Методические страницы
Консульатции для учителей физики, готовящих выпускников к ЕГЭ. Здесь отражены общие моменты, которые надо учитывать при подготовке к ЕГЭ по физике для тех, кто впервые столкнулся с этим вопросом. Первая консультация отвечает на вопрос: Какие особенности контрольно-измерительных материалов необходимо учитывать при организации занятий по подготовке выпускников к ГИА в форме ЕГЭ?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.62 КБ | |
| 20 байтов | |
| 51.15 КБ | |
| 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА КОНСУЛЬТАЦИИ 1 Тема консультации: Научно-методический анализ требований к уровню подготовки выпускников среднего общего образования и особенности контрольно-измерительных материалов | ||
№ п/п | Структурные компоненты консультирования | Содержание |
2.1. | Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации (3-5). | требования к уровню, ЕГЭ по физике, КИМ по физике |
2.2. | Краткая аннотация контента консультации. | в консультации раскрываются основные требования и подходы к конструированию контрольно-измерительных материалов и оцениванию работ выпускников |
2.3. | Запрос на консультирование | Какие особенности контрольно-измерительных материалов необходимо учитывать при организации занятий по подготовке выпускников к ГИА в форме ЕГЭ? |
2.4. | Консультационный текст (контент консультации). | Для того чтобы представлять, в чем отличие контрольно-измерительных материалов от любых других методических, контрольных или диагностических, Вам нужно четко понимать разницу целей и задач, которые решаются с помощью этих материалов. Во-первых, КИМ ЕГЭ проверяют уровень подготовленности выпускников на углубленном или расширенном уровне изучения предмета, а не базовый объём знаний по каким-либо темам курса физики. По действующему Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основной подход к подбору содержания и характеру заданий определяется Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования среднего общего образования по физике базового и профильного уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). То есть подразумевается, что сдающий экзамен выпускник, изучал предмет не менее 4-х часов в неделю в течение двух лет. На основе этих документов Федеральной предметной комиссией по физике к началу каждого учебного года готовятся контрольно-измерительные материалы, часть из которых уже в сентябре находится в свободном доступе на сайте ФИПИ [http://fipi.ru]: - Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (публикуется ежегодно с изменениями); - Спецификация экзаменационной работы по физике для выпускников XI (XII) классов образовательных организаций (публикуется ежегодно с изменениями); - Демонстрационный вариант работы (публикуется ежегодно в соответствии со спецификацией и кодификатором как пример одного из десятков вариантов); - Серии вариантов работ для всех этапов итоговой аттестации (не публикуются, являются закрытой информацией, кроме одного варианта досрочного этапа http://fipi.ru/content/kim-ege-2017-dosrochnyy-period ). Содержание разделов курса физики, проверяемого КИМ ЕГЭ по физике, уже многие годы не изменяется, хотя названия разделов и тем уточняются ежегодно. Второе важное отличие заданий КИМ ЕГЭ от любых других контрольно-измерительных материалов заключается в типе и сложности самих заданий, в особенности их проверки. В аттестационных вариантах традиционно присутствуют задания трех уровней сложности (базового, повышенного и высокого) по основным 4 разделам курса физики, включающим 17 тематических блоков (в прошлые годы их было18-19): - «Механика» (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны); - «Молекулярная физика» (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика); - «Электродинамика и основы СТО», (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО); - «Квантовая физика» (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра). Необходимо особо отметить, что в работу не включаются задания, проверяющие элементы содержания, выделенные в действующем образовательном стандарте курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. При этом заданий базового уровня на воспроизведение знаний практически не осталось. Все задания носят практико-ориентированный характер, проверяют умение применять знания при работе с разными формами информации, при этом решение задач и базового и повышенного уровня часто требуют знаний нескольких тем. Это существенное отличие заданий от тех, которые учителя традиционно используют на уроках при закреплении изученного материала. Как правило, это не сложные задачи на простое применение тех или иных формул. Для закрепления изученного и углубления полученных знаний учителя используют разные задачи, которые им кажутся наиболее адекватными изучаемому материалу. Но это мнение учителя или авторов учебных пособий. Это не всегда задания, соответствующие профильному уровню, уровню применения знаний в незнакомой ситуации. Особенности организации проверки выполненных работ (автоматизированная проверка и проверка экспертами) определяют типы заданий и формы представления