Для родителей


Предварительный просмотр:

Для родителей по соблюдению безопасного поведения на улицах города .

Среди жертв дорожных происшествий более 20 % - дети в возрасте от 7-12

лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в

начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно

недалеко от дома - примерно половина случаев в радиусе 600 метров. В

больших городах число детей, ставших жертвами дорожно- транспортных

происшествий, особенно велико. Поэтому очень важно, чтобы родители были

активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного

движения. Закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить

детей с правилами безопасного поведения на дороге можно через наблюдение

на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций.

Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при

рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных

поручений. Читая художественную литературу, помните, что правильное

восприятие художественного произведения зависит от уровня детского

представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание

детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. К концу дошкольного

детства дети могут знать ответы на следующие вопросы:

1. Из каких частей состоит улица?

2. Что такое перекресток?

3. Зачем нужны тротуары?

4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?

5. Когда и где можно переходить улицу?

6. Зачем нужен светофор?

7. Что обозначает красный, желтый, зеленый свет светофора?

8. Почему нельзя перебегать через улицу перед едущим автомобилем?

9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?

10. Где можно кататься на велосипеде?

11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и

сам должен быть грамотен в этих вопросах, знать и соблюдать правила

безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет

ответственность взрослый.

Памятки для родителей по соблюдению безопасного поведения на улицах города .

Памятка 1

• Переходя дорогу, убедитесь в том, что сигнал светофора зеленый.

• Постарайтесь максимально приблизить к себе ребенка, не отдаляйте от

себя коляску, возьмите ребенка на руки, крепко держите его за руку.

• Доверяя светофору, проверьте, что весь транспорт по сигналу светофора

остановился, посмотрев сначала налево, затем направо. Во время перехода

уберите все отвлекающие вас предметы: телефон, журнал, сигареты и т. д.

• Беседы с ребенком отложите на потом.

• В случае отсутствия светофора по возможности воспользуйтесь

подземным переходом или переходите по «зебре».

• Всегда соблюдайте правила дорожного движения и будьте правильным

примером для Вашего ребенка.

• Переходите дорогу спокойно, чтобы ребенок успевал за Вами.

• Не пугайте ребенка опасностью.

• При входе и выходе из транспорта возьмите маленького ребенка на руки,

чтобы не задерживать других пассажиров.

• При входе в транспорт более взрослому ребенку помогайте подняться,

при выходе - спуститься.

• В темное время суток переходите дорогу только в освещенном месте.

• Начинайте знакомить ребенка с правилами дорожного движения с

маленького возраста, объясните ему сигналы светофора, используйте для этого

различные дидактические игры и картинки.

• В зимнее время объясните ребенку об опасностях, с которыми он может

столкнуться на дорогах.

• В темное время суток избегайте неосвещенных дорог и объясните это

ребенку.

Памятка 2

• Не спешите, переходите улицу размеренным шагом.

• Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок

должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

• Не переходите дорогу на желтый или красный сигнал светофора.

• Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком

«Пешеходный переход».

• Из автомобиля, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В

противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

• Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на

дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с

большой скоростью и т. д.

• Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев

предварительно дороги, - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети

ее повторяли.

• Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Рекомендации

Каждый родитель - пример для подражания!

• Выберите наиболее безопасный путь от дома до детского сада.

• Переводя ребенка через дорогу, держите его за руку.

• Хорошо изучите правила дорожного движения, избегайте наиболее

опасные места при переходе улицы.

• Ежедневно напоминайте детям перед выходом из дома ПДД.

• Контролируйте, где Ваш ребенок, если Вы остановились с приятелем на

тротуаре, не увлекайтесь с ним разговорами, забыв, что в это время делает

ваш ребенок.

• Движение родителей с детьми на колясках, санках разрешается только

по тротуарам. Там, где нет тротуаров, возить можно по обочине дороги левой

стороны, навстречу движению транспорта. Безопасно вести санки, коляску по

тротуарам.

• По пешеходным тропам идите с детьми с правой стороны, не торопясь.

• Выйдя из пассажирского транспорта, не спешите переходить дорогу,

дождитесь, пока движущееся средство отойдет от остановки.

• Войдя в транспорт, не выпускайте руку ребенка, при резком торможении

ребенок может травмироваться.

• Посадите ребенка на сиденье или посадите на колени, (в любом случае

крепко его держите).

ТОЛЬКО СОВМЕСТНО МОЖНО ДОБИТЬСЯ ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ!

РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

• Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный вопрос.

Вырастить детей дисциплинированными пешеходами, уберечь от аварий

обязаны помочь все взрослые.

• Немаловажна роль родителей, взрослых в поведении на улице. Задача

будет решена в том случае, если равнодушию взрослых будет положен конец.

Каждый родитель должен считать своим долгом предупреждение возможности

возникновения транспортных происшествий, влекущих за собой несчастья.

• Взрослый человек не имеет права проходить мимо детей, которые по

непониманию или из-за озорства каким-то образом подвергаются опасности.

• Особо обратите внимание на отсутствие контроля со стороны родителей

за пребыванием детей во дворах. К сожалению, именно безнадзорность

приводит к несчастьям.

• Нужно вместе с ребенком выбрать наиболее безопасный путь от дома до

детского сада.

• Переводя ребенка через дорогу, надо держать его за руку. Вам важно

знать правила пешехода, наиболее опасные места при переходе улицы,

стараться избегать их. Ежедневно перед выходом из дома напоминайте детям

правила дорожного движения.

• Помните, что дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех

поступках, которые не заслуживают подражания. Если мать будет перебегать

дорогу на красный свет светофора, то ребенок сделает то же самое.

Научите детей!

• Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, по правой стороне.

• Дорогу надо переходить спокойно по пешеходным переходам. Если нет

светофора или регулировщика, надо посмотреть налево, убедиться, что близко

нет машин, а дойдя до середины дороги - посмотреть направо.

• Стоящий автобус надо обходить сзади, чтобы видеть идущий за ним

транспорт. Трамвай надо обходить спереди.

• Нельзя внезапно появляться перед близко идущим транспортом, потому

что машина не может остановиться сразу.

• Нельзя играть на проезжей части. Это опасно для жизни.

• Автобус, троллейбус, трамвай разрешается ожидать только на

площадках, отмеченных линией.



Предварительный просмотр:

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребенок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, умный, талантливый, сообразительный! А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.

 

Готовьтесь к утреннику!!!


    Есл и в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.

 

Приходите на праздники в детский сад !!!


    Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.

 

Не обесценивайте старания вашего ребенка !!!


    Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. 
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.

 

Придерживайтесь правил !!!


    Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник. 
Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.

 

Участвуйте в празднике!!!


    Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство». 
Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!



Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ

«Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому, что исходит от самого родного, самого дорого существа-матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души малыша. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогают ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Колыбельные слушали не только младенцы, но и дети постарше. Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы войти в мир взрослой жизни. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

Но самое главное в колыбельной песне - это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо- ему помогут, его не бросят.    На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненый оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам.

А как важна привычка постоянного общения с матерью! Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. И  когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его выслушает, поймет. с которым так приятно общаться и просто положить голову  на плечо.

    



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

 в образовательной области

«Музыка»

(Консультация для родителей )

        Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

 По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

  Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.

   Цель музыкально-оздоровительной работы в ДОУ: организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни, коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

   В музыкальном воспитании ДОУ чаще используются следующие здоровьесберегающие технологии:

            - технология оздоровления музыкой – оздоровительное  воздействие через восприятие музыки;

    - технология оздоровления пением;

    - технология оздоровления движением;

    - технология оздоровления сказками – воздействие через передачу     образа, театрализацию.

В своей работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии в непосредственно образовательной деятельности «Музыка», направленные на сохранение и укрепление здоровья и в то же время развитие музыкальных и творческих способностей

  1. Первое, с чего я начинаю свою непосредственно образовательную деятельность – это Валеологические  песенки – распевки.

Это несложные   добрые тексты и мелодия, поднимающие настроение, создающие позитивный тон к восприятию окружающего мира, а также подготавливающие  голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро!                                Поворачиваются  друг  к другу

Улыбнись скорее!                        Разводят руки в стороны

И сегодня весь день                        Хлопают в ладоши

Будет веселее                        

Мы погладим лобик

Носик и щечки

Будем мы красивыми                        Поднимают руки вверх

Как в саду цветочки                        Выполняют фонарики

Разотрем ладошки                        

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем

Сильнее, сильнее

Ушки мы теперь потрем                Разминают ушки

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте здоровы!

  1. Следующим этапом в основной части занятия  является дыхательная гимнастика. Все дыхательные упражнения я разучиваю с детьми  один месяц и включаю на занятии не более 1-2 упражнения.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников, а именно

  • влияет на обменные процессы,
  • способствует восстановлению центральной нервной системы
  • улучшает дренажную функцию бронхов.
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Вашему вниманию представляю

Упражнение на дыхание  по А.Н. Стрельниковой

                                        «Ладошки»

Наиболее целесообразным для пения является грудобрюшное дыхание, при котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остается спокойным, а нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот выдается немного вперед.

Ладушки –ладошки,

Звонкие хлопошки

Мы ладошки все сжимаем

Носом правильно вдыхаем.

Раз (активный вдох носом) – сжимаем кулачки

Как ладошки разжимаем

То свободно выдыхаем

Два (Пассивный выдох  через рот)разжимаем кулачки

Встать ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях.

  1. Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных полноценных движений органов артикуляции. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, музыкальная память, внимание.

Котик Рыжик

Артикуляционная гимнастика

Котик Рыжик утром встал                                                Дети потягиваются

Чистить зубки побежал                                                

Вправо-влево, вправо-влево                                        В улыбке открывать рот и кончиком

Чистим зубы мы умело                                                языка сильно «почистить» за нижни-

ми зубами вправо-влево 5-6 раз, а затем за верхними – 5-6 раз

Пополощем ротик                                                        имитация полоскания рта

Как чистюля Котик

Рыжик наш расческу взял                                        В улыбке закусить язык зубами

И причесываться стал                                        «протаскивать» язык между зубами вперед

Мы за ним не отстаем                                        назад

Все покажем язычком

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает                                Улыбка, открывать рот, кончик языка упереть за

Нижние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать         под счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает                                Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние

                                                        Зубы.

А теперь язык наш – мяч                                Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать

Начинаем футбольный матч                        то в одну сторону, то в другую щеку, чтобы щеки

Гол забили мы ура!                                        Надувались «мячики»

Вот и завтракать пора                                Улыбнуться, открыть рот, положить широкий

Котик  нам напек блины                                язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5

Со сметаною они

Как сметану любит котик                                Улыбнуться, открыть ротик, облизать языком

                                                        Верхнюю губу, затем нижнюю

А теперь чаек попьем                                Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и

Чай мы в чашечку нальем                                тянуть его к носу.

Рыжик сыт, Рыжик рад                                Хлопки в ладоши

Рыжик любит всех ребят!

  1. Оздоровительные и фонопедические упражнения

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.

Игровое фонопедическое упражнение «Здравствуйте»

Здравствуйте лошадки

И го-го

Здравствуйте козлятки

Ме-ме-ме

Здравствуйте гусята

Га-га-га

Здравствуйте утята

Кря-кря-кря!

Здравствуйте лягушки

Ква-ква-ква

Здравствуйте котята

Мау-мау-мяу!

Игровое упражнение «На лошадке»

Цокаем языком с различной динамикой и скоростью

Игровое упражнение «Шум леса»

Произносят звук ш-ш-ш, громко и тихо

Игровое упражнение «Корова»

Ранним-рано по утру

Пастушок: «Ту-ру-ру»

А коровки в лад ему

Затянули «Му-му-му!»

Сделать вдох, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая  пальцами по ноздрям

  1. Игровой массаж.

Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку, Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование приемы самомассажа повышает защитные свойства всего организма, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки-                                Щиплют пальцами раковины ушей

Слышим хорошо

Нарисуем глазки                                        Мягко поглаживают брови, закрытые

        Видим далеко                                        глаза

Носик мы погладим        Большими пальцами гладят крылья носа

Усики расправим        «Рисуют» указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята

А веселые зверята                                        Хлопают в ладошки

  1. Пальчиковые игры

Развивают речь ребенка,  повышают координационные способности пальцев рук.

Пальчиковая игра «Веселится детвора»

Тр-р-р – машины загудели                        «Заводят мотор» руками

Вж-ж-ж колеса засвистели                        

Отойди в сторонку                                Грозят пальцем

На площадке гонки

Обгоняет всех лисица                        Пальчики правой руки бегут по левой

На машине голубой

А за нею кукла мчится                        Пальчики левой руки бегут по правой

Машет зрителям рукой                        

Мишка в красном колпачке                Стучат руками по коленям

Едет на грузовичке

Зайка тоже очень рад                        Пальчиками бегут по телу вверх до шеи

Дали зайке самокат

Вот и финиш .Стоп                Руки скрестили на груд, похлопали ладошками

                                                По плечам

Ура!                                                Поднимают руки вверх

Веселится детвора                        Хлопают в ладоши!

  1. Речевые игры

Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Солнышко

Солнышко, солнышко                        Ритмические хлопки

Выгляни в окошко                                

Твои детки плачут                                Притопы

По камушкам скачут                        Легкие прыжки с хлопками

В процессе непосредственно образовательной деятельности  я выбираю  или артикуляционную гимнастику, или фонопедические упражнения  или речевые, пальчиковые  игры, в зависимости от поставленных мною задач.

  1. Музыкотерапия – важная составляющая непосредственно образовательной деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Примеры музыкальных произведений:

  • Музыка для релаксации
  1. Бетховен Л. «Лунная соната»
  2. Дебюсси К. «Лунный свет»
  3. Колыбельные
  4. Римский Корсаков Н. «Море»
  5. Сен-Санс К. «Лебедь»
  6. Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
  7. Шуберт Ф. «Аве Мария»
  8. Шуман Р. «Грезы»

 



Предварительный просмотр:

«Роль музыкальных занятий в работе с  детьми ЗПР «


В дошкольные диагностико-коррекционные группы для детей с ЗПР поступают дети как с различными клиническими формами ЗПР, так и с «педагогической запущенностью». Эта группа разнородна как по характеру проявлений недостатков развития, так и по степени отставания в психофизическом развитии.

Задержка психического развития у дошкольников характеризуется отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. На данный момент проведено значительное количество клинико-психологических исследований по изучению детей с ЗПР, их результаты широко представлены в специальной литературе.

Многие исследователи указывают на тесную связь между психомоторным и двигательным развитием. Эта связь настолько сильна, что разнообразная недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы. Поэтому показатели развития двигательной сферы могут служить одним из показателей при проведении психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР.

Проведенное углубленное исследование двигательной сферы детей с
ЗПР собственные показали, что двигательная сфера детей с ЗПР
характеризуется качественным своеобразием: отставанием в физическом
развитии,
        нарушением регуляции произвольных движений,

несформированностью техники выполнения движений, недостаточностью двигательных качеств.

Таким образом, психолого-педагогический процесс в условиях специальной группы детского сада необходимо организовать как комплексное воздействие, затрагивающее все сферы психического и двигательного развития детей с ЗПР.

На разных этапах коррекционной работы были изучены и апробированы многие варианты опубликованных педагогических


технологий, построенных на сочетании музыки и движений. Наиболее известная из близких нам по задачам коррекционных технологий — это логопедическая ритмика. Однако последние научные публикации убеждают в том, что для работы с детьми с ЗПР необходимо проектировать особую технологию. Специфической особенностью музыкальных занятий  является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционных технологий.

Как уже отмечалось выше, при ЗПР могут страдать эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы ребенка, поэтому необходима четкая координация работы всех педагогов — участников коррекционно-развивающей работы: учителей-дефектологов, логопедов, психолога, воспитателя по ФИЗО, музыкального руководителя, воспитателей спецгрупп. Специальные и образовательные задачи в коррекционной группе для детей с ЗПР детализируется, согласовываются и распределяются между всеми педагогами с учетом их специализации. Так, например, при развитии двигательной сферы задачу развития общей моторики уместнее решать на занятиях по ФИЗО, ручной моторики — на занятиях дефектолога и воспитателя. Задачу развития музыкально-ритмических способностей и слухо-моторной координации — на музыкальных занятиях и занятиях КР. Задачу развития артикуляционной моторики — на логопедических занятиях, мимической выразительности на занятиях психолога.

Задачи развития эмоционально-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определенной последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями, а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на музыкальных занятиях.Часть же задач входит в той или иной степени в занятия каждого педагога коррекционного детского сада — это развитие моторики и психомоторики, развитие волевых и коммуникативных процессов, пространственных представлений, познавательных психических процессов и др.


Музыкальные занятия с такими детьми — это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.).

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, СМ. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкальные и музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности ж поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

Следует также отметить, что эти занятия  тесно связаны с обучением на занятиях    физкультурой    и    музыкой.    Здесь    происходит    дальнейшее


практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально ритмической деятельности.

Таким образом, музыкальные занятия является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Задачи, содержание, структура музыкальных занятий с детьми ЗПР.

Музыкальные занятия является одной из своеобразных форм активной терапии , средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями музыкальных занятий являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Учитывая, что музыкальные занятия являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в специальном детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.

Музыкальные занятия  способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых на музыкальных занятиях

1.        Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений,
музыкально-ритмических движений.

2.        Развитие и коррекция психических функций и компонентов
деятельности, совершенствование психомоторики.


  1. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. Кроме того, на занятии решаются дополнительные задачи на развитие

воображения, детской фантазии, творчества. Проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Важной составляющей занятия являются дыхательные упражнения. Педагог постоянно следит за правильностью дыхания детей. Кроме того, в каждое занятие включены специальные дыхательные упражнения, которые способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии, укреплению голоса, умению управлять им. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональные состояния, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения. Дыхательные упражнения также направлены на профилактику острых респираторных заболеваний.

Игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребенку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.


Можно выделить несколько групп игр: — носящие организующий или развлекательный характер

(рекомендуются для соединения фрагментов занятия, особенно при переходе от быстрой части к более медленной, для заключительной части занятия);

  • способствующие развитию конкретных групп мышц;
  • способствующие развитию положительных личностных качеств;
  • направленные на снятие физического, эмоционального напряжения и перевозбуждения, подготовку к релаксации;

—        закрепляющие навыки и умения, полученные на занятиях ФИЗО,
ознакомления с окружающем миром, ФЭМП, музыкальных занятиях и др.

Часть игр носит комбинированный характер. Программа занятий по «Коррекционной ритмике» рассчитана для проведения двух занятий в неделю в старшей и подготовительной группе, всего 80 занятий в год. Длительность занятия в старшей группе — 30 минут, в подготовительной — 35.Методические рекомендации к организации и проведению занятий

Как уже отмечалось выше, психическое и двигательное развитие детей с ЗПР имеет сложную структуру, поэтому желательно, чтобы музыкальное занятие проводил музыкальный руководитель с участием дефектолога. Музыкальные работники детских садов владеют методикой ритмики, т. к. музыкально-ритмические движения, танцы, игры под музыку и т. п. в соответствии с программой дошкольных учреждений являются составной частью занятий по музыке. Желательно, чтобы музыкальное занятие  планировалось на ту половину дня ,где будет  обеспечено присутствие на занятии второго педагога (учителя-дефектолога).

Одним из ведущих принципов достижения эффективности работы на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психомоторных, двигательных, психологических возможностей, а также состояния его здоровья. Учитывая тот факт, что при приеме детей в специальную коррекционную группу предпочтение отдается детям с ЗПР церебрально-органического генеза, то при работе с такими детьми необходимо учитывать их быструю психическую и физическую истощаемость.

Индивидуальный подход в работе с детьми возможно осуществить только на диагностической основе. Наиболее значимыми показателями для планирования музыкальных занятий и контроля развития детей являются качественные характеристики двигательной сферы, показатели особенностей психомоторики, мимической и артикуляционной моторики, особенности гнозиса и праксиса (в том числе пространственного), развитие чувства ритма, состояние эмоционально-волевой сферы и др. В условиях специальной группы эти данные получаются в результате комплексного диагностического обследования  особенностей развития  детей,  проводимые  специалистами:учителем-дефектологом, логопедом и психологом. Дополнительные данные о состоянии двигательной и психомоторной сферы педагоги получают на основе наблюдений во время проведения занятий.

Учитывая состояние физического развития детей, музыкальный работник чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно дети физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается потом на других занятиях.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

В старшей группе большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий. В подготовительной группе педагог постепенно переходит к речевой инструкции.

Основной задачей вводной части занятия является нормализация мышечного и повышение эмоционального тонуса. Это достигается включением в двигательную разминку задач по развитию основных видов движений: различных видов ходьбы, перестроений, бега в разных направлениях под музыку. Кроме отработки основных видов движений, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе. Таким образом, во время двигательной разминки организм ребенка подготавливается к выполнению более сложных заданий, эмоционально заряжается.

В основную часть включаются упражнения на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений. Овладевая ими, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности


движений, что сказывается затем на всей деятельности ребенка. Упражнения этого плана способствуют формированию произвольного внимания, развивают зрительную, слуховую и двигательную память. Способствуют развитию потребности в движении, превращают их в упорядоченную, осмысленную деятельность.

Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач: снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой.

В основную часть включено много речевых и двигательных упражнений с музыкальным сопровождением и без него. Детям трудно выполнять движения в соответствии с текстом и одновременно его произносить. Это приводит к расстройству дыхания, скандированности речи, распаду двигательной программы. Чтобы этого не допускать, двигательные упражнения с текстом выполняются в следующем порядке:

—        педагог читает весь текст;

-— затем показывает детям, какие движения следует выполнять под конкретные слова текста;

  • педагог читает текст, а дети выполняют заданные движения. При необходимости, особенно в старшей группе, чтение сопровождается показом;
  • на последнем этапе дети могут одновременно произносить простые тексты (или фрагменты текстов) и выполнять двигательное упражнение (по мере запоминания слов текста).

Параллельно ведется работа над формированием правильного дыхания. Аналогично проводится работа по согласованию движения с музыкой и пением. Некоторые тексты стихов и песен можно предварительно разучить с воспитателем в группе.

Особая роль отводится психологическим этюдам. Их применение направлено на развитие эмоционально-личностной сферы детей,


способствует пониманию эмоциональных состояний и личностных качеств
других людей, умению адекватно их выражать. На музыкальных занятиях  дети
закрепляют знания и умения, полученные на занятиях психолога, отраба
тывают
        эмоциональную        и        двигательную        выразительность
пантомимическими средствами, применяют свои знания и умения в
творческих заданиях.

Заключительная часть — это подвижные музыкальные и речевые игры с обязательной релаксационной фазой для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.

Игры отбираются несложные с методической точки зрения, не требующие больших затрат сил и сложных движений. К ним относятся игры-драматизации с музыкальным и стихотворным сопровождением, танцы. Игры и специальные упражнения готовят детский организм к завершению занятия.

Релаксационные упражнения сопровождаются тихой, спокойной музыкой. На начальных этапах освоения этих упражнений педагог помогает детям расслабиться с помощью речи.

Важно отметить, что музыкальные занятия  должны проходить на фоне эмоционального подъёма. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением, а также и личностными качествами педагога. Особое значение имеет правильное отношение педагога к достижениям каждого ребенка. Необходимо непременно поощрять малейшие успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, проявлять терпеливое, щадящее отношение к каждому ребенку. Не допускаются отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений, резкий или повышенный тон, привлечение внимания коллектива к ребенку в случае его неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младшей группы

на тему:

«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики  на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно — коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Многие ученые пришли  к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук уже можно' начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.

Сорока - белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

   Этому дала…

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

"Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

"Человечек" — указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.

"Слоненок" — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок "идет" по столу.

"Корни деревьев"— кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построение фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики '(изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.