Планирование. Рабочие программы

Казанчева Людмила Николаевна

Рабочая программа по русскому языку составлена по УМК "Планета Знаний".  Программа составлена на 136 ч. (из расчета 4 часа в неделю)).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_russkomu_yazyku_4_klass_136_ch.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Казанчева Людмила Николаевна
  2. Учитель начальных классов
  3. Муниципальное  образовательное учреждение

     основная образовательная школа

с. Смышляевки  

          Кузоватовского района

Ульяновской области

Рабочая программа

по русскому языку

4 класс

УМК «Планета ЗНАНИЙ»

количество часов в год – 136 ;

количество часов в неделю – 4 ;

количество часов в   I четверти –  32 ч;

количество часов во II четверти – 31 ч;

количество часов в   III четверти – 38 ч;

количество часов в   IV четверти – 35 ч.

 

 

Составила учитель начальных классов: Казанчева Л.Н

Пояснительная записка

Об особенностях курса русского языка
по программе Л. Я. Желтовской

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;

– воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

– дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;

– обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

– сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

– развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;

– способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.

Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для формирования духовно-нравственной личности школьника. В программу и учебник введены специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. Даются исторические справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите, об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове, пословицах, фразеологизмах. При анализе путей пополнения словарного состава русского языка обращается внимание учащихся на факты неоправданного введения в речь иноязычной лексики, в основном английской, сленга, что засоряет родной язык. Такой подход дает учителю возможность развивать в детях чувство сопричастности к сохранению самобытности и чистоты языка русского народа.

В последнее десятилетие в начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение детьми совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной формах. При этом языковые знания и умения составляют для учащихся фундамент, на котором происходит освоение речевых умений, то есть, в широком смысле, создаются условия для свободного владения родным языком. Наиболее перспективным подходом, при котором интегрируются языковые и речевые умения, устанавливается взаимообусловленность изучения грамматических сведений о языке как базового ресурса и освоения форм выражения смысла с параллельным включением изученных средств языка в речевые формулы для выражения своих мыслей и чувств, является коммуникативный. Этот подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач при общении в любых формах: устной (диалоговой), письменной (монологовой), предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Коммуникативная ориентация курса разрабатывается на основе требований Госстандарта и положений концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор – доктор педагогических наук А. Ю. Купалова). Приведем некоторые положения этой концепции.

Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих в курсе русского языка и выступает как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной, эстетической, этикетной. При этом задача изучения системы языка не снимается, а становится более актуальной, так как возрастает потребность в осознанном отборе языковых средств для решения той или иной речевой задачи. Таким образом, линия знакомства с устройством родного языка очень тесно переплетается с упражнениями по использованию системы языка в речи.

Актуальными также становятся следующие принципы организации содержания курса:

– семиотический – помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

– системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

– этико-эстетический – направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса, который выстраивается как элементарный систематический курс (в соответствии с рекомендациями Концепции содержания непрерывного образования – см. в журн.: Начальная школа. 2000. № 4. с. 12). Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка – к речи.

Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, овладевают навыками порождения текста. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и средств его реализации. Опора на текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает реализация деятельностного подхода, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляются с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Примером может послужить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и прочее); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу); при восприятии речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и прочее).

Памятуя о постулате, что языку научить нельзя, ему можно только научиться, автор уделяет серьезное внимание формированию мотива изучения языка как в целом, так и отдельных тем курса. С этой целью вводится специальный программный материал, а также создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника на уроках. Перечислим некоторые из них.

Для создания мотивов высказываний задаются речевые ситуации типа:

– обсуждение образцов детского словотворчества и понимания детьми выражений русского языка;

– оценка правильности (неправильности) высказываний героев упражнений, объяснение им причин непонимания, ошибок и прочее;

– рассказы, описания, адресованные вымышленным героям (Дед Мороз: «Детки дорогие! Да я не знаю, что такое лето»);

– обмен мнениями по поводу смысла пословиц, формул речевого этикета;

– объяснения, почему собеседники не поняли друг друга, почему один из них обиделся и т. п.;

– оценка точности рисунка к тексту, к выражению («Почему художник так изобразил…»);

– речевое поведение в воображаемой ситуации («Представь себе…»);

– отзывы о любимых мультфильмах, прочитанных книгах, временах года;

– призыв помочь зимующим птицам;

– необходимость поздравить, написать письмо, подписать конверт и др.

Часто мотивом к высказыванию служат читаемые тексты, точнее, мнения персонажей или самих авторов. В то же время мотивом к восприятию (слушанию, чтению) текстов часто служат рубрики «Это интересно…», «Знаете ли вы?..», указание на то, о чем можно узнать из текста, с каким мнением автора познакомиться, проверить свои предположения  (прогнозы) по содержанию и т. п.

