Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года - 2018"

Лащенова Ульяна Николаевна

Страница содержит материалы конкурсных заданий заочного тура  Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года - 2018".

Конкурсное задание видео - визитка доступно по ссылке https://nsportal.ru/video/2017/12/konkursnoe-zadan... или в разделе "видео" на сайте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “ Средняя с углубленным изучением отдельных предметов школа №5” г ородского округа город Фролово “ Современные образовательные технологии как средство формирования активной гражданской позиции и патриотизма школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности ” Лащенова Ульяна Николаевна, учитель английского языка МКОУ СШ №5

Слайд 2

В государственных документах, таких как Конституция Российской Федерации, Закон РФ “ Об образовании в Российской Федерации ” , Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, отмечается, что наивысшей ценностью является человек, его права и свободы, указывается на необходимость воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 3

“ Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом ” Президент Российской Федерации В.В. Путин

Слайд 4

“ Портрет выпускника основной школы ” : - любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; - осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; - уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов .

Слайд 5

Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны. Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов .

Слайд 6

П атриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); Гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); А ктивная жизненная позиция; Нравственность; Т ворчество (раскрытие способностей, креативность , самоопределение). Качества личности, составляющие гражданскую позицию ученика:

Слайд 7

Современные образовательные технологии, способствующие формированию активной гражданской позиции школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности Технология сотрудничества Проектная технология Технология продуктивного чтения Информационно – коммуникативные технологии

Слайд 8

Проектная технология Проект ‘ Книга на английском языке “ Сталинград ” Работа над проектом выполнялась учащимися 10-го класса и заключалась в проведении цикла внеклассных мероприятий, посвященных Сталинградской битве. В результате учащимися была создана рукописная книга на английском языке “Stalingrad” , содержащая информацию о битве, её героях, письма бойцов с фронта, рисунки на данную тему.

Слайд 9

Проект “ Путеводитель по городу Фролово на английском языке ” Интегрированный проект учащихся 6-х и 9-х классов, целью которого является создание видео-путеводителя по городу Фролово, рассказ ывающего о его истории и достопримечательностях. Работа над проектом проводится в рамках программы проектной деятельности “ Я и моя Родина (на английском языке) ” .

Слайд 10

Мини – проект “ Города – побратимы Волгограда ” В процессе работы над данным п роектом учащиеся 9-х и 10-х классов изучили понятие “ города – побратимы ” и историю его возникновения, а также составили коллаж на тему “ Города – побратимы Волгограда ” .

Слайд 11

Мини – проекты “ Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне ” Создание учащимися 6-х и 7-х к лассов презентаций и плакатов на английском языке на тему “ День Победы ”. Проекты по подготовке и проведению виртуальных экскурсий патриотической направленности Подготовка и проведение учащимися11-го класса виртуальных экскурсий на английском языке по памятным местам и музеям Волгоградской области

Слайд 12

Составление учащимися 5-х, 6-х и 7-х классов синквейнов на тему “ Мой город ” , “ Родина ” , “ Волгоград ” на английском и русском языке Технология обучения в сотрудничеств е 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 13

Выполнение мини – проектов в больших и малых группах в рамках урока Выполнение у чащимися 5-х, 6-х и 7-х классов мини – проектов на темы “ Моя Родина ” , “ Я и мир, в котором я живу ” , “ Мой город ” и др. Составление свода правил на английском языке Составление учащимися 7-х, 8-х и 9-х классов сводов правил граждан России, учеников школы, жителей города Фролово и др. на основе изученного грамматического материала “ Модальные глаголы ”.

Слайд 14

Технология продуктивного чтения Работа с текстами патриотической направленности эффективна с любыми категориями учащихся. Сложность и объем текстов подбирается с учетом возраста учащихся Russia Russia is one of the largest countries of the world. It occupies about one seventh part of dry land. Its total area is over 17 million square kilometres . The country borders 14 countries. The population of our country is about 150 million people. There are different types of climate in the various regions of Russia: from arctic in the north to subtropical in the south. In the middle of the country the climate is temperate and continental. There are a lot of mountains in Russia. The Urals are the oldest ones and very rich in minerals. There are many rivers in Russia: the longest ones are the Volga in Europe and the Yenisei and the Ob in Asia. The deepest lakes are the Baikal and the Ladoga. The capital of our country is Moscow. It was founded in 1147 by Yuri Dolgoruky . It is a busy commercial and industrial megapolis and a nice city at the same time. There are a lot of art galleries, theatres, museums and monuments in Moscow. People of Russia take proud of their country.

Слайд 15

Стихотворения патриотической направленности на английском языке Bulat Okudzhava Days of war, what's to say of your ruthlessness, Noisy yards are now quiet and sad, And our boys had to part with their youthfulness, They grew up, of their day far ahead. One last glimpse on the doorstep – just fairly, And they left, every soldier in turn... Boys, I give you my farewell! Farewell, If you can, just please try to return. Don’t be hiding away, show belligerence, Don’t be wary of cost, battle on, And don’t treat yourself kindly, but nonetheless If you can, just please try to return. У чащиеся 5 – 11 классов учат стихотворения патриотической направленности на английском языке с последующим выходом на Муниципальный фонетический конкурс на английском языке

Слайд 16

1. Анкета “ Что я знаю о Сталинградской битве? ” в начале учебного года. 2. Методика “ Ты гражданином быть обязан ” . 3. Методика “ Незаконченные предложения ” . 4. Анкета “ Сталинградская битва ” в рамках участия школьников в Региональной акции “ Бессмертный Сталинград ” в ноябре 2017 г. 5. Методика “ Ценностные ориентации ” М. Рокича . Диагностика результативности:

Слайд 17

Диагностика уровня сформированности личностных УУД в сентябре 2017 г. и в декабре 2017 г. (Приводятся данные о количестве учащихся из 117 школьников, обучающихся с применением указанных технологий) . На основе методики “ Личностные ориентации ” М. Рокича Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этические качества

Слайд 18

Диагностика знаний учащихся о Сталинградской битве на основе анкетирования в сентябре 2017 г. и участия в Региональной акции “ Бессмертный Сталинград ” в декабре 2017 г. (Всего 117 учащихся) Сентябрь, 2017 Декабрь, 2017

Слайд 19

Данные диагностики показывают повышение у учащихся : эмоционально – положительного принятия своей этнической идентичности; межэтнической толерантности; уважения личности и её достоинства; доброжелательного отношения к окружающим; нетерпимости к любым формам насилия и готовности противостоять им; умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; умения соответствовать моральным нормам в отношении взрослых людей и своих сверстников; уважения ценности семьи, любви к природе, оптимизма в восприятии мира; уровня информированности об основных событиях и значении Сталинградской битвы; проявления чувства гордости за свою большую и малую Родину.

Слайд 20

Список использованной литературы: 1. Арсентьева, Н. Б. Баранова Л. В. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: Учебно - методическое пособие. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015.- 160 с. 2. Фаттахова С. В. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Методическое пособие.- Казань: ИРО РТ, 2015.-89 с. 3 . Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экпериментально – педагогическое исследование.- Москва: Педагогика, 1984.-296 с. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Санкт-Петербург: Питер, 2009.- 400 с. 5. Даньшина А.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся: Статья.- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549225/ 6 . Елгина Е. Н. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка: Курсовая работа. - http://works.doklad.ru/view/1kNQrAjIHu0.html



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  к конкурсному заданию “Методический семинар”.

“Современные образовательные технологии как средство формирования активной

гражданской позиции и патриотизма школьников на уроках английского языка

и во внеурочной деятельности”.

Построение правового демократического государства, становление полноценного гражданского общества России обострили потребность в воспитании нового поколения граждан, образованных, обладающих высоким уровнем социальной активности, уважающих и соблюдающих законы государства, национальные и личностные свободы окружающих и свои собственные, способных к разнообразной, продуктивной, творческой деятельности на благо государства, общества, личности. Сегодня, в условиях, когда государство определяет новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода.

        В государственных документах, таких как  Конституция Российской Федерации, Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации”, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,  отмечается, что наивысшей ценностью является человек, его права и свободы, указывается на необходимость воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

       Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным так: “Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом”.

       Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника, поэтому важно именно здесь организовать  процесс совместной деятельности учителя и учеников, основой которого является освоение школьниками комплекса необходимых для социально-активной жизни знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности.

       Федеральный  государственный образовательный стандарт современной  школы направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника основной школы”):

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

-  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание в формировании гражданской позиции играет ведущую роль и предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание детей. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократичного общества, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

В формировании гражданской позиции учеников основное место занимает патриотическое воспитание, целью которого является развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

           Будущее России, прогресс в экономической, политической и социальной сферах, в первую очередь, зависят от гражданской позиции подрастающего поколения, где под гражданственностью понимается нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны. Молодой человек, необходимый современному обществу, это ответственный человек, способный делать выбор, контролировать свою личную и общественную жизнь, определившийся в отношении ценностей и имеющий активную гражданскую позицию.

Выделяют  составляющие  гражданской  позиции  ученика,  которыми  могут  являться    следующие качества личности: патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активная жизненная позиция; нравственность; творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

       Именно на формирование данных качеств и направлена моя деятельность как учителя английского языка на уроках и во внеурочной деятельности.

       Среди множества учебных дисциплин предмет “английский язык” занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой информации. Программа учебной дисциплины “английский язык” предполагает изучение культуры англоязычных стран, их праздников, традиций и обычаев. Бывает парадоксально, что учащиеся средней и старшей школы изучая, например, символы Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, плохо знают символику своей страны, рассказывают о достопримечательностях Лондона, но мало знают о памятных местах своего родного города.

           Свою задачу в этом контексте вижу в том, чтобы, используя коммуникативную направленность и социокультурный потенциал предмета, организовать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы были достигнуты цели, определенные в основных стратегических ориентирах государства и Федеральных  государственных образовательных стандартах современной  школы.

           На мой взгляд, современный урок  или внеурочное занятие  невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Применение современных технологий, которые строятся на комплексном изучении личности всех участников учебно-воспитательного процесса, даёт возможность положительно развивать их интеллектуальную, социальную, духовную сферы, способствует и культурному самоутверждению.

Наиболее продуктивными технологиями, на мой взгляд, являются информационно-коммуникационные, проектный метод, исследовательская деятельность, технологии обучения в сотрудничестве, технология продуктивного чтения, тесная взаимосвязь которых способствует построению наиболее эффективного процесса обучения.

Проектные технологии считаю одними из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, достижения личностных результатов обучения. Использование мною проектной технологии на уроках и  во внеурочной деятельности способствует развитию навыков и умений самостоятельной исследовательской работы, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, развивает творческие способности и обеспечивает личностно – ориентированный подход в обучении.   Мои ученики представляют свои исследовательские работы на школьных, городских и региональных научно-практических конференциях, фестивалях проектов. Ими  были разработаны:

1.  Проект “Книга на английском языке “Сталинград”.

2. Проект “Путеводитель по городу Фролово на английском языке”.

3. Мини – проект “Города – побратимы Волгограда”.

4. Мини – проекты “Ко Дню Победы в Великой Отечественной  войне”.

5. Проекты по подготовке и проведению виртуальных экскурсий патриотической направленности.

          Для меня, как учителя английского языка,  представляется интересным опыт обучения в сотрудничестве,  как общедидактический концептуальный подход. Эти технологии позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, способствовать развитию коммуникативных навыков, умения действовать сообща, уметь слушать и уважать мнение окружающих людей, коллективно решать поставленные задачи.

Примерами заданий с применением данной технологии может служить:

1. Составление синквейнов по теме “Мой город”, “Родина”, “Волгоград” и др. на английском и русском языке.

2. Выполнение мини – проектов на темы “Моя страна”, “Я и мир, в котором я живу”, “Моя Родина” и др. в больших и малых группах в рамках урока.

3 Составление свода правил юного гражданина России, ученика школы, жителя города Фролово на английском языке в рамках изучения грамматического материала “Модальные глаголы”.

        Эффективным способом формирования активной гражданской позиции учащихся является применение в процессе обучения технологии продуктивного чтения, заключающейся в работе с текстами патриотической направленности и способствующей формированию умений правильной читательской деятельности, умения понимать текст и находить в нем запрашиваемую информацию, истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию. Одно из несомненных достоинств технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика. Примерами текстов для такой работы могут служить как несложные тексты, содержащие информацию о России, праздниках в нашей стране, Волгоградской области, городе Фролово, так и тексты более сложной тематики об историческом прошлом нашей страны и региона, а также отрывки из художественных произведений и стихотворений патриотической направленности в переводе на английский язык.

 Использование современных форм и методов обучения позволяет значительно расширить формирование когнитивного компонента патриотической воспитанности учеников: знаний своей родословной, истории своего города; знаний о языке, традициях и  культуре народа. В данном контексте значительно их влияние на формирование эмоционально-ценностного компонента – любви к родителям, своей семье, Родине, чувство гордости за нее; терпимое отношение к представителям других национальностей, уважительное отношение к их религии, культуре, традициям.

Использование современных подходов к технологии формирования патриотических качеств личности предполагает познание учениками не только окружающей среды, но и себя, своего сознания. Дидактические аспекты учебного процесса позволяют формировать у учащегося необходимые черты будущего гражданина: творчество, активность, инициативность, настойчивость.

         Для диагностики результативности моей деятельности в данном направлении я использовала следующее материалы:

1. Анкета “Что я знаю о Сталинградской битве?” в начале учебного года.

2. Методика “Ты гражданином быть обязан”.

3. Методика “Незаконченные предложения”.

4. Анкета “Сталинградская битва” в рамках участия школьников в Региональной акции “Бессмертный Сталинград” в декабре 2017 г.

5. Методика “Ценностные ориентации” М. Рокича

         Данные диагностики показывают, что у школьников повысилось эмоционально – положительное принятие своей этнической идентичности, межэтническая толерантность, уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым формам насилия и готовность противостоять им, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, умение соответствовать моральным нормам в отношении взрослых людей и своих сверстников, а также уважение ценности семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира. Кроме того, повысился уровень информированности об основных событиях и значении Сталинградской битвы, проявление чувства гордости за свою большую и малую Родину.

Таким образом, задача воспитания патриотизма и гражданственности осуществляется через содержание изучаемого материала путем применения различных технологий, методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. С помощью иностранного языка в межкультурной коммуникации удается решать все поставленные задачи по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся. Этому способствуют материалы различной направленности о своей и иностранной культуре. В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантной к иностранной культуре, но и способной в рамках устного общения отстоять собственные интересы, интересы своей страны и гражданскую позицию.