Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.

«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»

(духовно-патриотическое воспитание)

 

Патриотизм, патриотические чувства у детей формируются в процессе эмоционально насыщенной практической деятельности. В настоящее время большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания, личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становятся внешние, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Мне как педагогу очень важно было установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу поддержки и общности интересов. И этот контакт существует. Одним из направлений работы с учащимися при поддержке родителей является духовно-патриотическое воспитание мальчиков и юношей, на первое место в воспитании ставлю любовь к детям, своему хоровому делу, чтобы учащиеся выросли с чувством долга, чести и совести, а самое главное НЕРАВНОДУШНЫЕ!

«Россия идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения, поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитание гражданина, патриота России, потому, что сегодня нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества и духовно-нравственное, политическое, экономическое возрождение России» В.С. Горбунов, кандидат педагогических наук.

Существует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», принятая на 2001-2010 год. Она направлена на то, чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя её процветания и развития. Необходимо патриотическое воспитание как целостный процесс, основу которого должна составлять педагогика патриотизма, т.е. педагогика, акцентированная на воспитании патриотизма.

Педагогика патриотизма – это целостный воспитательный процесс, сущностью которого является любовь и чувство патриотизма к семье и Родине. В ходе и в результате этого процесса в педагогических ситуациях, осуществляемых в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений, происходит становление патриотической направленности личности, её патриотического самосознания, патриотического видения мира на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культуры России, культуры межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре – в нашей школе это приобщение происходит на уроках хора, вокала, музыкальной литературы. Развивается и закрепляется осознанное желание жить для Родины, понимать её традиции, отдавать Родине свои знания, талант, труд, творчество, развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту её интересов и территориальной целостности.

Коллектив при поддержке родителей ежегодно принимает участие в конкурсах военно-патриотической песни «Песня, опаленная войной», «Димитриевская суббота», «Рождество Христово», «Пасхальные ассамблеи» (г. Нефтеюганск), «Международные ассамблеи» (г. Ханты-Мансийск), посещение храмов и музеев г. Москвы (мемориального музея космонавтики, площади Победы, Оружейной палаты)поездки в город Ханты-Мансийск на познавательные экскурсии, в Берлине мы посетили дом-музей рейхстаг, прошли всю главную мостовую до Бранденбургских ворот, в Париже были в Лувре, поднимались на самую вершину Эйфелевой башни. В репертуаре хора духовные, народные, патриотические песни, каждая из которых имеет определенное смысловое назначение.  Учащиеся исполняют их с удовольствием и пониманием. По возможности большинство родителей посещают эти конкурсы и одобряют и поддерживают мою  воспитательную работу с их детьми.  Провожу классные часы, беседы духовно-патриотической тематики.  Мне приятно отметить, что моя воспитательная деятельность проходит в тесном сотрудничестве с родителями, которые понимают трудность и необходимость обучения юношей духовно-патриотическому. Музыкантами они могут не стать, но стать настоящими, порядочными, воспитанными, культурными  людьми общества мы им обязаны помочь. Наш хоровой коллектив «Родник» востребован и получает множество приглашений на участие в конкурсах разного уровня. Очень приятно, когда окружающие довольны результатами моей воспитательной работы, говоря, что учащиеся приветливы, воспитаны, дружны. В поездках проявляют себя как понимающие, заинтересованные и ответственные. Организаторы конкурсов всегда отмечают порядочность моих учеников.

Подобный подход к определению сущности патриотического воспитания как единого процесса, генерирующего в себе все другие виды воспитания, реализация концепции педагогики патриотизма будут способствовать, на мой взгляд, становлению, развитию и совершенствованию педагогической культуры общества, формированию системного, комплексного подхода к воспитанию достойных граждан РФ.