В помощь педагогу начальных классов

Гордюшова Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Настоящая рабочая программа составлена на основе: программы по русскому языку (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть I. Русский язык.  Автор Т. Г. Рамзаева. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005г на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г.)

Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и предмета «Литературное чтение». Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение  реальными  речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство  учащихся  с  различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые  проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели и задачи учебного предмета

  • Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • Обеспечение их эмоционального благополучия, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка, для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой;
  • Обучение навыкам общения и сотрудничества через побуждение и поддержку детских инициатив в разных видах деятельности;
  • Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  • Расширение опыта самостоятельного выбора;
  • Формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей;
  • Создание у школьников мотивации к изучению языка;  
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты, пробуждение познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою  речь.

Учебно–тематическое планирование

№ п/п

Раздел

кол-во часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Повторение

16

16

2

Предложение.

11

11

3

Текст

3

3

4

Состав слова

15

15

5

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

10

10

6

Путешествия по городам и странам

14

14

7

Безударные гласные в корне слова.

17

17

8

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком.

8

8

9

Обобщение правил о правописании корня.

3

3

10

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками.

7

7

11

Разделительный твёрдый знак.

5

5

12

Части речи.

5

5

13

Имя существительное

20

20

14

Имя прилагательное

15

15

15

Глагол

25

25

16

Повторение изученного за год

10

10

ИТОГО

174

174

Циклограмма тематического контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

за год

Количество часов

45

35

51

39

170

Диктантов, в т.ч. контрольных

3

3

3

3

9

Списываний

1

1

2

Словарных диктантов

2

1

2

1

6

Работы по развитию речи:

сочинения

1

1

2

1

5

изложения

1

4

3

3

11

Итого

7

10

11

8

35

Планируемые результаты изучения курса

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научится:

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста; выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

• работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых - система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации — другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам

В области коммуникативных учебных действий:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

• находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

В области регулятивных учебных действий:

•осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:

осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;

отличать предложения от словосочетаний;

находить словосочетания в предложениях;

различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;

владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;

использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.

В процессе работы по теме «Предложение» дети получат возможность научиться:

 разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);

понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;

 использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:

- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;

- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;

- использовать различные части речи как члены предложения;

 конструировать предложения и тексты;

 расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.

В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:

 характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);

 разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;

 различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

 подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);

 подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;

 объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;

 различать:

- однокоренные слова и слова, близкие по значению;

- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;  объяснять различие в значении многозначных слов;

 различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;

 использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:

- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:

- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);

- в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;

- в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;

- в правописании суффиксов –ик, -ек;

- в правописании непроизносимых согласных в корне слова;

- в правописании слов с двойными согласными;

- в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;

- в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);

- при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.

В процессе работы по теме «Состав слова» дети получат возможность научиться:

 использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:

- выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;

- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;

- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);

- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;

 используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.1

В результате работы по теме «Имя существительное» дети научатся:

 находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;

 определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);

 различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;

 определять число и род имён существительных;

 изменять существительные по числам;

 различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;

 грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;

 ставить существительные в начальную форму;

 изменять форму имён существительных в контексте.

В процессе работы по теме «Имя существительное» дети получат возможность научиться:

 изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);

 ставить падежные вопросы к имени существительному;

различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;

 определять падеж имён существительных;

 различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;

 делать морфологический разбор имён существительных;

 подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;

 составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;

 осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);

 использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;

 употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).

В результате работы по теме «Имя прилагательное» дети научатся:

 по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;

 выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;

 определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;

 определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;

 изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;

 разбирать имена прилагательные по составу.

В процессе работы по теме «Имя прилагательное» дети получат возможность научиться:

 изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);

 определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;

 проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);

 делать морфологический разбор имени прилагательного;

 различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);

 употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;

 составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.

В результате работы по теме «Глагол» дети научатся:

 характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;

 определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

 различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;

различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.

В процессе работы по теме «Глагол» дети получат возможность научиться:

В процессе

устанавливать (называть) начальную форму глагола;

разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);

 разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);

определять форму числа, лица и времени глагола;

 изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);

 устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;

 грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);

 грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;

 использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;

 подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;

выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста (отец говорит, сказывает, молвит).

Слова с непроверяемыми написаниями.

Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, ладонь, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, Россия, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русскийt, сапоги, сахар, север, сентябрь, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамваи, ужин, улица, урожаи, ученик, учитель, февраль, хорошо, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Диктант.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и

1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);

2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);

                Контрольный диктант.

  1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
  2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.

  1. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
  1. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;        

Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

      Словарный диктант                                                Количество слов

(оценивается строже контрольного диктанта).                для словарного диктанта.

«5» – нет ошибок;                                                        1 класс – 7 – 8 слов;

«4» – 1 – 2 ошибки;                                                        2 класс – 10 – 12 слов;

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);                                3 класс – 12 – 15 слов;

«2» – 5 – 7 ошибок;                                                        4 класс – до 20 слов.

        

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);

Список литературы

В процессе обучения используется УМК Т.Г.Рамзаевой, а также ЦОР, электронные и интернет-ресурсы.

УМК учителя:   1) Т.Г. Рамзаева, Г.С.Щеголёва «Русский язык. Книга для

                                        учителя. 3 класс». Издательство «Дрофа» 2002 г.

                                2)  О.И. Дмитриева , Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс к учебному комплекту  Т.Г. Рамзаевой». Москва   «ВАКО» 2008 г.

3) Русский язык электронный тренажёр к учебнику Т.Г. Рамзаевой

УМК ученика: Т.Г. Рамзаева «Русский язык. Учебник для 3 класса

                   (в двух частях) «Издательство «Дрофа» Москва 2012 г.

ФГОС Контрольно-измерительные материалы Русский язык 3 класс, ИОСКВА «ВАКО»



Предварительный просмотр:

Мини-таблицы

по русскому языку

для  начальной  школы

СОГЛАСНЫЙ    ЗВУК

           

ТВЁРДЫЙ    ЗВОНКИЙ

     ИЛИ                 ИЛИ

МЯГКИЙ       ГЛУХОЙ

ГЛАСНЫЙ    ЗВУК

УДАРНЫЙ      БЕЗУДАР-

                              НЫЙ

ВСЕГДА

 ТВЁРДЫЕ

[Ж][Ш][Ц]

ВСЕГДА

МЯГКИЕ

[Й,][Ч,][Щ,]

БУКВЫ 

Е,  Ё,  Ю,  Я

ОБОЗНАЧАЮТ     2  ЗВУКА:

  • В  НАЧАЛЕ СЛОВА;

  • ПОСЛЕ  ГЛАСНОЙ;

  • ПОСЛЕ   Ь  И  Ъ.

Е –[Й, Э] Ё [Й,О] Ю [Й,У ]  Я [Й,А]

ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ

[А]  [О]  [И]

[У]  [Ы]  [Э] 

СОНОРНЫЕ     

[Й,]  [Л] [М]

[Н]  [Р]

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

[Х] [Ц] [Ч,] [Щ,]

МУЖСКОЙ  РОД

(КАКОЙ?)

ЗЛОЙ, КРАСНЫЙ

ЖЕНСКИЙ  РОД

(КАКАЯ?)

ДОБРАЯ, СИНЯЯ

СРЕДНИЙ  РОД

(КАКОЕ?)

ЯРКОЕ, ЗИМНЕЕ

МН. ЧИСЛО

(КАКИЕ?)

        

ЛЕТНИЕ, ТЁМНЫЕ

Женский  род

(она, моя)

корова  

Мужской род

  (он, мой)

   мяч

Средний  род

(оно, моё)

яблоко

СРЕДНИЙ  РОД

КАКОЕ? КРАСНОЕ

МУЖСКОЙ   РОД

КАКОЙ? СПЕЛЫЙ

ЖЕНСКИЙ   РОД

КАКАЯ? СЛАДКАЯ

ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ

                

ПОДЛЕЖАЩЕЕ                   СКАЗУЕМОЕ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ДОПОЛНЕНИЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ     ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

 

   КОГО?   ЧЕГО?           КАКОЙ?  КАКАЯ?          ГДЕ?  КОГДА?  КАК?

   КОМУ? ЧЕМУ?           КАКОЕ?  КАКИЕ?          ОТКУДА?  КУДА?

   КОГО?  ЧТО?              ЧЕЙ?   ЧЬЯ?   ЧЬЁ?

   КЕМ?  ЧЕМ?

   О КОМ?  О ЧЁМ?



Предварительный просмотр:

Сценарий торжественной линейки на 1 сентября 2017 года

 «Всё начинается со школьного звонка»

Звучит песня «Снова в школу»

Ведущие (юноша и девушка):

1.Сентябрь наступил, закончилось лето,

Пришел праздник знаний, учебы, отметок.

Дети, родители, учителя!

С праздником вас поздравляем, друзья!

2.Кажется, будто вчера мы стояли,

Веселое время каникул встречали,

Которое после учебного года

Давно ль началось? Но царица природа

Неумолима, и месяцы лета

В прошлом. И школьная форма надета.

1.Пара минут — и первый звонок

Вас позовет опять на урок.

Школьные двери вновь распахнутся,

Завтра учебные будни начнутся.

Ну а сегодня — праздничный час!

Вместе:

С праздником мы поздравляем всех вас!

 

  - А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу  1 сентября?

В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц - они пошли в школу 1 августа.

В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.

В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.

А в республике Коста-Рика  31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок

Игра "Хлопалка”

Хлопают только те, кто любит вкусно поесть.

Хлопают только те, кто у кого есть сестрёнки.

Хлопают только те, кто у кого есть братишки.

Хлопают только те, кто любит каникулы.

Хлопают только те, кто хочет учиться.

Хлопают только те, кто не любит каникулы.

Хлопают только те, у кого отличное настроение.

Хлопают только те, кто любит своих родителей.

 Хлопают все присутствующие.

Ведущий 2          Первоклассник – это здорово звучит,

Им бывает каждый, каждый ученик.

В первом классе даже бабушка была,

Первоклассниками были все учителя.

Ведущий 1          На нашем школьном празднике появятся сейчас

                        Ребята-первоклассники. Встречаем первый класс!

(ведущие перечисляют классы и классных руководителей)

1.Сердце радостнее бьётся,

Если утром взмыв в зенит,

Флаг России гордо вьётся,

Гимн страны моей звучит!

2.Школа! Внимание!

При исполнении государственного гимна России стоять смирно!

Право поднять флаг предоставляется _________________________________

 ( Музыка: Гимн РФ)

1. Пришёл сентябрь долгожданный,

Для школьников особенно желанный,

Ведь школа вновь распахивает двери

С любовью и особенным доверьем.

2.Тому, кто за школу радеет,

Заботится ночью и днём -

Директору нашей школы

Мы с радостью слово даём.

Выступление директора ______________________________________________

1.У нас гостей сегодня много

Открыта всем сюда дорога

Почётный гость спешит сейчас

Поздравить с праздником всех вас!

2. Слово для поздравления предоставляется _________________________________________________________________

Выступление гостей

 1.Слово предоставляется самым маленьким ученикам, которые начинают сегодня своё увлекательное путешествие в Страну Знаний.

Песня «Сегодня школа нас встречает» ( Марковская  Л. С.)

Первоклассники читают стихи.

Герасимов В. С добрым утром, рыжий кот!

С добрым утром, птицы!

Шайков М. Начался учебный год,

Я иду учиться!

Стародубцева К. Маму за руку веду –

Ей немного страшно.

Сахапова И. Вспоминаю на ходу

О делах вчерашних

Гайдаев В. Как ходили мы с дружком

За четыре моря

Кажурин Р. Как лепили снежный ком,

Радуясь и споря

Глядяев К. И в фуражках набекрень, Мчась на карусели

Карелина Я. Как мы ждали этот день – Первый день осенний!

Мартынюк Е. В первый раз в первый класс

Мы шагаем дружно!

Сюбар Д. Много нас, много нас, -

Нам учиться нужно!

Худаченко П. Научиться считать,

И читать учебник,

Гераимчук И. Чтобы смог каждый стать

Умным, как волшебник!

Рудова У. Хороши карандаши,

Чистые страницы!

Головунина В. Мы пришли, малыши!

Чтобы здесь учиться!

Воронина Е. Мы идем в первый класс, -

Всей гурьбой веселой!

Белых К. Принимай, школа, нас!

Здравствуй, здравствуй, школа!

Нажиткова С. Купили ранец, книжки,

Тетради и дневник.

Книвоногих Н. Был просто я мальчишка,

Теперь же – ученик!

Беляева Л. Учиться интересно,

Всё хочется узнать.

Салимова В. В галактиках небесных

Все звезды сосчитать.

Лопарев О. Про Север, Антарктиду,

Пустыни и моря.

Чирцов К. Про тайну Атлантиды узнаю много я.

Мартынюк Е. Учитель нам поможет и объяснит урок

Брюхова Д. Как разделить, умножить и знать всё на зубок!

Короткевич А. Дружить научит с книжкой,

Как с другом, а сейчас.

Янус Д. Девчонки и мальчишки,

Звонок зовёт! – Все в класс!

Принимает часто школа

Ребятишек в первый класс

Но сегодня день особый

Мы, пришли!  Встречайте НАС!  

Звучит фон «Выход Бабы Яги».  Под свист вылетает Баба Яга

Баба Яга:

А Баба Яга против!

Растащило вас на праздник!

Кто здесь главный? (обращаясь к директору)

Вы, проказница?

Сколько можно каждый год

Собирать здесь весь народ?

Будто кто – то хочет в школу!

Да совсем наоборот!

(обращается к мальчику любому на линейке)

Мальчик!

Да тебе б опять

На море ехать отдыхать,

А тебя пригнали в школу

На линейке постоять!

Говорю от всех ребят:

Здесь учиться не хотят!

А кто хочет - ради бога-

Пусть за партою сидят.

Ведущий 1:

Эй, красавица, уймись

Ведущий 2:

Успокойся, не сердись!

Ведущий 1:

Ты чего разбушевалась?

Ведущий 2:

Аль поганок обжевалась?

Баба Яга:

Вы на праздник не позвали.

Выступать вы мне не дали!

Знаешь ли, душа моя,

Как надеялася я?!

Я ж полгода собиралась,

Раз в пятьсот лет причесалась!

Зуб единственный я свой

С мылом вымыла водой.

У меня в лесу ведь нету

Ни «аква – фреш», ни «Блендамету».

В школу вишь ли все собрались,

Знаний всяких нахватались?

Я ж сиди в лесу тупицей –

Неразумною девицей?

Ни читать и ни писать ?

Не хочу от вас отстать!

Я ж Яга, а не глупышка!

Щас без знаний никуда!

Хочу много изучить,

В институт чтоб поступить.

Ведущий 1.

Да уймись ты, наконец,

Ведущий 2.

Ну, пришла – и молодец!

Баба Яга:

Не могу, душа моя!

Так обиделася я!

Глянь, как все тут нарядились,

Вымылись да припудрились!

Я ж сто лет хожу вот в этом

И зимой в одном, и летом!

Нету больше сил терпеть!

Так ведь можно заболеть!

Ведущий 1:

Успокойся, выход есть!

В школьных кладовых не счесть

Для такой «красы» нарядов.

Ну, иди, ты будешь рада!

Поскорее наряжайся

Да к ребятам возвращайся!

Будешь нашей ученицей,

Станешь мудрою девицей.

музыка «За школьной партой» №_____

Баба Яга уходит, переодевается в школьную форму

Ведущий 2:

Спешат поздравить первоклассников выпускники, для которых День Знаний – последний в стенах нашей школы.

Звучит музыка выходят выпускники №_____

1. Сегодня вы пришли к нам просто мальчиками и девочками.

А буквально через несколько минут станете учениками нашей школы.

И мы на правах её самых старших учеников

 хотим дать вам несколько советов!

2. Мы немного старше вас,

И горим желанием

Донести до вас наказ

И наши пожелания!

3. «Грызть» науку на потом

Вы не оставляйте.

Потом бывает суп с котом!

Побольше вы читайте!

4. Чтоб беседы «на ковре»

Были очень редки,

Не деритесь во дворе,

Не «дёргайте» соседку!

5. Будьте вежливы со всеми,

Старшим не грубите,

Всех быстрей на перемену

Мчаться не спешите!

6.Полюбите физкультуру –

В жизни пригодится

Скорректировать фигуру,

Накачать вам мышцы.

7. И запомнить всем вам надо:

Силы ум важнее!

Вера, дружба – вот что свято!

С ними вы сильнее.

8. Чаще, шире улыбайтесь,

Смейтесь позвончее.

На несчастья отзывайтесь

Добротой своею.

9. В нашей школе вам учиться

Мы желаем лишь на «пять»,

И ещё бы не лениться,

И таланты развивать.

10. Пройдёт немного времени,

И будет поколение

Учёных, да с наградами!

Таким ребятам рады мы!

11. Желаем найти в школе новых друзей

И провести много радостных дней!

Дружите со школой и с учителями.

И скоро вы станете выпускниками!

12. Здесь вас научат множеству премудростей:

Решать задачи, правильно писать,

Научат не бояться трудностей и книги умные читать!

И каждый за собой следить научиться:

Портфель собрать, косички заплести.

Мы верим, все у вас получится!

Так в добрый час! Счастливого пути!

музыка вручение подарков 1 классу

ученик 1 / 9 кл/

В нашей школе, лучшей в мире

Что учитель, то звезда,

И во всей России лучше

Не найдете никогда!

ученик 2 / 9 кл/

Понимают наши души,

Не бояться нас любить,

Доброту свою не глушат,

Сердце могут подарить!

ученик 3/ 9 кл/

Вы - великие таланты,

Но понятны и просты,

Вам сегодня мы подарим

Все осенние цветы.

звучит песня  «Учитель», учащиеся школы  вручают цветы учителям.

Появляется Баба Яга, переодетая в школьную форму

Ведущий 1 .

Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостья, теперь ее и не узнать.

Баба Яга.

Вот теперь я понимаю! Братцы, я вас уважаю!

Праздник можно продолжать! Я не стану вам мешать!

Я смотрю, что малыши у вас – чудо-хороши!

В знак того, что вас люблю, колокольчик подарю.

Колокольчик не простой – звонкий он и озорной!

Коль в него вы позвоните – дверь в мир знаний отворите!

Вручает звонок первокласснице, уходит.

Ведущий 1.

Звени, звонок! Звени, звонок!

Веселый, грустный, дерзкий!

Ждёт в жизни вас другой урок,

Уходит тихо детство!..

Ведущий 2.

Звени, звонок! Звени, звонок,

Уроки открывая!

Мы к знаниям идём вперед,

Усталости не зная!

Ведущий 1. Почетное право дать первый в этом учебном году звонок предоставляется учащемуся 11 класса – Басалаеву Владиславу и ученице 1 класса -

Ведущий 2.

Ну что ж, положено начало…

И в срок по плану от причала

Уходим в плаванье на целый год!

Ведущий 1:

Крепко за руки возьмитесь

И по классам расходитесь.

Ведущий 1и 2:

В добрый путь, друзья, вперед!

Школа с нетерпеньем ждет!

Торжественную линейку объявляем закрытой. Давайте проводим наших первоклассников в учебные классы.

Звучит песня «Первое сентября»