Материал для участия в конкурсе "Учитель года 2023"

Колесник Елена Ивановна

МЕТОДИЧЕСКАЯ  МАСТЕРСКАЯ
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  МАСТЕРСКАЯ
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» (Слайд 1)

 Творчество-это удел избранных. Такое ошибочное мнение присуще большинству людей, в том числе и учителей. Многие считают, что развить творческие способности можно только у небольшого числа учащихся: у отличников, у тех, кто проявляет себя в самодеятельности или просто активен на уроках и в жизни школы. Однако, это далеко не так. Неталантливых детей нет, и любой ребенок одарен. Нужно просто найти правильный подход и помочь вытащить на поверхность скрытые таланты. Это особенно важно делать в современном обществе, в тех условиях, когда на первое место всегда выходят креативные и нестандартно мыслящие люди.

          Слайд 2

Проблеме развития творческого потенциала учащихся в педагогике уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова.

В своем опыте я использую элементы технологий личностно-ориентированного обучения,  здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии. Творчество – как способ положительной мотивации обучающихся

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является следующая: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество».

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

          Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

   Слайд 4   

 «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка,  литературы в 5-11 классах и во внеурочной деятельности» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности.

           Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.

Слайд 5  

Форма организации, используемые технологии, методики, приёмы, техники, упражнения

  • проблемное обучение,
  • обучение в сотрудничестве,
  • групповая работа,
  • парная работа,
  • дифференцированное обучение, «перевёрнутый класс» (Согласно этой концепции, школьники изучают теорию дома, перед занятием. А на самом уроке отрабатывают её на практике под руководством педагога.),
  • «Фишбоун» (это прием методики обучения, который широко используется на многих уроках. Его ценность в том, что он помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна ребенок научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности).

https://topuch.com/konspekt-uroka-po-obshestvoznaniyu-tema-obrazovanie-8-klass-uc/399111_html_41473b429e1a761c.jpghttps://ioe.hse.ru/data/2021/02/06/1407163111/%D1%84%D0%B8%D1%88%D0%B1%D0%BE%D1%83%D0%BD_3.png.jpg     

  •  «скетчи» (иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающими запоминать и осмысливать информацию,

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0abc80fe95bbf7ec07662f2b632f9f52-6220307-images-thumbs&n=13

  • «игра в бисер» (создание ассоциаций),

 https://kz-russia.ru/wp-content/uploads/0/d/f/0df92e9c303ec028a327ff39742a2e20.jpeg

  • «парковка идей» (закрепление на стене большого листа бумаги, куда можно наклеивать стикеры. Разделить бумагу на четыре поля. Прикрепите к каждой области вопрос:

-Что у меня сейчас получается хорошо?

-Что хотелось бы поменять и сделать иначе?

-В чем я хочу разобраться или попросить помощи? Что я сегодня узнал/узнала?),

  • здоровьесберегающие технологии

Слайд 6

Чтобы стать ценным членом команды, отдела, компании, нужно не просто уметь передавать идеи между людьми, а важно эффективно донести сообщение до целевой аудитории. Наши правила:

  • Быть пунктуальным.
  • Быть в общем потоке.
  • Быть активным и вовлечённым.
  • Поддерживать «одну волну в эфире».
  • Работать в команде.
  • Выключить мобильный телефон.
  • Быть готовым к переменам.
  • Быть ответственным за свои поступки

Слайд 7

Работа в команде. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.

Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, я использую разнообразные  типы уроков: интегрированный (русский язык и литература), уроки развития речи (уроки творчества), заочные экскурсии, инсценировки по произведениям, нестандартные уроки, уроки защиты проектов.

Слайд 8 

Цель, которую я ставлю перед собой, проста и сложна одновременно: развивать творческие способности учащихся. Мы с детьми участвуем в конкурсах, занимаем призовые места. Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут продвигать к успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.

Слайд 9  

Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения. Поэтому мои дети (а вместе с ними и я) получают много заслуженных наград.

Слайд 10

Внеклассная деятельность.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Моя задача – вовлечь в творческую деятельность. Дети с огромным удовольствием участвуют в мероприятиях по русскому языку и литературе.

Слайд 11

Внеклассная деятельность

Это предметные недели. Которые проходят в школе. В мероприятиях дети принимают активное участие. Это конкурсы, олимпиады, мастер- классы, акции. Всё это активирует детей и делает творческой.

Конкурс рисунков «Мир книг»

Диплом призёра отборочного этапа Межрегиональных предметных олимпиад КФУ по профилю «Русский язык». Прописнов Иван, 11а

«Всероссийский  чемпионат сочинений «Своими словами»,- победитель отборочного этапа Прописнов Иван, 11а

Конкурс чтецов «Живая классика» (Галоян Давид, Парамонова Лиза)

Конкурс творческих работ (произведения детей) «Класс!»

Слайд 12  

 Литература (и интернет- ресурсы), которой я пользовалась при подготовке. Указана на слайде.   

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание и обучение всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Используемая литература:

1. Соколова Н.Ю., Как активизировать познавательную деятельность

учащихся/Педагогика. – 2008 – №7.

2. Якиманская И.С.. Развивающие обучение.- М. Педагогика, 1979

3. Материал с курсов НИРО.

 Интернет- ресурсы: