Инновационная деятельность на базе КФУ

Миронская Л.Г.

Мастер класс

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной  школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc160.5 КБ
Microsoft Office document icon materialyprilozhenie2.doc489 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№90»

Советского района г. Казани Республики Татарстан

Мастер класс

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной  школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

Карпова Т.А., учитель биологии высшей квалификационной категории,

 Миронская Л.Г., учитель географии высшей квалификационной категории,

Хасанова Т.А., учитель химии первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия№90» Советского района г. Казани, РТ

Казань – 2016г.

Задачи:

  • организовать научно-методическое сопровождение процесса введения ФГОС ООО в основной школе;
  • организовать информационную, разъяснительную работу;
  • разработать, обсудить и утвердить  проект мероприятий по введению ФГОС ООО среди учителей-предметников;
  • создать творческую рабочую группу по реализации мероприятий по введению ФГОС ООО.

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?

        ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

        Главный смысл разработки образовательных стандартов заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ООО? ФГОС – это совокупность требований к:

  • СТРУКТУРЕ
  • РЕЗУЛЬТАТАМ
  • УСЛОВИЯМ реализации
  • основной образовательной программы

Основные ведомственные документы, которые конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС:

  • БОП   когда, что и сколько изучать
  • Фундаментальное ядро -  что знать к окончанию школы
  • Модель оценки - как оценивать результат
  • Федеральный перечень учебников - какими книгами пользоваться
  • Примерные рабочие программы по предметам (программа коррекционной работы) - что должно быть изучено
  • Программа развития УУД - чему должны научиться на всех предметах
  • Требования к кадрам, финансам, оборудованию и т.д.
  • Программа воспитания и социализации - какие ценности вырастит в себе ребенок

Основы школьного стандарта

Идеологическая и методологическая основа

Общественный договор

Научная основа

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной  модернизации

(запрос семьи, общества и государства)

Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:

  • Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
  • Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования
  • Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
  • Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических  и физиологических особенностей обучающихся

        Основным результатом системно-деятельностного подхода является развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий.

        Основная педагогическая задача заключается в создании и организации условий, инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Зачем  учить?

Ценности образования

Чему учить?

Изменение содержания

Как учить?

Обновление методики

Формирование универсальных способов действий

        Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

ЛИЧНОСТНЫМ

        включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформировать их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМ

        включающем освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность к их использованию в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

ПРЕДМЕТНЫМ

        включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета (географии, биологии и химии), его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владения научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

«Преемственность между начальной и основной школой»

        Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной.

        С одной стороны, не зависимо от стандартов,  переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

        С другой стороны, новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса

и понятие «преемственность»   предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени.

        Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

        Естественные науки – наиболее сложные и трудоёмкие предметы в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо.

        Итак, говоря о преемственности, возникает вопрос - с какими проблемами  мы можем столкнуться, когда учащиеся из начальной школы приходят к нам в пятый класс? Какие рекомендации мы можем дать учителям  по их предупреждению?

        Сейчас мы предлагаем  вам поработать в группах, рассмотреть вопросы преемственности с разных позиций и разработать ряд рекомендаций для учителей 4-5 классов, чтобы адаптационный период учащихся прошел  безболезненно.

Работа по группам:

        1 группа

1. Изучить и выявить основные причины сложной адаптации детей  при  переходе из 4-го в 5-й класс.

2. Предложить рекомендации для учителей, работающих в 4-5 классах для предотвращения этих трудностей.

        2 группа

1. Сравнить требования, предъявляемые стандартом  к метапредметным  результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования. Выявить общие черты (преемственность) и новое, чему учащиеся должны научиться в средней школе.

2. Предложить рекомендации учителям, работающих в 4-5 классах для обеспечения преемственности в области метапредметных результатов.

        

        3 группа

1. Сравнить требования, предъявляемые стандартом к предметным  результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

2. Предложить рекомендации учителям, работающих в 4-5 классах для обеспечения преемственности в области предметных результатов.

        Вывод:

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психологах. Трудности адаптации обусловлены:

        - сменой социальной обстановки;

        - изменением роли учащегося;

        - увеличением учебной нагрузки;

        - изменением режима дня;

        - разностью систем и форм обучения;

        - нестыковкой программ начальной и средней школы;

        -различием требований со стороны учителей-предметников.

        Состояние детей при переходе из начальной школы в среднее звено с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам. А с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Для таких детей особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

        К условиям соблюдения принципа преемственности и правильной организации адаптационного периода относят:

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса окружающего мира и естественных наук между начальной и средней школой;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Общие рекомендации учителям начальных классов:

1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

        Вывод:  Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве. Поэтому необходимо планировать свою деятельность и первый документ, где необходимо учитывать вопросы преемственности – разработка рабочих программ.

«Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения»

        Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок.        Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

        Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к  принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения.

        Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Они отличаются от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

        Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

1.Психологический настрой  «Все в твоих руках».

-Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

        Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

        В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

 2. Целеполагание.

- Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать?

(На своих уроках, работая по новому и т.д)

        Попробуйте сформулировать тему этого блока нашего семинара

Следовательно, тема блока семинара «Современный урок  в свете требований ФГОС нового поколения».

        Попробуйте сформулировать цель (Изучить критерии эффективности современного урока).

        Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Выявить характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа  познакомиться со структурой технологической карты урока)

3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации».

        Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.

        Л- личностный рост,

        И-индивидуальность, интеллект

        Ч- человечность

        Н-новаторство

        О- оптимизм

        С-саморазвитие, самообразование, сознание

        Т-творчество, талант, труд

        Ь-

4. Работа в группах. Системно-деятельностный подход.  

1 тема:  Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Задание группам.  Выявить отличия в традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по ФГОС. (приклеить вырезки)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандарт-ное ведение уроков

_

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Образовате-льная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Обсуждение результатов работы в группах. Выступление групп

2 тема. Сравнение традиционного и современного уроков

Задание группам.  Выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа (Вклеить информацию в 3 колонку)

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность

учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выступление групп - Меняется ли структура урока?

1) Самоопределение деятельности (Орг. момент)

2) Актуализация опорных знаний.

3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

4) Открытие новых знаний

5) Первичное закрепление.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу

7) Включение нового знания в с систему знаний (повторение)

8) Рефлексия деятельности

3 тема «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС».

        Требование  ФГОС: формирование  УУД  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока.

        Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

        Опыт начальной школы показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

 

Задание  группам. Проанализируйте карту урока и, прочитав притчу «Просей через три сита», определите УУД.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

        Один человек спросил у Сократа:
- Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита? 
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?
- Нет, я просто слышал это.
- Значит, ты не знаешь, это правда или нет.

         Тогда просеем через второе сито - ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив.
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда.

        Попробуем третье сито - сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.

- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить? (Выступление групп)

5.  Итог и вывод. - Какую проблему мы сегодня решали? (Каким  должен быть современный урок?)

        Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых ФГОС.

        И вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.

Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

         Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда (британский политический деятель): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

6. Рефлексия.

        «Что ты делаешь?»- с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.

         В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе,  ответили на вопрос странствующего философа? – «Что ты делаешь?»

        Обведите свою левую руку. Каждый палец- это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

        Большой палец- для меня все было важным и интересным.

        Указательный- по этому вопросу получил конкретную информацию.

        Средний- мне было трудно.

        Безымянный- моя оценка психологической атмосферы..

        Мизинец- мне было недостаточно…



Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетенции на уроках биологии и географии

в условиях ФГОС: работа с учебным текстом

Миронская Л.Г., учитель географии; Карпова Т.А., учитель биологии

МБОУ «Гимназия№90» Советского района г. Казани

Фактором реализации нового подхода к современной школе является введение ФГОС ООО, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП ООО, одним из которых является требования к результатам образования.         Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного текста нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Для предметов география и биология это особенно актуально, так как предметы отличает огромный объем информации.

Таким образом, развитие читательской компетенции и умение работать с текстом - актуальная проблема современного образования. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего образования, где чтение рассматривается как универсальное учебное действие,  один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.

Цель: организовать учебную деятельность обучающихся, которая обеспечит целенаправленное формирование читательской компетенции и личностное развитие школьников.      

Задачи:

  • содействовать повышению уровня читательской компетенции на уроках биологии и географии;
  • организовать деятельность обучающихся по овладению способами работы с текстом, активно применять их на уроках;
  • провести мониторинг качества читательской грамотности.
  • повысить  собственный  профессиональный уровень квалификации  по вопросам формирование метапредметных умений на уроках географии, биологии и во внеурочное время

Представленные материалы и методические рекомендации будут полезны учителям биологии, географии, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений.

Варианты приемов работы с учебным текстом на уроках географии и биологии в 5 - 6 классах

1. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение  самостоятельно работать с  текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

 «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме,  при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:

 «Толстые и тонкие вопросы» мы используем на   любом этапе урока.

Наша задача — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу мы сначала формулируем вопросы сами, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.

Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

1.Что такое океан?

2.Что связывает все океаны?

3.Когда они образовались?

4.Как называли океаны в древности?

5.Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?

1.Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?

2.Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

3.Почему нельзя пить воду из океана?

4.В чём различие Тихого и Индийского океанов?

5.Предположите, что будет, если океаны высохнут?

6.Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?

На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

1.Что такое бактерии?

2.Когда впервые упоминаются бактерии?

3.Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?

4.Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?

1.Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?

2.Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?

3.Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?

4.Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?

2.  Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – «Ромашка Блума»
позволяет классифицировать вопросы по уровню познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть и элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Наш опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся 5-6 классов понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Тема «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Картинки по запросу ромашка блума на уроках биологии

3. Прием «Fishbone» (фишбон, рыба)

Фишбоун» – универсальный приём, которым мы пользуемся на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется нами на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

 Это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). В голове этого скелета учащиеся обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «отростках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (это можно сделать до прочтения текста в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних «отростков» есть нижние «косточки», на которых учащиеся по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин, или возможные пути решения проблемы.

Например, цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, мы завершаем индивидуальным «фишбоуном».

  • «Голова»: взаимодействие природы и общества.
  • «Верхние кости»: прочная связь, взаимовлияние, непродуманное использование природных ресурсов.
  • «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.
  • «Хвост»: без заботы о природе общество не сможет существовать.

Такой же «рыбий скелет» применяем и на уроках географии:

  • «Голова»: экологические проблемы.
  • «Верхние кости»: исчезающие моржи, белые медведи, уничтожение рыб, мусор с судов и атомных подлодок.
  • «Нижние косточки»: браконьерство, загрязнение вод, уничтожение животных.
  • «Хвост»: запрет на рыбный промысел, строительство заповедников, усиление законодательной базы.

Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.

Литература

1. Асмолова А.Г. Бурменская, И.А. Володарская Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя– 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

2. Междисциплинарная Программа «Смысловое чтение http:// ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7

3. Пособие для учителя 5 класс. Оценка образовательных достижений. Метапредеметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации под ред. Г.С.Ковалевой, Е.Л.Рутковской М, Санкт-Петербург: Просвещение, 2014.-288с.

4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

6. Центр оценки качества образования PISA http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm3.