"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Медведева Альфия Нургаиновна

       Инновационная деятельность в рамках республиканской инновационной площадки "Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» осуществляется с 2015 года. Тема инновационной работы "Моделирование образовательного процесса при реализации ФГОС ООО на уроках русского языка и литературы". Была запланирована разработка элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в литературоведение". В марте 2017 года курс разработан и рецензирован (рецензент - доцент Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ, кандидат педагогических наук О.В.Волкова).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района РТ

Медведевой Альфии Нургаиновны

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации

МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района РТ

Контактные данные

422980, РТ, г.Чистополь, ул.Бебеля, д.121

тел.: (84342) 51485

адрес официального сайта - https://edu.tatar.ru/chistopol/gimnazia1

e-mail.ru - G1.Ctp@tatar.ru

Тема инновационной разработки

Моделирование образовательного процесса при введении ФГОС ООО на уроках русского языка и литературы

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Учитель русского языка и литературы

Краткое описание инновационной разработки

Элективный курс  для учащихся 10-11 классов «Введение в литературоведение».

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов филологического и социально-гуманитарного профиля и направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности.

         Актуальность программы настоящего элективного курса определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции. Программа может быть использована для подготовки учащихся к выпускному сочинению-эссе, к сдаче ЕГЭ по литературе.

          Цель курса:

  • расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста; развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.

          Задачи курса:

  • развивать навыки анализа художественно текста;
  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста.

        Содержание курса.

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Введение в литературоведение» состоит из:

  • Пояснительной записки
  • Учебно-тематического плана
  • Содержательной части
  • Списка информационно-методического обеспечения
  • Приложений

           Ожидаемые результаты.

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:

  • знать основы анализа художественного текста;
  • овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;
  • уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;
  • уметь писать сочинения в жанре эссе, этюда, критической статьи.

Сведения о распространении инновационного опыта:

Участие в НПК;

  • Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов госвласти и общественных объединений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

Открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и РТ;

  • Открытый урок в 9 классе по литературе для  учителей русского языка и литературы школ Чистопольского муниципального района на тему «Тема поэта и поэзии в стихотворении М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном»;
  • Открытый урок в 6 классе по русскому языку для  учителей русского языка и литературы школ Чистопольского муниципального района на тему «Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар».

Участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

  • Защита проектной работы  на тему:  «Подготовка учащихся 5-6 классов к олимпиаде по русскому языку  в условиях реализации ФГОС» в рамках курсов повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка  (в условиях внедрения ФГОС)»  (г. Казань)

Печатные работы за отчетный период

  • Публикация статьи «Система работы учителя по формированию толерантности на уроках литературы»  в Сборнике научных трудов  II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов госвласти и общественных объединений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект» (Казань, 2016 год, Институт психологии и образования К(П)ФУ)

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительной динамики)

Олимпиада-2016:

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку (2 победителя и 3 призера);

Конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся;

  • Очная тематическая олимпиада по русскому языку «Грамотеи», НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (1 победитель)
  • Интернет-тур олимпиады по русскому языку и литературе при КФУ (1 победитель, 3 призёра)
  • Ежегодный республиканский музейный конкурс на лучшее исполнение произведений Б.Л.Пастернака «Цель творчества-самоотдача» (1 победитель, 1 призёр)

Качество образования:

2015-2016 уч.год:  русский язык - 91, 5, литература - 97,5%

2016-2017 уч.год (1 четверть): русский язык - 92, литература - 98,3

Форма представления инновационной деятельности

  • Открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района



Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

Программа элективного курса по литературе

для 10 класса

«Введение в литературоведение»

Автор: Медведева Альфия Нургаиновна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназии №1» г. Чистополя РТ

        

2017  год

Пояснительная записка

        Программа элективного курса «Введение в литературоведение» предназначена для учащихся 10 класса филологического  профиля общеобразовательных школ и гимназий и   направлена на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Курс рассчитан на один год  обучения  - 35 учебных  часов в год.       

        Художественная литература — один из основных видов искусства. Ее роль в познании жизни и воспитании людей невозможно переоценить. Благодаря произведениям литературной классики учащиеся приобщаются к мировой культуре, проникаются гуманистическими идеалами, формируются  как личности. Художественное произведение становится духовным достоянием каждого читателя только тогда, когда он становится художественно образованным человеком. А для этого необходимо, помимо изучения самих художественных произведений, познакомиться и с наукой об искусстве и литературе, в первую же очередь — с важнейшими теоретическими понятиями в этой области. Теоретико-историко-литературные знания способствуют глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателей. Именно поэтому знакомство с теорией литературы имеет чрезвычайное значение для каждого изучающего литературу. Понимание содержания художественного произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя, формирование художественно образованной личности лежит в основе концепции данной программы.

        В ходе изучения русской и зарубежной  литературы в средних классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведения и творческого пути отдельных авторов. Теоретико-литературные понятия изучаются в контексте анализа художественных произведений с 5 класса. К 10 классу у учащихся уже должна быть сформирована база основных литературоведческих понятий. Однако практика показывает, что теоретические знания носят фрагментарный характер,  в них нет системы, недостаточно сформирован навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. А между тем теория литературы играет роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление закономерностей в художественном тексте. Актуальность данной программы определяется необходимостью развития аналитических навыков у старшеклассников и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции. Программа может быть использована для подготовки учащихся к выпускному сочинению-эссе. Она позволит углубить, расширить и систематизировать полученные ранее теоретико-литературные знания, изучить важнейшие закономерности литературного процесса, сформировать навык самостоятельной интерпретации художественного произведения, что является необходимым при поступлении в высшее учебное заведение филологического профиля. 

         Цель курса: дать целостное представление о литературоведческой науке, сформировать навык литературоведческого анализа текста в единстве формы и содержания.

       Задачи курса:

  • раскрыть смысл и дать истолкование основным литературоведческим категориям и понятиям, необходимым учащимся для целостного восприятия художественного произведения;
  • изучить важнейшие закономерности литературного процесса;
  • углубить, расширить и систематизировать полученные ранее теоретико-литературные знания;
  • совершенствовать навык написания сочинений различных жанров  

       Планируемые результаты:

По окончании курса учащиеся должны

  • знать основные литературоведческие термины, категории, понятия,
  • владеть научной терминологией литературоведения, культурой чтения,
  • раскрывать особенности художественного образа, родовидовой специфики, проблем художественного метода, художественного стиля и жанра,
  • уметь анализировать литературные явления, писать сочинения в жанре эссе, этюда, критической статьи.
  • анализировать художественные произведения в единстве формы и содержания,
  • применять полученные знания в области литературоведческого анализа и интерпретации текста в собственной учебно-исследовательской деятельности.

        Система оценки достижений учащихся

  • Стартовый контрольный тест -  определение начального уровня теоретических знаний.
  • Текущий контроль  -  оценка работы ученика на занятиях,  составление рейтинга с использованием балловой системы  (устный ответ, терминологический диктант, тестовые задания, индивидуальные задания,  самостоятельная работа с текстом, практическая работа и др.).
  • Промежуточный (тематический) контроль – оценка уровня усвоения темы, раздела (тематический анализ текста художественного произведения, тестирование, выполнение заданий в формате ЕГЭ).
  • Итоговый контроль – комплексный анализ художественного текста в единстве формы и содержания.
  • Творческие работы -  самостоятельная работа ученика во внеурочное время (научно-исследовательские работы, эссе, рефераты).

       

             Основным методологическим принципом, на котором строится элективный курс, является изучение литературного произведения не только как произведения искусства  в контексте творчества автора и литературного процесса, но и в единстве художественной формы и содержания. В рамках данного курса учащимся предлагается по-новому перечитать изученные ранее художественные произведения на основе систематизированных знаний по теории литературы, а также научиться определять глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с литературным процессом. В связи с этим в программе предусматриваются теоретические и практические занятия и выделяются следующие разделы:

  1. Художественная литература как искусство слова
  2. Язык художественной литературы
  3. Содержание и форма художественного произведения
  4. Роды и жанры  художественной литературы
  5. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
  6. Проза и поэзия

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Виды деятельности и формы контроля

Количество часов

теория + практика

практика

1

Стартовый контроль

Тестирование

1

Введение. Художественная литература как искусство слова (2 ч.)

2

Литература и другие виды искусства

Запись конспекта лекции учителя;

экспресс – опрос по теме лекции

1

3

Художественный образ

Устное высказывание по теме занятия; письменный анализ текста

1

Язык художественной литературы (2+1 ч.)

4

Особенности поэтического языка. Поэтические фигуры. Поэтическая фонетика. Тропы

Составление тезисов прочитанных статей по теме занятия; анализ поэтического текста

1

5

Речевая организация произведения. Художественные средства создания образов

Анализ речевой организации художественного текста

1

6

Промежуточный контроль

Творческая работа. Анализ художественных образов произведения

1

Содержание и форма художественного произведения (5+1 ч.)

7

Замысел и его воплощение. Содержание художественного произведения. Тема, идея, проблематика, пафос

Запись конспекта лекции учителя;

ответ по материалу лекции учителя

1

8

Категории художественной формы. Сюжет, композиция, конфликт

Анализ композиции, сюжета, определение конфликта художественного произведения

1

9

Категории художественной формы. Внесюжетные элементы, художественная деталь, пейзаж

Самостоятельный анализ текста

1

10

Литературный образ. Характер, тип, персонаж, герой, прототип, портрет

Запись конспекта лекции учителя;

устное высказывание по теме занятия

1

11

Художественное пространство и время

Составление тезисов прочитанных статей; терминологический диктант

1

12

Промежуточный контроль

Тестирование в формате ЕГЭ. Анализ произведения

1

Роды и жанры художественной литературы (4+1 ч.)

13

Эпос. Жанры эпоса

Запись конспекта лекции учителя;

экспресс – опрос по теме лекции

1

14

Лирика. Жанры лирики

Устные высказывания по теме занятия

1

15

Лиро-эпические жанры

Сообщения по теме занятия

1

16

Драма. Драматические жанры

Терминологический диктант

1

17

Промежуточный контроль

Тестирование. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос

1

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (9+1 ч.)

18

Художественный метод. Литературное направление

Запись конспекта лекции учителя;

экспресс – опрос по теме лекции

1

19

Литературное течение. Литературная школа

Индивидуальные выступления по теме занятия

1

20

Классицизм

Составление таблицы с целью сравнения и сопоставления литературных направлений 18-19 веков

1

21

Сентиментализм

1

22

Романтизм

1

23

Реализм

Анализ текстов с целью выявления характерных черт литературного направления

1

24

Символизм

Запись конспекта лекции учителя;

экспресс – опрос по теме лекции

1

25

Акмеизм

Составление таблицы с целью сравнения и сопоставления литературных направлений 20 века

1

26

Футуризм

1

27

Промежуточный контроль

Тестирование в формате ЕГЭ. Анализ поэтического текста

1

Проза и поэзия (5+3 ч.)

28

Поэзия и проза — два основных типа организации художественной речи

Запись основных тезисов лекции учителя

1

29

Системы стихосложения

Индивидуальные выступления по теме занятия

1

30

Стихотворные размеры

Анализ ритмической организации поэтического текста

1

31

Ритм, рифма, строфа

1

32

Поэтический перевод

Составление устных и письменных высказываний

1

33

Промежуточный контроль

Анализ текста прозаического и поэтического текста.

1

34

Итоговый контроль

Тестирование. Комплексный анализ текста

1

35

Защита творческих и научно-исследовательских работ

Презентация творческих и научно-исследовательских работ

1

Всего: 35

27

8

Содержание тем элективного курса

Стартовый контроль (1 ч.)

Введение. Художественная литература как искусство слова (2 ч.)

Тема 1.     Литература и другие виды искусства.  

Художественная литература как вид искусства. Художественная литература и другие виды искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла.

Практическая работа. Чтение и анализ статьи Л.Н. Толстого «Что такое искусство?»  Запись тезисов. Беседа по содержанию.

Тема 2. Художественный образ.

Прототип. Художественная условность. Художественный мир.  Единство художественной формы и художественного содержания. Система образов произведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, образы предметов). Типы отношений между образами.

Практическая работа. Анализ художественных образов в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». Образы персонажей. Образы природы. Образы пространства и времени.

Язык художественной литературы (2+1 ч.)

Тема 3. Особенности поэтического языка. Поэтические фигуры. Поэтическая фонетика. Тропы.

Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи. Особенности поэтического языка. Поэтические фигуры. Поэтическая фонетика. Тропы и риторические фигуры.    Художественные функции стилистически окрашенных групп лексики.    

Практическая работа. Анализ фрагмента повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи). 

Тема 4. Речевая организация произведения. Художественные средства создания образов.

Речевая характеристика героя (диалог, монолог),  авторская характеристика, портрет, внутренний монолог. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Практическая работа. Анализ фрагментов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (монологи Чацкого и Фамусова).

Промежуточный контроль. Тестирование по темам 1-4. Анализ текста рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».

Содержание и форма художественного произведения (5+1 ч.)

Тема 5. Замысел и его воплощение. Содержание художественного произведения. Тема, идея, проблематика, пафос.

Художественное содержание и художественная форма. Единство содержания и формы. Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология проблем. Исторически конкретные и вечные проблемы. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос. Образ автора. Авторский замысел и авторская позиция в произведении.

Практическая работа.   Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Валерик» (определение темы, проблематики, пафоса, идеи).

Тема 6.   Категории художественной формы. Сюжет, композиция, конфликт. Сюжетные элементы (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Виды композиции. Композиционные приёмы. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведении. Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия.

Практическая работа. Анализ  сюжета, композиции, конфликта романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжетные элементы главы «Фаталист». 

Тема 7. Внесюжетные элементы, художественная деталь, пейзаж. Литературный образ. Характер, тип, персонаж, герой, прототип, портрет.

Практическая работа.  Анализ поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (роль внесюжетных элементов, художественных деталей, пейзажа, типов характера и т.д.).

Тема 8. Художественное пространство и время.

Хронотоп. Образ времени и пространства в художественном произведении.

Практическая работа. Анализ особенностей хронотопа рассказа А.П. Чехова «Студент».

Промежуточный контроль.  Тестирование по темам 5-8 в формате ЕГЭ. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Старая лошадь».

Роды и жанры  художественной литературы (4+1 ч.)

Тема 9.   Эпос. Жанры эпоса.

Притча, рассказ, новелла, очерк, повесть, роман, роман-эпопея. Тематические, композиционные, художественные особенности жанров эпоса.

Практическая работа.  Определить жанровую принадлежность произведений русской литературы 19-20 веков. (Л.Н. Толстой «Гордый олень», «После бала»,  В.Г. Короленко «Парадокс», И.А. Бунин «Тёмные аллеи», И.С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети», В.П. Астафьев «Паутина» и др.)

Тема 10. Лирика. Жанры лирики.

Лирическое стихотворение, послание, элегия, ода, сонет, эпиграмма. Тематические, композиционные, образно-художественные особенности жанров лирики.

Практическая работа.   Определить жанровую принадлежность лирических произведений русской литературы 19-20 веков.  ( Г.Р. Державина «Фелица», А. С. Пушкин «К Чаадаеву»,   А.А. Ахматова. «Мартовская элегия», Саша Чёрный «Ослу образованье дали», Н.С. Гумилёв «Сонет» и др.)

Тема 11. Драма. Жанры драмы.

Комедия, трагедия, драма, трагикомедия, водевиль. Тематические, композиционные, образно-художественные особенности драматических жанров.

Практическая работа.  Определить жанровую принадлежность драматических произведений  18- 19 веков (М.М. Херасков «Освобождённая Москва», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.Н. Островский «Гроза»).

Тема 12. Лиро-эпические жанры.

Поэма, баллада. Тематические, композиционные, образно-художественные особенности смешанных жанров.

Практическая работа. Анализ баллады В.А. Жуковского «Людмила», поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Определить черты лирики и эпоса в произведениях.

Промежуточный контроль. Тестирование по темам 9-12. Творческое задание: определить жанр произведения (перечислить характерные черты жанра в данном произведении). Развёрнутый ответ на проблемный вопрос.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (9+1 ч.)

Тема 13. Художественный метод. Литературное направление.

Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития. Литературные традиции и новаторство. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания. Основные понятия историко-литературного процесса: художественная система, творческий метод, литературное направление и течение.

Практическая работа. Тестирование по теме занятия.

Тема 14. Литературное течение. Литературная школа.

Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейской культуре 17-18 - начала 19 веков. Противоборство и преемственность литературных направлений.

Практическая работа. Тестирование по теме занятия.

Тема 15. Классицизм.

Общая характеристика эстетической программы, системы жанров, стилевых тенденций. Представители классицизма.

Практическая работа. Творческое задание: сочинить афишу к пьесе в жанре классицизма.  

Тема 16. Сентиментализм.  

Общая характеристика эстетической программы, системы жанров, стилевых тенденций. Представители сентиментализма.

Практическая работа. Творческое задание: сочинить краткий сюжет к произведению в жанре сентиментализма.

Тема 17. Романтизм.

Романтический герой.  Общая характеристика эстетической программы, системы жанров, стилевых тенденций. Представители романтизма. Неоромантизм.  

Практическая работа. Определить черты романтизма в рассказа М. Горького  «Макар Чудра».

Тема 18. Реализм.

Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистическом искусстве. Критический реализм. Соцреализм.

Практическая работа.  Определить черты реализма в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Тема 19. Символизм.

Литературные течения и направления  20 века.  Модернизм. Декадентство. Символизм как направление модернизма. Старшие символисты. Младосимволисты. Общая характеристика эстетической программы символизма.

Практическая работа. Определить черты символизма в стихотворении  В. В. Набокова «Я на море гляжу из мраморного храма…»

Тема 20. Акмеизм.

Акмеизм как направление модернизма. Общая характеристика эстетической программы акмеизма.

Практическая работа.  Определить черты акмеизма в стихотворении Н.С. Гумилёва «Жираф».

Тема 21. Футуризм.

Футуризм как направление модернизма. Общая характеристика эстетической программы футуризма.  Постмодернизм. Понятие литературного авангарда.

Практическая работа. Определить черты футуризма в стихотворении В. В. Хлебникова  «Бобэоби пелись губы…»

Промежуточный контроль. Тестирование в формате ЕГЭ. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...»

Проза и поэзия (5+1 ч.)

Тема 21. Поэзия и проза — два основных типа организации художественной речи.

Стихотворение в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характеристики стихотворной речи.

Практическая работа. Определить особенности ритмической организации стихотворения в прозе И.С. Тургенева  «Собака».

Тема 22. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Стопа. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих.

Практическая работа.  Тестирование по теме занятия.          

Тема 23. Ритм, рифма, строфа.

Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактилическая и др.). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, онегинская строфа).

Практическая работа.  Анализ ритмической организации стихотворения М.И. Цветаевой «Ученик».

Тема 24. Поэтический перевод.

Поэтический перевод как форма поэтического творчества и особый вид социальной коммуникации.

Практическая работа. Анализ перевода 73 сонета Шекспира Б.Л. Пастернаком   («То время года видишь ты во мне…»)

Промежуточный контроль. Сравнительный анализ произведений И.С. Тургенева «Утро туманное, утро седое…», «О моя молодость! О моя свежесть!», «Бирюк». Определить род, жанр, принадлежность к прозе или к поэзии, обосновать свой выбор.

Итоговый контроль  (1ч.)

Тестирование. Комплексный анализ текста (на выбор)

Выполните целостный анализ стихотворения Афанасия Фета  «Ласточки», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: соотнесённость философского содержания с пейзажными образами; отбор деталей  и приёмы изображения; особенности ритмической и лексико-синтаксической структуры стихотворения.

Выполните целостный анализ рассказа Василия Шукшина «Дядя Ермолай». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы/поэтики: своеобразие темы и сюжета, характеров и поведения героев; воспроизведённые в рассказе подробности и детали крестьянской колхозной жизни; специфику авторской позиции и авторского повествования.

Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. (Сформулированные направления анализа носят рекомендательный характер. Можно избрать собственный путь  рассуждений).

Защита творческих работ (1 ч.)

Требования к результатам освоения элективного курса

В результате освоения элективного курса учащиеся должны  разработать следующие материалы:

  • Конспекты лекций и тезисы к ним
  • Комплексные анализы текстов художественных произведений
  • Творческие работы
  • Рефераты
  • Исследовательские работы

Формы контроля

  • Тестирование
  • Устный опрос
  • Письменный развёрнутый ответ на вопрос
  • Творческие задания
  • Задания в формате ЕГЭ
  • Комплексный анализ текста

Контрольно-диагностические материалы

  • Тесты (приложение 1)
  • Тексты художественных произведений (авторы и названия произведений в разделе «Содержание тем элективного курса»)
  • Творческие задания (в разделе «Содержание тем элективного курса»)

Система оценки образовательных достижений (балловая система)

  • Низкий уровень  - 0 – 49%  (2)
  • Критический уровень -  50 - 63%  (3)
  • Допустимый уровень  - 64 – 79%  (4)
  • Оптимальный уровень - 80 – 100%  (5)

Критерии оценки  комплексного анализа

прозаического и лирического текста

1. Глубина постижения текста (до 20 баллов) (ПРОЗА)

Баллы

а) глубокое постижение текста; знание и понимание проблематики произведения, темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя; умение обосновывать суждения;

20-16

б) знание и понимание проблематики произведения, темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя; предлагается осмысление указанных категорий, но ограниченное общими тезисами, связанными с проблематикой произведения; суждения не подкрепляются необходимыми доводами;

15-10

в) знание и понимание проблематики произведения, темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя, но смысл данных категорий объясняется  поверхностно или крайне упрощённо;

9-1

г) не обнаруживается знание и понимание проблематики произведения, темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя и/или даётся  ответ, который содержательно не соотносится  с поставленной задачей.

0

1. Глубина постижения текста (до 20 баллов) (ЛИРИКА)

а) глубокое постижение лирического текста, понимание темы, жанра, анализ лирического сюжета, образной системы, средств выразительности, ритмического рисунка и т.п. (анализ в единстве формы и содержания);

20-16

б) понимание темы, определение жанра, анализ лирического сюжета, образной системы; предлагается осмысление указанных категорий, но ограниченное общими тезисами, связанными  с темой лирического произведения, суждения не подкрепляются необходимыми доводами;

15-10

в) раскрывается понимание темы, определение жанра, анализ лирического сюжета, образной системы и т.п., но смысл данных категорий объясняется  поверхностно или крайне упрощённо;

9-1

г) отсутствие анализа текста, цитирование или пересказ.

0

2. Композиционная стройность работы (до 20 баллов)

а) работу отличает композиционная стройность, стилистическая однородность, точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту;

20

б) работу отличает композиционная стройность, стилистическая однородность, точность формулировок, однако приведённые цитаты являются неуместными и неточными;

15

в) в работе присутствуют логические ошибки (не более 2-х), неточность выражения мысли,  нарушена стилистическая однородность; цитаты используются неуместно;

10

г) в работе присутствуют логические ошибки  (более 2-х), неточность выражения мысли, нарушена стилистическая однородность,  цитаты используются неуместно;

5

д) отсутствует композиционная стройность, логичность; анализ подменяется цитированием или пересказом.

0

3. Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его   (до 10 баллов)

а) обнаруживается высокий уровень знания истории и теории литературы; умело интерпретирует историко-литературные факты и умело оперирует историко-литературными понятиями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала; фактические ошибки отсутствуют;

10-8

б) обнаруживается достаточный уровень владения историко-литературными сведениями и теоретико-литературными знаниями, но допускаются отдельные неточности в употреблении терминов и упоминании историко-литературных фактов (или/и  1-2 фактические ошибки);

7-5

в) не обнаруживается достаточный уровень владения историко-литературными знаниями и сведениями из истории литературы, допускаются  ошибки в употреблении терминов  при анализе литературного материала  (или/и  3-4 фактические ошибки);

4-1

г) не обнаруживает владение историко-литературными знаниями и сведениями из истории литературы, не используются   литературоведческие термины при анализе литературного материала.

0

4. Умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства  (до 10 баллов)

а) авторская позиция определена глубоко и адекватно, с учётом различных её уровней (эмоционального, житейского, биографического, исторического, эмоционального, философского); формулирует свою позицию с учётом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; собственные мысли и чувства выражены чётко, образно, эмоционально;

10-8

б) авторская позиция определена верно, но в общих чертах, не учтены различные её уровни (эмоциональный, житейский, биографический, исторический, эмоциональный, философский); собственная позиция сформулирована с учётом позиции автора, но мысли и чувства выражены с недостаточной чёткостью;

7-5

в) авторская позиция определена с недостаточной полнотой; собственная позиция выражена неопределённо, без учёта позиции автора; мысли и чувства сформулированы нечётко;

4-1

г) авторская позиция не определена или определена неверно, собственные мысли и чувства не обозначены.

0

Максимальный балл

60

Критерии оценки  творческого задания

1. Содержание (до 20 баллов)

Баллы

а) Названа функция художественного явления и раскрыта на примере конкретного произведения

20

б) Названа функция художественного явления, но  раскрыта поверхностно на примере конкретного произведения

15

в) Названа функция художественного явления, но  не раскрыта  на примере конкретного произведения

10

2. Язык и стиль работы (до 10 баллов)

а) работу отличает композиционная стройность, стилистическая однородность, речевая грамотность

5

б) есть нарушения в построении текста, доминируют логические и речевые ошибки

2-0

Максимальный балл

25

Информационное обеспечение

Литература, использованная при подготовке программы

1. Абрамович Г. Л. «Введение в литературоведение». Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Русский  язык и литература». - М.: Просвещение, 1979 г.

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб., 2007.

3. Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. - М.: Просвещение, 1994.

4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула, 2000.

5. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1972.

6. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. - СПб., 1996.

7. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М., 2009.

Литература, рекомендуемая для учащихся

1. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. -  М., 1970.

2. Маркович В.М. Анализ драматического произведения. -  Л, 1988.

3. Маркович В.М. Русская новелла: Проблемы теории и истории. -   СПб., 1993.

4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах: теория, история, словарь. - М.: Айрис пресс, 2008.

5. Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А до Я. -  М., 2001.

6. Скубачевская Л.А. ЕГЭ - Литература - Универсальный справочник. -  М.: Эксмо, 2010

7. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов: книга для учащихся. -  М.: Просвещение, 1985.

Электронные ресурсы


1. http: // lit. rusolymp.ru. - Информационный портал Всероссийской олимпиады.

2. http://lit.1september.ru. - Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

3. http://www.feb-web.ru.- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

4.  www.alleng.ru. -   Образовательные ресурса Интернета. Литература.

5. 5litra.ru. – ЕГЭ по литературе онлайн.

Приложение 1

Стартовый контроль 

I. Соотнесите понятие и варианты определений. Выберите один правильный ответ:

1.Проблема – это:

А. Объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему пытается вызвать интерес читателя.

Б. Сторона жизни, являющаяся фактором противоречия, та «точка напряжённости», которая особенно интересует писателя.

 В. Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому.

2. Идея – это:

А. Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому.

Б. Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.

В. Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность.

3. Композиция – это:

А. Определённое построение и  расположение частей, элементов и образов произведения в значимой для автора последовательности; структура художественного произведения; соединение отдельных частей произведения в одно целое.

Б. Система событий и действий, заключённая в произведении, его событийная цепь в той последовательности, в которой она дана в произведении.

В. Противоборство, столкновение  характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

4. Хронотоп - это…

A.  Временная характеристика художественного произведения.

Б. Пространственная характеристика художественного произведения.

В. Пространственно - временная организация художественного произведения.

5. Речевые тропы – это:

А. Намеренное изменение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому слову.

Б. Особые формы синтаксических конструкций, изощрённое сочетание слов, с помощью которых  усиливается экспрессивность речи, усиливается сила её воздействия на читателя.

В. Обороты, основанные  на употреблении  слова или выражения в переносном значении, характеризующиеся образностью, двупланностью, экспрессией.

II. Выберите из предложенных вариантов пропущенное слово в определении:

1. Жанр драмы, противоположный комедии  - это:

А. Трагедия  Б. Водевиль  В. Эпопея

2. Совокупность фундаментальных   содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей чаще всего одного времени - это понятие, обозначающее …

A. Род          Б. Литературное направление       В.  Жанр

3. Доминантой человеческой природы   объявил чувство, а не разум…

A. Романтизм  Б. Реализм  В. Сентиментализм

4. Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах   - это…

A. Трагедия   Б. Драма   В. Комедия  

5. Начальный момент развития событий в художественном произведении  - это…

А. Кульминация   Б. Завязка  В. Развязка

III. Выберите один  правильный ответ на предложенный вопрос:

1. В каком литературном направлении главным принципом изображения является «утверждение гражданственности, строгое соблюдение норм и правил»?

A. Классицизм    Б. Сентиментализм   В. Реализм

2. С каким литературным направлением связано творчество В.А. Жуковского?

A. Сентиментализм    Б. Классицизм    В. Романтизм

3. Продолжите список писателей, творивших в направлении  реализма  19 века: Л. Толстой, Ф. Достоевский…

A. Карамзин          Б. Жуковский      В. Тургенев

4. К какому жанру литературоведы относят произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

А. Поэма     Б. Роман в стихах      В. Психологический роман

5. Какая сюжетная особенность является общей в «Евгении Онегине» и «Мёртвых душах»?

А. Задержанная экспозиция    Б.  Наличие авторских лирических отступлений      В. Наличие эпилога

IV. Укажите лишнее:

1. A. Эпос       Б. Лирика         В. Эстетический идеал       Г. Драма

2. A. Тема    Б. Идея       В. Проблематика    Г. Композиция

3. А. «Евгений Онегин»  Б. «Вий»  В. «Капитанская дочка»  Г.  «Дубровский»

4. А.  Софья   Б.  Грушницкий  В.  Чацкий   Г.  Скалозуб

5.А. Сравнение    Б. Анафора    В. Метафора   Г. Эпитет

Итоговый контрольный тест

I. Соотнесите понятие и варианты определений. Выберите один правильный ответ:

1.Тема – это:

А) Объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему пытается вызвать интерес читателя

Б) Сторона жизни, являющаяся фактором противоречия, та «точка напряжённости», которая особенно интересует писателя

В) Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому

2.Пафос – это:

А) Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому.  

Б) Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств

В) Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность

3.Сюжет – это:

А) Определённое построение и  расположение частей, элементов и образов произведения в значимой для автора последовательности; соединение отдельный частей произведения в одно целое

Б) Система событий и действий, заключённая в произведении, его событийная цепь в той последовательности, в которой она дана в произведении; развитие событий во времени и пространстве.

В) Противоборство, столкновение  характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия

4.Хронотоп - это…

A) временная характеристика художественного произведения

Б) пространственная характеристика художественного произведения

В) пространственно - временная организация художественного произведения

Г) хронологическая последовательность сюжетных линий

5.Речевые фигуры – это:

А) Намеренное изменение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому слову

Б) Особые формы синтаксических конструкций, изощрённое сочетание слов, с помощью которых  усиливается экспрессивность речи, усиливается сила её воздействия на читателя.

В) Обороты, основанные  на употреблении  слова или выражения в переносном значении, характеризующиеся образностью, двупланностью, экспрессией

II. Выберите из предложенных вариантов пропущенное слово в определении:

1. Вид драмы, противоположный комедии  - это:

A) драма   Б) трагедия   В) водевиль   Г) эпопея

2. Совокупность фундаментальных   содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей чаще всего одного времени - это понятие, обозначающее …

A) род    Б) литературное направление   В) жанр   Г) образность

3. Доминантой человеческой природы   объявил чувство, а не разум…

A) романтизм     Б) критический реализм

В) символизм      Г) сентиментализм

4. Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах   - это…

A) трагедия   Б) драма   В) комедия  Г) мелодрама

5. Начальный момент развития событий в художественном произведении  - это…

A) сюжет  Б) кульминация   В) завязка  г) развязка

III. Выберите  правильный ответ на предложенный вопрос:

1. В каком литературном направлении главным принципом изображения является «утверждение гражданственности, строгое соблюдение норм и правил "?

A) классицизм    Б) сентиментализм   В) реализм

2. С каким литературным направлением связано творчество В.А. Жуковского?

A) сентиментализм  Б) классицизм  В) романтизм

3. Продолжите список писателей, творивших в русле критического реализма  19 века: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Стендаль…

A) Шукшин  Б) Ломоносов   В) Бальзак

4. К какому жанру литературоведы относят произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

А) поэма       Б) роман в стихах       В) психологический роман

5. Какая сюжетная особенность является общей в «Евгении Онегине» и «Мёртвых душах»?

А) наличие внесюжетных элементов    

Б) наличие авторских лирических отступлений      В) наличие эпилога

IV. Укажите лишнее:

1. A) трагедия  Б) комедия  В) роман  Г) метафора

2. A) трагедия  Б) драма  В) баллада  Г) стилистика

3. А) «Ася», «Мёртвые души», «Портрет», «Тарас Бульба»

4. А) Бэла  Б) Грушницкий  В) Гагин  Г) Максим Максимыч

5. А) трагедия   Б) драма   В) комедия  Г) пьеса

V.Соотнесите информацию:

1.1. Сознательная авторская недосказанность, прерывание мысли с предоставлением читателю права самому догадаться о недосказанном

1.2. Насмешка, употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслу

1.3. Вид метонимии, употребление имени собственного в значении нарицательного

1.4.  Повторение последнего слова или словосочетания  в начале следующей фразы

1.5. Намеренное интонационно расчленение предложения   на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения

А. Парцелляция

Б.  Умолчание

В. Ирония

Г. Антономазия

Д.  Анадиплозис

2.1. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

       Мы стояли, точно в клетке золотой…

2.2. Деревья радостно трепещут,/ Купаясь в небе голубом…

2.3. Не вздумайте бежать./ Это я вызвал./Найду,/ Догоню,/ Доконаю,/ Замучу.