ответов в КИМ ЕГЭ. Поэтому по логике и структуре задания делятся лишь на несколько типов: задания с кратким ответом (расчетные задачи, задания на установление соответствия и задания на множественный выбор правильных ответов или ответа из пяти предложенных), задания с развернутым ответом (в данных заданиях может быть дополнительное условие нарисовать рисунок или схему, что учитывается при оценивании). Во всех типах заданий в КИМ ЕГЭ проверяется уровень сформированности разнообразных умений, характеризующих гибкость и разносторонность мышления: умение работать с графиками, рисунками, таблицами и схемами, а также умение анализировать функциональные зависимости между физическими величинами. Соответственно, в экзаменационных вариантах по физике используются самые различные способы представления информации: графические зависимости, диаграммы, таблицы, схемы, схематичные рисунки приборов, фотографии опытов, текстовое описание, рисунки моделей. Третье отличие – структура работы и ее объем. Самая большая контрольная работа по физике длится 45 минут и проверяет объем знаний темы или раздела. Обучающиеся, как правило, повторяют эту тему или раздел, не обращая внимания на другие темы и разделы. КИМ ЕГЭ проверяет все темы и разделы курса физики в течение почти 4-х часов. Общее количество заданий в варианте КИМ по каждому из разделов выдерживается примерно пропорциональным его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики. В последние два года всего заданий 31. Трудность представленных заданий адекватна трудности соответствующих заданий в демонстрационном варианте. Общее время выполнения всего варианта остается неизменным уже много лет - 235 минут. Структура распределения заданий по двум частям в течение последних лет медленно меняется. В частности, из трех частей постепенно стало только две, ушли задания в виде теста, самих заданий стало только 31, в бланк для развернутых ответов необходимо в настоящий момент внести решение только пяти задач из второй части (несколько лет назад это было 7 и 6). Порядок заполнения бланков, особенности проверки заданий части 1 и части 2 каждый год публикуется на сайте ФИПИ заранее http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty. Варианты бланков, правила их заполнения представлены на сайтах практических всех образовательных организаций, а также на сайте Официального информационного портала Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru/ru/main/main_item/ . Объективность проверки заданий обеспечивается автоматизированной системой проверки заданий первой и второй частей (26 заданий - все задания первой части и три задания с кратким ответом второй части, задания типа В), участием двух независимых экспертов в оценке заданий № 27 - №31 с развернутым ответом (задания типа С), возможностью назначения третьего эксперта (при расхождении оценок у двух независимых экспертов более чем в 1 балл) и наличием процедуры апелляции. Четвёртое отличие заключается в подходах к оцениванию выполненных заданий в системе ГИА ЕГЭ и тех подходах, которые реализует каждый учитель по своему усмотрению и на основании своего педагогического опыта. Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций: уровень учащегося относительно определенного «учительского» эталона, уровень учащегося относительно класса в целом, уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период (https://kopilkaurokov.ru/fizika/prochee/kritierial-noie-otsienivaniie-po-fizikie ) При этом кто-то из учителей любит больше расчетные задачи, кто-то экспериментальные, кто-то с графиками, кто-то с рисунками, кто-то более сложные и считает, что все должны подтягиваться, кто-то больше тратит время урока на простые задачи и считает, что сложные нужны не всем. Кто-то считает, что уже за рисунок к какой-то задаче, например, «на силы», можно ставить положительную оценку, а кто-то считает, что без единиц измерения, прописанных в решении любой задачи, нельзя ставить оценку больше 3. Оценивается вся контрольная или самостоятельная работа целиком. Выполнение КИМ ЕГЭ осуществляется максимально независимо от личностных особенностей учителей по одним и тем же правилам и критериям для всей страны. Более того. При автоматической проверке выставляются баллы от 1 до 2. Экспертами ставятся оценки за каждую задачу от 0 до 3. Выпускник получает определенное количество первичных баллов, которые переводятся затем в единую 100-балльную шкалу. Эксперты обучаются работе по критериям на специальных курсах, овладевают примами независимого оценивания, эти материалы находятся в свободном доступе и каждый учитель может с ними познакомиться, чтобы использовать эти правила в работе http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf . Все эксперты подтверждают, что овладение критериальным подходом, регулярная тренировки в оценивании работ, привели к изменению их отношения к процессу оценивания на уроках. Если, изучив предложенный текст и рекомендованные дополнительные источник, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу kovaleva_sya@asou-mo.ru. Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования.
|
2.5. | Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации. |
|
2.6. | Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации. | Ковалева Светлана Яковлевна, к.п.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Тема диссертации: «Методика преодоления психологических затруднений учащихся при обучении решению задач по физике». Публикации в 2016 г.: 1. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по физике на территории Московской области в 2016 г. (статья)/Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по учебным предметам на территории Московской области в 2016 году: Сборник методических материалов – М.: АСОУ, 2016. – 336 с. - С.41-55. 2. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по физике на территории Московской области в 2016 г. (статья)/Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по учебным предметам на территории Московской области в 2016 году: Сборник методических материалов. – М.: АСОУ, 2016. – 194 с. С. 39 -49 |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА КОНСУЛЬТАЦИИ 2 Наименование (название) дополнительной профессиональной программы (ПК или ПП), по проблематике которой подготовлена консультация: Формирование готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации Тема консультации: Подходы к обучению решениям задач с кратким и развернутым ответом | |||
№ п/п | Структурные компоненты консультирования | Содержание | |
2.1. | Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации (3-5). | задачи по физике, задания ЕГЭ по физике, методы решения задач по физике | |
2.2. | Краткая аннотация контента консультации. | в консультации показаны методы решения задач с кратким ответом и развернутым ответом и предложены к рассмотрению подходы обучения решениям таких задач. | |
2.3. | Запрос на консультирование | «Мне бы хотелось научиться организовывать работу обучающихся так, чтобы они могли решать задачи повышенной и высокой трудности и успешно сдавали ЕГЭ. Как это можно реализовать?»; | |
2.4. | Консультационный текст (контент консультации).
| ||
Работа обучающихся по решению задач, используемых в КИМ ЕГЭ может быть организована как на уроках, так и вне уроков. Для того чтобы выработать эффективную методику или технологический подход обучения решению задач определенного типа (в частности, для задач с кратким ответом и развернутым ответом), нужно понимать особенности самих задач, особенности методов решения таких задач, типичные ошибки, которые допускают обычно выпускники, решая такие задачи, и учитывать при подборе методов обучения уловия обучения, например, уровень подготовленности тех, кого вы хотите научить. Начнем с понятий. Сначала следует вспомнить суть используемых терминов, их связи и отличия. Любая методика обучения реализуются в методах, средствах и различных организационных формах обучения. Методика обучения решению задач каждого учителя будет складываться из системы методов и приемов, которыми учитель владеет. Будем различать методы решения задач и методы обучения решению задач. Методы решения зависят от самой задачи: особенности обсуждаемых в условии моделей и явлений, т.е. темы или раздела курса физики, способа подачи информации, формы ответа, математической сложности решения, количества законов и правил, которые потребуется применить. Все это основания для классификации задач, от которых зависит метод решения. Можно выделить около двух десятков оснований для разных классификаций задач по физике. В школе при подготовке к ГИА в форме ЕГЭ наиболее удобной является классификация по разделам курса физики и соответствующим темам, так как в соответствии с этими разделами компонуется структура КИМ и, соответственно, создаются демонстрационные варианты, измерительные материалы диагностических работ и множественные методические пособия по подготовке к ГИА. Разделы и темы курса физики, которые проверяются при ГИА в форме ЕГЭ, представлены в Кодификаторе на сайте ФИПИ http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. Так как речь идет о задачах с кратким и развернутым ответом, то будем предполагать, что простые задачи базового уровня на знание физических величин, на подстановку цифр в формулы, на узнавание явления в условии обучающимся знакомы, знакомы также и основные формулы, изложенные в кодификаторе. В данном материале мы рассмотрим особенности подготовки обучающихся к решению задач с кратким ответом и развернутым ответом, т.е. в основном задач повышенного и высокого уровня сложности, также к этим заданиям отнесем задачи базового уровня на применение знаний в незнакомой ситуации, которые для ряда аттестуемых могут представлять трудность. Таких заданий в КИМ ЕГЭ большая часть: примерно 20 из 31 задания. Сами задачи с кратким ответом, используемые в КИМ ЕГЭ бывают нескольких типов: расчетная задача на знание определенной темы, задание на установление соответствия или анализ зависимостей, задание на множественный выбор, которое представляет собой практически анализ пяти ситуаций на одном материале, задачи повышенного уровня сложности с применением знаний из нескольких тем. Задачи с развернутым ответом тоже представляют собой несколько видов: качественные задачи, расчетные задачи с рисунками в решении, расчетные задачи на основе формул. Таким образом, слова «физическая задача» (ФЗ) в контексте данной консультации применяется к целому вееру разных задач. Для удобства общения мы будем ставить индексы у букв ФЗi, которые позволят идентифицировать как сами задачи, так и методы решения задач, и методики обучения решению задач. Во-вторых, необходимо увидеть, на сколько вопросы обучения решению задач с кратким и развернутым ответом важны и актуальны для выпускников, сдающих ЕГЭ по физике. На основании анализа результатов ГИА в форме ЕГЭ по Московской области можно видеть, что успешность выполнения заданий с ответом в краткой форме, т.е. расчетных задач и заданий на соответствие, множественный выбор не высока. Это показывает соответствующая диаграмма. Элемент содержания считается усвоенным основным количеством выпускников на повышенном уровне, если успешность выполнения заданий составляет не менее 50% (на диаграмме красная линия). Очевидно, что умения применять знания и по молекулярной физике, и по электродинамике, и по квантовой физике, и методологические умения наших выпускников по-прежнему оставляют желать лучшего. Трудности с решением физических задач выпускниками (ФЗ) подтверждается и сохранением общей тенденции снижения среднего процента успешности выполнения заданий повышенной трудности, которая наглядно представлена на графике с данными по решению таких заданий за несколько лет. См. рис. ниже. Следующий вопрос, который должен задать себе учитель: какие методы решения задач существуют и какие будут наиболее эффективны для рассматриваемых задач? Учителя выбирают разные подходы к решению этой педагогической задачи: кто-то заставляет учить формулы из кодификатора к соответствующим номерам заданий, кто-то заставляет прорешивать по 10-15 однотипных задач на каждую позицию спецификации КИМ, кто-то разбирает только сложные задачи и считает, что простые задачи обучающиеся решат автоматически, кто-то, наоборот, задания высокого уровня сложности просто не рассматривает как элемент подготовки к экзамену, ограничиваясь заданиями подобными первой части. Результат говорит сам за себя – примерно 15% выпускников из года в год показывают свою готовность к дальнейшему обучению по предмету в вузе, остальные из сдающих экзамен нет. То есть только примерно 15% выполняют полностью или частично задания высокого уровня сложности. Они одинаково хорошо решают задачи любого типа и любого раздела. Данный факт хорошо иллюстрирует диаграмма выполнения заданий различными группами выпускников. Желтая линия соответствует группе высокого уровня подготовленности с итоговыми результатами 62-100 баллов (32-50 первичных тестовых баллов). По оси координат отмечены аббревиатурой характеристики заданий КИМ ЕГЭ в 2015 г. (задания типа А – тестовые задания с выбором одного ответа из четырех, типа В – задания с кратким ответом, типа С – задания с развернутым ответом, буквы «м,т,э,кв, мт» означают раздел курса физики с соответствующими знаниями и умениями). Трудно предположить, что такая способность связана с простым запоминанием решений. Наблюдения показывают, что эти выпускники владеют обобщенным методом решения физических задач, они умеют анализировать, размышлять, рассуждать и делать выводы, помимо знания законов и явлений. Таким образом, самым правильным методом обучения решению ФЗ должен быть метод обучения умению анализировать, строить логические умозаключения и делать выводы. Все физические задачи (качественные и расчетные, с кратким ответом и развернутым, повышенной трудности и высокой, базового уровня с незнакомой ситуацией и базовые со знакомой ситуацией) основаны на одних и тех же физических явления и моделях, на одних физических ситуациях, и для получения ответа к ним нужно приметить одни и те же физические законы и закономерности, не зависимо от типа задачи. Уже давно подсчитано, что за весь школьный курс физики изучается всего около 70 законов и закономерностей и около 60 отличающихся друг от друга физический ситуаций и моделей. Рассмотрим методы решения расчетных физических задач. Обычно под решением любой расчетной задачи понимается совокупность приемов и операций, выполнение которых с заданными условиями приводит к ответу на поставленный вопрос. Они известны и хорошо описаны в учебной педагогической литературе: логические операции мышления лежат в основе соответствующих методов решения; по виду мыслительной деятельности - аналитический, синтетический, комбинированный, т.е. аналитико-синтетический (при рассмотрении явления мы ситуацию или объект анализируем, разделяем на элементы или наоборот, рассматриваем целостно, синтезируем всю информацию, поэтому деление на логические операции анализа и синтеза в усложненных задачах весьма условно); метод решения можно идентифицировать по основным законам курса физики, позволяющим составить главные уравнения для решения задачи, не зависимо от раздела курса физики, – кинематический, динамический, энергетический или комбинированный, так как у нас почти в каждой ФЗ есть ситуации или движения объектов и веществ, или равновесия под действием сил и взаимодействий, или работы какого-либо механизма, модели. Казалось бы, если методов решения задач так мало, то значит обучать им должно быть очень просто. Но в данном случае все совсем наоборот. Методы обучения решению задач заключаются в том, чтобы при знакомстве с незнакомой ситуацией в условии обучающиеся смогли применить самостоятельно определенную систему действий и логических операций (http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00138102_0.html ). Как этого добиться? Первый способ назовем традиционным. Он состоит из этапов, основанных в основном на ведущей деятельности учителя: 1. Объяснение учителем подхода к решению задач данного вида; иллюстрация решения одной или двух конкретных задач. 2. Коллективное решение задач, при котором выделенный подход обсуждается со всем классом. Один учащийся решает задачу у доски, а все остальные списывают решение; при этом лишь немногие пытаются решить предлагаемые задачи самостоятельно. 3. Самостоятельное решение задач в связи с выполнением домашних заданий. 4. Самостоятельное решение задач в связи с выполнением контрольных работ. Напоминаем, что видов и типов ФЗ в каждом разделе курса физики можно насчитать 5-10 в зависимости от принятой классификации. Второй способ включает два новых элемента: полусамостоятельное и самостоятельное решение ФЗ. Процесс обучения при этом ведется по следующей схеме: 1. Раскрытие учителем общего подхода к решению задач данного вида на примере решения одной-двух частных задач. 2. Коллективное решение небольшого количества задач с использованием общего подхода. Часто с обсуждением вслух: учитель задает вопросы, ученики из класса как-то отвечают, или отвечает один ученик у доски. 3. Полусамостоятельное решение задач с учетом коллективного анализа их условий и решения, а также самостоятельной" работы по реализации намеченного плана. 4. Самостоятельное решение задач, включающее самостоятельный анализ условия, его краткую запись, разработку плана решения, его реализацию, анализ ответа, проверку правильности решения. Кто-то справляется после двух-трех примеров, кому-то надо десяток. 5. Самостоятельная работа по решению задач в связи с выполнением домашних заданий. 6. Самостоятельная работа по решению задач в связи с выполнением контрольных работ. Третий способ – алгоритмический, по алгоритму действий. Под алгоритмом понимают точное предписание для совершения некоторой последовательности элементарных действий над исходными данными любой задачи. Процесс обучения решению задач в данном случае идет в определенной последовательности. 1. Коллективное решение задач, относящихся к данному типу (множеству) задач. 2. Выдвижение проблемы поиска общего метода решения задач данного класса. 3. Отыскание учащимися (под руководством учителя) общего метода решения задач данного класса, "создание" алгоритма решения задач. 4. Усвоение структуры алгоритма и отдельных операций, из которых слагается решение, в процессе коллективного решения задач. 5. Самостоятельное решение задач, включающее самостоятельный анализ условия, выбор способа краткой записи его, применение найденного алгоритма решения к конкретной ситуации, анализ и проверка полученного решения. 6. Самостоятельная работа по решению задач в связи с выполнением домашних заданий. 7. Самостоятельная работа по решению задач в связи с выполнением контрольных работ. Вероятно, многие узнали свой стиль обучения в третьем варианте. Алгоритмический подход давно доказал свою действенность. Педагогами разработаны и используется для каждого раздела и каждой темы различные алгоритмы поиска решения задачи. При этом многие коллеги путают порядок организационно-учебных действий и последовательность умственных действий по поиску решения. Запись дано, оформление рисунка, запись закона или формулы, соответствующей данным – не есть умственные действия по поиску решения сложной задачи, хотя являются универсальными учебно-организационными действиями. Осознание ситуации, создание модели по условию, выявление главного и второстепенного, определение скрытых данных в тексте условия – вот часть логических и умственных процедур по поиску решения. Многие педагоги алгоритмом называют первый вариант, подразумевая действия второго варианта. Часто именно поэтому процесс обучения решению задач буксует: учитель говорит одно, а подразумевает другое. Алгоритм поиска решения задач желательно составлять вместе с обучающимися на каком-либо незнакомом примере. Необходимо одновременно объяснять, обсуждать и записывать в тетрадях алгоритм умственных действий при решении задач, так как только совместная деятельность развивает обобщенные умения применять те или иные знания, позволяет овладеть методом действий и присоединить его к своему опыту. Ниже предложен пример алгоритма для получения решения количественных задач.
