Материалы к аттестации (2025)

Хасанова Ольга Викторовна

Результаты педагогической деятельности 2020-2025 г.

1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физическоей культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией,

1.1. Обязательные показатели для педагога (см. Приложение № 1)

1.1.1. Успеваемость обучающихся ( в межаттестационный период);

1.1.2. Качество знаний(%). Количество обучающихся по предмету на "4" и "5";

1.1.3. Показатели среднего балла по предмету ( в динамике за межаттестационный период);

1.1.4. Положительная динамика качества знаний ( рассматривается по параллелям  и по годам обучения).

1.2. Вариативные показатели:

1.2.4. Систематичность внеурочной деятельности по предмету (см.Приложение 1.2.4);

1.2.5. Положительная динамика качества знаний ( рассматривается по параллелям) и годам обучения (см.Приложение 1).

2. Достижение обучающимися положительных результатов освоения программ по итогам монииторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 ( с изменениями и дополнениями от 25.05.2019 и 24.03.2022):

2.1. Вариативные показатели( педагог выбирает максимум три показателя из предложенных ):

2.1.1. Качество знаний обучающихся по результатам всероссийских проверочных работ ( см.Приложение 2.1.1);

2.1.2. Результаты итоговой аттестации выпускников в форме ОГЭ;

2.1.3. Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

3. Выявление и развитие способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

3.1. Обязательные показатели для педагога:

3.1.1. Наличие достижений обучающихся по предмету в олимпиадах (см.Приложение 3.1.1);

3.1.2. Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности (см.Приложение 3.1.2).

3.2.Вариативные показатели:

3.2.1.Работа в качестве классного руководителя (см.Приложение 3.2.1)

3.2.2. Результаты работы в качестве классного руководителя (см.Приложение 3.2.2).

3.2.3. Наличие достижений обучающихся во внеурочной деятельности (см.Прирожение 3.2.3).

4. Личный вклад в повыфшение качества образования, совершенствовани методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педаагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.

4.1. Обязательные показатели для педагога:

4.1.1 Методическая деятельность в сфере образования (см.Приложение 4.1.1)

4.1.2. Разработка электронных оразовательных ресурсов ( см.Приложение 4.1.2);

4.2.3. Повышение квалификации педагогов (см.Приложение 4.2.3);

4.2.4.  Проектирование уроков на основе применения образовательных технологий, методик ( см.Приложение 4.2.4).

4.2. Вариативные показатели ( два показателя из предложенных):

4.2.2. Обобщение и распространение педагогического опыта (по направлению деятельности) (см.Приложение 4.2.2)

4.2.3. Наличие опубликованных материалов;

4.2.4. Результаты оценки ( диагностики) профессиональных компетенций ЦНППМ.

5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

5.1. Обязательные показатели для педагога:

5.1.1. Активное участие в работе методических объединений;

5.1.2. Участие педагога  в профессиональных конкурсах (входящих в официальные перечни разных уровней) (см.Приложение 5.1.2 ).

5.2. Вариативные показатели ( педагог выбирает один показатель из предложенных):

5.2.1. Прорфессионально- общественная активность педагога (см.Приложение 5.2.1)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vypiska_o_naznachenii_rukovoditelem_gruppy_estestvenno-matematicheskogo_tsikla.pdf985.96 КБ
PDF icon publikatsiya_tehnologicheskoy_karty_uroka_vnutrennyaya_sreda_organizma_na_nsportale.pdf1.72 МБ
Файл sertifikaty.docx609.57 КБ
Файл активные ссылки на сайте Learningapps11.46 КБ
Файл Технологическая карта урока по теме "Внутренняя среда организма"29.2 КБ
Файл электронная ссылка на образовательный продукт11.58 КБ
PDF icon свидетельство о публикации технологической карты урока "Внутренняя среда организма"1.72 МБ
Файл проект 876.79 КБ
PDF icon грамота победителя 967.37 КБ
Файл разработка дидактических электронных материалов11.46 КБ
PDF icon Приказ об утверждении жюри научно-практической конференции "Старт в будущее" 2023-2024г988.96 КБ
PDF icon обобщение опыта704.94 КБ
PDF icon сертификат ЦНППМ709.23 КБ
PDF icon выписка о назначении руководителем ШМО985.96 КБ
PDF icon выписка из протокола674.45 КБ
PDF icon Диплом победителя VIII Всероссийского педагогического конкурса "Моя лучшая методическая разработка"1.84 МБ
PDF icon сертификат об успешном прохождении тестирования1.8 МБ
PDF icon диплом I степени в школьном конкурсе Лучшая технологическая карта урока66.07 КБ
PDF icon Диплом победителя1.84 МБ
PDF icon сетрификат учителя. Открытый урок по теме "Использование возможностей цифровой образовательной среды"711.47 КБ
PDF icon благодарность за личный вклад1.04 МБ
Файл результаты работы в качестве классного руководителя. Грамоты1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открыть изображение

