Мониторинг внедрения инновационных методов в преподавание гуманитарных дисциплин.

Тарасевич Ольга Анатольевна

Мониторинг внедрения инновационных методов в преподавание гуманитарных дисциплин.

Обновление и совершенствование образовательного процесса через применение инновационных  методов новых педагогических технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.

         1.Создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и собой, способной активно и позитивно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире;

         2.Использование педагогических инновационных  методов в образовательной  деятельности студентов в изучении предметов  гуманитарного направления . (в соответствии с требованиями ФГОС);

         3.Создание системы методов диагностики овладения  студентами рабочих программ (в соответствии с требованиями ФГОС ), её коррекция в соответствии с полученным результатом для успешной подготовки студентов к сессии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.monitoring.docx137.84 КБ

Предварительный просмотр:

       Мониторинг внедрения инновационных методов  в

                 преподавание гуманитарных дисциплин.

Тема методической работы

Мониторинг внедрения инновационных методов в преподавание гуманитарных дисциплин.

Цель методической работы

Обновление и совершенствование образовательного процесса через применение инновационных  методов новых педагогических технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Задачи методической работы

         1.Создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и собой, способной активно и позитивно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире;

         2.Использование педагогических инновационных  методов в образовательной  деятельности студентов в изучении предметов  гуманитарного направления . (в соответствии с требованиями ФГОС);

         3.Создание системы методов диагностики овладения  студентами рабочих программ (в соответствии с требованиями ФГОС ), её коррекция в соответствии с полученным результатом для успешной подготовки студентов к сессии.

Основные направления методической работы

1. Изучение инновационных методов. Создание  условий для  профессионального саморазвития , готовности к инновациям, творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса.

2 Составление диагностических карт по результатам  обученности  студентов с особыми образовательными нуждами.

3. Освоение новых подходов в обучении, внедрение  образовательных технологий.

4. Контрольно- оценочная  деятельность.

5. Работа с одаренными детьми, проведение интеллектуальных марафонов, сопровождение студентов в творческих конкурсах.

6. Предметные недели, олимпиады, конкурсы.- творческая работа

7. Самоанализ работы учителя.

8. Мониторинг эффективности внедрения новых инновационных методов.

Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей социального выбора, рост глобальных проблем, всё это может быть решено лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью .Поэтому необходимо внедрять новые образовательные методы в образовательную деятельность.

Конечно легче использовать технологию уровневой дифференциации ,проблемного обучения.

         Внедрение  в образовательный процесс  новых инновационных методов  с использованием средств информационных и коммуникативных технологий направленных на  повышения качества образования, совершенствования педагогического мастерства и создание условий для развития личности студентов.

  Мной накоплен определенный практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе,  направленный на обеспечение доступности качественного образования обучающимся с различными потребностями и возможностями.

     

Грамотное сочетание современных педагогических технологий с информационно-коммуникационными способствует созданию творческой, исследовательской атмосферы в процессе познания, позволяет расширять формы интеллектуального развития всех участников образовательного процесса .

 

При разработке всех представленных ниже материалов я  использовала сочетание педагогических и информационно-коммуникационных технологий, методы синквейна, инсерта, которые я внедряю уже второй год .

Данная технология представляется моделями:

  • Интегрированные занятия (уроки)
  • Технологии модульного обучения

Модель интегрированного урока применяется на всех ступенях  профессионального образования.

Предметом исследования является  интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла .

Например,


Россия-Франция. Урок, посвященной 200-летию Бородинской битвы. Математика +  история

В системе педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать , усиливают мотивацию обучения. студентов ,их творческую и познавательную активность. Проведение таких уроков – один из путей повышения  эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении. Учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, так как связывают два (а иногда и больше) предметов общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.

 - это работа для целого творческого коллектива учителей, а не только для учителя определенной дисциплины.

Основными целями интегрированного урока являются:

  • развитие общекультурной компетентности учащегося и понимание единой картины мира;
  • расширение и углубление предметных знаний по учебным дисциплинам, развитие общих приемов интеллектуальной и практической (в том числе экспериментальной) деятельности;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле;
  • развитие опыта самореализации

Кроме того, интегрированный подход в обучении позволяет разрабатывать и внедрять в практику преподавания новые виды оценивания. В свете новых образовательных стандартов результаты образования по данному курсу и оценка результатов образования будут значительно отличаться от академического оценивания. При интегрированном подходе к занятиям  академическая система оценивания (по 5-бальной шкале) не предусмотрена, контроль предполагает учёт выполнения посильных коллективных и самостоятельных работ устного и письменного характера.  Оценка составляется на основе количества успешно выполненных заданий: участие в коллективной работе; индивидуальные (коллективные) выступления на занятиях; выполнение творческих заданий. Критерии оценивания вырабатываются учитель  совместно со студентами.

