Инновационная деятельность на базе КФУ

Методическая разработка внеклассного урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлов А.Ю. –

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Емелькинская СОШ» Аксубаевского района РТ

«Прости мне, Родина, что я  не соловей…»

(урок-презентация по творчеству татарского поэта Хасана Туфана)

Вид:  урок-презентация;

Метод: словесно-исследовательский, с использованием компьютерной презентации.

Цели занятия: 

-заинтересовать учащихся  жизнью и творчеством  татарского поэта Хасана Туфана, репрессированного на 16 лет;

- увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность малой Родине, и прославление человека, и страстная любовь;

- отметить особенности поэтической манеры Х. Туфана;

- воспитание любви к  творчеству поэта, поэзии,  родному краю.

Оформление урока:  портрет поэта;  фотографии;  вырезки из газет и журналов, оформленные в отдельный стенд; выставка книг Х. Туфана; иллюстрации учащихся к произведениям поэта, компьютер, мультимедийный проектор.

        Учащиеся  разбиваются на пять групп.  Задания к уроку  получены заранее.

1 группа  – литературоведы (готовят к уроку  сообщения о жизни и творчестве Хасана Туфана)

2 группа – чтецы (учат наизусть стихи  поэта, готовят краткий анализ лирических произведений)

3 группа – журналисты (оформляют презентацию, посвящённую жизни и творчеству поэта)

4 группа  -  художники (готовят иллюстрации к произведениям Туфана)

5 группа -  музыканты (готовят музыкальное сопровождение занятия)

Эпиграф:                                        

Прости мне, Родина,

что я  не соловей,

что я твой барабанщик скромный!

                                                                                               Хасан Туфан

Урок-презентация по теме «Прости мне, Родина, что я не соловей…» (по творчеству татарского поэта Хасана Туфана) проводится с использованием национально-регионального компонента.

Ход урока

Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух».

Слайды  №№1-3.

1. Слово учителя.

-  Дорогие ребята! Сегодня  мы  с  вами проводим урок-презентацию по творчеству нашего легендарного земляка, уроженца деревни Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан, татарского поэта-классика Хасана Туфана. На нашей аксубаевской земле родилось много известных людей. Это – Нажиб Думави и Николай Шелеби, Хасан Туфан и Ефрем Еллиев, Газиз Кашапов, и Михаил Сениэль, Набиря Гиматдинова  и  Иван Егоров, и многие другие. Конечно, каждый  из перечисленных личностей оставил свой след в  литературе,  или оставляет его, по-особенному. Но  среди них мне хочется отметить творчество Хасана Туфана неугомонностью, буйным нравом, так как он, как и Хади  Такташ, Адель Кутуй, Кави Наджми и Муса Джалиль, участвовал в закладке  фундамента новой татарской поэзии. Искал, ошибался, находил. Пополнил «золотой фонд» татарской поэзии. Надеемся, что его голос не только был и остался в  литературе, но и есть,  и   будет звучать очень долго,  несмотря на  его скромные слова: «Прости мне Родина, что я  не соловей, что я  твой барабанщик скромный!», потому что Хасан абый  писал сердцем.  

-   А  для  продолжения презентации, я  передаю слово нашим литературоведам-ведущим. От них мы  узнаем  более подробно  о жизни и  творчестве  этого замечательного  человека.

Слайд  №4.

Ведущий 1. Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился 9 декабря 1900 года в деревне Старая Киреметь Аксубаевской волости Чистопольского уезда  Казанской губернии. Читать и писать научился у  отца, а  когда открылась школа в деревне, учился  в  школе.

Чтец 1  (Стихотворение «Жизнь»)

Слайд  №5.

Ведущий 2.  Весной  1914 года  братья взяли Туфана с собой на  Урал, где  он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе «Галия». Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С. Рамиевым, М. Гафури и  С. Сунчалеем.

Чтец 2 (Стихотворение «На ветру качаются ромашки»)

Слайд №6.

Ведущий 1. В 1918-1924 гг. Хасан Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в  1924-1928 гг. – в  школе слободы «Бишбалта» г. Казани.

Чтец 3 (Стихотворение «Белая берёза»)

Слайд №7.

Ведущий 2. В 1928-1930 гг.  Хасан  абый совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.

Чтец 4

Меня поэтом мать не родила,

Мой стих – итог пережитого:

Всех предков горести, надежды и дела

В душе моей живут и просят слова.

Слайд №8.

Ведущий 1.  Вернувшись из поездки, поэт в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным  секретарём  журнала «Совет эдэбияты» (ныне «Казан утлары»).

Чтец 5 (Стихотворение  «Мой путь»)

Слайд №9.

Ведущий 2.  В 1940 году  наш земляк был репрессирован и на долгие  годы отлучён от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в  1956 году он возвращается в Казань.

