Инновационная деятельность на базе КФУ

Каримуллина Эндже Мансуровна

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики; это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Направление моей инновационной деятельности: применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.

Для достижения своих целей в работе РИП я работаю в следующих направлениях:

- занятия на специальных курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной подготовки, а также стажировки при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях;

- педсоветы, «круглые столы», дискуссии;

- творческая деятельность в школьных и районных методических объединениях;

- участие в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах;

- обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;

- самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, разработка технологических карт, рабочих программ, конспектов уроков и внеклассных мероприятий, проведение мастер-классов;

- наставничество над молодыми специалистами школы;

- работа с одаренными и отстающими детьми;

- применение ИКТ на уроках русского языка и литературы;

- тьюторство в образовании.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРОГРАММА тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» в Рыбно-Слободском муниципальном районе

Слайд 2

Основные направления тьюторского сопровождения : Разработка диагностических материалов для выявления уровня готовности педагогов Рыбно-Слободского района к реализации ФГОС ООО. Определение ряда мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО. Определение необходимой методической ресурсной базы для эффективной реализации ФГОС ООО в Рыбно-Слободском муниципальном районе ·

Слайд 3

Программа проектных мероприятий Этап 1 Теоретический Дистантный модуль обучения Очный этап обучения

Слайд 4

Этап 2. Проектировочный 1 Сбор информации об учителях русского языка и литературы района: ФИО, школа, стаж, категория, прохождение курсов по ФГОС, участие в конкурсах, результаты олимпиад, награды, обобщение опыта, телефон, e - mail , тема самообразования 2 Анкетирование учителей русского языка и литературы с целью определения уровня их практической готовности к работе с ФГОС ООО Приложение 2 3 Создание рабочей группы с целью выявления реперных точек в деятельности педагогов при переходе на ФГОС ООО 4 Изучение нормативной базы по ФГОС ООО, создание банка данных 5 Изучение планов работы ШМО, а также тем самообразования учителей-предметников с целью выявления вопросов уровня подготовки школы к переходу на ФГОС ООО 6 Корректировка тем самообразования педагогами с учетом реализации требований ФГОС ООО

Слайд 5

7 Тестирование учителей русского языка с целью выявления уровня владения информацией по ФГОС ООО Приложение 4 8 Рекомендации учителям русского языка пройти курсы повышения квалификации по тематике реализации ФГОС ООО 9 Создание маршрутной карты учителя 10 Формирование банка данных успешных практик и опыта введения и реализации ФГОС ООО 11 Создание учителями русского языка и литературы папок для документов по ФГОС 12 Выявление школ, где будет использоваться инклюзивное образование. Изучение материалов по инклюзивному образованию

Слайд 6

Этап 3 Корректирующий 1 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с целью преодоления трудностей дидактического и методического характера после проведения анкетирования 2 Проведение семинара по разработке рабочей программы по предметам «Русский язык» и «Литература» 3 Проведение обучающих семинаров: «Знакомство с УМК по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС»; «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы, система оценки в соответствии с ФГОС» 4 Проведение мастер-классов: «Проектная деятельность как форма творческой работы на уроках русского языка, составление плана урока по ОНЗ» «Системно – деятельностный подход в преподавании литературы в среднем звене, составление интеллект-карты ». 5 Составление аналитического отчета по результатам реализации проекта «Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

Слайд 7

Планируемые результаты реализации программы: Совместная с ОУ работа по изучению и внедрению ФГОС ООО, планирование работы ШМО и РМО с учетом ФГОС ООО, разработка рабочих программ, создание учителем индивидуальной маршрутной карты и папки с нормативными документами, результаты анкетирований для дальнейшей работы, создание банка методических материалов.

Слайд 8

Риски реализации проекта: Несвоевременная подача сведений об учителях Учителя могут отказаться от работы в инициативной группе Администрация школ может отказать в организации совместной работы Неумение составлять задания, направленные на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач. Методисты коррекционных школ могут отказать в сотрудничестве. Неумение определять проблемные точки и зоны риска своей профессиональной деятельности Неумение проектировать индивидуальный маршрут профессионального развития Ошибки при составлении рабочих программ

Слайд 10

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта: Критерий Показатель 1. Разработка образовательной организацией нормативно-правовой базы в реализации ФГОС ООО и её внедрение в практику работы 1.Полный охват учителей русского языка и литературы курсами по внедрению ФГОС 2.Наличие рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС 2.Составление рабочей программы согласно эталону, умение составлять КИМы для 5 класса 3.Соответствие уроков требованиям ФГОС, владение учителями методологическими, технологическими и аналитическими компонентами 3. Проектирование и проведение уроков с учетом формирования УУД 4.Реализация системно-деятельностного подхода в обучении, использование различных технологий в формировании УУД. 4. Осуществление принципов системно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка и литературы, использование различных технологий в формировании УУД. 5.Создание портфолио учителя 5. Создание портфолио учителя

Слайд 11

Дальнейшее развитие проекта По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как увеличивается число учителей, требующих тьюторского сопровождения в условиях реализации ФГОС. Именно поэтому мы считаем, что необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта. Результаты этого проекта могут быть использованы в дальнейшем при создании методического инструментария для повышения квалификации учителей, реализующих ФГОС ООО.

Слайд 12

Приложение №2 Диагностика выявления образовательных запросов педагога, реализующего Анкета для тьюторантов Ф.И.О. полностью Школа Электронная почта Педагогический стаж Квалификационная категория Последние курсы повышения квалификации Тема год Плановые курсы Гранты, награды, профессиональные конкурсы Достижения учащихся Тема самообразования/ её связь с ФГОС ООО

Слайд 13

Приложение №3 Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС ООО Приложение №4 Уважаемые коллеги! Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Пожалуйста, оцените уровень своей подготовки по 5 бальной шкале К онтрольно-измерительны й материал тестирования по выявлению уровня знаний основных понятий ФГОС и федерального закона «Об образований в РФ» Приложение №5 Для папки Типы уроков Отличия традиционного урока от урока по ФГОС Формирование УУД Самоанализ урока по ФГОС



Предварительный просмотр:

Выполнила:

учитель русского языка и

литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ «Больше-Машляковская СОШ»

Рыбно-Слободского МР РТ

Каримуллина Эндже Мансуровна

Раздел: Деепричастие.

Класс: 7

Диктант с грамматическим заданием.

        (1)Ханс и Гретель удивились ее ответу.

     - (2)Похоже на то, Рафф, - промолвила она,  кивнув и подняв брови. – (3)Когда такой грузный  человек, как ты, падает вниз головой, мало ли что с ним может произойти... (4)Но теперь ты здоров, Рафф, благодарение господу!

             (5)Он склонил голову. (6)Ведь он лишь совсем недавно пробудился к жизни.

     - (7)Почти  здоров, - сказал он,  немного помолчав, - но иногда

голова у меня кружится, словно колесо на прялке. (8)И ей не поправиться, пока я снова не пойду на плотины. (9)Как ты думаешь, когда я опять примусь за работу?

     - (10)Послушайте  вы его! -  воскликнула тетушка Бринкер, радуясь  и одновременно  пугаясь.  -  (11)Лучше  нам  снова  уложить его в  постель,  Ханс. (12)Работа!.. (13)О чем он только говорит!

             (14)Она попыталась было поднять мужа с кресла, но он еще не хотел вставать.

Серебряные коньки», Мери Мейп Додж, 123 сл.)

Задания к диктанту:

Вариант I.

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения №10.
  2. Выполните морфологический разбор всех  деепричастий из предложения №2.

Вариант II.

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения №7.
  2. Выполните морфологический разбор всех  деепричастий из предложения №10.

Работа с текстом.

Текст №1.

Прочитайте текст (текст без ошибок):

(1)Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. (2)Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. (3)Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. (4)Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

         (5)Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. (6)Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

         (7)Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту №1:

  1. Какова тема и главная мысль текста?
  2. Определите его стиль.
  3. Какие типы речи характерны для текста?
  4. Как вы понимаете значение слов «…не «глотая» страниц…»?
  5. Замените, где возможно, деепричастия на глаголы.
  6. Расскажите о правописании НЕ с деепричастиями.
  7. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
  8. Объясните расстановку знаков препинания в тексте.
  9. Сделайте морфемный разбор деепричастий «получив» и «вникая».
  10. Сделайте синтаксический разбор предложения №1.
  11. Сделайте морфологический разбор деепричастия из предложения №7.
  12. Сделай фонетический разбор деепричастия «глотая».
  13. Замени в предложении №5 деепричастие «анализируя» близким по значению словом.
  14. Найдите в предложении №7 слово, состав которого соответствует схеме:

  1. Назовите 5 фразеологизмов с деепричастиями.
  2. Составьте монолог «Я - деепричастие», используя художественный стиль.

Текст №2. Прочитайте текст (текст с ошибками):

Палучив книгу в библеотеке, внемательно ознокомься с ней. Прочитав на титулном листе фамилию афтора, посторайся запомнит, кто написал книгу. Читай внемательно, не «глотая» страниц, не прапуская расуждений афтора. Помни, что вникая в них, ты знокомишься со взглядами самово автора, с его отношением к гироям.

         Онолизируя поведение героев, попытайся дать ему сваю атсенку. Подумай, правильно ли они паступают, савершая тот или иной паступок.

         Закрывая паследнию странитсу книги, порозмышляй, чем ана тибя обогатила, какой оставила слет в тваей душе.

Выполните задание к тексту №2:

Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Текст №3. Прочитайте текст (текст с орфограммами):

Получив книгу в библ..отеке, вн..мательно ознакомься с ней. Проч..тав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай вн..мательно, не «глотая» страниц, не пропуская рас..уждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомиш..ся со взглядами самого автора, с его отношением к г..роям.

         Анализируя пов..дение героев, п..пытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной п..ступок.

         Закрывая последн..ю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя об..гатила, какой оставила след в твоей душе.

Задание к тексту №3:

Вставьте пропущенные буквы в тексте.

Тесты.

1. Деепричастие обозначает…

А) проявляющийся во времени признак предмета по действию.

Б) добавочное действие при основном действии.

В) признак признака.

2. Деепричастия бывают…

А) совершенного и несовершенного вида.

Б) настоящего и будущего времени.

В) 2-го спряжения.

3. В предложении деепричастия являются…

А) обстоятельством.

Б) дополнением.

В) определением.

4. Деепричастный оборот – это…

А) одиночное деепричастие.

Б) деепричастие с глаголом.

В) деепричастие с зависимыми словами.

5. Суффиксами деепричастий несовершенного вида являются…

А) –а (-я).

Б) –у (- ю).

В) –в, - вши.

6. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие:

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

7. Найти предложения, в которых есть деепричастие:

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

8. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

9. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

 10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

 Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.

А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.

Ответы к тесту:

  1. Б
  2. А
  3. А
  4. В
  5. А
  6. Б, Г
  7. А, В
  8. Б
  9. Г
  10. Б



Предварительный просмотр:

План работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Каримуллина Э.М.

Цель: создание  и обеспечение  условий, поддерживающих развитие одаренных детей

Задачи:

  1. Создать условия для  интеллектуального развития учащихся
  2. Совершенствовать систему исследовательской деятельности учащихся
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказывать педагогическую поддержку одаренным  детям

Направления программы:

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) системная подготовка к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы

Результатом  реализации программы должно стать:

•        положительная динамика  результатов участия школьников в предметных олимпиадах, чемпионатах и научных практических конференциях,

•        увеличение численности школьников, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Раздел, тема

Содержание занятий

Контроль

1

3

4

Виды творческих и исследовательских работ и их особенности

  1. Научный стиль.
  2. Виды документов научного стиля (доклад, аннотация, тезисы, научная статья, эссе).
  3. Правила составления всех видов документов научного стиля.
  4. Правила создания и оформления доклада.
  5. Правила создания и оформления реферата.

Работа по созданию доклада, аннотации, тезисов, научной статьи, эссе, реферата

Проверка работ.

Исследовательские     умения

  1. Умение анализировать, обобщать,   выявлять закономерности, сравнивать, определять причинно – следственные связи.
  2. Умение выдвигать и обосновывать гипотезу.

  1. Умение  оценивать собственную  деятельность, делать рецензию работы.

Практическая работа по выполнению заданий.

Упражнения на решение исследовательских задач.

Практика написания рецензии

Проверка заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа со справочниками

  1. Работа с печатными справочными изданиями.
  2. Компьютерное обеспечение для исследовательской работы (диски, программы, справочники).
  3. Использование средств интернета.
  4. Обучение умению работать с научными  источниками.

Занятия в компьютерном кабинете школьной библиотеки.