2.4. В синем море волн  хлещут,/В синем небе звёзды блещут

2.5. Чуждый чарам черный  чёлн…/Чуждый чистый чарам счастья,

       Челн томленья, челн тревог …

А. Градация

Б. Параллелизм

В. Олицетворение

Г. Сравнение

Д. Аллитерация

3.1. Виды тем

3.2. Виды проблем

3.3. Виды пафоса

3.4. Виды композиции

3.5. Виды конфликтов

А.  Социально-политические, философские, нравственно-этические, национально-исторические…

Б.  Героические, трагические, сатирические, романтические…

В.  Психологические, нравственные, этические; локальные, субстанциональные

Г.  Вечные,  национальные, исторические, внутри литературные

Д.  Линейные, обратные, кольцевые, свободные

VI. Определите, какое из  приведённых ниже суждений характеризует систему авторских оценок, проблему,  идею, пафос, тему, систему образов, особенности сюжета, особенности композиции (отвечая, ставьте номер суждения и записывайте словами, что оно характеризует):

1. В романе Ф. Достоевского «Бедные люди» преобладает жалость к несправедливо униженному «маленькому человеку».

2. Персонажи комедии Д. Фонвизина «Недоросль» чётко делятся на положительных и отрицательных.

3. В романе М. Горького «Мать» изображена жизнь пролетариата в канун первой русской революции.

4. Возвышенным натурам не дано обрести гармонии, они обречены на одиночество – так можно понять поэму М. Лермонтова «Демон»

5. В пьесе «Баня» В. Маяковский изображает современную ему жизнь с точки зрения «коммунистического далёко».

6. Может ли человек перенести «кровь по совести» - вот главный вопрос романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

7. Прочитав рассказ Л. Андреева «Красный смех», невольно приходишь к мысли, что жизнь человека ничтожна и бессмысленна.

8. По принципу усиления построено описание внутреннего убранства Собакевича в «Мёртвых душах» Н. Гоголя.

9. Одной из важнейших особенностей романа А. Пушкина «Евгений Онегин» является использование лирических отступлений

10. Почти во всех романах Ф. Достоевского есть персонажи-двойники.

VII. Сгруппируйте известные вам  литературоведческие термины в 5 групп:

Роды и жанры литературы

Идейно-тематическое единство произведения (концептуальный уровень)

Композиция, сюжет, конфликт произведения (уровень организации)

Система образов и хронотоп произведения (уровень «внутренней формы»)

Художественная речь (уровень внешней формы)

История литературы

Проблематика. Тропы. Дактиль. Архитектоника Архаизмы. Сюжеты хроникальные. Предыстория. Тематика Метафора. Синекдоха. Пафос. Поэтическая лексика. Конфликт Кульминация. Оксюморон. Композиционный прием. Пролог. Окказионализмы Умолчание. Лирические отступления. Антитеза. Гротеск. Анафора. Эпифора. Новелла. «Монтаж Ассонанс. Аллитерация. Сюжет. Эпос. Драма. Эпопея. Фабула. Литература эпохи Просвещения. Постмодернизм. Эпилог. Критический реализм. Романтизм. Сатира. Вставные (вводные) эпизоды. Роды литературы. Завязка. Лирические отступления. Лирика. Зевгма Рассказ. Очерк. Ода. Эпос. Драма. Замкнутая система персонажей Эпопея. Водевиль. Литературное направление. Классицизм.

        VIII. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания. При выполнении заданий ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

ВЕЧЕР

Прозвучало

над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

                                                                             (А.А. Фет , 1855 г.)

1. «Далеко, в полумраке, луками. // Убегает на запад река …». Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым, облака»?

3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

4. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета («над ясной рекою», «в померкшем лугу» и т.п.)

Приложение 2

Списки тем рефератов, исследовательских и творческих работ

  1. Античная концепция искусства
  2. Концепция искусства как символа
  3. Основные литературоведческие школы 20 века
  4. Художественный образ. Его отличительные свойства.
  5. Виды искусств. Основные классификации.
  6. Литература как вид искусства. Специфика словесной образности.
  7. Основные концепции строения литературного произведения.
  8. Проблема формы и содержания в литературном произведении.
  9. Тематика, проблематика.
  10.  Виды пафоса.
  11.  Состав художественной формы.
  12.  Мир литературного произведения. Основные компоненты.
  13.  Персонаж и средства создания его образа.
  14.  Сюжет. Основные понятия (фабула, событие, ситуация, конфликт)
  15.  Художественное время и пространство.
  16.  Повествование. Виды повествования. Повествователь и рассказчик.
  17.  Роды литературы.
  18.  Особенности лирических произведений.
  19.  Особенности эпических произведений.
  20.  Особенности драматических произведений.
  21.  Композиция литературного произведения. Уровни композиции.
  22.  Словесный строй. Основные разряды изобразительно-выразительных речевых средств.
  23.  Стихотворная речь. Системы стихосложения. Рифма. Строфа.
  24.  Жанры литературы.
  25. Основные понятия историко-литературного процесса (художественная система, литературные направления, течения, творческий метод)