Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР 4-5 лет

Сейтбагимова Гуляим Калитовна

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\2023-24 уч год\программы 23-24\Сейтбагимова.jpeg

Пояснительная записка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.


Актуальность данной программы

Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной

Цель программы:

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности, что способствует  развитию связной речи в пределах возрастной нормы.

Задачи:

Образовательные:

 формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

 формирование практических умений и навыков;

 обучать различным навыкам работы с различным материалом.

Развивающие:

 развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

 совершенствование движений рук;

 развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое

 мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

 развитие речи детей.

Воспитательные:

 воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

 воспитывать внимательность к выполнению заданий;

 воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

 воспитывать и развивать художественный вкус.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Умелые пальчики» направлена на всестороннее развитие ребѐнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребѐнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

В программе участвуют дети от 4 до 5 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Ожидаемые результаты :

К концу года занятий в кружке дети должны знать:

 некоторые виды бумаги;

 свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

 основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

 понятие «мозаика «шнуровка»,», «конструктор»;

 несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:

 правильно держать карандаш;

 работать с трафаретами;

 заштриховывать предметы двумя способами;

 застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, шнуровать модули.
связно  высказывать свои мысли, просьбы.

Программа включает в себя следующие разделы:

- пальчиковый игротренинг

 -ручная умелость

         -графические навыки

 - игры и действия с предметами.


В разделе “Пальчиковый игротренинг” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Ручная умелость » в процессе деятельности дети знакомятся с техникой рисование пластилином, со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии, с различными видами аппликаций.

В разделе «Графические навыки»дети улучшают координацию движений  пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу , фактуре, структуре.


Направления

Формы работы

Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика.

Физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам.

Дорисовка.

Штриховка.

Вырезание ножницами

Игры и действия с мелкими предметами

Узнавать предметы на ощупь

Работа  с песком.

Нанизывание бус, пуговиц на леску

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек

Календарно-тематическое

планирование

№ недели

Тема

Цель

Содержание

Сентябрь

1

«Осень»

 

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Формировать умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

2

«В гостях у осени».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы встречаем осень»

2 «Раскрась осенний листок»

3. Катание ребристого карандаша между ладоней

3

«Осень в лесу».

Развивать координацию движений пальцев рук. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Развитие координации и точности движений.

1. «Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить где мама, где детеныш.

2. «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек.

3.«Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

4. Упражнение «Ёжик» с шариками Су-Джок.

4

«Деревья»

 

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2.Обвести дерево по трафарету и вырезать.

3.  Пластилинография.

«Волшебное дерево»

Октябрь

1

«Фрукты»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение   штриховать мелкими штрихами.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3. Работа с трафаретами

«Обведи и раскрась фрукты».

2

«Овощи»

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

 Формировать графические умения и навыки.

Развитие координации и точности движений

 

.1.«Д/и  «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

4. Аппликация «Репка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» №15

3

«Семья».

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

Развитие координации и точности движений.

1 Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

4

«Перелётные птицы»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Формировать графические умения и навыки.

Развивать тактильную чувствительность.

1. Самомассаж ладоней.

2.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась птицу»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях 

Ноябрь

1

       «Игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев;

     ориентировку на плоскости.

    Продолжать формировать графические навыки. Развивать тактильную чувствительность

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч»..

.

2

«Одежда»

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

 Формировать графические умения и навыки.

Развитие координации и точности движений

1. Пальчиковая игра «Ладошки»

2. Разложи пуговицы по цвету.

3. «Помоги развесить одежду после стирки» игры с прищепками.

4. «Застегни одежду» на пуговицы, на молнию, на кнопки, на липучки.

3

«Обувь»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

 

1Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2.Шнуровка

3. «Туфелька для золушки»

4

«Головные уборы»

 

Развивать мелкую моторику пальцев;

Продолжать  учить работать с ножницами.

1.Пальчиковая гимнастика.

2 Вырезать ножницами шапку из бумаги

3 Раскрасить шапку.

Декабрь

1

      «Зима»

Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Продолжать учить складывать фигуры из ниток

1.Пальчиковая игра «Зима».

2. «Зимний лес» выложить по трафарету  при помощи белых ниток.

2

«Зимующие птицы»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развитие координации и точности движений.

1. «Ворона и воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги.

2.Работа с «пластилиновыми полянками»

3. «Угощение для птиц» сортировка семян.

3

««Животные и птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев.

 Учить работать с пластилином.

1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

2. Пальчиковая игра «Снегири»

3. «Птица» -  вылепить из пластилина

4

«Новый год».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1. Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3. «Елочная игрушка». (камешки марблс)

Январь

2

«Зимние забавы»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Закреплять приёмы  скатывать комочки из салфеток 

Хороводная игра «Снежная баба»

2. Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

3

« Мебель»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать тактильную чувствительность.

1.«Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

4

« Посуда»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

            Развивать тактильную чувствительность.

1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»

2. Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц.

3. Д/упр. «Обведи по точкам»

Февраль

1

«Продукты питания»

Упражнять в координации движений с речью.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

 Продолжать учить скатывать шарики из салфеток.

1.Пальчиковая гимнастика

2. Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

3. «Помоги повару отделить фасоль от гороха»

2

«Домашние животные».

 

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Щенок»

2. Оригами «Щенок»

3.«Собака» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях

3

«Домашние птицы».

 

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить штриховать в разных направлениях.

1. Из камешек марблс выложить птицу по нарисованному контуру.

2. Пальчиковая игра «».

3. Штриховка «Гусь».

4

«Профессии»

Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями.

1.Пальчиковая игра «Дружба»

2. «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу.

3. Д/упр. «Обведи по точкам».

Март

1

«Мамин праздник».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Совершенствовать зрительную память.

 1. Завязываем бантик на подарке

2. Смотать клубок для бабушки.

3. Открытка для мамы. ( оригами)

2

«Весна»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать  из бумаги.

1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3.Аппликация «Пирамидка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики № 14

3

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики,  Продолжать учить работать с бумагой

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

 3.Оригами «Глухарь»

4

«Инструменты»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать речь, внимание.

 

1 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

2.Выкладывание силуэтов инструментов  фасолью.

3.Вырезать нарисованные инструменты

Апрель

1

«Транспорт»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

 

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3.  Пластилинография.

«Светофор»1.. Пальчиковая игра «

2

«Космос»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать речь, внимание.

 

1.Пальчиковая игра «1,2,3,4,5»

В космос полетел отряд»

2. Выкладывание из счетных палочек , геометрических фигур космического транспорта по образцу.

3. Д/упр. «Обведи по точкам»

3

«Комнатные растения»

 

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1. П \и «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3. Штриховка цветка в горшке.

4

«Рыбы».

 

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

Продолжать учить работать с пластилином.

1. Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает»

3.Пластилинография .Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

Май

2

«День Победы»

Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

 

1. Пальчиковая игра «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

3

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.

Закрепить умение работать в технике оригами.

1.Пальчиковая игра «Бабочка» .

2. Д/упр. «Обведи по точкам».

3. «Бабочка» (оригами )

4

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3. Пластилинография. «Клубника».


Список литературы

1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с.

2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.

4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.

5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.

6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.

7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.

8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.

9. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.

10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.

11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.




Предварительный просмотр: