Инновационная деятельность на базе КФУ

Лотфуллина Алсу Наиловна

Осуществляю инновационную деятельность по теме " Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через участие в предметных олимпиадах " в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП) "Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год учителя русского языка и литературы МБОУ «Айбашская СОШ» Высокогорского муниципального района РТ

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации

МБОУ «Айбашская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Контактные данные: почтовый адрес, тел, адрес официального сайта, электронная почта

Адрес: 422726, РТ, Высокогорский район, с.Айбаш, ул. Г.Тукая, д.27

Тел:89172498206

Сайт: http://assol-alsu.wixsite.com/lotfullina-alsu

Эл.почта: assol-alsu@mail.ru

Тема инновационной разработки

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через участие в предметных олимпиадах»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Лотфуллина Алсу Наиловна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, ожидаемые результаты

Актуальность разработки обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания русского языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:

требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;

условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде.

Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию в Республиканской  и Международной олимпиаде школьников по русскому языку.

Задачи:

- систематизировать речевые трудности, объяснить принципы их возникновения и помочь успешному общению в устной и письменной форме.

- соблюдать языковые нормы (орфографические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях.

- развитие творческих способностей личности;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, к олимпиадам  по русскому языку

- воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, расширять кругозор учащихся, формировать навыки воспитанности, этические нормы поведения;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты ) с миром и с самим собой.

Содержание:Данный курс состоит из  3 блоков, включающий в себя трудные случаи правописания, произношения, ударения из различных разделов  языкознания: лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания. Они составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания лингвистического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников по предмету «Русский язык» Федерального образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования 05.03.2004 г.):

1. Трудные случаи орфографии, лексики, пунктуации, орфоэпии, грамматики, морфемики, синтаксиса, морфологии, стилистики.

2. Культура речи  

3. История языка. Сравнительное русское языкознание. Этимология и фразеология.  Социолингвистика.

4. Трудные случаи словообразования,

5.  Изобразительно – выразительные средства

6. Анализ текста

7. Сочинение – рассуждение

    Адресат: учащиеся 9-10-11 классов общеобразовательных классов гуманитарного профиля, желающие повысить грамотность в различных областях языкознания и подготовиться не только к ЕГЭ, но и к олимпиаде.

Предлагаемая программа  элективного  курса   будет полезна не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.

 Данный курс  рассчитан на 34 часа. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю (с сентября по май).  

Прогнозируемый  результат:

Программа элективного курса предусматривает задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь выполнять:

лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

Сведения о распространении инновационного опыта:

-участие в научно-технических конференциях

XIV Международная  молодежная научно-практическая конференция имени Каюма Насыйри

-открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и Республики

-Открытый урок по русскому языку в 10 классе в рамках районного семинара

-районное мероприятие по подготовке одаренных детей района к муниципальному туру олимпиады по литературе по теме «Стихосложение»

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности

-Республиканский семинар  учителей русского языка и литературы с участием председателей предметно-методических комиссий муниципальных образований РТ: «Перспективы развития олимпиадного движения в «2016-2017 учебном году»

-Участник исследования «Форсайт компетенций учителя в трансформирующемся обществе» (в рамках инновационной площадки МОиН РТ)

-повышение квалификации по программе «Проффессиональная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС» в рамках VII Международного фестиваля школьных учителей

-Мастер-класс на районном семинаре- совещании  учителей русского языка и литературе

-печатные работы за отчетный период и др.

_

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика)

-конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень)

Призер Республиканской олимпиады по русскому языку -10 кл

Призер Республиканской олимпиады по русской литературе – 10 кл

Призер Республиканской олимпиады по русской литературе – 11 кл

Призер Международной олимпиады по русскому языку – 10 кл

-качеств  -качество образования (высокобалльники)

-др.

 

Результаты ЕГЭ: успеваемость – 100%, качество – 100%, средний балл – 71,5

Форма представления инновационной деятельности

Элективный курс в рамках заявленной темы



Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности  учащихся

как условие реализации ФГОС

                                                  Лотфуллина А.Н., учитель русского языка

                                                   и литературы МБОУ «Айбашская  СОШ

                                                   Высокогорского района РТ»

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Русский язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. В чем причина? Их много. А что касается нас, учителей, то одна из причин – это скучные, традиционные уроки. «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью», –  отмечал К. Д. Ушинский. «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики», – утверждал Л. Н. Толстой.

Сегодня, когда говорят о катастрофическом падении интереса к русскому языку и сетуют на безграмотность в широком – общекультурном и в узком – собственно-орфографическом и пунктуационном смысле, одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка является развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Поиск путей активизации процесса обучения поможет сделать его интересным, эффективным, доступным для сохранения большого объёма информации. Знания должны усваиваться не путём заучивания, а путём их сознательной переработки.

О необходимости активной мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говорил В. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в  сфере мысли».

Рассмотрим причины низкой активности учащихся на уроке и пути их преодоления:

1.Недостаточное чувство коллективизма при решении учебных вопросов  – использование ролевых, познавательных игр.

2.Высокая утомляемость в результате однотипной работы – эффективное использование занимательных заданий.

3.Отсутствие проблемности в подаче материала – поощрение интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся, демонстрация конкретных и доступных для учащихся путей улучшения учебных результатов.

4.Отсутствие занимательности в самом изучаемом материале – использование состязательности.

5.Материал слишком легкий для усвоения – использование заданий с разным уровнем сложности. Материал подается проблемно.

6.Недостаточная подготовка учащихся к современной жизни – успешное сочетание учебной и внеучебной  деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности.

В условиях реализации ФГОС общего образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования и создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Необходимо создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет им думать, открывать новое, размышлять. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Использование активных форм обучения на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности. Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск  ответа на вопрос. И помогут в этом  такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных и логических задач и т.д.

Использование подобных методов и форм обучения предполагает  изменение традиционной организации процесса обучения. Если типичная  схема образовательного процесса  строится по схеме: объяснение учителем нового материала – усвоение – закрепление – самостоятельное применение учащимися то при использовании активных методов и форм обучения, она принимает иной вид: самостоятельный поиск – усвоение – объяснение.

Следовательно,  повышается активность и самостоятельность учащихся.

Применять активные методы  можно на различных этапах обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Остановимся кратко на каждом этапе уроке и методах, целесообразных его проведению:

1. Инициация (начало урока, знакомство).

 «Комплименты», «Цепочка», «Приветствие», «Энергизатор», «Мешочек настроений» и др. Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой.

2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока).

«Мозаика», «Ассоциации», «Иллюстрация», «Урок без темы» и др.

3.Формирование ожиданий учащихся (планирование эффектов урока)

«Дерево ожиданий», «Дерево желаний», «Разноцветные листья», «Фруктовый сад» - Чего ожидают (яблоко) и чего опасаются (лимон).

4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

«Доска объявлений», «Золотой ключик», «Преодолей себя», «Кластер», «Мозговой штурм» и др.

5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

 «Выставка плакатов» », «Инфо-угадайка» «Дуэль» – вопросы для одноклассников, «Инсёрт», Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы», «Конкурс шпаргалок», «Жокей – лошадь» и др.

6. Подведение итогов урока (рефлексия, оценка)

«Светофор», «Смайлик», «Дартс», «Лестница успеха», «Аплодисменты», «Мозаика из слов», «Синквейн» - творческое выражение осмысленного материала и др.

7. Эмоциональная разрядка (разминки)

«Физкультминутка», «Динамическая пауза». Упражнения должны быть по мере возможности связаны с темой урока и содержанием деятельности. Я часто использую для этих целей сингапурскую структуру МИКС ПЭА ШЭА – структуру, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему.

8. Нетрадиционные формы домашнего задания

Составление кластера по теме урока, составление спора двух частей речи, письмо автору от имени героя, составление диафильма по изученному произведению и др. Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Для своей работы я выделила несколько методов, наиболее интересных для меня, о которых хотелось поподробнее рассказать. 

«Дерево ожиданий»

Заранее готовится на ватмане макет дерева. Учитель предлагает учащимся на зеленых листочках написать то, чего они ждут от урока, а на желтых листочках – чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают дерево цветными листочками: сбывшиеся ожидания – зелеными и не сбывшиеся опасения – желтыми. Оценка результата урока: зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Желтое дерево выросло – выросло не то, что ожидали. Этот метод можно использовать практически на всех уроках.

«Инфо-угадайка»

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела . Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

«Автобусная остановка»  – метод организации самостоятельной работы над темой.  Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

“Мозаика из слов”  метод рефлексии.

Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут написать список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока. Упражнение помогает обучающимся  вспомнить то, что происходило на уроке, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить урок в живой, активной, запоминающейся манере.

Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования активных методов обучения  на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Главное,  учитель  должен понимать, что использование  именно активных методов и форм работы определяет подход к содержанию и освоению современной развивающей образовательной среды, повышая мотивацию учащихся в процессе обучения,  потому что ученики должны не только «получить» знания, но овладеть методами познания, то есть  научиться  учиться.

Использованная литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

2. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4.

3. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. – М., 1981.

4. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.