Публикации

 Статья "Методика работы со слабовидящим ребенком в условиях

интегрированного обучения в начальной школе". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы со слабовидящим ребенком в условиях

интегрированного обучения в начальной школе.

Cтатья посвящена вопросам организации работы со слабовидящим ребенком в условиях интегрированного обучения в начальной школе.   Особое внимание обращается на   особенности детей с нарушением зрения, правовую основу организации обучения, специальные условия и  специальные советы для учителя, если в   классе обучается ребенок с нарушением зрения.  

  • Особенности интегрированного обучения в начальной школе

Система образования на современном этапе главным образом направлена на появление высоко образованной личности, с сформированными взглядами на окружающий мир, с осознанием всей глубины связей процессов, которые представляют этот мир. При этом одной из проблем этого процесса является предметная раздробленность, которая влияет на возникновение фрагментарности в мировоззрении школьников младшего звена. Это усложняется и тем, что не все дети имеют одинаковый уровень психического и физического развития. Важно найти подход к каждому ученику, особенно если у него есть проблемы со здоровьем. Среди таких детей можно выделить тех, кто является слабовидящими, отдельно о них пойдет речь ниже. Стоит отметить, что в мире наоборот наблюдается тенденция к интегрированным процессам. Серьезные трудности в возникновении у обучающихся полноценного мировоззрения возникают из-за самостоятельности предметов и их слабой связи между собой. Интеграция в системе начального школьного образования позволяет полноценно удовлетворить запросы современности. Именно интегрированные уроки помогают осознать связь между природными и общественными явлениями. Интеграция на начальном уровне образования имеет два направления, которые называются внутри предметными и межпредметными.

Не стоит забывать и об интеграции предметов эстетической направленности, которая затрагивает морально-этическую сторону данного процесса. Дело в том, что слабовидящим детям порой весьма трудно социализироваться в коллективе. Таких детей могут преследовать постоянные порицания со стороны сверстников. И подобного рода интеграция помогает им преодолеть данный процесс. Также стоит отметить, другую сторону нравственной интеграции. Так, такие предметы, как литература, изобразительное искусство, музыка просто взаимно дополняют друг друга. Это естественная интеграция. Интеграция на уроках музыки и изобразительного искусства помогает учащимся не только прикоснуться к прекрасному, но самим стать творцами искусства.

  • Особенности детей с нарушением зрения

Далее стоит перейти к особенностям детей с нарушением зрения. Каждый человек, который появился на свет, начинает воспринимать окружающий его мир через органы слуха, зрения и т.д. К сожалению, не к каждому ребенку природа благоволит, поэтому появляются дети с определенными нарушениями. Такие дети с нарушением зрения видят мир иначе, а их воспитание имеет важные особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни.

Что нужно знать учителю о развитии детей с проблемами зрения?

Нарушения зрения у детей разделяются на разные типы:

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).
  • Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, дети начального уровня обучения с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух, в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании детей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие учителя в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами.

При обучении ребенка какому-либо действию учитель должен повторять его многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдут до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы ребёнок понимал – что именно он делает и зачем.

В дошкольном возрасте слабовидящий ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но импульсивность может проявляться более резко и при этом в более старшем возрасте, когда для зрячего она уже нехарактерна. Импульсивность поведения слабовидящих детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение.

Также на занятиях в процессе интегрированного обучения детям всегда хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают, когда он не поднимает руку. Он перебивает других, требует к себе особого внимания и настойчиво обращается к учителю в то время[1].

Учитель в условиях интегрированного обучения должен осознавать все особенности слабовидящих детей и пользоваться специальными приемами обучения. Именно поэтому изучение состояния зрения у слабовидящих детей доказывает, что работа с ними преподавателей должна отличаться. Например, детям, страдающим болезнью нистагмом, нельзя поручать такие работы, выполнение которых требует сильного сосредоточения их внимания на предметах, также длительной зрительной напряженности. Таким детям трудно оформлять специальные газеты для школы, заниматься воссозданием мелких конструкторских деталей. Для них является сложным переписывать длинные тексты и др.

Слабовидящие дети испытывают конкретные трудности в процессе ориентирования в большом пространстве. Они могут различать предметы, цвет и телодвижения окружающих только на расстоянии до 5 м. У таких детей отсутствует зрение глубинного типа.

Слабовидящие ученики могут непрерывно нагружать свое зрение только в течение пятнадцати минут. При этом, если такой ребенок работает, опираясь на свое зрение, то в процессе использования цифровой или обычной доски все нанесенные записи должны быть ярких    цветов, сами буквы должны быть относительно крупными. В процессе изучения нового материала ученик должен записывать текст в тетради цветными маркерами, выделяя самые важные моменты в тексте. Выполняя данное условие, ему не  придется лишний раз напрягать свое зрение в процессе прочтения этой записи в тетради.

Учитель всегда должен помнить, что слабовидящие дети имеют возможности осознавать литературные произведения только на слух. В ходе осмысления они выделяют лишь опорные слова. При этом сама речь учителя должна иметь выразительный характер, точную подачу. Необходимо все дословно проговаривать, все что делает ученик: читает или рисует.

  • Специальные советы для учителя, если в их класс обучается ребенок с нарушением зрения:
  1. Сначала необходимо попытаться создать специальный психологический настрой для слабовидящего ребенка, который помог бы ему в преодоление трудностей. Других учащихся начальных классов нужно аккуратно познакомить со всеми особенностями слабовидящего ребенка. Требуется создание обстановки доброжелательного характера, окружение слабовидящего ребенка должно относиться к нему с добротой и должным уважением. При этом одноклассники не должны  сильно жалеть ребенка. Поэтому учитель должен действовать обдуманно, постепенно и тактично. Ведь так излишняя опека слабовидящего ученика может поспособствовать у него развитию негативных сторон личности. Например, эгоистические установки.
  2. Основополагающей задачей учителя на начальном этапе обучения (младший школьный возраст) является включение слабовидящего ученика в коллективную работу класса. Нельзя забывать, что больной ребенок работает в своем темпе, который является на порядок медленнее других. Ребенок может не всегда успевать за классом и это нормально.
  3. Во время переменок и после окончания занятий слабовидящие дети, если они являются новенькими в классе, должны попытаться познакомиться с одноклассниками поближе. Иногда даже ощупать их, понять какие они. Многие слабовидящие ребята практически не умеют общаться с окружающими, они не слушают собеседника.
  4. В новом коллективе здоровых детей в процессе интегрированного обучения слабовидящему ребенку приходится преодолевать некоторые внутренние комплексы. К ним относятся боязнь большого пространства и новых знакомств, определенная неуверенность в себе. Главным образом в этом помогает ему учитель или члены семьи.
  5. Обычная улыбка учителя в качестве поощрения не всегда доступны слабовидящему ребенку. Именно поэтому лучше погладить его по плечу или голове. В такой ситуации гораздо важнее похвала в словесной форме, так как ее слышит не только ребенок, но и окружающие.
  6. Учитель должен понимать особенности функционирования зрительной системы ребенка, которые носят индивидуальный характер. Дети, имеющие нарушение зрения, при одинаковой остроте и поле зрения (одинаковом состоянии) могут кардинально отличаться друг от друга возможностями использования этого зрения. Так, один ребенок все-таки может выполнять задания, опираясь на зрение. А другой опирается на осязание, а третий на то и другое[2].
  7. В случае если у ребенка нет боязни света, и он нуждается в освещении дополнительного характера, то рабочее место ребенка должно быть освещено специальной настольной лампой, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой.
  8. В процессе выполнения письменной работы, нужно следить за осанкой ученика с нарушением зрения в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей тетради или поверхности должно составлять не менее тридцати сантиметров.
  9. Учителю следует понимать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников не должна превышать пятнадцати минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать десяти или двадцати минут.
  10. Учителю следует знать, что темп чтения и письма слепого или слабовидящего имеет разный характер.

Существует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя два приказа[3]. Нас интересует второй приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями. В нем рассматривается коррекция  - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной ПМП помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Также для детей с ОВЗ разрабатывается специальная образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Закон «Об образовании в РФ» ст. 5.1. В целях реализации права каждого человека на образование государственными органами РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков[4].

Таким образом, в процессе интегрированного обучения существует специальная методика преподавания для слабовидящих детей, которая обладает характерными особенностями. Главным образом, учитель должен уделять повышенное внимание этим особенностям и осознавать всю ответственность за таких детей. Также существует специальный ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который показывает, как учитель должен работать с обучающимися имеющих нарушение зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
  2. Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский. – М.: Сентябрь, 2002.
  3. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

5) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Т.И.Бурханова

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» г.Нижневартовска.

e-mail: tanzil-bur@mail.ru


[1] Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[2] Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

[3] Федеральные государственные образовательные стандарты

[4] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ


Предварительный просмотр: