"Труд хлеборобов Кубани"

Дудникова Лидия Георгиевна

НОД: Тема: Знакомство с трудом хлеборобов на Кубани.

Цель :

Формировать у детей конкретные представления, откуда берётся хлеб, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.

Расширять  и углублять знания детей о труде хлеборобов Кубани.

Расширять знания о сельскохозяйственной технике.

Задачи:

Поддерживать  естественный интерес и любознательность детей, речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный интерес к окружающему миру,

Словарная работа:

Обогащение словаря: хлеборобы, злаки.

Активизация словаря:  зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

 Воспитывать бережное отношение к хлебу, любовь к родной земле, уважение к людям, работающим на земле и выращивающим хлеб. 

ХОД НОД 

 Дети  заходят и встают полукругом.

Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

«Я – колосок. В родном поле наливался. В теплых дождиках купался. Золотистый и душистый получился из меня хлебушек. В нем здоровье ваше, сила. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. И вы, ребята, берегите хлеб. Ведь хлеб – наше богатство. И чтобы он попал на ваш стол, потрудилось много людей»

Кто же прислал нам это письмо?

О чем он рассказал нам в своем письме?

 

– Ребят вы знаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине?

Вы хотите узнать, кат трудятся люди, которые его выращивают.?

   – Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.)

 А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.

– Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)

На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

   – А как выглядят эти растения? (Ответы детей)

 Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

   – Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.

– А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)

   – Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Как вы думаете ,кто этим занимается? (хлеборобы.)

Когда казаки заселили кубанские земли, они начали выращивать на них хлеб. Земли у нас плодородные, просторы широкие.  Урожаи зерновых были богатые. Хватало и для своих нужд и на продажу.

- Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот именно долго и упорно.

Давайте  ребята посмотрим на наш экран.

(Показ презентации труд хлебороба в наши дни)      

дети садятся на стулья В какое время года много дел у хлебороба?

слайд.1 ремонт техники.

 Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой? Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики.

слайд.2 снегозадержание

 Зимой хлеборобы проводят снегозадержание, чтобы в поле в почве сохранялось много влаги.

слайд.3 агроном

 Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.

 слайд.4.  (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.)

– Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.) в наши дни хлеб выращивать помогают десятки умных и сильных машин.

Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

- Всегда ли была такая техника?

 - Как же раньше пахали землю?

Слайд.  5 хлебопашец.

В старину пахарь делал это при помощи лошади и деревянного плуга. Запряжет казак в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

 

 

слайд. 6 сеялки и сеятель.

Зерна пшеницы и ржи в старину сеяли вручную. Очень непросто распределять семена равномерно, разбрасывая их руками.

– В наши дни на распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Они сеют зерна в землю.

Слайд 6  колосящееся поле пшеницы

Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время, и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.

Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.

Ребята , давайте немного отдохнем:

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. ( Дети садятся на корточки)

-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли,  росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

-Колоски тянутся к солнышку.  (Дети напрягают руки)

-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки , плечи, туловище опускается на пол.)

-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки  плавно разводят  в стороны )

Дети садятся.

 

-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

Слайд 7- 8 уборка урожая  в старину и наши дни.

И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит»

Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми  и зерно осыплется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям.

В былые времена на уборку урожая выходили семьями. Мужчины косили зерновые косами, а женщины жали их при помощи вот таких серпов. Собирали сжатый хлеб в снопы, где он просушивался, а затем обмолачивали зерно цепами.

В наши дни хлеборобам помогает вот такая чудо-техника

На поле выходят комбайны. От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы — нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» – есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.)

 Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

 

 слайд 9– работа на току

От комбайнов на грузовых машинах зерно увозят на ток. Там его очищают, сортируют и отвозят в зернохранилище.

 

Слайд 10  зернохранилище. Мельница

Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

 -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – перемалывают.. Получается мука. А работает  на мельницы (Мукомол)

Слайд 11 хлебозавод

 Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь)

слайд 12 –хлебобулочные изделия

 Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

– Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.

В наши дни кубанские хлеборобы трудятся с помощью такой замечательной техники.

Игра с мячом «”Откуда хлеб пришел»

(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

Хлеб пекут из чего? (из муки);

 Из чего получают муку? (из зерна);

Откуда зерно? (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

 Как называется круглый хлеб? (каравай)

НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА  КАРАВАЙ .Мы поздравляем наших ребят в день рождения

Воспитатель:

 Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.

На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба , Воспитатель

предлагает детям съесть по кусочку  хлеба.