художественные творческие эксперименты

Агапова Татьяна Викторовна

Индивидуализация образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные творческие эксперименты

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, статья 64, указывает нам на то, что, образовательные программы дошкольного образования, направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода.

В общих положениях, требованиях к структуре к образовательной программе, к условиям ее реализации, везде идет речь об индивидуальном подходе, индивидуальном развитии, индивидуализации образования.

Индивидуальный подход — это педагогический принцип обучения детей который предполагает изучение и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, выбор форм, методов, средств взаимодействий с ребенком в разных видах деятельности, создание специальных педагогических условий для развития индивидуальности каждого ребенка.

Анализ мониторинга развития детей показал, что на начало учебного года выявлены воспитанники по критерию «Низкий уровень развития» в той или иной образовательной области, что свидетельствует о  необходимости корректирующей помощи педагога. Данные результаты связаны с тем, что дети пришли из дома в дошкольное учреждение, у некоторых из них низкий уровень адаптации к детскому саду, что негативно сказывается на результатах мониторинга.

 Определены траектории развития каждого ребенка, разработаны индивидуальные образовательные маршруты по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Рассмотрим образовательный маршрут воспитанника младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел рисование. Был составлен данный маршрут, так как у ребенка были трудности с освоением изобразительных  навыков. У ребенка присутствовало сомнение: у меня так не получится, я не могу, я не умею рисовать; возникало чувство неуверенности перед белым листом, умением начинать, создавать новые проекты. Ребенок осторожничал, боялся испачкаться, с опаской смотрел на баночки с краской.

Вообще рисовать для ребенка - это так же естественно, как и играть. У большинства детей с этим нет никаких проблем. Но бывает такое, когда ребёнок отказывается рисовать.

Передо мной встала задача: обогатить среду разнообразными художественными средствами и создать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша.

Создавая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка младшей группы, я решила использовать нетрадиционные техники рисования. Почему? Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.; нетрадиционные техники рисования помогают преодолеть неуверенность, заинтересовать детей рисованием

Таким образом, определена цель образовательного маршрута:

создание условий для развития у ребенка художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. 

Поставлены задачи:

- формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности

- учить в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность

- развивать эстетическое восприятие

- обращать внимание красоту окружающих предметов, объектов природы; вызвать чувство радости

В содержание образовательного маршрута включены следующие  упражнения:

- рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик может набираться краски разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

 

- рисование вилкой, пробкой: материал используют как штамп, опускают в краску и наносят отпечатки на бумагу

- рисование ватными палочками: ребенок берет ватную палочку, набирает краску и наносит мазки, украшая изображение на листе бумаги.

- рисование восковыми мелками и акварелью: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным

- рисование (отпечатки) овощами, фруктами: овощи и фрукты режут пополам, опускают в краску, используют как штамп

- рисование поролоном: для данной технике понадобится кусочек поролона или губки для мытья посуды. Поролон не нужно мочить в воде, его следует сразу обмакивать в краску.

Одним из условий успешной реализации образовательного маршрута является сотрудничество с семьями воспитанников. Сотрудничая с родителями, использую разные формы работы:

- мастер-классы

- совместные досуги с использованием изобразительных материалов

- родительские собрания

- наглядное оформление стендов, уголков

- участие в выставке рисунков семейных творческих коллективов

Таким образом, к концу учебного года ребенок способен изображать отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующе изображаемым предметам; правильно пользоваться кистью и красками.

Работу по развитию творческих способностей продолжим в летний оздоровительный период: это рисование палочками на песке, земле, рисование цветными мелками на асфальте; рисование крупой; отпечатки листьев, крышек, камешков.

Подводя итог, хочется отметить, что благодаря индивидуальному подходу, планомерной, целенаправленной работе  мы смогли добиться положительных результатов.

У ребенка исчезло сомнение: я не могу, не умею рисовать; исчезла неуверенность перед белым листом; ребенок правильно пользуется кистью, смело смешивает краски, использует разнообразные изобразительные материалы для создания образов и новых проектов.