Методическая копилка, проект "Необычные памятники Иркутска"

Сухарева Елена Владимировна

Открытое воспитательное занятие «Необычные памятники Иркутска»

Цель: создание условий для: формирования знаний о перечне памятников города, об их  истории создания;

            Задачи:

  • формировать интерес к истории города, расширять представления о нем; учащиеся собирают информацию, анализируют, отбирают самое важное, интересное, значимое;
  • развивать исследовательские навыки, творческие способности учащихся;
  • коррекция мышления, устной речи в беседе с воспитателем. Пополнение словаря учащихся новыми словами и терминами («мультимедийная экскурсия»)

Оборудование: творческий альбом «Необычные памятники иркутска», мультимедийная презентация.

 

Оборудование: проекты учащихся для стендовой защиты, листы ватмана А3, цветные маркеры, презентация «Необычные памятники нашего города».

Ход классного часа:

1. Орг. момент.

2. Актуализация и определение  темы воспитательного занятия. Вызываются два любых желающих. Для них проводится игра. Задача одного учащегося объяснить  слово, не называя его. Задача другого учащегося – догадаться, что это за слово. Для участников предлагаются следующие слова:

- обезьяна

- часы

- скамейка

- книга

- турист

- корова

- кошка

После того, как второй участник отгадает слова, вопрос всему классу. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти слова?

Выслушиваются все версии учащихся. После этого на экране появляются фотографии памятников, посвященных этим персонажам и предметам. Так определяется тема воспитательного занятия.

3. Вводная беседа. Итак, мы поговорим сегодня о необычных памятниках нашего города. Почти в каждом населенном пункте России есть памятники. По большей части эти монументы посвящены выдающимся людям или важным историческим событиям. Гораздо реже встречаются памятники другого рода – забавные, веселые, необычные. Такие памятники стали появляться в 1990-е годы, хотя изредка встречались и прежде. Сюжеты таких скульптур могут быть навеяны известными литературными произведениями, местным фольклором, или особыми событиями региональной истории. Подобные скульптурные изображения придают уют тому или иному уголку города, вызывают веселое настроение, становятся любимыми туристическими объектами. Часто с такими памятниками связаны свои традиции: забросишь монетку в фонтан в сквере Кирова  – вернешься в этот город, потрешь нос бронзовому туристу на ул. Карла Маркса – обязательно отправишься в путешествие.

Даем определение, что такое памятник. Знакомимся с необычными памятниками мира с помощью презентации.

Воспитатель: Прежде, чем мы будем говорить о необычных памятниках Иркутска, давайте совершим с вами виртуальную экскурсию к необычным памятникам других российских городов.

Словарная работа. Виртуальнаявоображаемая, условная.  Посмотрите и после просмотра ответите, какой памятник, по вашему мнению, самый лучший.

Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-либо или чего-либо (выдающейся личности, исторического события)

Памятники – фактически лицо города наряду с дворцами и церквями. Именно к ним спешат толпы туристов.

Логика проста – чем интересней памятник, тем больше людей к нему спешит, соответственно, тем больше туристов приезжает в город,  тем больше дохода падает в казну.

4. Основная часть.

Чтец.

По берегам Ангары светловодной

Привольно раскинулся город родной.

Находится он на земле плодородной,

Закрыт от ветров он тайгой вековой.

 

Город когда-то простым был острогом,

мыс при слиянье двух рек занимал.

лет промелькнуло с поры этой много -

Центром Восточной Сибири он стал.

 

Через Иркутский острог деревянный

Много торговых бежало путей.

Он красотой привлекал постоянно

Смелых, свободных и гордых людей.

 

Нынче Иркутск изменился, конечно,

За пролетевшее множество лет.

Я говорю ему с чувством сердечным:

"Города краше во всем мире нет!"

Воспитатель. Иркутск, действительно, очень красивый город. Интересен он не только своими пейзажами, улицами, жителями, но и памятниками. Когда речь заходит о самых необычных памятниках в мире, первое, что приходит на ум, это, конечно же, замечательный город Иркутск! Памятники Иркутска вполне могут вызвать культурный шок у любого туриста и непременно оставят в его памяти неизгладимое впечатление.

Мы с ребятами с начала года работали над проектом «Необычные памятники нашего города». Итогом нашей работы стало создание альбома, презентация которого состоится на сегодняшнем занятии. А как мы создавали альбом, какой проблемный вопрос ставили, какие решали задачи в процессе работы, расскажет Крутикова Нина.

Крутикова Нина. В Иркутске есть памятник Кошке, режиссёру Леониду Гайдаю, путешественнику, влюблённому молодому человеку, корове, обезьяне, памятник-книга и пр. И мы с ребятами решили изучить наш родной город с его достопримечательностями и памятниками. Особенно нас заинтересовали удивительные, необычные памятники.

