"Педагог года - 2020"

Марина Николаевна Володина

Новый 2020 год я начала с конкурсного испытания "Педагог года - 2020". Данный раздел  моего мини-сайта содержит материалы конкурсных испытаний.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание-сочинение «Я – воспитатель»

«Я даю детям удочку, а рыбу они ловят сами»

«С чего начинается Родина?» - этим вопросом задаёт каждый из нас. Задумалась над этим вопросом и я. Моя Родина – та, которая начинается с родного края, где я родилась и прожила часть своей жизни.

Родилась я в большой и дружной семье. С моими сёстрами, а их у меня две, каждый день находили себе разные занятия и увлечения. Зимой мы гоняли на санях с горок, расчищали лёд от снега, чтобы там устроить «фигурное катание». А когда наступало лето, то это говорило о том, что скоро каникулы и у нас будет ещё больше свободного времени. Как только мы просыпались, бежали в сарай, брали всё необходимое и галопом бежали к речке. Да, я очень люблю рыбачить. Речушка была небольшая, и не всегда удавалось принести улов, но процесс ловли рыбы, затрагивал до глубины души.
Место, где мы ловили рыбу, было по-особенному красиво. Тихая заводь, на рассвете солнце огибало всё село, и в этот момент природа выглядела необычайно красиво. В камышах задорно квакали лягушки, а рыбка резво плескалась в воде.

Так и моя работа напоминает мне «тихую заводь», куда я также рано утром прихожу с огромным желанием. Каждый день я приношу с собой «сундучок» снастей: разноцветные блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, конструктор нового поколения - Тико, блестящие камешки Марблс, волшебную синельную проволоку и кучу-кучу «удочек».

Но я не даю детям готовую «рыбку», я даю в руки моим малышам «рыболовные» снасти из моего сундучка – «удочки» для ловли «рыб-знаний».
Улов каждого малыша различен: один ребёнок сегодня поймал маленькую «рыбку», сумев классифицировать блоки Дьенеша по цвету; другой же смог выстроить логическую цепочку, применив все четыре признака, и «поймать» самую крупную «рыбу». А я радуюсь каждому «улову»: и большой, и маленькой «рыбке», ведь это успех каждого ребёнка. Объясняя, что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

И сколько бы ни прошло лет, когда я приезжаю в свою родную деревню, я, по первой возможности, зову своих детей, беру старую, но такую родную, удочку, и мы все дружно бежим к той самой речушке, где прошло всё моё детство. С дочерью мы вспоминаем, как прошли часть пути… А сыну готовим новые «снасти», чтобы быть готовым плыть по реке знаний - школе. Именно этим увлечением я приучаю детей к тому, что нужно чётко идти к поставленной цели и получать от этого положительный результат.

Также и моя работа, воспитатель, требует того, чтобы я научила своих воспитанников не бояться трудностей и быть самостоятельными. Я - воспитатель и весь мой день посвящён заводным непоседам, но это не отнимает у меня много сил, а, наоборот, придаёт мне уверенности, заряжает энергией и позитивом.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

История появления «Логических блоков Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, решение которой сможет обеспечить готовность ребенка к школе.https://agnostic.com/images/posts/69667_27bkmyp7wdiw5dk_full.jpeg?v=1

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. 

        Золтан Пал Дьенеш (19162014 гг— венгерский математик, психолог и педагог, профессор  Шербрукского  университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

         Логические блоки Золтана Дьенеша, представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

«Логические блоки Дьенеша»  используются в различных вариантах исполнения: объемные, плоскостные для развития детей и подготовки их к школе.

 Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

На их основе можно познакомить детей с геометрическими фигурами, цветом, размером предметов и их толщиной. Игры с блоками учат детей разбивать множества на несколько подмножеств по разным признакам, сравнивать, анализировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию, работать по образцу.

Играя в интеллектуальные игры с блоками Дьенеша, дети учатся решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам, развивают речь, мышление и математические представления. Игры и упражнения с логическими блоками универсальны: их можно предложить детям на занятиях и в свободные часы, в образовательном учреждении и дома.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности с детьми

 Составитель: Володина Марина Николаевна, воспитатель Детского сада «Алёнушка», филиала Детского сада «Светлячок»

Тема (проект. событие): «Люблю тебя, мой край родной»

Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7 лет

Количество: 12 детей

Форма ООД: игровая деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая)

Цель: научить детей строить здание цирка посредствам блоков Дьенеша.

 Задачи:

*учить конструировать здание по схеме;

*развивать умение находить предметы по определённым признакам: размер, толщина, цвет, форма.

Методы: словесные (объяснение, вопросы к детям, словесная инструкция), практические ( изготовление здания цирка ); наглядно-зрительные (видеоролик, картинка здания цирка,).

Средства: проектор и ноутбук, набор  блоков Дьенеша по количеству подгрупп, схема.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  умение строить здание цирка

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Вводная часть

1. Вводно- организационный момент

Приглашаю детей на виртуальную экскурсию по городу. 

 -Ребята, я вас приглашаю на виртуальную экскурсию по городу, а по какому, вы узнаете, просмотрев ролик.

Вопросы к детям:

- О каком городе идёт речь?

- Почему вы так решили?

Непосредственное общение. Дети смотрят видеоролик, затем

  отвечают на вопросы педагога.

Положительный эмоционально-психологический настрой на предстоящую деятельность. Выявление знаний детей.

2. Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия.

 

 -Ребята, много чего есть в нашем городе, но нет здания, куда любят ходить, как дети, так и взрослые.

-Кто догадался, что за здание?

(Загадка про цирк)

- Сегодня вы попробуете построить здание цирка.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога.

Готовность к

предстоящей

деятельности,

расширение активного словаря детей прилагательными.

II. Основная часть

Продуктивная деятельность

  - Посмотрите, какие интересные блоки я вам принесла. Они называются - блоки Дьенеша. Рассмотрим их. Именно из них вы будете строить цирк.

Объяснение правильность и последовательность выполнения заданий.

 

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога. Принимают инструкцию педагога и следуют ей. Участвуют в образовательной деятельности.  Продуктивная деятельность под музыкальное сопровождение.

 Развивать умение находить предметы по определённым признакам.

III. Заключительная часть

 

Рефлексия

 

Вопросы для детей:

- Из чего вы сегодня строили здание цирка?

 Конструировать можно не только из кубиков и различного вида конструктора, но и из блоков Дьененша.

 

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога.

Делятся впечатлениями.

 .

Снятие эмоционального и физического напряжения.

 



Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

Тема: «Люблю тебя, мой край родной»

Цель: научить детей строить здание цирка посредствам блоков Дьенеша.

Задачи:

-учить конструировать здания по схеме;

-развивать умение находить предметы по определённым признакам: размер, толщина, цвет, форма.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на виртуальную экскурсию по городу, а по какому…. вы узнаете, просмотрев ролик.

Но… у нас есть правило: во время просмотра не выкрикивать, досмотреть ролик до конца.

Располагайтесь поудобнее. Мы начинаем.

(просмотр видеоролика)

Воспитатель: О каком городе идёт речь?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, много чего есть в нашем городе, но нет одного здания, куда любят ходить как дети, так и взрослые. Кто догадался, что это за здание?

Реклама везде и повсюду,

Говорят, что привезли туда верблюда.

Тигры, львы там тоже выступают,

А под куполом акробаты летают.

                                                 (Цирк)

Воспитатель: Правильно, это цирк. Сегодня я предлагаю вам самим построить цирк. Хотите попробовать?

Из чего можно построить здание цирка?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, какие интересные блоки я вам принесла. Они называются, блоки Дьенеша. Рассмотрим коробочку с блоками.

 Именно из них мы и будем строить цирк.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне и возьмите себе по блоку. У нас трип строительные площадки. За первый стол подойдут ребята, у которых не красный и не синий блок.

За второй стол подойдут ребята, которые держат блок не жёлтого и не красного цвета.

За третий стол  подойдут оставшиеся.

Прежде, чем начать стройку, обратите внимание на экран. Здесь всё зашифровано. Попробуем расшифровать. Как вы думаете, что может обозначать пятна красного, синего и жёлтого цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: Что может обозначать маленький дом и большой дом?

Ответы детей.

Воспитатель: Человек тонкий и человек толстый?

Вам нужно выбрать нужный блок, согласно символам, давайте попробуем.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, проверьте правильность выполнения задания в группах. Поменяйтесь местами и посмотрите, как выполнили задание ваши друзья.

Воспитатель: Из чего вы сего дня строили здание цирка?

Конструировать можно не только из кубиков и различного вида конструктора, но и из блоков Дьенеша.



Предварительный просмотр:

Игры с логическими блоками Дьенеша.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=01e160f4ce9c7ef844a9ceaf1f09236c-l&n=13

Младшая группа

«Найди такую же фигуру»

Содержание:

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

«Найди НЕ такую же фигуру»

Содержание:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

«Наведи порядок»

(сортировка, группировка)

«Цепочка»

Вариант 1. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

   «Цепочка»

(усложнение)

Вариант 3. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.)

Вариант 4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Вариант 5. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

«Кто быстрее соберет блоки»

Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки?» и т. д.

 «Поручения»

Каждому ребенку по-очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д.

 «На свое место»

Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч. и т. д.

Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно.

«Волшебный мешочек»

(определяем форму и величину)

Содержание:

1 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

2 вариант. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

«Какую фигуру я загадала?»

Вариант 1. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком - «Нет»«Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы

Вариант 2. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

«Что изменилось?»

Содержание:

Вариант 1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Вариант 2. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)

«Найди пару»

Содержание:

Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

 «Собери бусы»

Ребенку предлагается выложить  по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

«Составь изображение»

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

«Помоги Мишке и Зайке»

(усложнение)

Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:

- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

-А у зайки? (Все не красные).

Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому:

а) чтобы у мишки оказались все круглые;

б) чтобы зайцу достались все большие;

в) чтобы зайцу достались все желтые и т. д.

Вариант 3. Более сложный вариант этой игры:

Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).

Только зайке? (Квадратные, не синие).

Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).

А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

«Второй ряд»

Вариант 1. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

Вариант 2. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета (размера);

Вариант 3. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другая по цвету и размеру;

Вариант 4. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, размеру и цвету.

Средняя группа

  «Найди»

Задачи: -Знакомить с логическими блоками

-Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой-маленький»«толстый – тонкий»

 -Развивать умения сравнивать

геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша

Ход игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру,

форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

 Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

 

 «Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

 Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

 «Чудесный мешочек» -2 вариант.

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

 «Что изменилось»

Задачи:

-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,

толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно

запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 

  «Найди не такую»

Задачи: Продолжать знакомить с логическими блоками.

Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры,

которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

 «4-й лишний»

Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме,

величине, толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур

лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

 «Продолжи ряд»        

Задачи:

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине

-Развивать мышление

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было

фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине

и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

 «Найди пару»

Задачи:

-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,

толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой

желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет

в пару с маленьким красным квадратом и т. д.

3 – 4 неделя

 «Второй ряд»

Задачи:

-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную

по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так,

чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета,

размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

 «Найди клад»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,

толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не

видит, под одним из них  прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.).

Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или

«нет»«Клад под синим блоком?» - «Нет»«Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и

толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества,

производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри

обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все

красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур

предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались

вне обруча? (Предполагается ответ«вне обруча лежат все не красные фигуры»). При

повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие

вне.

 

«Чего не хватает»

Задачи: Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения

Ход игры: Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами.

Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

 «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам,

производить логические операции «не»«и»«или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области,

определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри

красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих

обручей (эти области нужно обвести указкой).

1. затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри

красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2. после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы:

какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча;

Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет

фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и

квадратных.

Старшая группа, подготовительная группа

  «Сколько?»

Материал: учебно-игровое пособие блоки Дьенеша.

Цель игры: развивать умение задавать вопросы, умение выделять свойства блоков и называть их.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические блоки в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько».

За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Варианты вопросов: «Сколько больших блоков?»  «Сколько красных блоков в первом ряду?» (по горизонтали, «Сколько круглых маленьких блоков?» и т. д.

«Художники»

Материал:

• «Эскизы картин». Листы большого цветного картона.

•Дополнительные детали из картона для составления композиции картины.

• Набор блоков.

Цель игры:

• развивать умение анализировать форму предметов.

• развивать умение сравнивать по их свойствам

• развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения (композиции).

Описание игры:

Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек.

Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.

В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

 «Магазин»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов). Логические блоки Дьенеша.

Цель игры:

• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства

• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логического блока. Выбор игрушки можно усложнить. По двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

 «Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о блоках Дьенеша, их цвете, величине, толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько блоков, которые нужно запомнить, а потом один из блоков исчезает или заменяется на другой, или две блока меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 «Хоровод»

Цель: классификация блоков Дьенеша по двум признакам – цвету, форме; по трём признакам цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные блоки. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком, по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

 «Второй ряд»

Задачи:

-Развивать умение анализировать, выделять свойства блоков, находить блок, отличающийся по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

«Найди клад»

Задачи: Совершенствовать знания детей о блоках, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»«Клад под синим блоком?» - «Нет»«Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

 «Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: У каждого ребёнка в руке один блок. Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать блоки так, чтобы все красные блоки (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех блоков спросить: «Какие блоки лежат внутри обруча? Какие блоки оказались вне обруча? (Предполагается ответ«вне обруча лежат все не красные блоки»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие снаружи.

 «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не»«и»«или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1. Рассказать правило игры. Например, расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, а внутри зеленого все круглые.

2. после решения практической задачи по расположению блоков дети рассказывают о том, какие блоки лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

«Цепочка».

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства блоков, находить блоки по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранного блока постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.

 Варианты построения цепочки:

-Чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

-Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);

-Чтобы рядом были блоки одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;

-Чтобы рядом были блоки одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

 «Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических блоков.

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

.

 «Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение блоков и находить соответствующий блок.

Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).

Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточкиБлоки, блоки разные: желтые, синие и красные. Всем нам они знакомые. Найдите меня. Ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает блок.

 «Спасатели приходят на помощь»

Цель: Развивать умение расшифровывать информацию, заданную в знаках-символах.

Ход игры: Дети выбирают карточку и расшифровывают информацию на ней. Затем выбирают нужные блоки и делают модель транспорта.


Комментарии

Микулич Светлана Евгеньевна

Пусть ваши "рыбки" плывут только вперед, к новым и интересным знаниям! Удачи Вам, Марина Николаевна!