Практика показывает, что наиболее трудными в этом алгоритме являются первые два пункта. Именно, их необходимо отрабатывать поэлементно на разных уроках. Умение не увидеть в условии главное – есть то, что чаще всего тормозит получение решения. В этом могут помочь знание типичных ситуаций, которые встречаются в задачах по физики в том или ином разделе. Не смотря на существование тысяч задач, большинство группируются вокруг нескольких десятков типичных учебных ситуаций – назовем их ключевых физических ситуаций. Многие учителя научились работать с ключевыми ситуациями, стараются выделить их в каждой теме http://festival.1september.ru/articles/657799/. Для отработки ключевых ситуаций на уроках полезно применять таблицы ситуаций, пример которых предлагается автором курса http://nsportal.ru/user/918219/page/metodicheskie-stranitsy. Увидев целый ряд примеров, где применяются одни и те же уравнения, одни и те же способы получения ответа, обучающиеся с помощью учителя и самостоятельно вырабатывают метод получения решения. Следующим подходом обучения решению задач является просто систематическое прорешивание большого количества заданий, которые регулярно вызывают трудности у выпускников. Эти задания изложены в многочисленных пособиях. На сайтах учителей, в том числе Московской области, эти пособия предложены для скачивания и самостоятельной работы. См., например, сайт учителя физики и информатики Олейник Сергея Михайловича , МБОУ СОШ № 1, г. Серпухов http://ip211.ru/. На данном сайте предложены хорошие подборки шпаргалок (как вариант самостоятельной систематизации и обобщения знаний). Важным элементом подготовки является регулярная самостоятельная работа с Открытым банком заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=c0eec3ba9241e311b7a4001fc68344c9&proj_guid=BA1F39653304A5B041B656915DC36B38 . В случае активной самостоятельной подготовки учитель должен регулярно проводить консультации, проверять решения, отвечать на вопросы. «Если, изучив предложенный текст и рекомендованные дополнительные источник, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу …. Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования».
| |||
2.5. | Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации. |
| |
2.6. | Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации. | Ковалева Светлана Яковлевна, к.п.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Тема диссертации: «Методика преодоления психологических затруднений учащихся при обучении решению задач по физике». Публикации в 2016 г.: 1. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по физике на территории Московской области в 2016 г. (статья)/Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по учебным предметам на территории Московской области в 2016 году: Сборник методических материалов – М.: АСОУ, 2016. – 336 с. - С.41-55. 2. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по физике на территории Московской области в 2016 г. (статья)/Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по учебным предметам на территории Московской области в 2016 году: Сборник методических материалов. – М.: АСОУ, 2016. – 194 с. С. 39 -49 | |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА КОНСУЛЬТАЦИИ 3 Наименование (название) дополнительной профессиональной программы (ПК или ПП), по проблематике которой подготовлена консультация: Формирование готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации Тема консультации: Психофизиологические особенности процесса подготовки к ГИА. Систематизация знаний как дидактический подход в подготовке обучающихся к экзаменационным испытаниям | ||
№ п/п | Структурные компоненты консультирования | Содержание |
2.1. | Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации (3-5). | Задачи по физике, затруднения в задачах, подготовка к ГИА ЕГЭ |
2.2. | Краткая аннотация контента консультации. | В консультации рассматриваются психофизиологические особенности процесса подготовки выпускников к ГИА, как к особым испытаниям. Предложено рассмотреть все трудности процесса подготовки, которые испытывают учителя, родители, ученики через призму психологических факторов, влияющих на мышление школьника. |
2.3. | Запрос на консультирование | Мне не удается преодолеть неуверенность обучающихся при разборе незнакомых условий задач, что отражается на их успехах при выполнении диагностических работ. Существуют ли приемы, позволяющие это преодолеть? Как следует организовывать учебный процесс для этих целей? |
2.4. | Консультационный текст (контент консультации) | |