Открыть изображение

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2025/11/11/81702_2.jpeg?itok=BqDAo66V

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2025/11/11/81702.jpeg?itok=ANimTudShttps://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2025/11/11/81702.jpeg?itok=ANimTudS



Предварительный просмотр:

https://learningapps.org/display?v=psvd503bn25

https://learningapps.org/display?v=phobbkda525




Предварительный просмотр:

Урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровь, её функции. Клетки крови. Плазма крови».

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови, её составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови.

Тип, вид урока

Комплексное применение ЗУН

Планируемые предметные результаты

Обучающиеся будут знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы; научатся называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови ( форменные элементы),  составляющие плазмы; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы.

Личностные результаты

Здоровье человека зависит от питания, режима дня, нервного напряжения.

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные – научаться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получат возможность научиться   ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно  воспринимать оценку своей работы учителем, товарищам, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные – научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать  и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные научатся принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будут применять умение и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные ( работа с рисунками, схемами); практические ( выполнение лабораторной работы); дедуктивные

( анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы, клетки крови.

Оборудование

Микроскоп, микропрепараты ( кровь человека)

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кровь.; Лабораторный практикум. Биология. 9 класс. Тетрадь для обучающихся.http:// www.planeta-kniga.ru

Структура урока.

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

1.Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимые для изучения нового материала.

Фронтальная беседа, фронтальный контроль.

  1. 1)Назовите классы животных, для которых характерно два круга кровообращения , 4 камеры в сердце ( два предсердия и два желудочка), которые в биологии получили название – гомойотермные животные или теплокровные.
  2. (Птицы и Млекопитающие)

Актуализация знаний обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществление фронтального контроля.

Слушают вопросы, отвечают,  слушают мнения одноклассников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников . сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассникови учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Устные ответы на вопросы учителя

2. Мотивация к изучению нового материала.

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с информацией.

4.Физкультминут-ка

5.Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с информацией.

6.Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

7.Рефлексия учебной деятельности

8. Подведение итогов

Вводная беседа.

Знаете ли вы, что….

  • -Объём этой жидкости у человека составляет в среднем 25,5 % массы тела.
  • - Объём этой жидкости в организме человека примерно 5 литров.
  • - Эта жидкость вне организма человека свёртывается за 15 -12 минут.
  • - В состав этой жидкости входит плазма, которая состоит из 90 % воды.
  • - Ежесуточно у взрослого человека образуется около 20 литров этой жидкости.
  • Создание проблемной ситуации:
  • Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Что такое среда? Какая среда 
    окружает наш организм? Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма?

Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим состав внутренней среды организма, крови, особенности разных клеток крови. Узнаем, почему же кровь окрашена в красный цвет.

Работа по учебнику и Приложению № 1. «Компоненты внутренней среды организма.

Эвристическая беседа;

Работа с видеоматериалами, текстом учебника – развитие элементов естественно-научной грамотности.

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения.

Работа с видеоматериалами.

Приложение № 2.

Приложение №3 и № 4.

Проблема!!!

Приложение № 5.

Видеофрагмент

«Ералаш»

Приложение № 6

«Разрушение эритроцитов»

Приложение № 7.

Работа в парах.

Приложение № 8

«Смысловые пары»

Возврат к Приложению № 4

Приложение № 9.

«Где Вы на этом дереве?»

Приложение № 10

Обобщающая беседа;

Д/з

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

  1. Что представляет собой внутренняя среда организма человека? Какими структурами она представлена?
  2. Что мы можем сказать о состоянии организма, сделав анализ крови?

Объясняет новый материал, используя ЭОР и другие источники видеоматериалов, организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Внутренняя среда – это жидкость, которая находится внутри организма человека. Окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов.

- Основу внутренней среды организма составляет межклеточное вещество, или как его называют, тканевая жидкость. Это водянистая оболочка вокруг клеток. В состав внутренней среды входят кровь и лимфа человека, как и у всех позвоночных животных, кровь постоянно движется по кровеносным сосудам. Поэтому кровь непосредственно не может соприкасаться с клетками. Перенос питательных веществ от крови к клеткам и вывод продуктов обмена осуществляет тканевая жидкость. По лимфатическим сосудам движется жидкость сходная и с кровью, и с тканевой жидкостью, но и в то же время отличающаяся от них. Это лимфа.

Состав внутренней среды мы с вами определили, а теперь пришло время определить функции внутренней среды.

Подумайте, найдите информацию в учебнике и дополнительных материалах и запишите в течение 2-х минут, какие функции могут выполнять кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Контролирует выполнение работы. Обобщает и дополняет ответы обучающихся,

-Внутренняя среда организма обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма с окружающей средой. Другими словами, она выступает в роли посредника в процессе обмена веществ. Она обеспечивает клетки необходимыми веществами и удаляет ненужные конечные продукты обмена веществ.

Кровь выполняет следующие функции:

1.Транспортная, которая заключается в трех функциях: дыхательной, питательной, выделительной. Рассмотрим более подробно эти функции:

а) дыхательная –переносит кислород и углекислый газ;

б) питательная – транспортирует питательные вещества;

в) выделительная – выносит и удаляет из организма ненужные метаболизма

(приносит к почкам).

2.Терморегуляционная – регулирует температуру тела.

3.Защитная – клетки крови убивают чужеродные организмы (бактерии, вирусы). Защитная функция также проявляется в образовании сгустка крови – тромба. Тромб образуется в том месте, где повреждён сосуд, что позволяет защитить организм от кровопотери.

4. Регуляторная – поддерживает гомеостаз. Гомеостаз – это относительное постоянство химического состава и физических свойств

Основная функция лимфы – защитная. В лимфе происходит уничтожение болезнетворных (патогенных)микроорганизмов. Кроме того, лимфа обеспечивает возвращение в кровяное русло тканевой жидкости.

-Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (клеток крови). На долю плазмы приходится 55-60% объема крови, а оставшиеся 40-45% - на долю форменных элементов. По своему составу плазма состоит из воды, белков, жиров, минеральных солей.

К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения.

-В организме взрослого мужчины содержится примерно 5 л крови. У женщин немного меньше – 4,5 л. По сосудам постоянно движется только часть крови.

Некоторый объём крови находится в особых «хранилищах» - депо крови.

Для чего необходимо постоянное количество крови в депо – сосудах кожи, печени, селезёнки?

(При больших физических нагрузках ( как в нашем кинофрагменте)или при травмах, которые сопровождаются сильным кровотечением, кровь из депо начинает активно двигаться по сосудам).

- В плазме крови постоянная концентрация хлорида натрия (NaCL – поваренной соли) – на уровне 0,9%. В случае, если его концентрация возрастает или падает, клетки крови погибают. Раствор хлорида натрия, соответствующий составу плазмы крови, называют физиологическим раствором. Его специально готовят и при необходимости вводятв организм ( в случае обезвоживания или при кровопотере).

Организует выполнение лабораторной работы.

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы и соблюдения техники безопасности ( при работе с микропрепартами).

Наводящими вопросами  помогает выявить причинно-следственные связи между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Акцентирует внимание обучающихся на конечный результат учебной деятельности на уроке:

-Что обеспечивает дисковидная, двояковогнутая форма эритроцитов?

(Она обеспечивает наибольшую поверхность соприкосновения при наименьшем объёме. Эритроциты могут проникать в самые тонкие кровеносные сосуды-капилляры, быстро отдавая кислород клеткам).

Задача № 1.

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно–медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
( ответ: в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина, и если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь).

Задача № 2.

У человека цвет крови - красный, а у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

( ответ: у головоногих моллюсков в крови имеет пигмент голубого цвета – гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет, а в крови человека содержатся атомы железа, который придаёт крови красный цвет ).
Задача № 3. «Найди ошибку».

  1. Эритроциты.
    Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.).
    Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной двояковогнутого диска ) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов).
    2. Лейкоциты.
    Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты
    не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз).

Задача № 4.

«Внутренняя среда в цифрах.»

  1. 1.90 % ( количество воды в крови ).
  2. 2.120 дней (продолжительность жизни эритроцитов ).
  3. 3.0,9 % ( количество NaCI в крови ).
  4. 4.6-9 тыс./мм3 ( количество лейкоцитов ).

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Оценки за проделанные задания в тетради на следующем уроке.

Материал учебника;

Дополнительно: подготовить сообщения по теме «Вакцинация»;

«Открытие Э.Дженнера» ; «ВИЧ»

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно—следственные связи.

Слушают и понимают рассказ учителя,  отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы, ставят цели, формулируют ( уточняют) тему урока.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, видеоматериалами, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Предлагают свои варианты ответов.

Выполняют все действия.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, видеоматериалами, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Предлагают свои варианты ответов.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Предлагают свои варианты ответов.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Предлагают свои варианты ответов.

Рассматривают готовые микропрепараты клеток крови под микроскопом, сравнивают строение клеток.

Организуют работу, формируют выводы.

Отвечают на вопросы. Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают своё мнение и позицию.

Осуществляют самоанализ деятельности

Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

Устные ответы на вопросы учителя.

Устные ответы на вопросы учителя.

Устные ответы.

Устные ответы.

Выполнение заданий в тетради.

Устные ответы

Устные ответы.



Предварительный просмотр:

https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=15353

Ссылка на публикацию технологической карты урока по теме «Плоды»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-детский сад с. Тунгор

Охинского района Сахалинской области

Научно-практическая конференция «Старт в будущее»

Тема: «Определение нитратов в плодах, поступающих в розничную торговлю Охинского района»

2025 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Двуликие нитраты ……………….. ……………………………………4

Глава 2. Определение нитратов в плодах …………………………………….. 5

2.1Определение нитратов индикаторной бумагой…………………………….5

2.2.Определение нитратов с помощью 1% раствора дифениламина в концентрированном растворе серной кислоты…………………………………5

2.3. Ионометрический метод (сока) …................................................................ 5

2.4 Ионометрический  метод ( мякоти плодов)………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………….....6

Рекомендации для снижения нитратов в плодах………………………………7

Список использованных источников и литературы……………………….......7

Приложение 1. …………………………..……………………………………….9

Приложение 2…………………………….……………………………………..10

Приложение 3………………………………………….………………………..11

Приложение 4……………………………………………………………………13

  1. Введение.

Жизнь с точки зрения биологии — это активная форма существования материи, совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление.

С точки зрения химии, жизнь — это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой. 

Одно из современных определений жизни:

  • По определению М. В. Волькенштейна: живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот. 

В клетках живых организмов встречается 90 различных химических элементов, из них 25 обнаружены практически во всех клетках.  Эти элементы необходимы для жизнедеятельности всех живых систем Азот относится к группе Макроэлементы, которые обеспечивают большинство функций клеток, тканей и организма в целом. Они получили название органогены. Этот элемент входит в состав соединений – нитраты.

Растения, как и человек, не способны усваивать азот воздуха, т.е. не способны превращать N2 в органические соединения азота. А без этих соединений – аминокислот, белков, нуклеиновых кислот (в состав которых входят соединения азота) – жизнь в принципе невозможна.

Актуальность моей работы:

  • Получение информации о превышении или норме предельно допустимой концентрации (ПДК) нитратов в некоторых плодах, употребляемых жителями нашего района;
  • Гипотеза:
  • Так ли безопасны по содержанию нитратов плоды , которые покупают жители нашего района?

Цель работы:

  • Измерить содержание нитратов в плодах различными методами, которыми позволяет оборудование школьной химической лаборатории и Центра образования «Точка роста»

Предмет исследования:

  • Плоды апельсина, лимона, киви, японской груши, мандарина, винограда.

Задачи:

  • Проанализировать теоретический материал о нитратах;
  • Производить измерения содержания нитратов в соответствии с инструкцией оборудования Центра образования «Точка роста» ;
  • Проанализировать полученную в ходе исследования информацию и дать рекомендации по уменьшению концентрации нитратов.

II.        Двуликие нитраты.

Нитраты – это хорошо растворимые соли азотной кислоты, применяемые часто в качестве удобрений ( нитрат калия – KNO3, NH4NO3- нитрат аммония). Получили названия – селитры. Их значение для растений очень велико: усиленный рост побеговой части ( надземной), активный фотосинтез ( питание растений), высокий урожай плодов и корнеплодов. Растения способны накапливать эти соединения в своих частях. Избыток нитратов в почве и растениях опасен для жизни, так как нитраты ядовиты! В организме человека нитраты легко превращаются в нитриты (соли азотистой кислоты – HNO2 – (NO2 – нитрит)) - ещё более токсичны для организма.

MeNO3 → MeNO2 + О2 

                     нитрит

Превышение потребления нитратов губительно воздействует на нервную, сердечно – сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт и другие органы. Так с гемоглобином крови (белок) нитриты создают комплекс, который не дает возможности гемоглобину выполнять дыхательную функцию – переносить кислород к тканям и клеткам, а забирать СО2 – углекислый газ. Результат – анемия – кислородное голодание. Особую опасность нитраты представляют для маленьких детей, у которых ещё не сформирована восстанавливающая ферментная система.

III.Определение нитратов в плодах.

III.-1. C помощью универсальной индикаторной бумаги.

Содержание нитратов в исследуемых плодах определяем с помощью универсальной индикаторной бумаги. На тонкий срез плодов наносим индикаторную бумагу, через некоторое время сравниваем окраску с эталонной шкалой. Это самый простой и недостоверный способ.

III.-2. Реагент 1% раствор дифениламина (анилина) в концентрированной серной кислоте.

На предметное стекло капаем каплю свежевыжатого сока и добавляем 1% раствор дифениламина в концентрированной серной кислоте. По изменению окраски определяем высокое или низкое содержание нитратов.

Бледно- голубое ( быстро исчезающее) окрашивание – низкое содержание;

Голубое – среднее содержание (предельно допустимое – ПДК);

Синее стойкое окрашивание -  высокое содержание нитратов.

III -3. Ионометрический метод.

Сущность этого метода состоит в извлечении нитратов из анализируемого материала раствором алюмокалиевых квасцов с последующим измерением их концентрации при помощи цифрового мультидатчика BIO ROBO BLE Экология и ионоселективного электрода www.relab.ru – оборудования  Центра образования «Точка роста»

Для ускорения анализа использовался сок исследуемых плодов, разбавленный раствором алюмокалиевых квасцов - KAl(SO).

III -4. Ионометрический метод.

При помощи цифрового мультидатчика BIO ROBO BLE Экология мякоти исследуемых плодов и ионоселективного электрода www.relab.ru. - оборудования  Центра образования «Точка роста».

IV. Заключение

Исследуя плоды на содержание в них нитратов пришли к следующим выводам:

- самый достоверный и быстрый метод определения содержания нитратов –это ионометрический метод исследования мякоти плодов с использованием ионоселективного электрода www.relab.ru – оборудования Центра образования «Точка роста».

- сравнили полученную информацию содержания нитратов в исследуемых объектах с допустимым уровнем содержания нитратов по СанПин 42-123-4619-88. Сделали вывод о возможности употребления исследованных плодов в пищу:

-максимальное значение нитратов мультидатчик BIO ROBO BLE и ионоселективный электрод показал в плодах лимна (Турция), апельсина (Китай), винограда (Китай), незначительное значение содержания нитратов в плодах киви (Китай).

Считаю, что данные исследования носят рекомендательный характер и будут полезны для всех. Потому что самое ценное в жизни человека – это его здоровье.

Рекомендации для снижения нитратов в плодах:

  1. Цитрусовые культуры (лимон, апельсин, мандарин) перед употреблением замочить в холодной воде на 1 час и менять её каждые 15 минут;
  2. Механическая очистка цедры цитрусовых;
  3. Тепловая обработка, т.к. нитраты легко разлагаются при нагревании;
  4. Не употреблять в пищу незрелые плоды. В них содержание нитратов выше.