Диагностику  оценивания лучше осуществлять в начале, середине и в конце учебного года.

Критерии оценки

самооценка

Оценка  участников проекта

Оценка педагога

Общая оценка

1

2

3

4

5

1. Активность

4

5

4

2. Инициативность

5

5

4

3. Ответственность и самостоятельность

4

5

5

4. Способность организовать других

3

3

2

5 Заинтересованность в результате

5

5

5

15

Общий балл

21

22

20

63

Например, Минько Илья , ТОР -141              

30-40 баллов -3, 41-60 – 4, 61-80- 5.

           

Разработки уроков (технологическая карта урока, презентация) Я часто использую  метод синквейна, разработала целый цикл уроков. Особенно хорошо применять при разноуровневом обучении.

Великая война. Вызов и ответ

Суверенное развитие России в 90-е гг. XX века

Смута: социальная катастрофа и время альтернатив

Как трудно было победить. Сталинградская битва

Можно запустить интернет - проект  Хатынь – мы будем помнить на века.

Основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

  • содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
  • учитель общается со студентами , как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
  • каждый  студент  работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

И как ожидаемый результат – студенты активно  занимаются творческой, познавательной деятельностью, тем более по новым ФГОСам отводится самостоятельной работе большое количество часов.

Пример оформления опорного конспекта:

После изучения крупных блоков для итогового повторения целесообразно взять  сквозные темы. Например,  Смута. Это явление повторялось в русской истории неоднократно: середина XIII в., конец  XVI-начало XVII вв., начало XX в., конец XX в.   В курсе истории  I курса изучается   середина XIII,  конец  XVI-начало XVII вв.  Для итогового повторения можно подготовить  презентации, работа с которыми  станет подведением итогов по данной теме.

2

Показаны  подходы  к разработке  модуля по теме «Великая Отечественная война». При изучении данного модуля учителем используются и такие педагогические технологии как метод проектов. Результатом по данной теме являются совместные проекты педагогов и студентов.

Например, использование интернета в образовательной деятельности, веб- квеста. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения  – коммуникация и обмен информацией. Веб-квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное  задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются  информационные ресурсы сети Интернет. В коммуникативной технологии  есть другой путь – проблемный подход.  Проблемное содержание  является условием появления у человека потребности говорить и общаться, в том числе посредством сетевого взаимодействия.

Апробация моделей, форм и методов осуществляется через систему.

Результаты:

1.Формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций студентов .

2. Использование в образовательной практике опыта по обновлению подходов к преподаванию гуманитарных предметов.

3 Необходимо применять различные инновационные методы в образовательном процессе.

4.Положительные результаты апробированных методов показывать другим педагогам на мастер – классах.

          Развитие личности студентов, формирование навыков компетентности, уровень достижения поставленных педагогом задач в условиях внедрения ФГОС. Отсутствие неуспевающих студентов. Активная жизненная позиция студентов, отсутствие конфликтов с педагогом, ориентирование на профессию, развитие способности, деятельности студентов.

          Преподаватель занимается творчеством, генерацией новых идей, а инновации - это претворение этих идей в жизнь. Я на своих уроках по философии стараюсь использовать инновационные технологии. Например, сразу в вопросе должен содержаться ответ, можно использовать тезирование - кратко сжатые тезисы. Необходимо в обучении использовать рациональность - равноправие между субъектами обучения и воспитания. Результат зависит от эффективности их взаимодействия, утверждается личностно-ориентированный подход и на первый план выдвигаются духовно-нравственные качества и мотивационная сфера учителей и учеников. Педагог направляет, советует, ориентирует, раскрывает, стимулирует способности учеников. я на своих уроках по философии стараюсь использовать новые инновационные технологии. Например, сразу в вопросе к ученику должен содержаться ответ: "Правда ли, что материалисты на первое место ставят материю, а не сознание". Очень часто на уроках я использую технологию инсерта – эффективного чтения в виде разметок - + - новое для меня; - не знал, думал иначе; ? надо посмотреть, узнать; ! это для меня знакомо.

    Источники. Проблема достоверности.

 Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в           беседах с приезжими софистами и местными гражданами,  политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшие традиционными для софистической практики: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря двум авторам - Ксенофонту и Платону +

Особенности философии Сократа.

На основании различных свидетельств, из которых предпочтение, как правило, отдается "Апологии Сократа" и ранним диалогам Платона, обычно указывают по крайней мере три особенности сократовой философии: 1) ее разговорный ("диалектический") характер; 2) определение понятий путем индукции; 3) этический рационализм, выражаемый формулой "добродетель есть знание".?

Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он "ничего не знает" и чтобы стать мудрым расспрашивает других. Свой метод собеседования он называл майевтикой ("повивальным искусством"), имея в виду, что только помогает "рождению" знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то "знающим" считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония - притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской "Апологии", на самом деле Сократ, говоря "чистую правду" о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только богу известно все.
_

Этический рационализм

Постоянная мысль Сократа - о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, например, "все так делают" - то если "все" станут вести себя плохо, то не будет причин быть добродетельным. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное - всегда хорошо, а бессознательное - плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло - всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно.+

Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь!

Метод Синквейна. (от франц. слова – стихотворение, из 5 строк по определенным правилам).  Это эффективный способ актуализации знаний, также относится к современной технологии развития критического мышления (Колин Тёрнер). Одна строка – одно слово – существительное, название темы; вторая строка – два прилагательных, определение темы; третья строка – три глагола, действие, определяющее эту тему; четвёртая строка – фраза из четырёх строк, ключевые понятия; пятая строка – синоним темы, одно слово. На примере текста о Сократе можно использовать этот метод: добро, зло, поведение, любовь, правда; мудрый, правильный, благочестивый, мужественный; поступал, убеждал, совершал, говорил – метод собеседования – майевтика.

Бердяев: свобода, идеалист, действие, воля, добро, Россия; иррациональная, потенциальная, объективная; доказывал, подчёркивал, убеждал – категория свободы. Например: 6х6 – 6 вопросов, 6 человек в группе, 6 минут.

     Всё зависит от педагога, от его педагогического сопровождения, и развитие мыслительных навыков, и наложение информации на жизненный опыт. Отсюда мы получаем увеличение знаний и опыта у студентов в той или иной области – компетенции. Метод "пяти шапок".

ТЕМА УРОКА: Роль мировых религий в современном обществе..

ТИП УРОКА: Закрепление изученного материала.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:

-образовательная: знать мировые религии, время и место их возникновения, их основателей, суть учения, основные течения и заповеди.

-развивающая: развитие внимания и критического мышления, умения общаться и работать в группе, выделять главное в познавательном объекте.

-воспитательная: воспитывать у учащихся гуманность, деликатность, толерантность к религиозным верованиям народов мира.

МЕТОДЫ: словесный, частично-поисковый

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: беседа, практическая работа

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: мировые религии, понятие и сущность религии.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература, история, МХК

ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: синквейн, лови ошибку, «6 шляп».

                                         

                                                   ХОД УРОКА.

  1. Вызов. Актуализация знаний.

Составить синквейн на слово «религия».

                                           

                                           РЕЛИГИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ                                                  МИРОВАЯ

ОДУХОТВОРЯЕТ         ВОСПИТЫВАЕТ          УСПОКАИВАЕТ

                      УЧИТ ВЕРИТЬ, УВАЖАТЬ, ЦЕНИТЬ

       СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Ключевое слово у всех- мировая религия.

  1. Осмысление.

Вспомнить, проанализировать наши знания о мировых религиях и показать их роль в современном обществе.

Работа с классом: определить основоположников мировых религий, архитектурные сооружения, ареалы распространения мировых религий по карте,

Работа в группах:

1 группа-буддизм,

2 группа-христианство,

3 группа-ислам.

Каждая группа работает с текстом и составляет таблицу, где выписывает ошибочные и правильные утверждения. Проверка-взаимообмен листками.

  1. Рефлексия. Какую роль играют мировые религии в современном обществе?

Игра «6 шляп»:

Красная шляпа-ответить на вопрос при помощи чувств и эмоций,

Белая шляпа-статистические данные, проверенная информация,

желтая шляпа-обобщить все положительное,

Черная шляпа-обобщить все отрицательное,

Синяя шляпа-сделать вывод по сказанному выше,

Зеленая шляпа-оригинальная форма изложения результата изученного.

и обучения и воспитания.

Вывод:

Развитие личности студентов, формирование навыков компетентности, уровень достижения поставленных педагогом задач в условиях внедрения ФГОС. Отсутствие неуспевающих студентов. Активная жизненная позиция студентов, отсутствие конфликтов с педагогом, ориентирование на профессию, развитие способности, деятельности студентов.

Литература:

  1. Беспалько В.П. «Современные технологии обучения».
  2. Селевко Г.В. «Современные педагогические технологии».
  3. Поташник М.П. «Эксперимент и новые педагогические технологии»

        

ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»

        

Тема: «Мониторинг внедрения инновационных методов  в

                 преподавание гуманитарных дисциплин».

        

Выполнила: Тарасевич. О.А.