«Инновационная деятельность на базе КФУ»

Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования" Тема: Комплексная работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Методический конструктор культуроведческого компонента в предметных областях «Русский язык» и «Татарский язык». 5–9 классы: Методическое    пособие. – ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно–издательский отдел), 201113. –176с. (тексты 1-21)

Тексты для комплексного анализа. 8 класс

Текст № 1

1)Дом Зинаиды Ушковой построен по заказу купца и промышленника, владельца Бондюжского химического завода П.К.Ушкова, передавшего его своей сестре Зинаиде.  2)Сегодня в доме Ушковой расположена одна из крупнейших библиотек Татарстана - Национальная библиотека РТ. 3)Здание двухэтажное, состоит из четырёх объединенных домов. 4)На углу высится полукруглый эркер, окружённый балконом с ажурной решеткой, стены дома декорированы пышной лепниной. 5)Внутренняя отделка, так же как и фасады, выполнена с большой роскошью. 6)Интерьеры выдержаны в разных стилях: ампир, «готическом», «мавританском», «китайском» и др. 7)Помещения первого этажа покрывает золочёная лепнина, парадная лестница выполнена в псевдовосточном стиле. 8)Здесь много скульптур из бронзы и дерева. 9)Окна покрывает витраж с изображением экзотических птиц парижской работы. 10) Главный зал отделан в стиле ампир, модный во Франции в первой трети XIX века. 11)Потолок зала выполнен в виде ромба с пышной лепниной. 12) Стены столовой из морёного дуба, по сторонам есть хоры для оркестра. 13)Еще одной достопримечательностью этого здания является одно из помещений, оформленное как грот, в виде пещеры с аквариумом. 14) Кованые решётки выполнены на Петербургском заводе Сан-Гали.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип речи
  5. Из предложений 1-3 выпишите слово,  правописание приставки в котором  зависит от последующего согласного звука?
  6. Из предложений 2-6 выпишите слово, правописание суффикса  в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
  7. Замените словосочетание «скульптур из бронзы», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
  8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
  9. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
  10. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
  11. Определите  лексическое значение слов эркер, витраж, грот.
  12. Библиотека -  особым образом организованное собрание книг, журналов, видеозаписей и т.п. Российские библиотеки ведут свою родословную от церковных и монастырских собраний Киевской Руси 11в. На протяжении всей истории они испытывали сильное влияние политических сил и государственной власти. Библиотечный персонал и книжные фонды стали жертвами сталинских чисток. Правительство финансировало создание внушительной Библиотеки имени Ленина в 1925, а впоследствии и многих других крупных книжных собраний.  Пользуясь различными письменными и электронными источниками, напиши заметку в  школьную газету об одной из известнейших Российских библиотек, например, о библиотеке Ярослава Мудрого или библиотеке имени В.И.Ленина в Москве.

Текст № 2

1)Гостиный Двор в Казани – комплексный памятник русской архитектуры. 2)Расположен, предположительно, на месте средневекового торгового центра (караван-сарая) ханской Казани. 3)Письменные источники сообщают, что в конце XVI века здесь насчитывалось около 635 торговых точек. 4)А на исходе XVII столетия началось каменное строительство. 5)В 1800-1803 по проекту арх.М.Е.Емельянова было возведено здание Гостиного двора на месте старого каменного, построенного в 1770г. и разрушенного в результате штурма Казани войсками Е.Пугачева и пожара 6)В 1815 здание вновь подверглось пожару, после чего ремонт производился под руководством арх. А.К.Шмидта. 7) В 1847 архитекторы Х.Крамп и И.П.Бессонов изменили фасад, пострадавший во время очередного пожара 1842 (здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом). 8)В 1895 северная часть комплекса была реконструирована под городской музей с перепланировкой внутренних помещений. 9)В 1933-1935 часть северного и восточного корпусов надстроена двумя этажами по проекту архитектора А.Г. Бикчентаева. 10)После пожара 1987 музейная часть здания реконструирована со сносом двух надстроенных этажей и восстановлением исторического облика конца XIX в. 11)Ныне в здании Гостиного двора располагается Национальный музей Республики Татарстан, ведущий свою историю с 1895.12)К 1739 году уже все его постройки были из камня. 13)Помимо каземата в помещениях Гостиного двора располагалась гарнизонная канцелярия, а над ней трактир.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип речи.
  5. Из предложений 1-5 выпишите слово(слова),  правописание приставки в котором (ых)  зависит от последующего согласного звука?
  6. Из предложений 10-13 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  7. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова), правописание суффикса  в котором (ых) определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
  8. Замените словосочетание «каменное строительство», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  9. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
  10. Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
  11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
  12. От какого слова, по-вашему, произошло  название гостиный двор? Являются ли однокоренными слова гостиница и гостиный? Что общего у этих слов  и в чем отличие? Проведите лингвистическое исследование данных понятий.

Текст №3

1)Летопись Казанского края говорит, что при взятии русскими Казани Иоанн Грозный, прибыв с Волги к месту, занимаемому ныне памятником, укрепил свое знамя, устроив здесь остановку, и отсюда, торжественно, с крестным ходом выступил в завоеванный город. 2)Все воины, павшие при Взятии Казани в бою 1552г., были погребены в общей могиле на холме. 3) В поминовение их царь Иоанн велел соорудить тут же монастырь. 4) Так как место было низким и находилось близ реки Казанки, которая ежегодно в весенние разливы затопляла водой почти весь холм, то монастырь перенесли на ближнюю крутую Зилантову гору и на месте могильного кургана построили часовню. 5)Почти 300 лет памятной на братской могиле была часовня, и только в 1812 году было принято решение о сооружении монумента над могилой воинов. 6)Памятник был построен в 1823 году и представлял собой усеченную десятисаженную пирамиду завершающуюся вверху золотым крестом. 7)С четырех сторон пирамиды имеются выступы в виде порталов. 8)С западной стороны памятника имеется широкая лестница. 9)Внутри памятника помещается церковь во имя Нерукотворенного образа, под церковью находится склеп, в котором покоятся кости русских воинов, павших при взятии Казани. 10)Просуществовав семь лет, памятник стал сильно ветшать от разлива весенней воды. 11)В 1830 году были сделаны обновления памятника городским архитектором Пятницким.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип речи.
  5. Замените словосочетание «золотым крестом», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  6. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
  7. Среди предложений 1-4  найдите сложное, в состав которого входит  односоставное неопределенно - личное предложение.  Напишите номер этого предложения.  Напишите номер этого предложения.
  8. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
  9. В приведённом  ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Летопись Казанского края говорит, (1)что при взятии русскими Казани Иоанн Грозный, (2)прибыв с Волги к месту, (3)занимаемому ныне памятником, (4)укрепил свое знамя, (5)устроив здесь остановку, (6) и отсюда, (7)торжественно, (8)с крестным ходом выступил в завоеванный город.

  1.    Создайте  социальную рекламу  Памятнику павшим воинам для телеканала «Культура».

Текст №4

          1)История этого монастыря неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери Казанской. 2)В 1579 году, после страшного пожара, Богородица явилась в видении девочке Матрене и показала место зарытой иконы. 3) Благоговейные горожане обнаружили икону, не тронутую огнем, и с тех пор она стала святым символом русской империи.

4) Когда весть дошла до ушей царя Ивана Грозного, он немедленно приказал основать монастырь на месте обретения иконы.  5) Вскоре этот монастырь стал центром паломничества православных. 6)Около 600 монахинь жили в монастыре во время его расцвета, и название губернского города Казань неразрывно ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре.

7)В годы Советской власти главный собор и колокольня были взорваны, на территории монастыря разместилась эвакуированная в годы Великой Отечественной войны табачная фабрика «Дукат». 8)В настоящее время ее снесли и на территории монастыря идут реставрационные работы. 9)Администрация города планирует на данном месте организовать межконфессиональный паломнический центр «Покрова Царицы небесной».

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип речи.
  5. Объясните лексическое значение слова  паломничество
  6. Из предложений 4-7 выпишите слово,  правописание приставки в котором  зависит от последующего согласного звука?
  7. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
  8. Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленным определением.
  9. Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Не пишется раздельно с полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления».
  10.  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающую запятую при  вводных словах.

Около 600 монахинь жили в монастыре во время его расцвета,(1) и название губернского города Казань неразрывно ассоциировалось, (2)прежде всего, (3)с Казанской чудотворной иконой, (4)хранившейся в Богородицком женском монастыре.

11.    Администрация города планирует на данном месте организовать межконфессиональный паломнический центр.  Представьте себе, что вам предложили участвовать в разработке данного объекта.  Создайте презентацию этого проекта.

Текст №5

1)Памятник Благотворителю в Казани открылся 30 августа 2008 года в День Республики и города в Казани состоялось открытие памятника Благотворителю.

2)У подножия Казанского Кремля – на площади Тысячелетия памятник, прототипом образа которого стал 72-летний Асгат Галимзянов, установлен на средства и по инициативе семьи Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

3)Памятник посвящен благотворителям, всегда готовым протянуть руку помощи окружающим их людям.

4)Асгат Галимзянов является примером для подражания: он на протяжении всей своей жизни оказывает посильную помощь сиротам и детям-инвалидам. 5)Асгат Галимзянов – это человек, который много лет собирал пищевые отходы на «Колхозном базаре» для содержания своей скотины, деньги, от продажи которой тратил на благотворительность.

6)Только в те годы он подарил 69 автомобилей различным учреждениям социальной направленности.

7)Этот благотворитель помогал не только татарстанцам, он нашел возможность оказать помощь людям, живущим в Чернобыле и Южной Осетии.

 8)Памятник Благотворителю выполнен творческой группой скульпторов во главе с Асией Миннуллиной.

9) Пятитонная бронзовая скульптура представляет собой обаятельного дедушку в тюбетейке, который ведет запряженную в телегу лошадь и катает на ней ватагу ребятишек.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип речи.
  5. Замените словосочетание «бронзовая скульптура», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  6. Объясните лексическое значение слова  Благотворитель
  7. Из предложений 6-9 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
  8. Среди предложений 5-9 найдите предложение с обособленным определением.
  9. Представьте, что у вас  появилась возможность  самим создать необычный памятник. Кому бы вы его поставили? Составьте проект будущего памятника.