Мои выступления

Шутова Нина Дмитриевна

На этой странице размещены выступления на педсоветах, за заседаниях проблемных групп учителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии проблемного обучения на уроках географии Учитель географии МБОУ Краснооктябрьская школа Шутова Н.Д. Не мыслям надо учить, а учить мыслить. Э. Кант

Слайд 2

Согласно философскому изречению «Не мыслям надо учить, а мыслить» сегодня все актуальнее становится вопрос активизации учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы. Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач.

Слайд 3

Авторы технологии В настоящее время много говорят и пишут о проблемном обучении, но эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30-х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Слайд 4

Проблемный подход в обучении географии Основные понятия проблемного обучения

Слайд 5

Методы проблемного обучения В проблемном обучении применяю основные 3 метода: Проблемное изложение. Частично-поисковый; Исследовательский. Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне.

Слайд 6

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; Сталкивает противоречия практической деятельности; Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, финансиста, экономиста, директора предприятия и т.д.); Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); Определяет проблемные теоретические и практические задания; Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками и др.). Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Слайд 7

Проблемное изложение (лекция, рассказ) Характеристика Применение Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений. Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление. Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки. При изучении темы «Климат Австралии» предлагаю следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах». В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы.

Слайд 8

Частично-поисковый (эвристическая беседа) Характеристика Применение Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся. Черты: 1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы. 2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы. 3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу. 4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы. 5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы . Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса. * Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет). * В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год). * В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема). * Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.). * Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы). * Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточных склонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса). Вывод: таким образом, кроме поясов атмосферного давления на распределение осадков большое влияние оказывает и рельеф местности.

Слайд 9

Исследовательский Характеристика Применение Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии). Примеры проблемных заданий: * Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары? * Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением, почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?

Слайд 10

Этапы решения проблемы

Слайд 11

Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?»

Слайд 12

1-й этап – осознание проблемы Ученики вскрывают противоречия, заложенные в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что морозы на материке существуют круглый год, что здесь находится полюс холода Земли (-89),знают почему. А почему же Солнце жестоко? Рассуждают: Причина ------- следствие Долгая полярная ночь ------ Сильное выхолаживание------ Поднятие материка из-за льда на 2 км ----Чем выше, тем холоднее Льды и снег покрывающие материк -----Отражение лучей от поверхности Если солнце высоко над горизонтом------Жарко Над Антарктидой Солнце низко --------Солнце жесткое(в чем это проявляется ? Случаи ожогов)

Слайд 13

2 этап – формулирование гипотезы Низкое солнце над горизонтом в Антарктиде не должно обжигать кожу лица. Видимо , Антарктида получает много тепла.

Слайд 14

3 этап –доказательство гипотезы Учащиеся используют знания полученные ранее. Они знают, что полярный день длится долго, значит тепла материк должен получить много, воздух здесь чистый ,прозрачный, высота материка 2км, а кое-где выше 4 км, значит ,солнечные лучи проходят меньший слой воздуха, материк лежит как бы «ближе к Солнцу»

Слайд 15

4 этап – общий вывод Вывод : «Да, Солнце может обжигать кожу лица и других частей тела»

Слайд 16

Способы решения познавательных вопросов (по В.А.Щенёву )

Слайд 17

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования , т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения .

Слайд 18

Заключение В заключении хочу отметить, что курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малеевский филиал МБОУ Краснооктябрьская школа Тема: « Методология формирования метапредметного содержания образования в условиях реализации ФГОС » . Учитель географии Шутова Н.Д.

Слайд 2

Концептуальные положения ФГОС по географии утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом; ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные , личностные); усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно-воспитательном процессе; реализация системно-деятельностного подхода в образовании; реализация компетентностного подхода в образовании; формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Слайд 3

Ориентация курса географии на планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ Образовательные (основа предметных знаний) Деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике) Регулятивные Коммуникативные Познавательные Аксиологические (ценностные) Морально - этические Индивидуально - личностные

Слайд 4

Что такое метапредметность Метапредметность – … мета (с греческого meta – между, поле, через) означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому. «выход за учебные предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности». – А. В. Хуторской. То есть метапредметность – это неотъемлемая часть любой образовательной среды. Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Слайд 5

Универсальные учебные действия(УУД) Метапредметные результаты обучения Межпредметные понятия Регулятивные Познавательные Коммуникативные Общеучебные Логические Постановка и решение проблем

Слайд 6

Метапредметный подход Основная мировоззренческая идея – школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения С точки зрения содержания метапредметность – это идея рефлексивности по отношению к предметности Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомство со знаниями человечества о нем.

Слайд 7

Причины введения метапредметного подхода Во-первых, в мире информационная революция, информация доступна любому ученику, наблюдается увеличение объемов содержания, которое необходимо усваивать в процессе обучения, а это приводит к перегрузкам. Во-вторых , в образовании наблюдается раздробленность учебных дисциплин, профилизация как отражение всеобщей специализации знаний, в связи с чем теряется межпредметность, теряется универсальность и целостность восприятия мира. В третьих , метапредметный подход предполагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания - не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности. Основная идея - переориентация учебного пространства от человека « знающего » к человеку « умеющему ». Главное - не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности. В-четвертых , метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, быть тьютером, партнером, без ограничения - что можно, что должно для обучающихся.

Слайд 8

Метапредметность как инструмент формирования комплекса базовых способностей Способность схематизации – выражение своих мыслей с помощью схем Способность работать с системами знаний Способность определять границу собственного знания – незнания Способность проблематизации, целеполагания Способность постановки задач, перевода проблем в задачи Способность к поиску и рефлексии средств решения задачи

Слайд 9

Цели метапредметного подхода - Предметная цел ь – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области. - Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировозренческих установок, ценностных, культурологических позиций . - Методологическая цель – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умениями целеполагания и планированиями, рефлексивными действиями, развитие навыков кооперации в обучении, освоение техники ведения дискуссий.

Слайд 10

Универсальные учебные действия (УУД) Формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определённые виды деятельности и соответствущие ей виды учебных действий. В процессе изучения географии преобладающими видами деятельности являются познавательная и коммуникативная, поскольку это - единственный предмет в системе основного общего образования, содержание которого охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания.

Слайд 11

Состав логических УУД Анализ объекта, изучение и выделение существенных и несущественных признаков; Синтез- составление целого из частей; Сравнение, в том числе выбор оснований и критериев; Классификация; Установление причинно- следственных связей; Построение логической цепи рассуждений и умозаключений. Логика – наука о законах рационального мышления. Мышление Неразрывно связано с речью…Поэтому логические УУД важны и для развития коммуникативных УУД

Слайд 12

Коммуникативные УУД Коммуникативные: выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Представлять информации в различных формах-тезисы, эссе, компьютерные презентации

Слайд 13

Работа с учебником Приемы формирования метапредметных умений Работа с текстом учебника - найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; - уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); - поставь вопросы к данному абзацу; - составь суждение по тексту параграфа…; - выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; - расскажи по опорным словам (разверни информацию); - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию) по…; - создай диаграмму, схему; - составь опорный конспект; - составь план изучения темы… (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем); - составь набор понятий темы…; - составь предложения по теме…, используя слова «так, как», «потому что», следовательно,», «если, то»; - зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

Слайд 14

Обучение осознанному чтению «Читать и не понимать. Читать и понимать. Читать и понимать даже то, что не написано» Я. Б. Княжнин Задача: прочитать абзац и придумать репродуктивные вопросы к первому предложению? продолжение чтения - усложняем и придумываем вопросы творческие (Почему?), затем переходим к вопросам, которые возникают в процессе чтения, но в данном тексте абзаца на них нет ответа, или ищем вопросы «между строк». При возникновении вопросов без ответов, предлагаю найти ответы дома с помощью привлечения других источников информации/на уроке прибегнув к картам атласа... Задача: прочитать текст второго абзаца(стр.77) 5 кл. в котором говорится, о целях 2-го кругосветного плавания Джеймса Кука. Назовите эти цели. Есть ли сведения, о каком конкретно астрономическом явлении идёт речь. Д.З Найдите из дополнительных источников о каком явлении идёт речь. Параллельно обращаемся и к рисункам - в них также заложена информация, наводящая на размышления.

Слайд 15

Задания на классификацию Классификация – это разделение понятий на группы по сходным признакам. Действуют правила: необходимость выбора одного существенного признака деления понятий на группы – основание классификации. выбранный признак должен сохраняться до конца классификации. деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все существующие группы предметов, которые определяются по этому признаку. члены деления должны взаимно исключать друг друга. деление предметов на группы должно проводиться постепенно, последовательно Примеры заданий: 1.Предложить основание для классификации – государств мира, географических карт и т. д. 2.Проведите классификацию географических объектов: Обь, Кама, Дон, Онежское, Байкал, Яблоновый, Алтай, Памир, Верхоянский, Кавказ.

Слайд 16

1.Найди лишнее понятие и объясни свой выбор.( 6 класс, Тема «Вода в атмосфере») Роса, град, иней, туман Примеры

Слайд 17

Задание 4. Найти ошибку в предложенной схеме. 6 класс(Тема «Горные породы») Горные породы Излившиеся Глубинные Осадочные Магматические Строительные Топливные

Слайд 18

Умения сравнивать Общие правила: понимание учащимися сущности сравнения как приема учебной работы, позволяющего выяснить черты сходства и различия в изучаемом материале; знание как фактического материала, так и причинно-следственных связей, географических закономерностей, умение самостоятельно взять нужные сведения из карты, текста учебника, наглядных пособий и других источников знаний; понимание того, что признаки, по которым предстоит сравнивать, должны быть одинаковыми; умение выделить главные черты в изучаемых объектах и явлениях. Все эти условия одинаковы для многих учебных предметов. Сложность сравнения во многом зависит от того, по скольким признакам предлагается его выполнить. Начинать учить этому ребят надо с одного признака, данного в задании и конечный результат работы обучающихся будет ВЫВОД. Затем переходить к усложнению от класса к классу - учим давать развернутые сравнения. Это умственные действия, которые с трудом осознаются школьниками. Поэтому необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками, помогающими их осознанию.

Слайд 19

Задание. Сравните Кавказские и Уральские горы по одному признаку Отберите признак для сравнения Высота Кавказских и Уральских гор Сопоставьте их максимальные высоты Высота Кавказских гор - 5642 м, Уральских - 1894 м. Сделайте вывод о сходстве и различии Кавказские горы выше Уральских Объясните причины сходства и различия если это необходимо Кавказские горы более молодые и менее разрушены, поэтому они выше

Слайд 20

Умение давать определения Географическое понятие, как и любое другое научное понятие, имеет свое содержание, которое выражается в его признаках. Правила: определение должно быть соразмерным, т.е. оно не должно быть не слишком широким, ни слишком узким по смыслу. - определение должно быть отрицательным, т.е. в определении понятия должны указываться признаки, которыми оно обладает. - понятие нельзя определять через само это понятие. В этом случае говорят, что определение не должно делать круга. - определение научного термина должно быть ясным и понятным. Этапы: 1. Разбор хорошо известного определения понятия, его структуры: понятие - что такое? / ближайший род (частью чего является?) + существенные признаки. Геграфическая карта - изображение земной поверхности (или её частей) - Какими признаками этот вид изображения местности отличается от других Какие признаки этого изображения существенны (т.е. неизменны): обобщенное; на плоскости; в масштабе; с помощью условных знаков. 2. Рассмотреть структуры еще нескольких известных определений с анализом признаков понятия (существенные, необходимые, все ли названы).

Слайд 21

3. Составьте определения понятий: меридиан и нулевой меридиан; А теперь проанализируем проделанную работу. Во-первых , определяя содержание географического понятия, мы всякий раз находили, частью какого более широкого по смыслу термина оно является: карта — вид изображения местности...; меридиан — воображаемая линия...; нулевой меридиан — один из меридианов, который... Во-вторых , мы находили, какими существенными признаками эта часть отличается от других. В- третьих, делаем вывод : определение понятия можно построить по следующей схеме Понятие - что такое?/ ближайший род (частью чего является?) существенные признаки.

Слайд 22

Умение устанавливать причинно-следственные связи Это умение позволяет не только объяснять процессы и явления, происходящие как в природе, так и в обществе, но и прогнозировать будущее. Ход рассуждений может идти в двух направлениях - от следствий к причинам и наоборот. При этом второй вид деятельности сложнее, поскольку спрогнозировать следствия существенно труднее , чем объяснять причины. Чтобы более эффективно шло усвоение причинно-следственных связей целесообразно отражать на доске в схематическом виде. Задание 1.Что является причиной возникновения океанических течений Ответ дайте в виде схемы. Постоянные ветры Течения

Слайд 23

Работа с нетекстовым материалом Задание: 1.Используя данные таблицы постройте диаграмму. Мес. года Я Ф М А М И И А С О Н Д Кол. Ос-в. 10 15 20 25 15 10 5 5 15 20 25 20

Слайд 24

Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса Ради чего учить? Чему учить? Как учить ? Обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая Уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания Расширены методические приемы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение во всех традиционных компонентах курса географии

Слайд 25

«Теоретические сведения» «Знайте и применяйте» «Обратите внимание» «Любознательным» Дифференцированный подход в предъявлении теоретического материала ОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ Предназначен для обязательного чтения, анализа и усвоения Способствует формированию правильного способа действия в процессе языкового анализа Обеспечивает пропедевтическую работу с сильными учащимися Развивает познавательный интерес учащихся к предмету Становится основой самостоятельной работы для сильных учащихся Развивает познавательный интерес учащихся к предмету Обеспечивает углубленное изучение темы

Слайд 26

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Элберт Хаббард)

Слайд 27

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Работу выполнена Учитель МБОУ Краснооктябрьская школа Шутова Н.Д.

Слайд 2

Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни

Слайд 3

Деятельностный подход Метод обучения , при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Он является универсальным.

Слайд 4

Цель СДП Деятельность Результат Научить учиться

Слайд 5

• Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Ученик Учитель

Слайд 6

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться Самостоятельно находить и применять нужную информацию Работать в команде

Слайд 7

Урок в режиме системно-деятельностного подхода Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Последний этап урока посвящен подведению итогов работы На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы. На уроках используются разнообразные виды деятельности и методы работы: исследовательская, проектная, игровая, проблемно-поисковая и метод коллективного решения проблемы

Слайд 8

Принципы построения обучения в СДП Принцип деятельности ( самостоятельное «открытие» детьми новых знаний ) Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.) Принцип целостного представления о мире (формирование единой картины мира ) Принцип минимакса (школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний) Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы ) Принцип вариативности (развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта) Принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности)

Слайд 9

Принцип деятельности С помощью атласа и учебника заполните таблицы

Слайд 10

Принцип деятельности Составить описание субъекта РФ по плану: Географическое положение ( с какими странами граничит, какими морями омывается, + и – ГП) Рельеф территории, природные ресурсы Климат территории (+ и -) Население субъекта Хозяйство субъекта Проблемы субъекта

Слайд 11

Принцип непрерывности Расставь карточки по порядку и сможешь прочитать тему урока: 44 7 31 67 77 Е О З Р А

Слайд 12

Принцип целостного представления о мире Формирование представлений о целостности окружающего мира; Развитие системного географического мышления · Осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками Подготовка к творческой деятельности и нестереотипному решению географических задач Воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и мире Земли

Слайд 13

Принцип минимакса Все учебники образовательной школы 2100 построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых с избыточной информацией, в которой читатель должен найти ответ на интересующий вопрос. Т.е. используется традиционный для данного курса принцип минимакса. На первом этапе следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти требования к знаниям и умениям к концу данного года обучения. Эти понятия включены в рамку в каждом параграфе и разделе. Все остальные понятия учебника относятся к максимуму. Их не только необязательно знать, но и необязательно включать в материал урока. На втором этапе, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и набор важнейших вопросов для диалога с учениками. Лишь на третьем этапе учитель выбирает те знания из максимума, которые заинтересуют школьников.

Слайд 14

Принцип творчества

Слайд 15

Принцип вариативности Выберите верное утверждение : Озеро Байкал – самое большое по площади озеро мира Озеро Байкал – самое грязное озеро мира Озеро Байкал - расположено на Дальнем Востоке Озеро Байкал – самое глубокое озеро России. Какое утверждение верно: 1. Длина реки – это расстояние от истока к устью . 2. Волга имеет только дождевое питание 3. Самая полноводная река мира – Нил. 4. Самый высокий водопад на Земле Ниагарский.

Слайд 16

Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

Слайд 17

Преимущества системно-деятельностного подход в преподавании географии Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию Сокращается время, необходимое для изучения материала Развивается мотивационно-ценностная сфера личности Формируется осознанная познавательная мотивация Реализуются развивающие цели урока

Слайд 18

СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ»