Доклад Тема: «Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие социальной адаптации воспитанников»

Мамина Елена Георгиевна

                                             Доклад

 

Тема: «Использование коррекционно-развивающих упражнений

как условие социальной адаптации  воспитанников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                             Доклад

Тема: «Использование коррекционно-развивающих упражнений

как условие социальной адаптации  воспитанников»

                                                                                       

                                                                                                   Составила: воспитатель Мамина Е. Г. 2017г.

                                                                                                               

Адаптировать детей к группе сверстников помогают задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Традиционно работа по адаптации воспитанников к социуму проводится в форме совместной деятельности самих воспитанников - игровой или продуктивной. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения. Игра как основной вид деятельности имеет большое значение в педагогическом арсенале воспитателя. Все это приводит воспитателя к необходимости проведения серии игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у воспитанников друг к другу, цель которых – формирование общности с другими детьми и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Я уверена, что чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

     Одним из условий развития ребенка является его успешная адаптация к социуму.

     Несмотря на разные точки зрения на проблемы детей и различные подходы в работе с ними, все они требуют корректировки процесса их социализации, главная цель которой приспособить, адаптировать детей к социуму, помочь им в установлении нормальных отношений с окружающими, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы.

     Наиболее значимое место в процессе адаптации каждого конкретного ребенка занимают другие дети или детское общество.

     Доказано, что в зависимости от микроклимата в детском обществе возникает потребность в том или другом качестве, которое помогает ребенку адаптироваться в среде сверстников и испытывать чувство эмоционального благополучия.

     В условиях школы-интернат, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где он приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

     Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.

В работе по адаптации детей к социуму можно выделить 4 аспекта:

1. Аксиологический аспект предполагает формирование у детей умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

2. Инструментальный аспект направлен на формирование у детей умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков.

3. Потребностно-мотивационный аспект подразумевает формирование у ребенка умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте.

4. Развивающий аспект для воспитанников предполагает адекватное ролевое развитие, формирование эмоциональной децентрации (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека, произвольной регуляции поведения).

Основной формой работы по адаптации детей к группе сверстников являются групповые и индивидуальные занятия.

     Основной метод, который используют многие педагоги на занятии, являются различные виды игр.

Например, ролевые игры основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения адаптационных механизмов необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Ролевые методы, используемые в работе с детьми, можно разделить на 3 подгруппы:

- ролевая гимнастика (ролевые образы). Детям предлагаю принять различные роли, изобразить их при помощи мимики, жестов, звуков. Это  роли животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т. п., сказочных персонажей  (Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана Царевича и т. п., социальных и семейных ролей (воспитателя, помощника воспитателя, мамы, бабушки и т.п., неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т. п.), ролевые ситуации;

- психодрама. В основе психодрамы лежит разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом детям предлагаю смену ролей — ребенок играл поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения.;

- в ролевых ситуациях дети  сталкиваются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для их реальной (и значимой для него) деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки, тем самым создавая условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

     Хочу предложить несколько тематических направлений  для работы по социализации детей.

Тема: Мой мир искусства

Цели

1. Способствовать развитию чувств необходимости в постоянном общении с искусством.

2. Развивать желание и умение проявлять свои творческие способности (пение, импровизация и т. д.) .

3. Воспитывать желание помочь ребенку проявить себя.

Форма проведения: художественно-творческая игра.

Тема: Я и окружающие меня люди

Цели

1. Обучать основным способам включения ребенка в сферу общения (содружество, сотворчество).

2. Воспитывать у детей стремление быть лучше.

Форма проведения: КВН, обыгрывание сценок.

Тема: Человек и его здоровье

Цели

1. Расширить представления детей о своем организме, формировать у детей умение беречь свое здоровье.

2. Воспитывать потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков.

Форма проведения: семинар-практикум «Эстафета здоровья».

Тема: «Человек и его назначение в обществе»

Цели:

1. Формировать умение определять основополагающие ценности для себя.

2. Развивать способность непринужденно общаться друг с другом.

3. Воспитывать у детей на примере взрослых стремление не создавать негативных ситуаций.

Форма проведения: игра-моделирование.

Тема: Жизнедеятельность нашего разновозрастного и разностатусного коллектива

Цели:

1. Познакомить с целями и задачами

2. Способствовать созданию непринужденной обстановки для дальнейшего общения старших и младших детей.

3. Развивать инициативу старших при общении с младшими детьми.

4. Воспитывать у детей уважение к старшим, умение слушать и слышать их.

Форма проведения: беседа, блиц-игра.

Тема: Человек и его дом

Цели:

1. Вызвать чувство принадлежности к своей земле, расе.

2. Воспитывать чувство ответственности за сохранность своего дома, малой Родины.

3. Развивать заинтересованность в общении с пожилыми людьми (хранителями народной мудрости).

Форма проведения: диалог, игра-моделирование.

Тема: Я и моя работа; Я и мой детский дом

Цели:

1. Развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском доме.

2. Формировать познавательный интерес по отношению к профессиям взрослых.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам быта, игрушкам в детском доме.

Форма проведения: беседа

Тема: Человек и мир природы

Цели:

1. Формировать субъективное отношение к живой и неживой природе.

2. Развивать чувство сопричастности к природе.

3. Воспитывать умение применять знания в практической деятельности, и общении с природой.

Форма проведения: диалог, игра-моделирование.

     Так же на групповых занятиях можно использовать психогимнастические игры, которые направлены на:

а) принятие своего имени;

б) принятие своих качеств характера;

в) принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

г) принятие своих прав и обязанностей.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

«Цветок дружбы» (дошкольный возраст)

     Воспитатель предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем взрослый работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» — ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку — он «семечко». Младший воспитатель поглаживает его — «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой — поливает. «Семечко начинает расти» — ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Воспитатель помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок. Мы хотим дружить с тобой».

«Конкурс хвастунов» (младший школьный возраст)

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).

«Слепой и поводырь» (средний школьный возраст)

Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

«Счет до десяти» (старший школьный возраст)

Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» все закрывают глаза и делают то, что способен сделать ребенок 6 лет: посчитать от 1 до 10. Но хитрость в том, что считать надо вместе, при этом только один человек говорит «один», другой говорит «два» и так далее, если два голоса скажут «три», то игра начинается сначала.Дается, например, десять попыток, В перерывах можно открыть глаза и невербально попробовать «договориться».

Обсуждение: что мешало общему результату,

Цель: создать атмосферу тренинга, развить навыки взаимопонимания.

Психологический этюд: «За стеклом»

Представьте, что вы с собеседником находитесь по разные стороны окна, вашего голоса не слышно, но вы должны передать ему очень важную информацию.

Формирование внимательного отношения к другим людям, умению понимать их.

Цель: развивать невербальные способы общения.

«Путаница»

Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По сигналу ведущего каждый находит себе партнера по рукопожатию. Число игроков должно быть четным. Сцепившись правыми руками, все вытягивают вперед левую руку. Снова ищут партнера по рукопожатию, но ни в коем случае не того же самого, кому была протянута правая рука. Когда руки соединились, образовалась путаница, и теперь группе предлагают ее распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли. Конечная цель – снова выстроиться в круг.

Цель: развитие групповой сплоченности, умения идти к цели, учитывая интересы каждого члена социума.

Подведение итогов: проводится рефлексия и « самооценка включенности ( анализ каждого участника своего отношения к выбранной ситуации).

«Ассоциации»

Один из участников выходит за дверь, Группа выбирает человека, которого должен вычислить «входящий». Возвращается выходивший за дверь игрок и начинает задавать вопросы такого характера: «Если бы этот человек был литературным героем, то кем и каким?», «Если это цвет, то какой?», «Если это животное, то какое?».Запах, время года, историческую эпоху, воинское звание, мебель, цветок – все, что угодно, можно использовать в вопросах. Входящий может выбирать, кому какой вопрос задать, чтобы получить наиболее полную информацию для выполнения задачи отгадывания.

Цель: указать возможность поиска новых форм познания человека, общения с окружающими.

Эти игры проходят легко, дают огромное количество обратных связей.

2017г.