Занятия в кабинете литературы с привлечением интернета.

Работа с компьютерными источниками.

Этапы  выполнения       научно – исследовательской работы

  1. Работа над выбором темы исследования, указание на ее актуальность. Определение  цели и задач.
  2. Выбор   объекта   и   предмета исследования. Гипотеза.
  3. Работа по изучению научных и литературных источников по теме.
  4. Выполнение    практической    части исследовательской работы.
  5. Анализ. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Работа над  разделами  «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление  приложения.

Оформление работы по разделам.

Проверка выполнения работы

Требования к научному  докладу.

1. Требования к написанию доклада.

2. Критерии оценки доклада.

3. Оформление доклада.

Защита реферата на научной практической конференции.

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. разработка планов на будущий год.

      Развитию одаренности способствует подготовка учащихся к следующим конкурсам, олимпиадам, чемпионатам:

  • игра-конкурс «Русский медвежонок»,
  • дистанционные конкурсы,
  • интеллектуальный марафон,
  • Всероссийская предметная олимпиада школьников,
  • Школьная научно-практическая конференция,
  • Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку.

Работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам, чемпионатам предполагает анализ заданий предыдущих лет , систематизацию изучаемого материала, развитие компетенций по предметам всех разделов школьного курса русского языка и литературы. Также учащиеся изучают материал, находящийся за рамками школьного курса.



Предварительный просмотр:

План работы с отстающими детьми

по русскому языку и литературе

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Каримуллина Э.М.

 

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

  • выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности;
  • расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  • побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности.

Формы работы с одаренными учащимися: 

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • спецкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе

контроля знаний

учащихся

  1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  2.  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  3. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.
  4. Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой

В процессе контроля за усвоением

знаний учащимися

1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно

    вызывающих у учащихся затруднения.

2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки,
   допускаемые учащимися в устных ответах, письменных  

    работах, концентрировать внимание на их устранение.

     3. Контролировать усвоение материала учениками.
        пропустившими
 предыдущие уроки.

     4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги

         усвоения основных понятий, законов, правил, умений,

         навыков  учащихся, выявлять причины отставания.

 При изложении

нового материала

  1. Поддерживать интерес к усвоению темы.
  2. Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного
    материала.
  3. Привлечение к высказыванию предложений при
    проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
  4.  Обязательно проверять в ходе урока степень
    понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
  5. Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала.
  6. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной

работы

учащихся на

уроке.

1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных

    заданий ряда простых.

2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

    напоминание приема и способа выполнения. Указание на

    необходимость актуализировать то или иное правило.

3. Инструктирование о рациональных путях выполнения  

    заданий, требованиях к их оформлению.

4. Стимулирование самостоятельных действий. Более

    тщательный контроль за их деятельностью, указание на

    ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.

5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее

    Существенным разделам материала, стремясь меньшим

    числом упражнений,  но поданных в определенной системе

    достичь большего эффекта. Включать в содержание

    самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок,

   допущенных при ответах и письменных работах.

6. Инструктировать о порядке выполнения работы.

7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при

    затруднениях в самостоятельной заботе.

8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно

    развивать их самостоятельность.

9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном

    темпе и осуществлять контроль.

При

организации

самостоятельной

работы вне

класса

  1. Выбор для  групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  2. Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  3. Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

  1. Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками.
  2. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.
  3. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятие 1.   Подлежащее. Повторяем орфографию. Проверяемые гласные и согласные в корне слова.

Занятие 2.   Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Занятие 3.   Тире между подлежащим и сказуемым. Повторяем орфографию. Чередование гласных в корне.

Занятие 4.  Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Неполные простые предложения. Повторяем орфографию. Приставки на с-з, приставки рас- — рос-,

раз- — роз. Односоставные предложения.

Занятие 5.   Односоставные предложения: назывное, определенно-личное,

неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное. Повторяем орфографию. Приставки при- — пре-. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Сложные предложения.

Занятие 6. Бессоюзное сложное предложение. Повторяем орфографию. Буквы и—ы после приставок. Буквы о—ё после шипящих.

  Занятие 7.  Сложносочиненное  предложение. Повторяем орфографию. Буквы и, а, у после шипящих. Буквы и—ы после ц.