Для того чтобы подобрать эффективные приемы и методы обучения решению задач с учетом трудностей обучающихся, необходимо идентифицировать эти трудности. Давайте рассмотрим проблемы выпускников, которые наглядно проявляются на графиках результатов выполнения заданий. В предыдущей консультации мы рассматривал один такой график. Рассмотрим его с точки зрения провалов, которые, как ни странно, в одинаковых местах экзаменационной работы как у отличников, так и у всех остальных. У отличников этих провалов меньше и они не такие глубокие. Если мы проанализируем демонстрационный вариант, то увидим, что это задания с рисунками, задания с необычной формулировкой, задания с расчетом ответа, то есть задания с незнакомым для выпускников условием, где надо применить было какой-то метод решения, а не воспользоваться аналогией с хорошо известными примерами. О трудностях в решениях выпускников рассказано более детально в статье автора….. Многие учителя ищут подходы, позволяющие преодолеть психологические затруднения выпускников. Некоторые видят выход в оперативной и детальной информационной грамотности как самих выпускников, так и их родителей. Этому посвящены рекомендации и советы на сайтах учителей. Прочитав заранее основную информацию на сайте учителя или на его страничке школьного сайта, родитель или ученик будет более информирован по предмету разговора, и сможет выразить свои пожелания или опасения в беседе с учителем об экзамене и о способах подготовки к нему, будет задавать более конкретные вопросы. Информированность всегда уменьшает панику. Обстоятельные консультации выпускников, родителей представила на своем сайте Черная Галина Петровна – http://galinaozu06.ucoz.ru . Другой подход преодоления трудностей – систематизация знаний. Этому посвящены многочисленные сайты учителей, начиная от шпаргалок по предмету, заканчивая интерактивными учебными пособиями. Например, блог Чаадаева Алексея Петровича - учитель физики и информатики МОУ Ермоловская СОШ им. П.Д. Дорогойченко Ульяновской области http://fizikchap2013.ucoz.ru/blog/interaktivnyj_uchebnik_po_fizike/2013-12-10-15 - представляет интересные интерактивные учебники по физике, в которых есть своя логика изложения материала. Систематизация знаний выражается в организации взаимодействия через сайт с обучающимися, через информацию, которую учитель старается донести до своих учеников. Например, на сайте учителя Максимовой Станиславы Николаевны http://nsportal.ru/maksimova-stanislava-nikolaevna ученики могут почерпнуть самую разнообразную информацию к уроку. Она постоянно обновляется. Сайт учителя Олейник Сергея Михайловича , МБОУ СОШ № 1 г. Серпухов http://ip211.ru/ содержит много интересных шпаргалок и пособий для подготовки. И третий вариант – цельная система преподавания с систематическими занятиями по подготовке к экзамену и систематическими упражнениями в процессе преподавания предмета в текущем году. Это самый сложный способ, но самый эффективный. Цельную систему преподавания, как правило, выстраивают учителя с богатым опытом работы и они легко ей делятся с коллегами. Такой материал есть на сайта учителей Калгановой Лидии Даниловны, МОУ СОШ №1, г. Фрязино, Щелковский район, http://nsportal.ru/kalganova-lidiya-danilovna, Максимовой Станиславы Николаевны http://nsportal.ru/maksimova-stanislava-nikolaevna, Клокова Алексея Михайловича, МБОУ "СОШ №1" г.Реутов Московской области, http://aklokov/usoz.ru/. Если, изучив предложенный текст и рекомендованные дополнительные источник, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу kovaleva_sya@asou-mo.ru. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования.
| ||
2.5. | Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации.Если использовались тексты, помещенные на сайтах в Интернет, следует применять гиперссылки. |
|
2.6. | Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации. | Ковалева Светлана Яковлевна, к.п.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Тема диссертации: «Методика преодоления психологических затруднений учащихся при обучении решению задач по физике». Публикации в 2016 г.: 1. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по физике на территории Московской области в 2016 г. (статья)/Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по учебным предметам на территории Московской области в 2016 году: Сборник методических материалов – М.: АСОУ, 2016. – 336 с. - С.41-55. 2. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по физике на территории Московской области в 2016 г. (статья)/Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по учебным предметам на территории Московской области в 2016 году: Сборник методических материалов. – М.: АСОУ, 2016. – 194 с. С. 39 -49 |