Я решил узнать, что знают мои одноклассники о памятниках Иркутска, интересна ли им эта тема?

Мы составили анкету и провели опрос в классе среди моих одноклассников. Я попросил ответить их на три вопроса:

а) Нравятся ли вам памятники в городе Иркутске?

б) Какие памятники в городе Иркутске вам известны?

в) Зачем в Иркутске устанавливают памятники?

Из восьми опрошенных ребят все ответили, что памятники в городе им нравятся. Пять ребят сказали, что памятники устанавливают, чтобы помнить о выдающихся людях, которые жили в прошлом. Но второй вопрос вызвал у многих учеников затруднения. Ребята знают очень мало памятников. Большинство моих одноклассников смогли вспомнить только памятник Ленину и памятник Бабру. Это говорит о том, что тема «Удивительные памятники в родном городе» очень актуальна.

Изучая памятники, мы с ребятами будем создавать альбом, куда будем помещать все материалы, собранные нами.

При создании данной работы мы поставили проблемный вопрос: Чем интересен родной город?

 

           Стендовая защита исследовательских работ учащихся.

  1. Памятник Гайдаю и его героям. Перед защитой просмотр отрывка из художественного фильма «Кавказская пленница».

Вопрос: о каком памятнике сейчас пойдёт речь?

Бедушвили Игорь. Памятник героям Гайдая

Эта скульптура заставляет улыбнуться и вспомнить прекрасных, любимых многими актеров – Вицина, Никулина и Моргунова.  В кино им удалось сыграть много ярких выразительных ролей. Самые знаменитые роли – это роли Труса, Балбеса и Бывалого. Их  можно увидеть в композиции памятника.

Памятник Леониду Гайдаю - скульптурная композиция из бронзы в г. Иркутске, состоящая из двух больших скульптур: одна воплощает легендарную тройку фильма "Кавказская пленница" - Труса, Балбеса и Бывалого, вторая изображает кинорежиссера Леонида Гайдая в процессе руководства съемки. Памятник установлен на площади Труда, рядом с цирком. Авторы: скульпторы Александр Миронов и Лев Сериков, архитектор Сергей Демков. Скульптуры были установлены 10 октября 2012 г.

 Леонид Гайдай был знаменитым режиссёром, который снял много великолепных, весёлых комедий : серию фильмов о Шурике, "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!".

Мне очень понравился этот памятник своей необычностью, яркостью, юмором.

  1. Мемориал "Выпавшее яйцо" (в народе «Пасхальное яйцо» или просто «Яйцо»), докладчик - Аверина Нина.

 

Скульптура "Выпавшее яйцо" установлена в Иркутске в 1994 году в память о спасении экипажа японского корабля русскими моряками и в честь русско-японской дружбы. Монумент установлен в 1994 году по инициативе мэра г. Судзука, Япония, г-на Иби Кэндзе. От себя добавлю, что «выпавшее яйцо» символизирует «выпавших из родного гнезда» (в данном случае, Японии) моряков, для которых Иркутск и Россия стали второй родиной.
Японское рыболовное судно «Синсемару» в 1783 г. потерпело

крушение в районе Алеутских островов. Спасенные русскими моряками капитан Дайкокуя Кодаю и некоторые члены экипажа с 1789 по 1792 гг. жили в г. Иркутске, затем вернулись на родину - за исключением принявших христианство моряков Синдзе и Седзо (при крещении соответственно – Николай Коротыгин и Федор Ситников). Они были похоронены после 1792 г. на Иерусалимском кладбище.
         Памятник выполнен из темно-розового гранита. Автор – скульптор Мимура (г. Судзука, Япония). На постаменте имеется литая плита с надписями на русском и японском языках: «Монумент российско-японских связей».
            С этим яйцом в Иркутске связано немало забавных историй. Яйцо, как и полагается яйцам в России, на Пасху постоянно подвергалось окраске. Несколько лет подряд иркутские шутники красили памятник накануне Пасхи. Чтобы воспрепятствовать этому, городским властям даже пришлось перед праздником покрывать яйцо слоем парафина. Хотя и после этого «специалистам» пару лет удавалось найти такой состав краски, что шутка повторялась. В конце концов, то ли городской администрации удалось найти действительно антивандальный состав мази для яйца, то ли шутники повырастали. Но в последние пару лет о покраске яйца не слышно.
Впрочем, когда один раз яйцо покрасить не удалось, местные хулиганы шутники просто укатили 120-килограммовое гранитное яйцо метров на 50 в сторону сквера Кирова, где по традиции проходят народные гуляния во время всенародных праздников. На восстановление монумента ушло три дня: в результате яйцо поставили на новый штырь большего диаметра, чем прежний, а место крепления залили специальным раствором, благодаря чему расшатать монумент должно быть сложнее. 

  1. Памятник кошке и корове, докладчик  - Бобрикова Дарья.

Памятник Кошке находится в «Кошачьем сквере».

Адрес: Сквер находится в границах улиц Горького, Степана Разина, Марата.

Как проехать: Трамвайная остановка Горького, Степана Разина.

Ещё недавно этот сквер находился в запустении. Сквер обустроили предприниматели, имеющие рядом офис, окна которого выходили на запущенный сквер. А в качестве главного украшения площадки решили установить кошку - как символ домашнего уюта и покоя. Бронзовая фигура была установлена 28 сентября 2012 г. Это подарок жителям города от бюро финансовых решений "Пойдем-ка".

 Однако среди горожан, как ни странно, сложилось другое понимание памятника. Как я недавно узнала, иркутские девушки считают, что только ветреные парни назначают свидания в этом скверике, и если парень, по неопытности, назначил свидание «у кошки» (которая гуляет сама по себе), значит у него несерьезные намерения.
           То, что памятник – достаточно новый, говорят и потертости в разных местах: иркутяне окончательно не определились, что тереть. Поэтому у кошки блестят и носик, и ушки, и кончик хвоста.

Памятник Коровам находятся в скверике у стомцентра на углу Ленина-Марата-Карла Маркса.

Самые старые скульптуры в сквере – это коровы. Предание гласит, что у директора стомцентра фамилия – Коровин. Поэтому памятник коровам и стоит тут.

  1. Памятник  обезьянам. Докладчик - Кузьмин Влад.

Несмотря на множество малых памятников в сквере, особое внимание посетителей привлекают скульптуры животных. Во-первых, это обезьянки, сидящие на скамейке. Это мотивы японского нэцкэ «кочин». По одним объяснениям, «три обезьяны символизируют человека, который ничего не видит, ничего не слышит и ничего не говорит. Лапы обезьянок, поднесенные к голове, и представляют собой основные жесты обмана, свойственные человеку». Источник в интернете утверждает: "Расхожее утверждение, что фраза означает "Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому ни скажу", не совсем верно. Точнее эта фраза звучит так: "Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле". По легенде, боги послали на землю обезьян-лазутчиков, которые доносили им о людских делах, а изображение трех лишенных органов чувств макак было талисманом от этих "стукачей". Сейчас в Японии они считаются "защитой" от клеветы. Для сторонников этой точки зрения изображение трех обезьян - талисман от доносов и клеветы. Кроме того, статуэтка из трех обезьян якобы защищает людей от болезней и злых демонов, побуждает их к сознательному отказу от дурных поступков. По-японски фраза "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю" звучит как "мизару, киказару, ивазару". Японское же слово "обезьяна" звучит сходно с окончанием каждого из этих трёх глаголов – "зару" или "дзару". Следовательно, изображение обезьян, иллюстрирующих буддийский принцип неприятия зла, возник в японской культуре благодаря своеобразной игре слов".

 

  1. Памятник книге и памятник читающим детям. Докладчик - Крутикова Нина.

В скверике у стомцентра на углу Ленина-Марата-Карла Маркса есть сразу два памятника, связанных с книгами. Один из них – читающим детям, а другой представляет собою «Книгу добра». Инструкция к ней говорит, что нужно положить руку в специальное углубление, подумать о своих близких и пожелать им добра. И добро придет! Правда, вот заглянуть, что на следующей странице, не удавалось никому.

Памятник читающим детям мне и моим одноклассникам тоже очень понравился. Нам хотелось узнать, что же написано в их книге…

 

  1. Памятник Матери и дочери - Журавлёва Дарья.

Этот памятник был подарен жителям города к 350летию Иркутска скульптором Ильёй Ставским.

Памятник символизирует вечную чистую материнскую любовь к своим детям. Когда я подошла к памятнику, то мне показалось, что бронзовая мама шепнула своей дочери «Я люблю тебя!». Так говорит мне и моя мама.

 

  1. Памятник туристу - Петров Евгений.

"Я вышел из комнаты тесной, 
И весело дышится мне. 
Все видеть, все знать интересно, 
И вот я хожу по стране"

(Сергей Михалков)

 

27 сентября 2011 года, во  Всемирный день туризма,  памятник установили в центре города. Он представляет собой привычную фигуру туриста с рюкзаком.

Автор – скульптор Илья Ставский – на открытии памятника  сказал, что его турист не имеет национальности, это  воплощение собирательного  образа людей, любящих путешествия и активный отдых. Это заметно по внешнему  облику  туриста. Он   в спортивной  одежде, удобных  ботинках, за спиной у него рюкзак с туристическим ковриком.

Надеюсь, что памятник веселому туристу станет символом туристической отрасли, которая должна  стать  развитой и экономически выгодной для Иркутска,  значимой, поднимающей экономику.

Скульптуру отлили из бронзы в Жуковском  в  Московской области.

У жителей Иркутска появилась традиция, отправляясь в путешествие, нужно придти к бронзовому туристу и потереть его рюкзак или руку.

  1. Памятник Биг-бен, «Солнечные часы», докладчик - Быков Александр.

В сквере у стомцентра стоят очень красивые часы. Это уменьшенная копия английского Биг Бена. Английский Биг –Бен, это огромные часы, которые стоят у дворца королевы в Англии. Иркутский Биг-Бен очень красив.

Иркутский Биг-Бен это не единственные необычные часы, появившиеся в Иркутске в последнее время.  В конце скверика находятся солнечные часы. Они были установлены в сентябре 2011 года в качестве подарка от Верхнеленского банка жителям Иркутска к 350-летию города.
          Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по солнцу. Раньше их часто можно было увидеть во многих скверах и парках.
Как рассказал автор проекта иркутский скульптор Евгений Ставский, циферблат часов выполнен из мрамора и гранита, а металлическая ось - гномон – из латуни, украшенной коваными деталями. В центре циферблата расположено керамо-гранитное панно с поздравлением иркутян с 350-летием города. По изменению длины тени от гномона и ее движению по циферблату и определяют время.
Пользоваться солнечными часами можно только днем и только при наличии солнца, но… они имеют еще и художественную ценность и являются достойным украшением города.

Воспитатель: Вот такие памятники созданы в нашем городе. Вы заметили, что среди них нет ни одного стандартного, обычного памятника? Все они очень весёлые и позитивные.

Необычные памятники в Иркутске вызывают неподдельный интерес у всех без исключения жителей и гостей города. Недавно я смотрела телевизор и увидела в одном  новостном канале сюжет, снятый журналистами об удивительных памятниках города. Давайте и мы с вами посмотрим этот сюжет.

После просмотра вы должны мне ответить на вопросы: о каких памятниках рассказывали журналисты в своём сюжете? О каких памятниках, показанных в сюжете,  мы с вами сегодня не говорили?

Просмотр сюжета из программы Камертон о необычных памятниках Иркутска. Ответы детей на поставленные вопросы.

Воспитатель: Ребята, давайте же ответим на проблемный вопрос нашего исследования:  Чем интересен родной город?

Ответы детей.

После изучения истории возникновения удивительных памятников и экскурсии по городу мы пришли к выводу, что Иркутск очень интересный, необычный город. В Иркутске много красивых, интересных, а порой даже загадочных, таинственных и сказочных мест, которые стоит обязательно посетить.

Забавные и необычные памятники улучшают городскую среду, вносят в нее яркие и необычные краски.

Необычные, удивительные памятники украшают город.

 

Воспитатель: Сейчас вы должны будете пофантазировать и создать проект такого памятника, исходя из:

- исторических особенностей города;

- продукции, которую производят в нашем городе;

- географических особенностей природы и города;

- особенностей населения города и т.д.

Все учащиеся класса делятся на две группы. Начинается групповая работа. Учащиеся разрабатывают проект необычного памятника для нашего города на ватмане А3 и с помощью цветных маркеров. Также учащиеся готовят краткую презентацию своего памятника, т.е. объясняют, почему именно этот памятник должен стоять в нашем городе. Работа в группах продолжается 5-7 минут.

5. Как только группы готовы, начинается презентация своего памятника каждой группой. Все работы вывешиваются на доске.

6. Итоги воспитательного занятия.

Воспитатель: Вы все прекрасно поработали сегодня на занятии. А главное, показали себя людьми, любящими свой родной город. Я поняла, как вам интересна история и культура города, в котором вы живёте. Я увидела, что вы настроены изучать свой город и в дальнейшем. Нашему городу нужны такие неравнодушные, активные граждане. Молодцы, ребята.

Чему было посвящено занятие?

Закончить предложение: Меня сегодня удивило…............  Я и не подозревал, что…………  Сегодня на занятии мне удалось……………

7. Когда учащиеся будут выходить из класса, идет голосование за самый необычный памятник города. Каждый учащийся отдает свой голос за наиболее понравившийся проект памятника.

Итог. Как я уже говорила, в Иркутске очень много памятников. И чтобы ощутить всю их красоту, надо увидеть их своими глазами. У нас ещё будут воспитательные часы, посвящённые Иркутску, на которых вы будете рассказывать о памятниках Иркутска. Спасибо за занятие!

 

 

Анкета

 

а) Нравятся ли вам памятники в городе Иркутске?

_________________________________________________________

б) Какие памятники в городе Иркутске вам известны?

________________________________________________________

 

_________________________________________________________

в) Зачем в Иркутске устанавливают памятники?

_________________________________________________________