 Занятие 8. Роль союза в предложении. Повторяем орфографию. Двойные согласные.  Повторяем орфографию. Окончания существительных, прилагательных, числительных и причастий. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Второстепенные члены предложения.

Занятие 9. Дополнение. Прямое и косвенное дополнения. Повторяем орфографию. Суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий и деепричастий.

Занятие 10.  Определение. Согласованное и несогласованное определения. Повторяем орфографию. Одна и две буквы н.

Занятие 11. Приложение. Повторяем орфографию. Твердый знак.

Занятие 12. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Повторяем орфографию. Мягкий знак.  Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Однородные члены предложения.

Занятие 13. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Повторяем орфографию. Словарные слова.

Занятие 14. Однородные и неоднородные определения. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Обособленные члены предложения.

Занятие 15. Обособленные члены предложения. Повторяем орфографию. Не слитно или раздельно. Обособленные слова, не являющиеся членами предложения

Занятие 16. Обращение. Повторяем орфографию. Не или ни.

Занятие 17. Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения. Повторяем орфографию. Не или ни.

Занятие 18. Отличие вводных слов от знаменательных. Повторяем орфографию. Словарные слова.

Занятие 19. Сочинительные союзы при вводных словах. Повторяем орфографию. Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Повторение

Занятие 20. Согласованное  и  несогласованное  определения.  Приложение. Определения, относящиеся к местоимениям.

Занятие 21. Определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения. Определение как часть составного сказуемого. Повторяем орфографию. Слова с дефисом.

Занятие 22. Обособленное и необособленное распространенное согласованное

определение, стоящее после определяемого слова.

Занятие 23. Распространенное приложение, стоящее после определяемого слова. Дефисное написание приложений, стоящих после имени нарицательного.

Повторяем орфографию. Соединительная гласная в сложных словах. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость.

Занятие 24. Определение при именах собственных. Имена собственные в качестве приложений. Повторяем орфографию. Предлоги.

Занятие 25. Определения и приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение. Повторяем орфографию. Одна и две буквы н в наречиях, кратких прилагательных и причастиях.

Занятие 26. Несогласованные определения. Повторяем орфографию. Наречия.

Занятие 27. Сравнительный оборот. Повторяем орфографию. Раздельное написание наречий.

Занятие 28. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия.

Обособленные обороты. Обособление обстоятельств причины, условия, уступки.

Занятие 29.  Обособление членов предложения с уточняющим, пояснительным

или присоединительным значением.

Занятие 30. Прямая речь. Повторяем орфографию. Словарные слова.

Занятие 31. Способы передачи диалога. Повторяем орфографию. Союзы. Частицы

Занятие 32. Цитата. Эпиграф.  Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость

Занятие 33. Сложноподчиненное предложение.  Понятие о придаточных предложениях. Запятые перед если, где, когда,  который,  хотя.  Сложноподчиненные предложения с

несколькими придаточными

Занятие 34. Сложноподчиненные предложения со сложными союзами типа

благодаря тому что, в силу того что и др

Занятие 35. Запятая перед союзом как. Этот вредный союз как. Большой словарный винегрет.

              Рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми:

  1. He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
  2. Желательно, чтобы ответ был в письменной форме.
  3. Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у
    детей уверенность в знаниях и в себе.
  4. Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами
    болезненно относятся к ним.
  5. Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность
    возрастает постепенно.
  6. Оценивай действия, а не личность.
  7. Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности.
  8. Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные
    качества, авансируйте успех.
  9. Формируйте положительную мотивацию к учению.
  10. Используйте опоры, схемы, памятки.
  11. Учитывайте состояние здоровья детей.



Предварительный просмотр:

Примерное учебно-тематическое планирование:

 Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов: 35

Количество часов

Тема (содержание) занятия

Дата

1

МОДУЛЬ I.

1

Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка».

Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование

Нормы ударения и произношения

Трудности современного русского произношения и ударения

1.09

2

1

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Лексические нормы

Трудности современной русской фразеологии.

8.09

3

1

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа

15.09

4-5

2

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.  

22.09, 29.09

6

1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения . Тестовая работа

6.10

7

1

Правописание корней.

Трудности современной русской орфографии.

13.10

8

1

Правописание приставок.

Трудности современной русской орфографии.

20.10

9

1

Правописание суффиксов .

Трудности современной русской орфографии.

27.10

10

1

Словосочетание.

Синтаксические нормы. Тестовая работа

Трудности грамматического управления в современном русском языке

10.11

11-12

2

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Грамматические нормы. Тестовая работа

17.11, 24.11

13-14

2

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.Тестовая работа

1.12, 8.12

15

1

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

15.12

16

1

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

22.12

17

1

Синтаксический анализ сложного предложения.

12.01

18

1

Сложные бессоюзные предложения

19.01

19-20

2

Сложные предложения с разными видами связи

26.01, 2.02

21-22

МОДУЛЬ II.

2

Изложение. Виды изложений. Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

9.02, 16.02

23

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1.03

24

1

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

15.03

25

1

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.        

29.03

26-27

2

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

5.04, 12.04

28-29

2

Извлечение информации из различных источников.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости

 (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

19.04, 26.04

30-31

МОДУЛЬ III.

2

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

3.05, 10.05

32

1

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую  тему

17.05

33-35

3

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

24.05



Предварительный просмотр:

Выполнила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» Рыбно-Слободского МР РТ Каримуллина Эндже Мансуровна

Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема: « Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками в пробном тесте»

Цель урока: систематизация и анализ допущенных ошибок в пробном тесте; закрепление знаний, развитие умений, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1, А11, А14, А19)

Образовательные задачи:

  • Закреплять и расширять знания орфоэпических, орфографических и морфологических норм.
  • Повторить и закрепить орфограммы, на которые были допущены ошибки в пробном тесте;
  • Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

Развивающие задачи:

  • Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
  • развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени;
  • развивать умение работать с заданиями ЕГЭ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.

Воспитательные задачи:

  • Совершенствовать навыки этичного межличностного общения,
  • воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры,
  • формировать навыки контроля и самоконтроля,
  • активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач,
  • воспитывать у учащихся морально- ценностные качества.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, тренажеры по темам, раздаточный материал, сводная таблица пробного тестирования.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная 

Ход урока

Эпиграф к уроку: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

I.Организационный момент.

II.Мотивация познавательной деятельности.

1.Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

-Ребята, как вы понимаете слова известного русского писателя? (язык является самым ярким показателем культуры народа) Сегодня у нас в школе присутствуют гости. Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?

- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

- Не оказаться бестактным

III. Определение типа урока, формулирование цели учащимися.

Слово учителя: Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее. Вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. К сожалению, результаты пробного экзамена по русскому языку нельзя назвать хорошими, и у нас осталось совсем мало времени до нашего судного дня. Поэтому сегодня мы продолжим работу над заданиями ЕГЭ, в которых вы допустили большее количество ошибок. И пусть девизом нашего урока, да и предстоящего экзамена станут слова:

«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»

IV.Актуализация опорных знаний:

1.Мозговой штурм (вопросы по разным темам )

- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

- Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

- Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

- Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

- Имеет два спряжения? (глагол)

- Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

- Их ровно шесть? (падежи)

- Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

- Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)

- Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

- Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

- В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

- Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

- Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

- Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

- Как изменяются наречия? (не изменяются)

- Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

- Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

- Оно имеет три лица? (местоимение)

V.Повторение орфоэпических норм.

1.Орфоэпическая разминка.

Учитель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов пробного экзамена. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах.

А) гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин.)

Б) Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота)

В) начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)

Г) средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый)

Д) квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный).

(При проверке данного задания спрашиваю учащихся, допустивших большее количество ошибок в задании А1)

2.Слово учителя: Еще в начале года на дополнительном занятии я давала вам список слов с правильным произношением. Пожалуйста, дома еще раз обратите внимание на этот материал.

VI.Повторение орфографических норм.

1.Слово учителя: А сейчас давайте повторим орфографию – задание А14.В центре внимания - правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. И хотя в этом задании допущено меньше ошибок, давайте еще раз закрепим наши знания, потому как, как известно, повторение - мать учения. Ребята, что необходимо помнить при выполнении этого задания? (важно отличать подобные слова от слов, где гласная в корне не проверяется или дается слово с чередованием в корне)

2.Комментарий учителя: Особо следует обратить внимание на слова с чередующимися сочетаниями в корне. Во-первых, это слова с явлениями полногласия-неполногласия, которые в корне имеют сочетания оро-ра, оло-ла: горожанин-гражданин, порох-прах, холодильник- прохлада, молодость-младенец. Во-вторых, это слова с чередованием О-А в корне: копать-подкоп-откапывать, ломать-лом-отламывать, поклонение-поклон-кланяться, сплотить-плот-сплачивать, колоть - укол- укалывать, стонать- стон- постанывать.