 

Чтец 6  (Стихотворение  «Чьи руки теплее?»)

Слайд №10.

Ведущий 1.  Хасан Туфан начал печататься в 1924 году. А через два-три года о нём уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Поэт одним из первых привнёс в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы» и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в  золотой фонд татарской поэзии.

Чтец 7  (Стихотворение «А ты послушай»)

Слайд №11.

Ведущий 2.  С  середины 30 гг. 20 века в творчестве  Хасана Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к  лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.

Чтец 8

И в  чужих лесах и рощах есть берёзы,

Есть берёзы средь чужих  полей,

Но из глаз моих исторгнуть могут слёзы

Лишь берёзы родины моей.

Слайд №12.

Ведущий 1.  Поэзия Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.

Чтец 9

О Родина, тебя принять прошу

Огонь стихов, как совесть, непродажных, -

Сейчас, пока живу, пока дышу,

Или потом, когда – неважно!

Слайд №13.

Ведущий 2.  В 50-60-х гг. поэзия  нашего земляка достигает новых высот. Он создаёт целый ряд таких произведений, которые  вправе  считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряжённость мысли.

Чтец  10

То ль как солнце, ты  была  светла,

То ли нежность  матери хранила, -

Много брал я  у  тебя тепла,

Если сердце стужа леденила.

Руку на плечо мне положив,

Ты меня вела в года  крутые,

Тем, что я  ещё сегодня жив,

Лишь тебе обязан я, Россия!

Слайд №14.

Ведущий 1.  За сборник стихов «Избранные произведения» (1964) Х. Туфану в 1966 году  присуждена Государственная премия Татарстана  им. Г. Тукая.

Чтец 11

Каждый день по-особому нов,

Будь он короток или велик.

Он имеет свой собственный лик,

Он имеет свой собственный звон.

Каждый день по-особому нов.

Слайд №15.

Ведущий 2.  Хасан Туфан умер 10 июня 1981 года в Казани. Похоронен там же.

Чтец 12

Наверно, цветы Киремети,

Сегодня бранят меня снова.

За то, что бродя по планете,

Для них не нашел и полслова!

Родные просторы! Кружить бы

По чащам, равнинам, полесью,

На музыку вас положить бы

И вам подарить бы ту песню…

2. Анализ 2-3 стихотворений поэта.

1)  Какие мысли  звучат в стихотворениях поэта?

(Во многих  своих  стихотворениях Х. Туфан воспевает природу родного края. В его лирических произведениях – образные мысли, мечты великого поэта. И эта мечта – видеть родной край в  райском обличии, зелени, цветах.)

2)  Какие темы затрагивает лирика поэта?

(Пейзажную лирику, любовную и гражданскую)

3)  Какова особенность стихотворения «Белая берёза»?

(Стихотворение написано в 1933 году. В нём нет напряжённой метафоричности, которая была в раннем творчестве поэта. Здесь отчётливо проступают песенные фольклорные мотивы. Поэт одухотворяет берёзу, обращается к  ней как  к  живому  существу.)

4)  Кому посвящено стихотворение «На ветру качаются ромашки»?

(Оно посвящено жене поэта, известной артистке Луизе Салиаскаровой.)

5) Кто является лирическим героем в данном стихотворении?

(Сам поэт. Он гадает на ромашках: любит  или  не  любит? И каждый раз ромашки отвечают: «любит». Герой же  стихотворения ласково упрекает их за эту щадящую душу ложь, поскольку «на её безвременной могиле уж давно белеет резеда». /Дело в  том, что жена Туфана сдавала  свою кровь, чтобы носить мужу передачи, и подорвала своё здоровье/).

6)  Что означает псевдоним поэта?

(«Туфан» в переводе с  татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал этот псевдоним по прозвищу деда, отличавшегося буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним как нельзя лучше подошёл к  характеру его поэзии. Словно тайфун – дерзкий, неожиданный, смело разрушающий общепринятые каноны традиционной поэтики – Туфан вступил в татарскую поэзию.)

7)  На родине поэта установлен бюст поэта (скульптор – Махмут Гасимов). Чем отличается бюст от памятника?

(Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части человека /по грудь или по пояс/. Памятник – скульптура или архитектурное  сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь /выдающейся личности, исторического события/).

3.Отзыв о книге Избранное: Стихи и поэмы: Пер. с татар. – М.: Сов. Россия, 1987 (выступление 1 обучающегося)

4.Слово воспитанникам для защиты своих иллюстраций к  произведениям поэта (2-3 обучающихся).

5.Запись в тетради   (тема урока, эпиграф, названия основных произведений  Х. Туфана)

Слайды №№16-18.

6.Словарная работа.

Абый (в  переводе с татарского) -   дядя.

Медресе -   средняя мусульманская школа.

Скульптор  – художник, занимающийся скульптурой.

Слобода -  в России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный посёлок.

Слайд  №19.

7.Отгадывание кроссворда по теме «Туфан».

Звучит мелодия Георгия Свиридова «Метель-вальс»

Кроссворд «Туфан»

к

И

р

е

м

е

т

ь

х

и

с

б

у

л

л

а

т

а

й

ф

у

н

г

а

с

и

м

о

в

м

о

р

а

н

Вопросы:

  1. Название деревни, в  которой родился поэт.
  2. Настоящее имя Хасана.
  3. Что означает слово «туфан» в переводе с татарского?.
  4. Скульптор бюста Хасану Туфану на родине поэта.
  5. Переводчик стихов  Туфана с татарского на русский язык.

8. Просмотр видеоматериалов по дому-музею поэта.

9. Итог занятия.

-  Дорогие ребята! Сегодня мы узнали много интересного о жизни и творчестве  известного татарского поэта Хасана Туфана.  Хасан Туфан – выдающийся поэт, его творчество является истинно народным и пользуется огромной любовью. Если вы хотите узнать о нём  ещё больше, заходите на сайт Хасана Туфана в Интернете, и будете нам благодарны. А если хотите непосредственно  прикоснуться  с  его жизнью, то приезжайте  на родину поэта - в деревню Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан. Край Туфана вам запомнится на  всю жизнь! До свидания!

     

Слайд №20.

Литература

  1. Батулла Роберт. Вернулся навсегда // Сельская новь. 2000, 9 февраля.
  2. Валиуллин Дамир. Мир Хасана Туфана  // Казанские истории. -  2002, №№9-10.
  3. Гиниятуллина А. Писатели  Советского Татарстана. – Казань, 1970.
  4. Михайлов А.Ю. Знаешь ли ты Аксубай? – Аксубаево, 2014.
  5. Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая. – Казань, 1987.
  6. Мустафин Ф. Дело Туфана // Татарстан. – 1992.
  7. Розенгартен Михаил. Встречи  с Туфаном // Республика Татарстан. – 2001, 16 января.
  8. Хабибуллина Роза. Жемчужина татарской поэзии // Сельская новь. - 2000, 14 октября.
  9. Юзеев Нил. Мир поэта. – Казань, 1987.
  10. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Михайлов Андрей Юлианович - учитель русского языка и литературы

МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского муниципального района РТ

Тема урока: Творчество Каюма  Насыри, его «Книга о воспитании»

Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: урок по литературе для 6 класса посвящен знакомству с творчеством Каюма Насыри и его  «Книгой о воспитании», построен как урок-исследование.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

Технология: Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится  помощником и участником учебного процесса.

Развиваемые компетенции:

- Ценностно-смысловая ( способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

-Общекультурная  (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

-Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности,  целеполагание, анализ)

-Информационная  (владение различными средствами информации, поиск информации)

-Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

-Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные – самостоятельное  формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста,  установление  причинно-следственных связей

Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог, участвовать  в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Цели урока:

 Предметные: ознакомление с «Книгой о воспитании» Каюма Насыри; овладение навыками анализа текста·

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста

Оборудование:  Учебное пособие «Литература», 6 класс(Ахбарова Г.Х.,Скиргайло Т.О.. Региональный компонент. – М.,2015, компьютерная презентация, проектор, портрет Каюма Насыри, иллюстрации  по творчеству Каюма Насыри, «Книга о воспитании».

Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над высказываниями о языке.

Подготовка речевого аппарата к говорению

Предполагаемый ответ:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

             Н.В.Гоголь

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!  (И.С.Тургенев)          

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  Республики Татарстан.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Что общего у всех этих высказываний  и чем они различаются?

-Дайте лексическое значение слов «язык, просветитель»

-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в Зеленодольский район нашей республики  и вы познакомитесь  поближе  с известным татарским  писателем, этнографом Каюмом Насыри.

Виртуальная экскурсия (показ презентации)

Проблемный вопрос: Подумайте,  как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет  тема  нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Просветитель -распространитель знаний, просвещения

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих  знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Вспомните известных татарских поэтов и писателей?

Что такое бюст? 

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Предполагаемый ответ:

Бюст — скульптура, изображающая грудь, плечи и голову.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка  и  заполнение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри»

(Показ презентации)

Беседа по презентации

-Где началась трудовая деятельность Каюма Насыри  и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое  «поучение»?  (было задано на дом)

Чтение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри», составленной  на основе презентации  «Биография Каюма Насыри»

Отвечают на вопросы учителя.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

– Восстановите схему жанра «поучение», выбрав нужные элементы.

-Вспомните и дайте определение  « наставление».

Групповая работа. 

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра «поучение, наставление». Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Поучение, наставление — это  поучающий, нравоучительный совет.

3.Мини-исследование в группе.

- А что такое наставление по Каюму Насыри?

Задание. Попробуйте дать определение данному термину, прочитав Наставление первое из «Книги о воспитании» Каюма Насыри.

  - А какое поучение содержит Наставление девятое Каюма Насыри?

«Копейка, добытая трудом, дороже тысячи копеек, полученных от чужих рук» (стр.95 – Ахбарова Г.Х., Скиргайло  Т.О. Литература. Учебное пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». Региональный компонент. 6 класс. – М., 2015)

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Наставление -  поучение, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок, инструкция, руководство; увещевание, внушение, уговор, увещание, вразумление, поучение, указание, завет, инструктирование, наставленье, поученье, инструктаж, наводка, напутствие, наказ, проповедывание, памятка, рацея, отповедь, совет.

Отвечают на вопрос учителя.

  1. Физминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физминутка «Карлики-великаны»

Организует  разминку.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

Работа с наставлениями из «Книги о воспитании».

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с наставлениями Каюма Насыри из «Книги о воспитании». Ребята, у  каждой группы у нас есть свои Наставления, которые были заданы на дом. Прочитайте их нам всем.

- О чём говорится в ваших наставлениях?

Каждая группа читает наставления.

Дают развёрнутые ответы.

1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения Наставлений Каюма Насыри.

Беседа о просмотренном.

-Понравилось ли вам чтение  Наставлений  Каюма Насыри?

 - Чему поучают они нам?

- Как чтец голосом передал характерные особенности поучений?
   — В каких ситуациях  эти наставления мы можем применять в жизни?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Групповая работа.

В группе выпишите  10  непонятных слов.

Предполагаемый словарь:

Этнографом называется специалист по этнографии — исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи.

Единственная наука, которая имеет отношение к религии,  это  богословие, поэтому учёный, занимающийся такой наукой - БОГОСЛОВ.

Фундаментальный, -основательный, глубокий . Напр.:Фундаментальное исследование.

Кушак - Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура.

Невежа - невежливый, невоспитанный человек невежда - необразованный, малознающий.

Наставление - поучающий, нравоучительный совет.

Има́м — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы.

МЕКТЕБЕ (араб. мактаб) — название средней общеобразовательной школы у тюркских народов.

Медресе́ — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение Наставлений учащимися.

Чтение наставлений.

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию к наставлению  вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями Наставлений  К.Насыри

Наглядный, частично-поисковый

- Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

6. Просмотр буктрейлера по произведениям Каюма Насыри.

Наглядный, проблемный

-Изменилось ли ваше восприятие  Наставлений?

-Чьё прочтение наставлений  вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ наставлений.

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

- В чём смысл  отцовских наставлений?

Отцовские наставления, какие они? Даем ли мы своим детям отцовские наставления, даем ли мы им наказ или жизненное правило, которое помогло бы им в будущем не сойти с пути истинного, не уронить своей чести и быть достойными продолжателями дела семьи.

Стоит ли это делать и будут ли наши дети относится к словам родительским с уважением и выполнять их? В наше время родитель для взрослых детей уже не тот что в прошлое время. Раньше хоть как-то выполнялось правило "почитай отца и мать" а нынче наши чада смотрят на нас как на людей каменного века, зачастую считая что молодой это значит "продвинутый". Родители - такие же люди, и абсолютной мудростью, увы, не обладают. Однако у них есть жизненный опыт, поделиться которым обязательно следует.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ наставлений.

1 Задание.

 1 группа.

1. Почему Каюм Насыри использует мораль в своих наставлениях?

2. В Наставлении девяносто шестом Каюм Насыри говорит о еде. Какой рукой принято есть в обществе?

3. Если к обеду собралось много людей, можно ли заставлять всех ждать тебя одного?

Защита своего мнения.

2 группа.

1. Какие эпитеты использует  писатель в своих наставлениях?

2.  Какие глаголы характерны в Наставлениях?

3.  Охарактеризуйте язык Наставлений Каюма Насыри.  Докажите свою  мысль, ссылаясь на тексты.

Защита своего мнения

3 группа.

1. В каких произведениях русских писателей присутствуют Наставления?

2. Чему они поучают?

3. В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина главный герой Петр Гринёв какое наставление получает от отца?

Защита своего мнения

 2 задание. Составление сравнительной таблицы

Сопоставление Наставлений Каюма Насыри  и отцовских наставлений.

Защита своего мнения

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание синквейна  по тридцать девятому Наставлению.

Итог своих результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте  Наставление, относящееся к учёбе в школе.

2. Инсценировка одного Наставления (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» своими смайликами.

Литература

1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие  «Литература» для 6 класса. Региональный компонент. – М., 2015;

2. Насыри Каюм. Избранные произведения. – Казань, 1977;

3. Насыри Каюм. Книга о воспитании;

4. Интернет ресурсы.