кружок "Якутские национальные настольные игры"

Дьячковская Виктория Романовна

Пояснительная записка: Воспитание духовно богатой, морально чистой и физически совершенной личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки. Народные, национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом повышения двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшение психоэмоционального состояния.

  Воспитание гармоничной личности - духовно богатой, морально чистой и физически совершенной было и остается первостепенной задачей семьи, дошкольных учреждений, школы и общества в целом. Гармонизация развития личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки.

  Многими учеными отмечено, что "национальные особенности, наследственные и социальные, бытовые привычки, уклад жизни оказывает весьма существенное влияние на физическое развитие и двигательную подготовленность людей".

   Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка - дошкольника. Именно в игре и через игру дошкольник растет, обучается, развивается. А народные, национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом повышения их двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния. Через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого отношения к сопернику.

  В якутские настольные игры играли испокон веков, о точном времени их появления история умалчивает. Однако известно, что ежегодные республиканские соревнования по ним стали проводиться с 1991 года. В 1999-м их включили в программу Спартакиады имени Василия Манчаары среди школьников, а в 2002-м признали как отдельный вид спорта. Настольные игры получили широкое распространение в Верхневилюйском, Сунтарском и Мегино-Кангаласском улусах, а также в Якутске. Федоров Дмитрий Яковлевич, абсолютный чемпион по национальным настольным играм, заявил, что хабылык и хаамыска должны получить  всенародное признание, в них должны играть все дети. Этот вид игр эффективно развивает в человеке внимание, координацию, способность быстро думать и ориентироваться в пространстве.

   Полезную нагрузку получают мышцы пальцев рук, плеч, спины и ног. Кроме того, подкидывание палочек и камушек - конечно, при соблюдении всех сложнейших схем и правил - снимает стресс у человека. Словом, игры достаточно полезные, Использование якутских настольных игр помогает организовать работу, направленную на развитие мелкой моторики у детей. Что является одним из важных элементов развивающей деятельности. По нашим данным у современных детей наблюдаются затруднения в движениях рук и пальцев, не соизмеренные усилия при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), замедленный темп выполнения упражнений, малоподвижность пальцев, неточные движения рук. В специальной литературе описываются различные формы работы по развитию мелкой моторики руки: гимнастика для рук, пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика. Но по применению национальных игр в этом направлении очень мало литературы.

  Как отмечают специалисты, в повседневной деятельности ребенок в основном пользуется движениями первых трех пальцев, которые составляют «социальную зону руки»: Два последних пальца - безымянный и мизинец, находясь вне социальной зоны остаются пассивными а тем не менее, известно, что на пальцах очень много активны зон, влияющих на речевое развитие ребенка. В связи с этим на занятиях для активизаций речевой деятельности мы всесторонне используем якутские национальные настольные игры. Они помогают развитию мелкой моторики руки, а также облегчают процесс усвоения языка.

    Развивающая направленность якутских настольных игр и упражнений состоит в  том что, они решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом. Они также оказывают общеукрепляющие влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок

Обучение детей якутским народным играм включено в содержании:

-режимных моментов,

-самостоятельной деятельности,

-непосредственно образовательной деятельности.

            В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не толь основное образование, но и дополнительное. Кружковая работа в детском саду одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников дошкольного образования.

   Национальные игры, состязания забавы являются не только увлекательной и полезной формой досуга, но и являются отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.

   Цель: укрепление здоровья повышение функциональных возможностей организма ребенка, его общей физической подготовленности.

   Задачи:

- познакомить детей с содержанием и правилами якутских подвижных и настольных игр.

- воспитывать у детей желание играть в якутские национальные игры.

- научить соблюдать правила игры развивать ловкость, меткость, мелкую моторику рук.

- развивать самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение, воспитывать усидчивость.

- способствовать развитию памяти, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutskie.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Значение якутских настольных игр в развитии детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 « Айылгы » «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - так говорил В.А. Сухомлинский.

Слайд 2

Народные игры – понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как « Тырыынка », « Тыксаан », « Куерчэх », « Хабылык ». Народные игры

Слайд 3

Развивают мелкую моторику рук и координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения, благодаря им дети овладевают навыками счета и даже могут подготовить руку к письму. Они идеальны для детей дошкольного возраста. Настольные игры благотворно влияют на развитие подвижности кистей рук, мелкую моторику рук. Они помогают увеличить скорость движения рук, развить внимание и реакцию. Благодаря развитию реакций, мозг учится еще быстрее управлять телом. Якутские настольные игры

Слайд 4

« Тыксаан » Тыксаан (щелчки)Количество -15 шт.Длина 1.5 см. Диаметр – примерно 1 см. Правила игры: Все тыксааны собирают в ладонь и рассыпают их на стол - « кутуу ». Если два тыксаана упали друг на друга в одинаковом положении или стоймя, то игрок забирает их себе. Затем, он отстреливает лежащие навзничь тыксааны , лежащими в таком же положении, обратной стороной-такими же. Если игрок попадает в цель, не задев другие, то забирает поражённый тыксаан и продолжает игру. В противном случае, игрок делает « кутуу » заново. Упавшие на пол тыксааны , игрок поднимает и кидает на стол сверху. В конце игры, кто за 2 минуты собрал большее количество тыксанов , тот побеждает.

Слайд 5

« Тырыынка » Тырыынка (лучинки)Количество -15 шт.Длина -ширина детской ладони-6см. Диаметр -03 см.Длительность игры – 2 мин. Правила игры : Игрок, зажав тырыынки в ладонь, опускает руку на стол, и резко разжимает ладонь. Упавшие отдельно он забирает себе. Упавшие на пол, кидает сверху. Верхние, из лежащих друг на друге нужно с помощью одной тырыынки отсоединить от других. Главное условие: не сдвинуть соседнюю. В противном случае игра заканчивается. Игра проводится не дольше 2 минут. Выигрывает тот, кто быстрее собрал большее количество тырынок .

Слайд 6

«Күөрчэх» Күөрчэх (мутовка) Длина палочки 11 см, диаметр кружка 7 см. Правила игры: Прижимая плотно ладони друг другу, игрок по команде крутит күөрчэх . Засекается время, Выигрывает тот, у кого дольше всех крутится күөрчэх (мутовка).

Слайд 7

Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей» . Игрок, у которого больше всех «лошадей» , становится победителем. « Хабылык »

Слайд 8

Заключения: Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного возраста, так как: - настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа. - настольные игры народов имеют глубокие корни. - они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности. -они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.