Существуют и другие корни с чередованием, а значит, непроверяемые ударением. Интересным представляется пример предложения, состоящего из однокоренных слов с чередованием гласной:

Творец сотворил тварей.

Обратите внимание на омофоничные слова. Правописание их можно узнать только исходя из контекста. В ваших тестах это были слова развевающийся (флаг) и посветить (фонарем). Проверочные слова: веять, свет. В другом контексте омофоничные слова: развивающийся (ребенок) и посвятить (жизнь)

Ошибки при написании слов с омофоничными корнями встречаются очень часто. Например, в слове чистоплотный – корень чист, в слове честолюбивый – чест, в слове частокол – част. В безударной позиции гласные звуки этих корней уподобляются и звучат одинаково. Если семантика корня не учитывается, это приводит к ошибкам.

Еще одно трудное слово подобного рода - благословить, которое происходит от словосочетания благое слово, к славе оно не имеет никакого отношения. Два эти сходных корня встречаются вместе в слове славословить

3.Практическая часть

А) Работа с тренажером (презентационный материал)

Б) Ребята, откройте, пожалуйста, типовые варианты заданий (задание А14, вар.1 – 10 по цепочке) (сборники по подготовке к ЕГЭ И.П.Цыбулько)

4.Вывод: какие советы по ходу выполнения этого задания вы могли бы предложить одноклассникам? (нужно уметь правильно подбирать однокоренные слова и учитывать семантику корня.)

VII.Повторение морфологических норм.

1.Слово учителя:Пожалуй, самое большое количество ошибок вами было допущено при выполнении задания А19 – слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и слов других частей речи.

2.Комментарий учителя: При выполнении этого задания следует иметь в виду, что слитно-дефисно-раздельное написание слов зависит от контекста, от состава предложения. В русском языке много омонимичных форм. Не следует путать союз тоже и местоимение то и частицу же. Также (союз) и наречие так и частицу же. Чтобы не ошибиться, определите, в каком значении употребляется слово в предложении, можно ли без искажения смысла предложения «убрать» же, бы и т.д.

3.Практическая часть.

А) Работа с тренажером (презентационный материал)

Б) Работа с типовыми вариантами заданий ЕГЭ (задание А19, варианты 1-10)

4.Вывод: От чего зависит слитно-дефисно-раздельное написание слов? (От контекста, от состава предложения)

4.Слово учителя: Следующим коварным вопросом для вас, к сожалению, стало задание с определением частей речи (задание А11)

Это задание проверяет умение опознавать слова как части речи в контексте. Для того чтобы справиться с этим заданием, необходимо помнить, что части речи определяют по грамматическому значению, вопросу, грамматическим признакам, типичным суффиксам, синтаксической роли. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были повторить части речи. Это поможет вам в работе над следующей частью урока.

5.Практическая часть.

А) Работа с тренажером (презентационный материал)

Б) Работа с типовыми вариантами заданий ЕГЭ (задание А11, варианты 1-10) (сборники по подготовке к ЕГЭ И.П.Цыбулько)

IX.Рефлексия. Закончите предложения:

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен (не доволен) собой ...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...

X.Итог урока. 

Слово учителя. Итак, цель нашего урока была такова – выполнить работу над ошибками, повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у нас знания. В течение урока на каждом этапе вы видели результат своей работы и, думаю, сделали для себя определенные выводы – над чем еще нужно поработать. Мне лишь остается поблагодарить вас за проделанную работу (называет наиболее активных учащихся, выставляет оценки).

XI. Домашнее задание

  1. К следующему уроку повторите темы «Простое осложненное предложение», «Предложения с обособленными членами предложения»;
  2. Упр.416.

А закончить урок я хочу такими словами: Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства и, конечно же, успехов на предстоящих экзаменах.



Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Рыбно-Слободский муниципальный  район

МБОУ «Больше-Машляковская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

кружка «Литературоведение»

на 2016-2017 учебный год

Руководитель: учитель русского языка и литературы Каримуллина Э. М.

Пояснительная записка

          Актуальность курса «Литературоведение»: овладение комплексом теоретико – литературных понятий для выработки умения анализировать текст в разных аспектах, понимать его структуру, принципы построения; видеть взаимосвязь литературы и культуры в целом; развитие речевой культуры, самостоятельности мышления; осознанное владение приемами интеллектуальной деятельности.

  Цель: формирование любви и уважения к литературе, ценностям отечественной культуры,  русскому языку; овладеть необходимыми понятиями, пробовать применять их на практике, познакомиться с методами и приёмами анализа художественного текста.

Задачи программы:

1. Сформировать устойчивую мотивацию при изучении русского языка и литературы;

2. Повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся, включающей в себя все виды речевой деятельности;

3. Способствовать интеллектуальному и творческому росту и развитию учащихся;

4.Способствовать воспитанию личности каждого учащегося при помощи коллективных форм работы, формированию чувства ответственности, уважения ко всем участникам учебно-воспитательного процесса;

5. Способствовать формированию деятельностной компетенции, развитию логического мышления, творческих способностей и воображения.

Планируемый результат обучения:

  • сформированность речевой культуры путем развития филологических компетенций:

-аналитических – анализ текста

-рефлексивных – решение конкретных литературоведческих задач,    самостоятельный контроль, оценка своих знаний и умений

  • реализация творческого потенциала

Тематическое планирование:

 п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата

Примечание

Литературоведение как вид искусства

1

1.10

Цель литературоведения

1

5.10

Задачи литературоведения

1

8.10

Объект и предмет литературной науки

1

12.10

Специфика и место литературоведения в системе гуманитарных и искусствоведческих и исторических дисциплин

1

15.10

Литературоведение как наука. Предмет изучения

1

19.10

Жанры драмы

1

22.10

Жанры лирики

1

26.10

Эпос как литературный род

1

29.10

Стихосложение

1

2.11

Рифмы

1

5.11

Звукопись

1

9.11

Строфа

1

12.11

Силлабическая система стихосложения

1

16.11

Тоническая система стихосложения

1

19.11

Субъектная организация произведения

1

23.11

Художественный образ

1

26.11

Художественное пространство  и художественное время

1

30.11

Литературный процесс

1

3.12

Лирический герой

1

7.12

Анализ поэтического произведения

1

10.12

Тема произведения

1

14.12

Идея произведения

1

17.12

Проблематика произведения

1

21.12

Фабула произведения

1

24.12

Сюжет

1

28.12

Элементы сюжета

1

31.12

Композиция

1

4.01

Композиция произведения

1

7.01

Образ автора

1

11.01

Лирическая проза

1

14.01

Художественные методы

1

18.01

Выразительные средства речи

1

21.01

Эпитет

1

25.01

Сравнение

1

28.01

Метафора

1

1.02

Гипербола

1

4.02

Литота

1

8.02

Аллегория

1

11.02

Антитеза

1

15.02

Контраст

1

18.02

Сопоставление

1

22.02

Фигуры речи

1

25.02

Читатель и писатель. Проблема читательского восприятия

1

1.03

Историко-литературный процесс

1

4.03

Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием

1

11.03

Роль пейзажа в художественном произведении

1

15.03

Портрет в художественном произведении. Типология портретов

1

18.03

Понятие, функции и значение литературного диалога

1

22.03

Анализ произведения

1

25.03

Ученые - литературоведы

1

29.03

Историко-литературный процесс

1

1.04

Художественный словесный образ

1

5.04

Текстология

1

8.04

Язык литературного произведения

1

12.04

Пафос литературного произведения

1

15.04

Стиль литературного произведения

1

19.04

Периодизация литературного процесса

1

22.04

Принципы разделения литературы на жанры и роды

1

26.04

Новелла

1

29.04

Мелодрама

1

3.05

Басня

1

6.05

Национальное своеобразие литературы

1

10.05

Размеры стихосложения. Ямб, Хорей

1

13.05

Размеры стихосложения. Амфибрахий, Анапест

1

17.05

Литературная критика

1

20.05

Специфика художественной речи

1

24.05

Литературоведение и смежные научные дисциплины

1

27.05

Вспомогательные литературоведческие дисциплины

1

31.05

Библиотечное занятие

1

Итого

70