ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Слепцова Анжела Сергеевна

Роль предмета «Основы православной культуры»  в повышении нравственного уровня младших школьников

К сожалению, люди перестали расти.

 Феликс Хвалибуг

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90_е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Духовная дезинтеграция общества, надлом ценностей старшего поколения и размытость смысложизненных ориентиров молодежи привели к тому, что с 1990-х г. Россия занимает одно из первых место в мире по числу абортов, социальных сирот, разводов, самоубийств, в стране недопустимо высока смертность от потребления алкоголя и наркотиков. Кризис набрал такую силу, что привел страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации.

В начале 2000-х годов ситуация усугубляется. Также сказывается сильное влияние средств массовой информации

Следствие этого: молодежь предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.

 

Поэтому необходимо воспитывать нравственность современного подрастающего поколения ещё со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет «Основы православной культуры».

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);

– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Примеры:

  1. Россия наша Родина говорится о многонациональности нашей страны, уважении людей других вероисповеданий
  2. Культура и религия говорится о тесной взаимосвязи культуры Руси с её религией
  3. Проповедь Христа говорится о отношении людей друг к другу
  4. Христос и его крест о нравственном выборе
  5. Совесть и раскаяние
  6. Заповеди – самые первые нравственные учения (параллель с юридическими законами)
  7. Милосердие и сострадание
  8. Золотое правило этики
  9. Храм (поведение в хра

                                                                                   

                                                                                                          Тема урока: Православная молитва

Цель: воспитание толерантного отношения к православной религии как культурному явлению в жизни человека.

Задачи:

Ключевые слова: православие, молитва, благодать, «Отче наш».

Оборудование: конспект урока, учебник для учащихся «Основы православной культуры», книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики», электронная презентация по теме «Православная молитва», фонограммы: П. Турчанинов. Песнопение «Отче наш», П. И. Чайковский «Утренняя молитва» из фортепьянного цикла «Детский альбом».

             УУД: Личностные проявлять познавательный интерес к новому учебному предмету;

 Познавательные:иметь представления о терминах и  понятиях: молитва, благодать, апостолы, святые;

Регулят:ивные :соотносить правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом);уметь раскрыть авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.

 

Ход урока.

1 этап урока. Повторение.

Учитель. Почему Бога называют Творцом? Что значит быть православным человеком?

Учащиеся. Ответы.

Учитель. Православие - правильно славить Бога, молиться

2 этап урока. Объяснение нового материала по теме «Православная молитва».

Учитель. Христианская вера на Руси была принята в X веке, и с тех пор русские люди считаются православными верующими. День православного человека начинался и заканчивался молитвой. Утренняя молитва совершалась перед завтраком. У П.И. Чайковского в написанном им «Детском альбоме» для фортепьяно есть пьеса, которая так и называется «Утренняя молитва». Послушаем ее и потом ответим на вопросы.

(Слушание пьесы «Утренняя молитва» П.И. Чайковского) Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какой характер произведения?

Ученики. Музыка возвышенная, светлая, как будто человек ожидает хорошего дня; спокойный размеренный ритм, мелодия простая, приятная.

(На экране иллюстративный материал из учебника «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев, 2010, с.12 «Ангел молитвы». Роспись храма.)

Учитель. У православных людей есть три вида молитвы.

Первый вид - молитва-просьба: «Подай, Господи!» Чаще просят здоровья или успеха, но мудрый человек просит духовных благ, защиты от лени, трусости, раздражительности. Это просьба о защите. Есть просьба о духовных дарах, когда верующие просят любви, ума, ощущения близости Бога или ангела-хранителя (верующие люди считают, что каждому человеку с момента крещения дается Ангел, который будет оберегать его от опасностей до самой смерти).

Второй вид молитвы - молитва-благодарение – это редкая молитва. Люди часто забывают благодарить.

Третий вид молитвы - молитва-славословие - самая высокая молитва. В такой молитве человек переживает радость от встречи с Богом.

Православный человек может молиться по-разному:

один или с кем-либо, про себя или вслух, дома или в храме, на природе или в самолёте, на любом языке. Когда человек молится правильно, «прикасается сердцем к Богу», то он меняется, и это действо Бога называется благодатью, а людей, которых благодать коснулась, называют святыми.

Многие писатели, поэты были православными и пытались понять глубину воздействия молитвы на человека.

Прочитаем в учебнике «Основы православной культуры» стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».

(Чтение стихотворения)

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

С души как бремя скатится,

 Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Учитель. Что вы чувствовали, когда читали стихотворение? Что означают слова «бремя скатиться»?

Учащиеся. Ответы.

Учитель. Над какими молитвами грустил М. Ю. Лермонтов, о каких молитвах Писал так светло?

Учащиеся. Ответы.

Учитель. Самая известная молитва христиан «Отче наш». Кто-нибудь знает её?

Учащиеся. Ответы.

Учитель. Обратимся к учебнику. Посмотрите в учебнике на текст молитвы. В ней много незнакомых слов. Давайте их разберем.

Разбор и объяснение непонятных слов:

ОТЧЕ- отец

ИЖЕ-который

ЕСИ - ты есть

НА НЕБЕСЕХ - на небесах- это указание на Бога или ангелов

ДАЖДЬ - дай

НАСУЩНЫЙ - необходимый

Учитель. Почему некоторые слова повторяются? Например, «имя Твое», «царствие Твое», «воля Твоя»? Почему слово «Твое» написано с большой буквы?

Учащиеся. Ответы.

Учитель. Что значат фразы: «И не введи нас во искушение», «Избави нас от лукавого»? Прочитайте.

Учащиеся. Ответы

Учитель. Познакомимся со всем текстом молитвы.

Чтение текста молитвы на старославянском языке.

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; н не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

 

Учитель. Все ли понятно в молитве? К какому виду она относится?

Учащиеся. Ответы: Понятно. Это – молитва-просьба.

Учитель: Послушаем духовную музыку – песнопение «Отче наш» русского композитора П.Турчанинова. Произведение исполняется a capella. т.е. без музыкального сопровождения.

(Слушание музыкального произведения)

Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Как вы думаете, почему молитвы исполняются нараспев? Почему профессиональные композиторы обращались к церковным молитвам и специально писали для них музыку?

Учащиеся. Музыка строгая и вызывает чувство светлой радости, вселяет надежду. Молитвы поются, наверно, потому, что в таком виде они лучше воспринимаются людьми и настраивают их на разговор с Богом. Многие композиторы были верующими людьми, писали музыку и по заказу церкви, и по своему собственному желанию.

Учитель. Мы познакомились с несколькими видами молитв, которые оказывают человеку помощь, но есть ещё молитва, которую называют неправильной. Что это за молитва?

Учащиеся. Молитва, в которой желают другим зла и боли, называется неправильной.

3 этап. Закрепление нового материала.

Учитель. Что значит слово «молиться»? С какими видами молитвы вы познакомились? Чем вам понравилось стихотворение М.Ю. Лермонтова и музыка П.И. Чайковского? Что вы чувствовали, когда читали молитву «Отче наш»?

Рефлексия.  Ступени  познания

                      - Как  вы  думаете,  знания,  полученные  на  этих  уроках  вам  пригодятся  в  жизни  или  нет?      

                      - На  листочках  даны  5  ступеней  познания.  

                      Оцените  нашу  работу  на  уроке  и  поставьте  на  ступени  знак  +.     

                      - Чем  больше  вы  узнали  на  уроке, тем  выше  ступень  познания.      

Итог  урока.                                          

                        - В  чём  состоит  значение  православной  молитвы  в  христианстве?   

Домашнее  задание.                                                  

                         1) Спросите  у  родителей, что,  по  их  мнению,  вы  должны  знать,  как  «Отче  наш».  

                         2) Нарисуйте  иллюстрацию  к  сказке  «Снежная  Королева».    

                         3) Подберите  пословицы  и  поговорки  о  хлебе.          

               

                                                                                              Учащиеся. Ответы.

Домашнее задание: расскажите о своих чувствах, впечатлениях, полученных на уроке, своим родным – маме, папе, бабушке, дедушке.

Прочитайте вместе с ними молитву «Отче наш» и поговорите о том, что вы узнали на уроке.

  • познакомить учащихся с понятием «православная молитва»;
  • рассказать о трёх видах молитв;
  • объяснить значимость для верующего православного человека молитвы «Отче наш»
  • помочь разобраться в ключевых словах и выражениях молитвы «Отче наш».

 

Тема: Пасха.

 

Цель урока: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие

Планируемые результаты  урока:        

Личностные:Смыслообразование, формирование основ православной и гражданской идентичности, эмоциональная и личностная оценка        

Предметные: представления о празднике Пасха        

Метапредметные:

регулятивные УУД :самооценка, взаимооценка, целеполагание, планирование деятельности

познавательные УУД: работа с текстом, поиск информации анализ, синтез, классификация

коммуникативные УУД:построение высказывания, опознавательный анализ, умение работать в парах в группе, коллективный поиск.

Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами.

 

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

 

I.  Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

 

II. Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».

Вопросы и задания

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

 

III. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

 Учитель.

   Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами познакомимся с самым любимым, самым почитаемым праздником у православных христиан -Пасхой.

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

   На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).

   На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

Ученик 1.

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Ученик 2.                         Под напев молитв пасхальных    

                                          И под звон колоколов

                                          К нам летит весна из дальних,

                                          Из полуденных краёв.    

Ученик 3.                         Пасха наступила –

                                          Радость охватила:

                                          Иисус любимый,

                                          Отстрадав, воскрес!

                                          Поздравляю с праздником,

                                          Чудом из чудес!

Ученик 4.                          Христос воскрес! Христос воскрес!

                                           Сияет солнышко с небес!

                                           Зазеленел уж тёмный лес,

                                           Христос воистину воскрес!

 

Ученик 5.                          Я знаю точно - Он воскрес!
А знаю я не понаслышке.
Прочел в одной чудесной книжке,
В которой много есть чудес.
Но это чудо, вам скажу,
Под силу Богу одному.
Ведь только Бог Иисус Христос
Страдал за нас и смерть понес.
Но показав любви ученье,
Христос воскрес! И воскресенье -
Вот это чудо из чудес.
Я знаю точно, Он воскрес!

Ученик 6.                          Послушайте, все люди
                                          Историю одну
                                          О воскресенье Бога.
                                          Хвала вовек ему!
                                          Ведь Он воскрес из мертвых
                                          И с нами Он всегда.
                                          Уже не будет распят
                                          Он больше никогда.
                                          Воскрес великий Бог наш,
                                          Из гроба Он восстал,
                                          Надежду воскресенья
                                          Нам всем Он даровал.

 Ученик 7.                        Люблю я этот день весенний
                                         Апрельский чудный день.
                                         Христа Иисуса воскресение
                                         Мне праздновать не лень.
                                         Ведь он, разрушив все преграды,
                                         Воскрес и для меня!
                                         С Иисусом буду вечно рад я,
                                         И вся моя семья.

 

IV. Работа по теме урока.

 

1). Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся «Воскресение Христа» (стр.28 – 29)

 

V. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

 

VI .  Продолжение работы по новой теме.

1).  Самостоятельное чтение статьи из учебника «Русская Пасха» (стр. 29 – 31)

2).  Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

 

VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

 

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель.

 Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. Как звучит главный пасхальный гимн?

5. В чем состоит христианский пост?

 

IX. Рефлексия.

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

 

 

Учитель.

Дорогие ребята,

Ученики.

Воистину воскрес! Вот  вы и поближе познакомились с праздником.  Его мы будем отмечать весной следующего года.

Пришла весна – пора чудес

 Журчит родник – Христос Воскрес!                        

 Светлее в мире нет Словес-

 Воистину Христос Воскрес.

X. Задание на дом (на выбор):

 

1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

2. Подготовиться к выполнению задания:

 

а). Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.

 

 

Тема: Совесть  и  раскаяние

 

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

 

Задачи:

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела,  внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

 

Планируемые результаты  урока:        

личностные        Смыслообразование, формирование основ православной и гражданской идентичности, эмоциональная и личностная оценка        

метапредметные

регулятивные УУД :самооценка, взаимооценка, целеполагание, планирование деятельности

познавательные УУД: работа с текстом, поиск информации анализ, синтез, классификация

коммуникативные УУД:построение высказывания, опознавательный анализ, умение работать в парах в группе, коллективный поиск.

 

Основные понятия:  Спаситель,душа

 

Межпредметные  связи:  литература

 

Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь»Слайд 1. Кроссворд «Совесть».

Ход  урока.

Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой. Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листочках.

1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……..? (Болезнь)

3. Ложь - …….?(Правда)

4. Трусость - …….? (Смелость)

5.Тьма - ……? (Свет)

6. Грязь - ……..? (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)

Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

Сегодня на уроке мы поговорим о совести.

Слайд 2. Название урока.

Урок 10. Совесть и раскаяние

Вы узнаете

- О подсказках совести

- Как исправлять ошибки

Слайд 3. Добро.

Дети делятся подготовленными дома словосочетаниями со словом «добро» и пословицами о добре.

Так что же такое добро? В чем оно проявляется? (дети отвечают)

(щелчок) Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен.

В православии добро – это то, что:

(щелчок) - помогает росту души человека;

(щелчок) - помогает другим людям;

(щелчок) - радует Бога.

А какого человека можно назвать добрым? Давайте послушаем притчу о доброй старушке  и ее молодой душе.

Слайд 4. Добрый человек.

Слушаем притчу

Притча о доброй старушке и ее молодой душе

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

(щелчок) Добро – помнить. Зло – забывать.

Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)

 (щелчок) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)

Слайд 5. Зло.

А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)

(щелчок) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: (щелчок)  зло-дей – делающий беду, наносящий вред; (щелчок) зло-мыслити – иметь вредное намерение, желать несчастья; (щелчок) зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать; (щелчок) зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.

Зло – то, что удаляет человека от этих добрых целей.

У слова зло в православии есть синоним: грех. (щелчок)

Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит  голосу совести.

Слайд 6. Грех.

  Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

(щелчок) Слово «грех» в старославянском языке имело значение  «промах, ошибка».

Как вы думаете, почему в церковнославянском языке недобрым чувствам, мыслям и делам было дано именно такое название - грех? (дети отвечают)

Потому что, совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием.

 (щелчок) (текст из учебника до последней редакции)  Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.

Грех – это еще и преступление против самого себя.

Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

Слайд 7. Добро и зло.

Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи (щелчок) или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.

(текст из учебника до последней редакции) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за  опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».

Что помогло тебе понять, что твой поступок не забавен? (дети отвечают)

Попробуйте привести свои примеры? (дети отвечают)

Слайд 8. Совесть.

Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

Слайд 9. Совесть.

Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

(щелчок) С Богом.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.

(щелчок) Совесть – глас Божий.

Слайд 10. Апостол Петр отрекается от Христа. Козлов Гавриил Игнатьевич, 1762.

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». (щелчок, Панов Игорь. Отречение Петра) Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. (щелчок, Карл Генрих Блох. Отречение Петра) Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он  трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (щелчок, Раскаяние Петра) Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. (щелчок, Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской.) Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача (из «Закона Божия» прот. Серафима Слобосдского). Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

(текст из учебника до последней редакции) Отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.

Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».

От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов.  Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова гретьгореть: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

РАБОТА СОВЕСТИ

Слайд 11. Совесть.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

-  Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

Слайд 12. Совесть  как заноза.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Слайд 13. Календарь.

Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости.

Помните песенку крокодила Гены из известного мультфильма:

Может, мы обидели кого-то зря,

Календарь закроет этот лист.

К новым приключениям спешим, друзья!

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день с новыми развлечениями и приключениями!

На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.

 

РАСКАЯНИЕ

Слайд 14. Покаяние.

Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

(текст из учебника до последней редакции) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за  опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».

Откуда исходит зло? (дети отвечают)

Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.

А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?

Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии.

(щелчок) Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести (сожаление о том, что сделано).

(щелчок) Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений (готовность исправить свой поступок и понести наказание).

(щелчок)  Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).

Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него  стало поводом для глубочайшего стыда и позора.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

Слайд 15. Покаянная молитва.

Икона Спас Вседержитель кисти прп. Андрея Рублева. Александр Максимович Смирнов. На молитве. Аудиофайл – песня на стихи протоиерея Николая Гурьянова «Господи, помилуй, Господи, прости…» в исполнении Архиерейского хора Нижегородской епархии.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»

Слайд 16. Покаяние – это труд.

И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

 

 

ВРЕЗКА Святые мысли

Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай - и найдешь пользу

(святой Марк Подвижник).

 

Дверь покаяния всегда открыта и неизвестно, кто прежде войдет в нее, - ты ли осуждающий или осуждаемый тобою (святой Серафим Саровский).

 

ВОПРОСЫ и задания

1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

2. Какие два важнейших дела у совести?

3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

 

5. Каковы этапы покаянных действий?

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закон Божий Беседа о человеке

Слайд 2

Беседа о человеке (По статье архим . Аверкия «Душевность и духовность». Мюнхен 1949 г.)

Слайд 3

Апостол Павел ЧЕЛОВЕК ТРЕХ СОСТАВЕН ДУХ ДУША ТЕЛО Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества – материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. В действительности же человек трехсоставен и состоит из тела , души и духа . «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа , составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).

Слайд 4

ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ – удовлетворение инстинктов САМОСОХРАНЕНИЕ ОРГАНЫ внешних ЧУВСТВ: зрение, слух, обоняние, вкус осязание ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА Бытие 2:7 Бытие 3:19 ДУХ ДУША ТЕЛО И создал Господь Бог человека из праха земного , и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят , ибо прах ты и в прах возвратишься. Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт.2:7) и потому оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши » (Быт.3:19) , сказано первому человеку после его грехопадения. Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ – животных и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны , но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода . Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением , слухом , обонянием , вкусом , осязанием , без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа.

Слайд 5

ДУХ ДУША ТЕЛО ДУША – ЖИЗНЕННАЯ СИЛА УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ Движения души: мысли чувства Действия ДУХ Впечатления органов чувств: желания мозг сердце воля Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют: виталистическая (жизненная) сила. Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. «И сказал Бог: да произведет вода душу живую... рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую... скотов, гадов, зверей... по роду их: и стало так» ( Быт.1:20-24) . И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу. Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли , чувства и желания . Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией». 1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу , является мозг . 2. Центральным органом чувства принято считать сердце . Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне , из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне. 3. Желаниями человека руководит воля , которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов . Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение. Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная». Однако, все же необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души. В чем состоит жизнь телесная, мы уже говорили. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. 3 2 1

Слайд 6

ДУХ ДУША ТЕЛО Блж . Августин Свт . Феофан Затворник ТЕЛО ДУША ДУХ – руководящее начало животворит, управляет дает оценку, судит Проявления духа: страх Божий совесть жажда Бога «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» . «Дух, как сила от Бога исшедшая , ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им » . Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, вернее сказать, – не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий , 2) совесть и 3) жажда Бога .

Слайд 7

ДУХ ДУША ТЕЛО СТРАХ БОЖИЙ СОВЕСТЬ ЖАЖДА БОГА Марк Туллий Цицерон Франц Геттингер Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т.е. жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь. «С тех пор открыты и исследованы Америка и Австралия, и в состав истории вошло бесчисленное множество новых народов, а Его слова все так же остаются непоколебимыми, разве только еще боле прежнего сделались несомненными и вполне очевидными. Таким образом, сколько история насчитывает протекших столетий, столько и доказательств для этой истины» . «Страх Божий» – это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя . Спасителя и Мздовоздаятеля . Все народы, на каких бы они ступенях развития не находились, все имеют веру в Бога. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья – блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека. «нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа» . Третье проявление духа в человеке свт . Феофан Затворник метко назвал «жаждою Бога». И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными земными благами не обладал, ему все хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем ненасытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, чем все то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

Слайд 8

Навигация по презентации - кнопки перехода по темам В начало Презентация выполнена для сайта « Свѣточъ . Основы православной веры в презентациях» http://www.svetoch-opk.ru / - п ереход на скрытый слайд - возврат со скрытого слайда - ввод /вывод цитаты - зеленая рамка указывает на открытую тему - ввод /вывод текста учебника - возврат на начальный слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О монашестве и монахах

Слайд 2

Закон Божий

Слайд 3

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие .

Слайд 4

Прп . Павел Фивейский Прп . Онуфрий Великий Прп . Марон пустынник С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь . Удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками .

Слайд 5

Монашество – удел избранных Иноческая жизнь или монашество есть удел только немногих избранных, имеющих "призвание", т.е . непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: "Кто может вместить, да вместит". ( Мф.19,12 ). Святой Афанасий Великий говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно - обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т.е. супружество ; другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. девство или состояние иноческое ». Преп. Нил Россанский говорит: «Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления».

Слайд 6

Монашество – не цель, а средство. Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души.

Слайд 7

Иночество – молитвенный подвиг Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т.е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

Слайд 8

Преподобный Антоний был основателем отшельнического иночества Каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и проч.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника - аввы (что значит "отец"). Авва Онуфрий

Слайд 9

Монашество в Египте

Слайд 10

Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.

Слайд 11

Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.

Слайд 12

Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.

Слайд 13

Монастырь - неиссякаемый источник назидания для мирян Не смотря на то, что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире. Святитель Феофан Затворник говорит: «Иноки - это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения».

Слайд 14

Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы , где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.

Слайд 15

Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной , творимой ими, молитве о Церкви, отечестве, живых и умерших.

Слайд 16

В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения.

Слайд 17

Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.

Слайд 18

«Закон Божий» прот . Серафима Слободского в интернете: Азбука веры - текст http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_001-all.shtml Телепрограмма «Закон Божий» - текст, видео http://zakonbozhiy.ru/ Православный портал «Предание» - аудио http://www.predanie.ru/mp3/Zakon_Bozhii/ Учебник "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского, написанный в 1957 году в далекой эмиграции, стал любимым чтением многих людей современной России, на нем выросло не одно поколение православных христиан. «Русский паломник» – православная книга почтой - купить http://www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=270 Презентацию выполнила Рябчук С.М. для сайта: « Светочъ . Основы православной веры в презентациях» http://svetoch-opk.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как христианство пришло на Русь О сновы П равославной К ультуры

Слайд 2

Владимиру не было и 12лет как он стал княжить в Новгороде, под опекой своего дяди воеводы Добрыни. «На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает». И поэтому Владимир все свое свободное время обучался боевым приемам.

Слайд 3

В результате княжеских междоусобиц Владимир в 980 году занял Киев. Первые 5 лет своего киевского княжения он провел в походах, лично руководя дружиной и объединяя Русь.

Слайд 4

Владимир строго соблюдал языческие законы и приносил богам щедрые дары.

Слайд 5

Князь Владимир был потрясен случившимся. Но не убийство ошеломило бесстрашного и жестокого князя - воина, а то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял тысячи разъяренных киевлян. Ведь такое мужество могло быть явлено только при защите правого дела. К тому же Феодор был известен как благородный, честный и умный воин. Он был одним из лучших княжеских дружинников. Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о едином Боге, сотворившем небо и землю.

Слайд 6

Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.

Слайд 7

Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга - бабка твоя мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».

Слайд 8

Владимир принимает решение креститься. Вместе с ним крестятся его сыновья, а затем многие бояре и княжеская дружина. Крещение князя Владимира, фреска В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. XIX в.

Слайд 9

После крещения Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр.

Слайд 10

В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения. «Те же, кто не придет - будут не любы мне» - сказал князь. В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира. «В этот день небо и земля ликовали» - говорит летописец.

Слайд 11

Крещение Руси, фреска В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. XIX в. «И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь,… малых держа на руках… Священники же стояли творя молитвы. Владимир же… воззрев на небо изрек: «Боже сотворивый небо и землю! Прими этих новых людей». (Преподобный Нестор. «Повесть временных лет»)

Слайд 12

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви. Он не хотел наказывать даже преступников. А его сказочная щедрость поражала сердца простых людей. Сама летопись не без удивления сообщает, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор брать все, что ему требуется: деньги, еду, питье. А для тех, кто сам не может прийти, развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской, во всем государстве.

Слайд 13

Народное предание и былины прозвали Владимира «ласковым князем», «красным солнышком земли русской».

Слайд 14

По княжескому указу ставились храмы, назначались священники, открывались епархии и приводились ко крещению люди во всех русских городах и селах. Но не одно только духовенство участвовало в проповедовании новой веры. Если Владимир лично не мог присутствовать при крещении людей в какой-либо из областей государства, то присылал им в помощь своих посадских и тысяцких, как представителей высшей государственной власти, потому что для Владимира крещение Русской Земли и было делом первостепенной государственной важности.

Слайд 15

Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира Путята во главе со своей дружиной выступил против восставшего народа, а дядя Владимира Добрыня поджег городские дома. Жители, бросив мечи и копья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя. Новгородцы крестились, но появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем». На русском севере сильны были языческие верования. В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления. Большинство жителей воинственно отнеслось к ниспровержению старых богов.

Слайд 16

Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более ста церквей. Сыновья князя Владимира, которым он раздал княжеские уделы, также ревностно заботились о распространении и утверждении христианства в областях им подвластных. Так в X веке кроме Киева, Новгорода и Ростова христианская вера была проповедована в Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове и других городах Древней Руси.

Слайд 17

При подготовке презентации использованы материалы: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват . Учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 95с. 2. Воскобойников В. Князь Владимир.- М.: РОСМЭН , 2004. 3. Крещение Руси. репринтное издание 1998г. 4. Русская Православная Церковь. Энциклопедия. – М.: СП, «ИКПА»,1990 5. Интернет-ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ОПК № 14

Слайд 2

Религия – это вера в Бога. Цель религии – соединение с Богом.

Слайд 3

СВЕЧА

Слайд 4

КАДИЛО

Слайд 5

ПАНИХИДА

Слайд 6

ПОМИНАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ

Слайд 7

МОЛИТВА

Слайд 8

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Слайд 9

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Слайд 10

ЦАРСКИЕ ВРАТА

Слайд 11

БОГОРОДИЦА

Слайд 12

БОГОРОДИЦА

Слайд 13

АЛТАРЬ

Слайд 14

ИКОНОСТАС