллионов. (80 030 040)

- Назовите число, в котором отсутствуют десятки в классе единиц. (18 827 501)

- Назовите число, в котором отсутствуют десятки в классе тысяч.

(54 000 199,   7 301 622)

Теперь вы, наверное, хотите узнать, кто нас приглашает  к себе в гости?

- Отгадав загадку от снегирей вы узнаете, кто нас приглашает  к себе в гости.

Слайд

Посмотри, а он живой!

Да с седою бородой,

В шапке алой меховой.

А приходит лишь зимой.

Угадай кто он такой?

   Слайд (Дед Мороз)

- Дедушка Мороз приготовил для вас очень много интересных заданий, да вот беда перепуталось все у него в голове, что  сам решить не может.

- Поможем  Деду Морозу решить его задания?

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать,

Дед Морозу помогать.

- Для этого нам нужно  сесть ровно, открыть тетради и записать число , «Классная работа».

  1. Каллиграфичное письмо цифр. (используется разлиновка доски)

- В минутку чистописания Дедушка Мороз приготовил три  числа

- Первое число обозначает прошлый новый год. ( 2011 )

- Второе число обозначает год идет сейчас. ( 2012)

- И третье число обозначает следующий, новый год. ( 2013 )

- Охарактеризуйте второе число. ( Число 2012 – четырехзначное, состоит из 2 единиц, 1 десятков, 0 сотен, 2 тысяч. Это число четное. Соседи числа 2012 -  2011 и 2012)

     4. Закрепление пройденного материала.

- Следующее задание Деда Мороза из учебника по математике с. 69 № 5 1 пример 1 столбика и 1 пример 2 столбика.

-  Что нужно сделать, чтобы решить эти примеры?

- Давайте вспомним, как выполняются арифметические действия если в примерах есть скобки? (сначала выполняем в скобках умножение или деление, а потом сложение или вычитание слева на право выполнив действие в скобках выполняем за скобками   слева на право.)

82 075 +  (70 200 – 36 485) = 48 360              

  1. _ 70 200              2)     +  82 075

         36 485                           33 715

         33 715                         115 790 

600 100 – (92 016 + 117 ∙ 8)  =  507 148  

 1)   ×117           2)  + 92 016                3) _ 600 100

            8                         936                         92 952

        936                    92 952                       507 148

Физминутка

Презентация «Зрительный тренажер»

Решение задачи на с. 69

- Прочитайте задачу.

На автомашине привезли в одинаковых бидонах 448 л молока. Когда 10 бидонов выгрузили, на машине осталось 128 л молока. Сколько литров молока было в каждом бидоне?

- О чем говориться в задаче? ( О молоке)

- Что известно в задаче?

-  Что обозначает число 448? (Сколько литров молока привезли)

- Что обозначает число 128? (Сколько литров молока осталось)

- Сколько литров выгрузили? (?л, 10б.)

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько литров молока было в каждом бидоне?)

- Можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет)

- Что нам нужно для этого узнать? ( Сколько литров молока выгрузили)

- Как мы можем это узнать? ( Надо из 448 л вычесть 128л)

- В скольких бидонах? ( в 10 бидонах)

- Зная, сколько выгрузили литров молока  можем узнать, сколько литров молока было в одном бидоне? (Да)

- Как? ( Надо количество молока, которое выгрузили разделить на количество бидонов)

Дедушка Мороз  составил 3 кратких записи, но только одна из них правильная найдите ее и докажите, что это так.

Слайд

  1. Привезли - 128 л

      Выгрузили -  ?л., в  10б.

      Осталось – 448 л

     

  1. Привезли - 448 л

      Выгрузили -  ?л., в  10б. 1б. - ?л

      Осталось – 128 л

  1. Привезли - ? л

     Выгрузили -  ?л., в  10б.

          Осталось – 128 л

    Слайд

     - Верна краткая  запись № 2

- Почему?

Слайд ( после решения задачи)

1) 448 – 128 = 320 (л) – выгрузили

2) 320 : 10 = 32 ( л) – 1 бидоне

Ответ: в одном бидоне было 32 литра молока.

- Молодцы ребята и с этим задание Деда Мороза справились.

5. Самостоятельная работа учащихся.

с. 69 № 6

6. Оценивание знаний учащихся

Слайд

- Вы справились со всеми заданиями Деда Мороза и   награждены  отметками, ведь вы очень хорошо помогли Дедушке Морозу,  а подарки от Дедушки Мороза получите в Новогоднюю ночь.

7. Итог урока

-  Чем сегодня  занимались на уроке?

8. Домашнее задание  с. 69 № 5 1- 2 столбик 2 примеры. Разбор домашнего задания.

Слайд