Список использованных источников информации и литературы:

  1. Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования центра «Точка роста» / П.И.Беспалов, М.В.Дорофеев. – Москва,  2021.
  2. Методические указания для проведения лабораторных работ. //ООО «Релаб». М.-2021.; www.relab.pro.
  3. Химия. Самоучитель. Книга для тех, кто хочет сдать экзамены. А также понять и полюбить химию. Элементы общей, неорганической и органической химии / Е.Н.Френкель. – Москва: Издательство АСТ, 2018.;
  4. Самоучитель по химии, или Пособие для тех, кто уже немного знает и хочет узнать больше: неорганическая химия: 2 уровень /Е.Н.Френкель, - Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  5. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, - М.: Просвещение, 2024.
  6. Биология 10 класс: поурочные планы. Автор-составитель А.Ю.Гаврилова. – Волгоград; Учитель, 2005.
  7. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах / автор-составитель Н.В.Манкевич. – Минск: Современная школа:Кузьма, 2007.
  8. Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.Л.Ващенко. – М.: Планета, 2014.

Приложение № 1. Определение содержания нитратов индикаторной бумагой.

C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_120853.jpg    C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_121613.jpg       C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_121725.jpg

C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_121810.jpg C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_121858.jpg  C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_121938.jpg

C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_122056.jpg  C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов Индикаторная бумага\IMG_20250227_122209.jpg

Приложение № 2. Обнаружение нитратов с помощью реагента: 1% раствор дифениламина в концентрированной серной кислоте.

C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов с помощью реагента 1% раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте и соков плодов\IMG_20250227_122757.jpg

C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов с помощью реагента 1% раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте и соков плодов\IMG_20250227_122809.jpg

C:\Users\Roman\Desktop\Определение нитратов с помощью реагента 1% раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте и соков плодов\IMG_20250227_122821.jpg

Приложение № 3. Ионометрический метод исследования соков плодов.

C:\Users\Roman\Desktop\Ионометрический метод соков\IMG_5341.JPGC:\Users\Roman\Desktop\Ионометрический метод соков\IMG_5342.JPGC:\Users\Roman\Desktop\Ионометрический метод соков\IMG_5346.JPG

C:\Users\Roman\Desktop\Ионометрический метод соков\IMG_5344.JPGC:\Users\Roman\Desktop\Ионометрический метод соков\IMG_5345.JPGC:\Users\Roman\Desktop\Ионометрический метод соков\IMG_5343.JPG

Приложение № 4. Ионометрический метод исследования мякоти плодов на содержание нитратов.

C:\Users\Roman\Desktop\ионометрический метод\IMG_5336.JPG C:\Users\Roman\Desktop\ионометрический метод\IMG_5335.JPGC:\Users\Roman\Desktop\ионометрический метод\IMG_5337.JPGC:\Users\Roman\Desktop\ионометрический метод\IMG_5338.JPG

C:\Users\Roman\Desktop\ионометрический метод\IMG_5339.JPG

Рецензия

На исследовательскую работу, выполненную обучающимся 6 класса

Дедеевым Байымом МБОУ школа-детский сад с.Тунгор.

Научно-исследовательская работа по теме «Определение нитратов в плодах, поступающих в розничную торговлю Охинского района» содержит много познавательной и значимой информации. Работа также содержит много информации практической направленности, которая раскрывает основное содержан исследовательской работы. Проблема содержания в плодах нитратов стоит очень остро, так как торговая сеть Охинского района круглый год ( вне сезона) реализует жителям эту продукцию.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно, логична, выдвинута гипотеза и актуальность исследования, сформулированы цель и задачи исследовательской деятельности. Большая часть работы отдана практическому исследованию натуральных объектов. В процессе работы автор исследовал теоретический материал, выходящий за рамки программного материала текущего года обучения, проанализировал, обобщил и высказал свои предположения, которые подтвердил фактами. Исследование носит логический, рекомендательный и завершенный характер, и демонстрирует способность обучающего к практической деятельности.

Содержание отвечает выбранной теме и достаточно раскрыта, учитывая возраст, выбранных методов исследования автора работы. Данную работу можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности среднего и старшего звена.

В своей исследовательской работе Байым проявил самостоятельность,  исследовательские (практические) качества в изучении большого объема источников информации, компьютерную грамотность в создании и оформлении презентации к защите своего исследовательского проекта.

Руководитель:                                               О.В.Хасанова


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://learningapps.org/display?v=psvd503bn25

https://learningapps.org/display?v=phobbkda525



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: