Имидж педагога

Махрова Людмила Викторовна

«Имидж педагога»

/дискуссия/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: воспитатель МДОУ ДС №24

г. Будённовска

Людмила Викторовна Махрова

 

 

 

 

 

Март 2016 г.

«Имидж педагога»

   Цель дискуссии: Выявить основные слагаемые профессионального имиджа педагогов ДОУ.

- Добрый день, уважаемые коллеги.

- А, все-таки как приятно слышать эти возвышенные слова про женщину, женщину-педагога.

«Ведь могут все, хоть вовсе и не боги».

- Я считаю, что каждый педагог  должен иметь собственное определение имиджа:

ü желаемый и реальный

ü традиционный и благоприятный

ü  позитивный и идеализированный

ü новый и обновленный

 - Вы успешный педагог и заботитесь о репутации своего образовательного учреждения?

-Вы не испытываете определенные трудности в предъявлении результатов успешности своей работы и работы образовательного учреждения?

Вам стоит прислушаться сегодня к каждому слову.

 

И так, тема нашей дискуссии

«Имидж педагога»

 

Педагог ДОУ – это яркая личность.

Она женственна, интеллектуально-активна, прекрасно улавливает настроение других; она готова рисковать, целеустремленна, уверена в себе, достойно реагирует на критику и замечания.

- Только те, кто каждый день смотрит в искренние, доверчивые глаза детей, по настоящему ощущают груз ответственности за них, тревогу и чистую радость от общения с ними. Задумывались ли вы, глядя в глаза своих воспитанников: что они думают о нас? Какими нас видят? Что желают нам.

- Имидж современного педагога, какой он?  Педагога «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверное, педагог?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются?

       Выбранная тема показалась мне чрезвычайно интересной после того, как я заглянула в словарь иностранных слов, чтобы уточнить значение слова «имидж» и «имеиджология».

 

 

Уважаемые коллеги как вы понимаете эти слова имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?

(Ответы педагогов)

 

Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия – наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Вооружившись знаниями, воспитатели поняли, что это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и дошкольников складывается в современных отношениях. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. Изучая данную проблему, мне пришлось обратиться к первоисточникам, из которых я узнала, что в переводе с английского имидж в буквальном смысле означает образ.

Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п. Имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего - нибудь, отношение к чему - нибудь, взгляд на что - нибудь».

Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Ядро  имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".

 

Первая  установка - высокая самооценка.

Вторая  установка – позитивное отношение к жизни.

Третья  установка – вера в добро.

Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.

Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.

В нашем коллективе есть люди, которые от Бога обладают привлекательным имиджем. Но, как  правило, многие обретают симпатии людей  благодаря искусству самопрезентации.

Необходимо работать над позицией победителя “я – хороший, ты - хороший”. Эта позиция позволяет добиться успеха.

 

Что влияет на создание Вашего  имиджа?

(Ответы педагогов)

 

Ваши ответы выделили основные составляющие имиджа:

·        внешний облик;

·        использование вербальных и невербальных средств общения;

·        внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;

·        педагогическая этика.

       Согласно структуре, предложенной профессором А.Ю.Панасюком, личный имидж, с точки зрения формирующих  его факторов, включает следующие  составляющие:

габитарную (от лат. Габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт. Мнение, которое формируется о человеке по его внешнему виду. 55 % впечатлений определяется тем, что видим .

 

Внешний вид педагога

•   Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой у педагога. «Одежда и одевает, и открывает человека».

•   Внешний вид педагога имеет довольно большое значение, т. к. его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.

•   Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.

•   Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

•   Идеальной формой одежды для педагога является такая, которая способствует сосредоточению внимания детей не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.

•   Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.

•   В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.

•   Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.

•   Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.

•   Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.

•   Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.

•   Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня).

•   Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.

 

Сегодня я подготовила для вас очень интересный тест «Характер по помаде». Итак, достаем из косметички любимую помаду, смотрим на картинку и читаем ответ.

 

Круглый контур

 Хозяйка такой помады – яркая и независимая личность. Она не полагается на других, доверяя только себе. Она не станет теряться в сложной и неординарной ситуации, реагируя быстро и уверенно. Она умна, проницательна и интересна в общении. Умеет ставить цели и методично их добиваться.

Помада стерта по диагонали с одной стороны

 Хозяйка такой помады – человек творческий, с богатым воображением и неуемной фантазией. Она может быть не очень практичной, но зато не привередлива и радуется тому, что имеет. Хорошо чувствует себя в мужской компании.

Кончик помады стерт с двух сторон по диагонали и заострен

 Хозяйка такой помады – уникальная личность. Такая форма помады встречается очень редко и говорит о неординарности и противоречивости характера своей владелицы. Такая женщина с удовольствием становится центром внимания, прекрасно находит общий язык почти с любым человеком. Однако она может быть необязательной и ветреной.

Плоский торец с впадиной

 Хозяйка такой помады очень обаятельна. Она романтична, чувствительна и пользуется большим вниманием мужчин. Она может быть перфекционисткой, не прощать себе ошибок и требуя от других такой же идеальности. Во всем стремится к гармонии и равновесию.

Косо усеченный конус с впадиной

 Хозяйка такой помады очень непритязательна, даже, возможно, аскетична. Она не обладает большими амбициями, довольна тем, что имеет, и смотрит на жизнь реалистично. Она вряд ли эмоциональна и не любит рисковать, предпочитая хорошо знакомое и проверенное опытом. Настроение ее обычно ровное, и мало что способно вывести ее из себя.

Заостренный конус помады

 Хозяйка такой помады – женщина целеустремленная, практичная и даже немного прагматичная. Она хорошо знает, чего хочет, очень дорожит своей независимостью и с трудом расстается со свободой. Посягать на ее личное пространство может быть опасным.

Плоский верх

 Хозяйка такой помады – оптимистка. Ее любят, к ней тянутся, у нее просят совета. Она любит откровенничать и делиться собственным опытом. Иногда это доходит до крайностей, когда она начинает изливать душу человеку, которому она безразлична. Она не всегда идеально тактична, что с лихвой искупается ее умением хранить тайны и хранить безусловную верность

Кончик помады представляет собой плоскую каплю

 Хозяйка такой помады умна, обаятельна и талантлива. Она умеет договариваться с любыми людьми и прекрасно находит компромиссы. Она очень ценит порядок в вещах и мыслях и конкретный план действий.

Верх помады неопределенной формы

 Хозяйка такой помады очень эмоциональна, может быть неуравновешенной и сентиментальной. Она хорошая актриса, и окружающие часто принимают ее не за ту, кем она является на самом деле. Часто кидается в крайности: то доверяет всем без разбора, то в каждом действии окружающих видит подвох.

кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда).  Мнение, которое создается на основе кинетики, характеристика типичных движений и положений в пространстве частей его тела.  (60-70% времени необходимо встречаться взглядом)

Рассмотрим всё по порядку

(отрывок из фильма «Служебный роман»)

 

Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживитьзанятие, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

 

речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк.  38 % впечатлений от того, что мы слышим: тон, высота, тембр

 

Речевой блок

Ведущая:

- И еще одна составляющая имиджа – речь.

- «Хочешь быть умным

  Научись разумно спрашивать,

  Внимательно слушать

  Спокойно отвечать

  И переставать говорить,

  Когда нечего больше сказать.»

- Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!

     Как часто мы адресуем эти слова своим близким. А правильно ли мы говорим сами? Невольно вспоминается ставший классическим пример из кинофильма «Доживем до понедельника», где учительница начальных классов сетовала, что ее дети «вложат» зеркала в парты.

- Всем известно, что педагог учреждения для родителей и детей является образцом, эталоном. И все в ней должно привлекать и интеллект, и профессионализм, и внешность, и культура, и красивая чуткая речь.

- Иногда слушаешь воспитателя  и удивляешься драгоценности ее речи. Что ни звук, то подарок, что ни слово – то алмаз. И все четко, ясно, выразительно и логично.

- А как же приятно всегда слышать правильную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков.

- «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Ну, а если тебя и преследует такой грешок.

     Выступаешь перед аудиторией, волнуешься, переживаешь и говоришь, что попало. И конечно допускаешь простейшие речевые ошибки.

Как же научиться говорить правильно? Как избежать речевых недостатков?

- Хорошей и правильной речи предъявляется много требований. Это –

                                простота и ясность

                                логичность и точность

                                информированность и сжатость

                                богатство и разнообразие

                                благозвучность и интонационная  выразительность

 

- Уважаемые гости! А как вы думаете , какой должна быть речь?

(ответы педагогов)

 

ДИСКУССИЯ

 

·        Содержательность речи – без многословия (без лишних слов)

·        Логичность речи – определенность речи и конкретность рассуждений

·        Точность, ясность, простота

·        Богатство речи

·        Чистота речи – без слов паразитов

·        Уместность речи – «В речи также как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно»

·        Правильность речи – произношение, ударение, грамматика, словообразование, орфография и пунктуация

·        Образность речи – выражение различных выразительных средств – метафоры, эпитеты и т.д.

·        Живость, эмоциональность, выразительность – здесь четко прослеживается звуковая культура речи (выразительность, речевое дыхание, высота голоса, темп речи, логическое ударение)

- «Говори, кому говорят говори»

   Вероятно, я допустила в речи некоторые лексические ошибки. Вы заметили. Самые распространенные лексические ошибки – это: речевая избыточность – повторение в тексте лишних слов с одинаковым или близким значением.

                         тавтология – необоснованное повторение однокоренных слов

                         подмена понятий – алогизмы – возникают в том случае, когда значение отдельного слова не

соответствует общему содержанию текста (пожар способствует ожогам)

- И чтобы избежать лексических ошибок в нашей речи, практическую часть предлагают вам спичрайтеры.

 

 

 

Кто знает, кто такие спичрайтеры.

(ответы педагогов)

 

  Спичрайтер – помогает справиться со многими речевыми трудностями, с которыми сталкиваются руководители учреждений, вынужденные участвовать в совещаниях, презентациях, семинарах, требующих навыков выступления перед большой аудиторией.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задание: расставьте правильное ударение в словах и прочитайте их, выделяя ударный звук

  Задание:  поздравьте, пожалуйста, с днем рождения

Задание:  «Серпантин одной фразы»

        Вам представляется фраза «Педагог  пришел». Задача

        каждого игрока продолжить ее, в пределах одного предложения

       (добавляя по 1-му слову). Проигрывает тот, кто не может

        продолжить фразу.

 

средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.).

Чем пахнет в вашей группе

•   Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.

•   По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.

•   Запах подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.

•   Дети часто привыкают к запаху любимого воспитателя. Запах очень сильно действует на подсознание.

•   Арома-имидж включает в себя запах духов воспитателя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат группы.

•   Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.

•   Запахи обладают и лечебными свойствами:

o   эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;

o   фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;

o   базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;

o   сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.

•   Легкий аромат в группе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.

 

овеществленную - созданные человеком продукты его труда

 

        Продуктами нашего очень непростого труда являются наши любимые и неповторимые воспитанники – дети. Дети – это самое главное в жизни каждого из нас, это наше будущее, продолжение всего на Земле. Поэтому их надо любить, в меру баловать и быть для них примером.

     

        Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди:

•   часто и охотно улыбаются;

•   обладают хорошим чувством юмора;

•   естественно себя ведут;

•   веселы;

•   часто и охотно говорят комплименты;

•   знакомы с этикетом и следуют ему;

•   уверены в себе;

•   умеют посмеяться над собой;

•   быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

•   осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

•   дружелюбны, с ними легко в общении.

 

«Очень часто педагоги, сталкиваются со сложными ситуациями, решение которых не сразу приходит в голову. Бывают времена, когда проблемы накапливаются одна за другой, погружая нас в свои черные недра. И мы начинаем беспомощно барахтаться в их пучине, а сил кричать «SOS» все меньше и меньше… Знакомо? Что же делать?

- Помните: из любой, даже самой, на первый взгляд безвыходной ситуации есть выход, причем обычно не один:

Жалость к себе – чувство сильное и захватывающее, избавиться о  него сложно, но надо.

- Верните себе надежду.

- Держите себя в форме.

- Живите настоящим.

- Не зацикливайтесь на своих проблемах, а любое, даже самое маленькое достижение, считайте огромной победой.

- Гоните прочь дурные мысли. Старайтесь брать от жизни все позитивное.

- Поставьте перед собой цель и двигайтесь к ней.

- Рисуя свое настоящее и будущее, используйте только светлые краски. Считайте, что темные вы уже давным-давно израсходовали.

- А чудесное, откроется глазами умеющего видеть и слышать.

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите ей сначала хорошее настроение» Бенедикт Спиноза.

 

          «Спасибо вам за работу.

Оказывается, оригинально мыслить проще, чем объяснять.»

 

 

 

          

 

 

 

 

 

Итак, Вы хотите, чтобы дети вспоминали о Вас с восхищением?

 

 

ПРАВИЛО 1: Будьте опрятным! В старину говорили, что опрятность платья - самое главное требование, предъявляемое к одежде. Несвежий, мятый костюм, болтающаяся на одной ниточке пуговица, скомканный носовой платок - это лишь основной список деталей, способных свести на нет ваш имидж не только в глазах представителей изысканного общества, но и простых обывателей. Самый удачный костюм потеряет привлекательность, если Ваша причёска похожа на воронье гнездо, а ногти разной длины и лак на них местами стёрся!

 

ПРАВИЛО 2:  Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года! Никогда не давайте ни малейшего повода кому-либо обсуждать Вашу одежду, как вызывающе небрежную, так и чересчур изысканную.

 

ПРАВИЛО 3: Следите за речью! Учитель ни в коем случае не должен пользоваться сленгом. Также не используйте на занятии слова типа: "Господи, ты, Боже мой!" "Чё?" и т.д. Отучите себя от привычки читать детям морали. Педагогам это не к лицу, в нашем случае "не к ИМИДЖУ"! Как говориться: "Выбирайте выражения!"

 

ПРАВИЛО 4: Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции. Не надо общаться с детьми как с приятелями, позволять называть себя фамильярно "Иваныч", "Петровна" и т.д. Это не прибавит Вам авторитета, а имидж сильно пострадает.

 

ПРАВИЛО 5: Самосовершенствуйтесь! Для педагога это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим ученикам.