Специальные задания мотивационного характера даются и к учебному языковому материалу. Например, обращение к слогозвуковому анализу слова происходит в целях выяснения, почему трудно произносить скороговорку типа «У Кондрата куртка коротковата». Дети помогают персонажам учебника решать языковые задачи, объяснять причины неверного решения; играя, группируют слова по разным основаниям, ищут опоры и помощи при обобщении материала в таблицах, схемах.

При реализации курса деятельностный подход приобретает характер коммуникативно-деятельностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учителя. Учиться общению общаясь – вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебного материала: выделении общих речевых тем и системы ситуативных упражнений (их называют коммуникативными). В таких упражнениях моделируются речевые ситуации – совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию.

Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

Немаловажную роль при реализации содержания курса играют принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Так, широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать слово и его «работу» в предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности. Термин «словесность» используется в данном случае в трактовке В. И. Даля: «Словесность, словесные науки, – все то, что относится к изучению здравого суждения, правильного и изящного его выражения».

В силу языкового и речевого содержания курса в программе выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Изменяется системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики – c осмысления номинативной функции слова – называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить, спросить, посоветовать, пригласить и т. п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сначала акцент делается на роли их главных структурных частей (в слове – корня, в словосочетании – главного слова, в предложении – главных членов, в тексте – главной смысловой части, главной мысли), затем – на роли частей, имеющих значения «второй степени» (приставки, суффикса, окончания – в слове, зависимых слов – в словосочетании, второстепенных членов предложения, композиционных частей текста).

Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал:

– для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных;

– для наблюдения над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.). Через осмысление слова, с помощью которого создается художественно-эстетический образ, ребенка можно вести к пониманию идеи произведения (текста). У маленького читателя развиваются коммуникативные мотивы обращения к тексту любого типа (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем), читательские ориентации и способы действия, соответствующие этим мотивам и целям.

Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

В содержании коммуникативно-направленного курса русского языка явственно проступает воспитательный потенциал предмета: дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса.

В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как и в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения // Учительская газета. 2004. № 3 (27 янв.); Начальная школа: журн. 2004. № 9), начинается с раздела «Речевое общение», где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию – совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) – средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел «Язык как средство общения», в котором указывается, какие сведения по речи и системе языка необходимы носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком, то есть речевого развития.

Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения – звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения – так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина «орфограмма». Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» слов в них как частей речи.

В 3, 4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста. Сначала при изучении всех единиц языка внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), затем – на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.), которые помогают конкретизировать значение слова, распространять, развертывать мысль. Путь изучения всех языковых средств – от значения к форме, далее – к назначению (функции) в речи – наиболее эффективен для их осознанного отбора детьми при решении речевых задач.

При создании рабочей программы частично были использованы материалы программы коммуникативно-ориентированного начального курса русского языка, апробированного в школах России (Русский язык (коммуникативно-ориентированный курс): программа / авт. Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы  (1–4): сб. Ч. 1. М.: Просвещение, 2001).

Программа рассчитана:

количество часов в год – 136 ;

количество часов в неделю – 4 ;

количество часов в   I четверти –  32 ч;

количество часов во II четверти – 31 ч;

количество часов в   III четверти – 38 ч;

количество часов в   IV четверти – 35 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

– отличительные признаки основных языковых единиц: слова, словосочетания, предложения, текста;

– названия и отличительные признаки: a) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) частей речи (включая личные местоимения); в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

должны уметь:

– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

– производить языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

– грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;

– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;

– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление) в ситуациях повседневного и учебного общения.

Тематическое планирование составлено по учебно-методическому комплекту и литературе, используемой для реализации данной программы:

Бойко, Е. С. Русский язык в свете теории речевой деятельности [Текст] / Е. С. Бойко. – М., 1998.

Желтовская, Л. Я. Постижение самобытности языка русского народа как средства усиления духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Л. Я. Желтовская. – М. : ИОСО РАО, 2003. – (Сельская школа. Современный взгляд на проблемы обучения и воспитания).

Желтовская, Л. Я. Русский язык (коммуникативно-ориентированный курс) : программа [Текст] / Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программы общеобразовательных учреждений. начальные классы (1–4) : сб. ч. 1. – м. : Просвещение, 2001.

Желтовская, Л. Я. Русский язык. 4 кл. [Текст]: учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1–2 / Л. Я Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2010;

Желтовская, Л. Я. Русский язык : рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику  Л. Я. Желтовской «Русский язык. 4 класс» для 4 кл. четырехл.  нач.  шк.   [Текст] / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – м. : АСТ : Астрель, 2010.

Концепция о непрерывном образовании. Дошкольное и начальное обучение [Текст] // Начальная школа. – 2000. – № 4.

Купалова, А. Ю. Интеграция двух начал в обучении [Текст] / А. Ю. Купалова // Советская педагогика. – 1988. – № 3.

Львова, С. И. Язык в речевом общении : факультативный курс [Текст] / С. И. Львова. – М., 1991.

Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную [Текст] // Начальная школа. – 2004. – № 8.

Основы теории речевой деятельности [Текст] / под ред. А. А. Леонтьева. – М., 1974.

Рождественский, Н. С. О языке и речи в начальном обучении [Текст] / Н. С. Рождественский // Начальная школа. – 1993. – № 1.

Соловейчик, М. С. О содержании и структуре программы речевой подготовки младших школьников [Текст] / М. С. Соловейчик // Сб. статей / отв. ред. А. Ю. Купалова. – М., 1989.

Типовая программа на основе Госстандарта [Текст] // Информационный вестник Министерства образования и науки РФ. – 2005. – № 2.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (проект). 2004 / Минобрнауки РФ; Федерал. агентство по образованию (Рособразование) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

Шанский, Н. М. Что значит знать язык и владеть им [Текст] / Н. М. Шанский [и др.]. – Л., 1989.

тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки
обучающихся

(результат)

Вид
контроля.
Измерители

Элементы дополни-тельного
содержания

Домашнее
задание

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Общаемся устно и письменно ( 9 часов)

1

Вспоминаем
качества русской речи

1

Комбинированный

Слово и его значение. Использование толковых словарей русского языка

Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка.

Уметь ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую  работу  со словарями; находить ударные и безударные слоги; ставить знак ударения в многосложных словах; указывать связь слов в предложении; определять члены предложения; производить звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными

Фронтальный опрос

Звукопись, громкость, ритмичность, образность

упр. 4

2

Вспоминаем
качества русской речи

1

Комбинированный

Роль языка в жизни человека. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного
общения

Знать, что ударение может быть постоянным и подвижным; иногда ударение может переноситься на предлоги.

Уметь  сочинять свою «рекламу»; записывать стихотворение по памяти; составлять и записывать предложения; различать слова

Работа в парах

Омографы

упр. 9


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«стрелки» – «стрелки», «белки» – «белки»; задавать вопросы к словам

3

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

1

Комбинированный

Произносительные  нормы и правила письма

Уметь определять время глаголов; расставлять ударение в глагольных формах; находить безударные гласные в корне; пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи

Фронтальный опрос

упр. 16

4

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

1

Комбинированный

Произносительные нормы и правила письма

Иметь представление об особенностях устной речи: мимике, жестах, позе.

Уметь записывать слова в алфавитном порядке; ставить знак ударения; подбирать проверочные слова; писать текст под диктовку; пользоваться словообразовательным словарем

Фронтальный опрос

упр. 20


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

1

Комбинированный

Произносительные  нормы и правила письма

Знать цели использования в русском языке мягкого и твердого знаков.

Уметь правильно произносить слова с буквосочетаниями чн, сч; распределять слова в два столбика по особенностям произношения звуков; находить подлежащее и сказуемое в предложении; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы; озаглавливать текст; объяснять изученные орфограммы

Практическая работа

упр. 27

6

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

1

Комбинированный

Произносительные  нормы и правила письма; работа со словообразовательным словарем

Иметь представление о словах-синонимах; о наличии в русском языке слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро–ра, оло–ла, ере–ре, оло–ле.

Самостоятельная работа

упр. 39. Составить рассказ, исполь-зуя словарные слова

7

Обобщение
по теме «Обобщаемся устно
и письменно»

1

Обобщение знаний

Уметь правильно писать слова из словаря с двойными согласными; записывать слова в алфавитном порядке; писать текст под диктовку; работать с деформированным предложением; подчеркивать главные члены предложения; подбирать проверочные слова

Фронтальный опрос


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

8

Входной  диктант

«В лесу»

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75–80 слов)

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку текст
в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант –
(35 минут)

9

Работа над ошибками

1

Комбинированный

выполнение упражнений
на закрепление изученных правил

Уметь выполнять работу над ошибками

Фронтальный опрос

  1. В устной речи интонация, а в письменной пунктуация (   20 час)

10

Различаем и оформляем предложения по цели

1

Комбинированный

Предложения  по цели высказывания

Знать, что интонация – звуковое
(голосовое) средство языка.

Работа в парах

упр. 44


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

высказывания, выражаем отношение

Уметь на слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений; находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предложении

11

Различаем
и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение

1

Комбинированный

Предложения  по цели высказывания

Знать, что общий тон высказывания может быть дружелюбный, радостный, восторженный, печальный, злобный, приказной и др.; частое произнесение высказывания сопровождается изменением высоты голосового тона: повышением, понижением.

Уметь сравнивать предложения по интонации и по цели высказывания; выписывать предложения по группам по интонации; подчеркивать знаки препинания в конце предложения; выделять в словах приставки; соотносить предложение с его схемой

Практическая работа

Высота голосового тона. Обращение

упр. 52

12

 Различаем
и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение

1

 

   

  значимости.

 

 ния

упр. 58


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью

(описание, повествование, рассуждение)

Уметь отвечать на вопросы; ставить в тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы «Пословица – всем помощница»

13

Уточняем смысл высказывания

1

Комбинированный

Овладение орфоэпическими нормами и нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

Знать о том, что в устной речи в предложении смысловые части отделяются друг от друга смысловой паузой, а на письме – знаком тире или запятой и союзами а, но при противопоставлении.

Уметь ставить в тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы «Пословица – всем помощница»

Работа в парах

Смысловая пауза. Тире

упр. 64


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14

Выделяем этикетные слова
и фразы

1

Комбинированный

Этикетные  слова и фразы

Знать понятия «этикет», «речевой этикет».

Уметь выделять этикетные слова
и фразы; подчеркивать и объяснять знаки препинания; выполнять интонационные пометы (паузы, логическое ударение); определять основную мысль текста; составлять словарик из этикетных фраз; читать по ролям

Фронтальный опрос

упр. 69

15

Употребляем знаки препинания

1

Комбинированный

Знаки  препинания в конце предложения

Уметь писать под диктовку; объяснять пословицу «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»; работать с этимологическим словарем; писать под диктовку; выполнять звукобуквенный разбор слов

Работа в парах

упр. 77

16, 17

Обобщение
по теме «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»

2

Обобщение знаний

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения

Уметь правильно произносить слова; записывать словарные слова, вставляя пропущенные буквы; работать с текстом; находить и объяснять изученные орфограммы; писать по памяти, под диктовку

Практическая работа. Взаимо-контроль

Нахождение окончания и основы слова

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

Диктант по теме «В устной речи интонация,
а в письменной пунктуация»

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75–80 слов)

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку текст
в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант –
(35 минут)

19

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Правописание изученных орфограмм

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа

20

Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне

1

Комбинированный

Правописание безударных гласных. Запись слов с непроверяемыми гласными

Знать правило написания безударных гласных в корне.

Уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи; подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне

Практическая работа

С. 39,

упр. 4

21

 Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне

1

Комбинированный

Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, слов с двойными согласными

Знать правило написания парных и непроизносимых согласных в корне.

Уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи; подбирать проверочные слова к парным и непроизносимым согласным в корне

Работа в группах

С. 40,

упр. 6


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

22

Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи

1

Комбинированный

Правописание словарных слов и удвоенных

согласных. Образование глаголов с различными приставками

Знать правило написания приставок.

Уметь образовывать слова с данными приставками; правильно писать гласные и согласные в приставках

Фронтальный

опрос

С. 40,

упр. 8

23

Употребление мягкого и твердого знаков

1

Комбинированный

Употребление мягкого и твердого знаков

Знать, что твердый разделительный знак пишется сразу после приставки, а разделительный мягкий знак – в корне.

Уметь определять род имен существительных; правильно писать слова с твердым и мягким знаками;  делить слова на группы в зависимости от типа орфограммы

Фронтальный опрос

С. 41,

упр. 14

24

Употребление гласных  в родовых окончаниях

1

Контрольный

Употребление гласных  в родовых окончаниях

Уметь вставлять гласные  в родовые окончания имен прилагательных; находить ударные и безударные окончания; определять род имен прилагательных

Фронтальный опрос

С. 42,

упр. 15

25

Употребление знаков препинания

1

Комбинированный

Знаки препинания в конце предложения

Уметь расставлять знаки препинания в тексте; подчеркивать и объяснять изученные орфограммы

Фронтальный опрос

С.  42,

упр. 16


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

26

 Изложение «Летние каникулы»

1

Комбинированный

Отличие письменной речи
от устной.

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)

Уметь излагать (воспроизводить) содержание текста по плану; определять тип текста; делить текст на смысловые части; озаглавливать текст; анализировать предложенные планы; работать с деформированным текстом; редактировать текст; составлять свой вариант текста на тему «Летние каникулы»; оформлять каждую часть с красной строки

Фронтальный опрос

Создание небольшого текста
(сочинения)

27

Анализ изложения Работа над ошибками

1

 Комбинированный

Отличие письменной речи
от устной

Уметь письменно пересказывать текст; определять количество смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора

Письменное изложение

28

Мастерская слова. Свободный диктант «Деревья в осеннем лесу»

1

Контрольный

 Отличие письменной речи
от устной

 Уметь письменно пересказывать текст; определять количество смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора

Фронтальный опрос

29

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Комбинированный

Анализ и редактирование диктанта

Уметь анализировать и редактировать поздравление; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос

Эпистолярный жанр


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Анализируем и строим предложения ( 22 часов)

30

Главные и второстепенные члены предложения

1

Комбинированный

Главные и второстепенные члены предложения

Знать о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица – подлежащего.

Уметь находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания; производить разбор словосочетаний; производить разбор предложения; уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней; выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста; правильно писать частицу не с глаголами

Практическая работа

Синтаксис, синтаксические конструкции

упр. 84

31

Части речи
и члены предложения

1

Комбинированный

Части речи и члены предложения

Уметь определять части речи; составлять схему предложения; составлять предложения по данным схемам; анализировать строение предложений; определять части речи; озаглавливать текст

Самостоятельная работа по образцу

упр. 88

32

Формы изменения и правопи-

сания глаголов.

1

Комбиниро

ван-

Глагол, значение и употребление.

Знать признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма.

Фронталь-

ный

упр. 97


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Неопределенная форма глаголов

ный

Неопределенная форма глагола

Уметь находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки; делить глаголы на группы  по вопросам (что делать? что сделать?); составлять словосочетания с данными глаголами

опрос

33

Времена глаголов. Глаголы
в прошедшем
времени

1

Комбинированный

Изменение
по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем вре-мени

Знать, что глаголы изменяются по временам.

Уметь образовывать возможные формы от данных глаголов; приводить примеры глаголов в прошедшем времени; выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени; восстанавливать связь слов в текстах; подчеркивать безударные гласные перед суффиксом
-л-; составлять схему предложения

Работа в парах

упр. 104

34

Формы глаголов в настоящем и будущем времени

1

Комбинированный

Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в про-

Знать, что сложная форма будущего времени состоит из двух частей: форм глагола «быть» и неопределенной формы.

Уметь определять разницу в зна-чениях форм глаголов настоящего и будущего времени; образовывать сложную форму будущего времени; отличать сложную форму

Работа с текстом
в парах

упр. 109


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

шедшем вре-мени

будущего времени глаголов от сказуемых, в состав которых входят два слова, одно из которых – неопределенная форма глагола

35

Спряжение глаголов I и II спряжения

1

Комбинированный

Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола

Знать, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Уметь определять спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять лицо и число глагола; сравнивать написание безударных и ударных личных окончаний глаголов; правильно употреблять глаголы «класть» и «положить»

Практическая работа

Практическое овладение способами определения спряжения глаголов
(I и II спряжения)

упр. 118

36

Спряжение глаголов I и II спряжения

1

Комбинированный

Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола

Уметь правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжений  в формах будущего времени; делить глаголы на группы по типу спряжения; выделять окончания в глаголах 2-го лица единственного числа; объяснять изученные орфограммы; находить обращения в тексте

Самостоятельная работа

Практическое овладение способами определения спряжения глаголов
(I и II спряжения)

упр. 122, 124

37

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

Комбинированный

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Знать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Уметь определять формы глаголов; объяснять смысл пословиц;

Работа в парах.

Чередование согласных в корне.

упр. 132, 137, 144


Продолжение табл. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу; образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа; выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения; находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов; образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры; работать с деформированным предложением

Фронтальный опрос

Повелительная форма глагола. Омофоры

38, 39

Правописание безударных личных окончаний глаголов

2

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжение глаголов; подбирать пропущенные в тексте глаголы; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы «решать», «решить»; решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов; образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего

Практическая работа

упр. 149, 155, 160, 168


Продолжение табл. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

времени; писать под диктовку пословицы, объяснять их смысл; производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения; правильно писать личные окончания глаголов; составлять по рисункам предложения, используя глаголы в форме 3-го лица множественного числа; составлять и записывать словосочетания, называющие действия и орудия этих действий; выделять личные окончания глаголов

40

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь записывать слова из словаря в алфавитном порядке; подбирать однокоренные глаголы; указывать спряжение глаголов; составлять словосочетания и предложения с глаголами; спрягать глагол «путешествовать»; подбирать проверочные слова

Самостоятельная работа

упр. 178


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

спрягать глаголы «гнать», «видеть»; выделять личные окончания; выполнять словообразовательный разбор слов

41

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь подбирать глаголы-синонимы; находить чередование согласных в корне (ч//г//ж, ч//к); изменять по лицам глаголы «жечь», «течь»; записывать предложения, употребляя в нужном лице глаголы из скобок; объяснять фразеологизмы и пословицы; выделять безударные личные окончания глаголов; подбирать проверочные слова; производить синтаксический разбор; образовывать глаголы с данными приставками

Взаимоконтроль

упр. 192

42

Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение)

1

Комбинированный

Части речи. Члены предложения

Уметь изменять глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных; выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; подчеркивать главные члены предложения; указывать спряжение глагола;
находить возвратные глаголы

Фронтальный опрос

упр. 198


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

43

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях

1

Комбинированный

Части речи. Члены предложения. Виды предложений

Уметь определять предложения по цели высказывания; выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу; выделять в тексте вежливые (этикетные) слова

Фронтальный опрос

упр. 203

44

Обобщение
по теме «Анализируем и строим предложения»

1

Обобщение знаний

Практическое овладение диалогической
и монологической речью

Уметь списывать текст; записывать стихотворение по памяти; выписывать из текста глаголы, указывать род, число, лицо, спряжение; производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения

Практическая работа

С. 93,

упр. 2, 3

45

Диктант по теме «Анализируем и строим предложения»

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75–80 слов)

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку текст
в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант –
(35 минут)

46

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Выполнение упражнений на изученные орфограммы

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

47

Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени; образовывать глаголы прошедшего времени

Работа в парах

С. 94,

упр. 2

48, 49

Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего
и будущего времени

2

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени; записывать глаголы, употребляя их в 1-м лице множественного числа; правильно писать личные окончания глаголов

Взаимо-про-верка.

Практическая работа

С. 95,

упр. 5, 7

50

Мастерская слова. Составление текста «На опушке леса»

1

Контроль-ный

Отличие письменной речи от  устной. Изложение текста (повествование, повествование
с элементами описания)

Уметь письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст; озаглавливать текст; выделять приставки

Письменное изложение

(35 минут)

Создание небольшого текста
(сочинения)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

51

Мастерская слова. Рассказы
о русской
природе

1

Комбинированный

Анализ и редактирование изложения

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос

  1. Развертываем, распространяем мысли (  15 час.)

52

Предложения
с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

1

Комбинированный

Предложения
с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Знать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов  «и», «да», «также».

Уметь различать простые и сложные предложения; находить главные члены предложения

Фронтальный опрос

упр. 210


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

53

Предложения
с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

1

Комбинированный

Предложения
с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Знать правила постановки запятых при однородных членах предложения.

Уметь объяснять постановку запятых в предложении; писать текст по памяти; подбирать проверочные слова; объяснять изученные орфограммы

Практическаяработа

Противительные союзы

упр. 226

54

Предложения
с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

1

Комбинированный

Предложения
с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Знать, что однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому второстепенному члену.

Уметь сравнивать предложения по составу; объяснять постановку запятых в предложении с однородными членами

Фронтальный опрос

Составить предложения по схеме

55

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Комбинированный

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знать, что изучает раздел языка
«
пунктуация».

Уметь работать по памятке; вставлять пропущенные знаки препинания; выполнять синтаксический разбор предложения; подчеркивать главные члены предложения;

Практическая работа

упр. 237


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

составлять небольшой текст для диктанта; выделять личные  окончания глаголов

56

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Комбинированный

Знаки препинания при однородных членах предложения

Уметь писать текст под диктовку; оставлять схему предложения; писать пословицы по памяти; объяснять расстановку запятых  при однородных членах предложения

Фронтальный опрос

упр. 241

57

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

1

Контрольный

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодар-

Знать, что тексты отличаются друг от друга по своей речевой задаче (цели высказывания), по основной мысли, по строению.

Уметь обобщать с помощью таблицы; определять, какими основными признаками обладает каждый тип текста: повествование, описание, рассуждение; выписывать из текста предложения

Фронтальный опрос

упр. 255


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ность, обращение с просьбой)

с однородными членами предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; находить в тексте сравнения; сочинять загадку о березе

58

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

1

Комбинированный

Использование средств языка в устной речи
в соответствии с условиями общения

Уметь определять тип предложения по цели высказывания; объяснять название текста; редактировать предложенный текст; заменять повторы в тексте синонимичными словами, местоимениями, однородными членами предложения

Фронтальный опрос

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

упр. 258

59

Обобщение
по теме «Развертываем, распространяем мысли»

1

Комбинированный

Выполнение упражнений
по развитию речи

Уметь выписывать предложения
с однородными членами; составлять схему предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; выделять приставки и корни; расставлять знаки препинания

Работа в парах

С. 121,

упр. 3

60

Диктант по теме «Развертываем, распространяем мысли»

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75–80 слов)

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку текст
в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант –
(35 минут)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

61

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Повторение изученного материала

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа

Составить предложения
по схеме

62

Мастерская слова. Изложение «Переправа»

1

Контрольный

Отличие письменной речи
от устной. Изложение текста (повествование, повествование
с элементами описания)

Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста;

отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение

Письменное изложение

(35 минут)

Создание небольшого текста
(сочинения)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

63

Анализ и редактирование изложения

1

Комбинированный

Анализ и редактирование изложения

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос

Составить предложения
по схеме

64

 

Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”»

 

1

 

Обобщение знаний

 

Адекватное  восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских

радиопередач, аудиозаписей
и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего

Знать знаки препинания в русском языке.

Иметь представление о том, что система правил о постановке знаков препинания называется пунктуацией.

Уметь составлять статью для детской энциклопедии «Тайна русских слов»; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, какие разделы

(рубрики) могут быть в сборнике; какие статьи об истории русских слов, особенностях их употребления в современной устной и письменной речи могут быть интересны и полезны для сверстников; выбирать наиболее интересный раздел и определять, какую статью можно приготовить для сборника;

Работа в парах

Практическая работа

Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

школьника тематике; овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения

продумывать, как строить предложения, чтобы описать интересные языковые явления, заинтересовать читателей; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя)

65, 66

Используем средства языка при общении. Проект «Словарик речевого этикета»

2

Обобщение знаний

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Уметь составлять статью для проекта «Словарик речевого этикета»; подбирать устойчивые фразы; подбирать единомышленников-составителей, избирать редакторов; определять, на какие темы (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, поздравление, пожелание) будут подобраны слова и устойчивые фразы в словарике; разобраться, как составляется словарная статья; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя)

Работа в парах

Проект «Словарик речевого этикета»

  1. Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (  39 час)

67

Вспоминаем части речи

1

Комбинированный

Части речи

Знать изученные части речи.

Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно»

Работа в парах

упр. 4


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь указывать части речи; выполнять синтаксический разбор предложения; определять время глагола; подбирать синонимы к словам «салазки», «взахлеб»; находить слова из словаря; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы

68

Изменение частей речи по числам и родам

1

Комбинированный

Изменение частей речи по числам и родам

Знать, что по числам изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Уметь изменять части речи по числам и родам; проверять безударные гласные в корне; подбирать проверочные слова; указывать род, число глаголов прошедшего времени

Работа в парах

упр. 14


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

69

Изменение частей речи по числам и родам

1

Комбинированный

Изменение частей речи по числам и родам

Знать, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, а имена прилагательные и глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Уметь вставлять пропущенные окончания; указывать части речи; определять род

Самостоятельная работа

по образцу

упр. 18

70

Имеют ли личные местоимения значения рода и числа?

1

Комбинированный

Местоимение, значение
и употребление

Знать личные местоимения, что значение рода имеют только местоимения 3-го лица единственного числа.

Уметь указывать род у местоимений 3-го лица; определять члены предложения; изменять местоимения по числам

Практическая работа

упр. 29

71

Имеют ли личные местоимения значения рода и числа?

1

Комбинированный

Местоимение, значение
и употребление

Уметь редактировать текст; определять число и род местоимений

Работа в группах

Склонение личных местоимений

упр. 33

72

Спряжение
и склонение

1

Комбинированный

Спряжение
и склонение

Уметь обобщать сведения о глаголе по плану; делить глаголы на группы; составлять с глаголами-синонимами предложения, употребив их в форме прошедшего времени множественного числа; объяснять изученные орфограммы

Фронтальный опрос

упр. 38


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

73

Спряжение
и склонение

1

Комбинированный

Спряжение
и склонение

Знать, что глаголы спрягаются, существительные – склоняются; что именительный падеж является начальной формой склоняемых частей речи (имен существительных, имен прилагательных, местоимений, числительных).

Уметь определять падеж имен существительных; составлять предложения с существительными в данном падеже; записывать словосочетания

Фронтальный опрос

упр. 50

74, 75

Спряжение
и склонение

2

Комбинированный

Спряжение
и склонение

Знать термин «склоняемые».

Уметь склонять имена существительные и имена прилагательные; определять главное и зависимое слово в словосочетании; писать по памяти; подбирать проверочные слова; отвечать на вопрос «Который час?»

Практическая работа. Самостоятельная работа по таблице

упр. 58, 60


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

76

Склонение личных местоимений

1

Комбинированный

Местоимение, значение
и употребление

Знать, что местоимение в роли подлежащего всегда употребляется в форме именительного падежа.

Уметь выполнять синтаксический разбор предложений; указывать число местоимений; склонять личные местоимения; сопоставлять формы «они» – «их»

Фронтальный опрос

Склонение личных местоимений

упр. 65

77

Склонение личных местоимений

1

Комбинированный

Местоимение, значение
и употребление

Уметь определять формы падежей личных местоимений по предлогам; выделять в тексте предлоги; записывать предложения, вставляя местоимения по смыслу; составлять предложения, правильно употребив местоимения

Работа в парах

упр. 69

78

Правописание безударных падеж-

1

Комбиниро-ван-

Правописание безударных падеж-

Знать, что имена существительные в одном и том же падеже могут иметь разные окончания.

Работа в парах

упр. 80


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений

ный

ных окончаний склоняемых частей речи

Уметь определять спряжение глаголов; определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; вставлять пропущенные буквы; выделять окончания

79

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей
речи

Знать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Уметь дополнять таблицу «Родовые окончания имен существительных»; записывать словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании; записывать имена существительные в  нужном падеже

Практическая работа

упр. 85

80, 81

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

2

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь выполнять разбор слова по составу; проверять написание слов с изученными орфограммами; склонять существительные единственного числа; выделять окончание; ставить в словах знак ударения; указывать склонение;

Самопроверка по образцу.

упр. 93,98


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

составлять словосочетания, записывая зависимые слова в творительном падеже; объяснять написание собственных слов; давать этимологическую справку слову «странный»; составлять предложения с существительными в предложном падеже

Фронтальный опрос

82

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь выделять окончания имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже; подчеркивать орфограммы в корнях; подбирать проверочные слова; правильно писать слова с сочетанием чк

Самостоятельная работа

по образцу

упр. 106


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

83

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Знать, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окончаниях пишется е.

Уметь употреблять слова «туфля», «автомобиль», «председатель»  в формах Д. п., П. п., Т. п.; указывать главные и зависимые слова в словосочетании; выделять окончания имен существительных; объяснять изученные орфограммы; указывать падеж и склонение имен существительных; решать орфографическую задачу

Практическая работа

упр. 115


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

84

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь сопоставлять падежные окончания имен существительных во множественном числе с окончаниями склонения этих существительных в единственном числе; сопоставлять значения слов; объяснять изученные орфограммы

Фронтальный опрос

упр. 139

85

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь склонять имена существительные; выписывать словосочетания; вставлять пропущенные буквы; писать предложения под диктовку; составлять из слов предложения

Практическая работа

упр. 155

86

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь дополнять схему; указывать число, падеж имен существительных; подбирать проверочные слова; объяснять пословицы

Взаимопроверка

упр. 161


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

87

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь склонять существительные
в единственном и во множественном числе; пользоваться словарями; вставлять пропущенные буквы; подбирать синонимы к слову «доблесть»; расшифровывать сложносокращенные слова и записывать словосочетания

Самостоятельная работа

по образцу

упр. 166

88

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Уметь употреблять прилагательные в словосочетаниях в нужном падеже; указывать род и падеж склоняемых частей речи; объяснять устойчивые сочетания; выделять окончания; составлять

Фронтальный опрос

упр. 177


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

предложения, используя данные словосочетания

89

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Уметь составлять словосочетания с данными словами; объяснять смысл пословиц; подбирать заголовок к данному тексту; писать по памяти; объяснять изученные орфограммы

Практическая работа

упр. 189

90

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Знать варианты окончаний имен прилагательных в форме именительного падежа мужского рода

(-ой,  -ый).

Уметь определять разницу в значении однокоренных слов; объединять предложения в текст; составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; редактировать текст

Фронтальная про-верка

упр. 194


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 91,

92,

93

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

3

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Уметь правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных

Самостоятельная работа

по образцу

упр. 196, 198, 200, 202

94, 95

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

2

Комбинированный

Местоимение, значение
и употребление

Уметь правильно употреблять и писать падежные формы личных местоимений

Фронтальный опрос

Склонение личных местоимений

упр. 207, 211, 213

96

Правописание падежных форм склоняемых частей речи

1

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей
речи

Знать, какие части речи склоняются.

Уметь называть падежные формы склоняемых частей речи; использовать таблицу в качестве справочного материала при выборе «конкурирующих» гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных; записывать слова  в два столбика (с безударными гласными в корне и с безударными гласными в окончании); объяснять

Работа в парах

упр. 217


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

название текста; составлять предложения из набора слов; редактировать текст с речевыми и орфографическими недочетами

97

Обобщение по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части
речи»

1

Обобщение знаний

Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей
речи

Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; указывать склонение и падеж имен существительных; выделять безударные падежные окончания; подбирать синонимы; определять значение слова «больно (горячи)»

Практическая работа

с. 85, упр. 1

98

Обобщение по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части
речи»

1

Обобщение знаний

Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей
речи

Уметь определять разницу в значении однокоренных слов; объединять предложения в текст; составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; редактировать текст; писать под диктовку

Самостоятельная работа

с. 85, упр. 2

99

Диктант по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи»

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75–80 слов)

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку текст
в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант –
(35 минут)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

100

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Выполнение упражнений по изученному материалу

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа

101

Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а

1

Комбинированный

Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей
речи

Уметь выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные а или о; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных, прилагательных; записывать текст, вставляя недостающие буквы

Работа в парах

с. 86, упр. 2;

с. 87, упр. 4

102

Мастерская слова. Изложение «Таинственный ночной гость»

1

Контрольный

Отличие письменной речи
от устной. Изложение текста (повествование, повествование
с элементами описания)

Уметь письменно пересказывать текст; определять тему текста; тип текста; делить текст на смысловые части; формулировать основную мысль текста; анализировать предложенные заголовки; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план; письменно пересказывать текст

Письменное изложение (35 минут)

Создание небольшого текста
(сочинения)

103

Анализ и редактирование изложения

1

Комбинированный

Анализ и редактирование изложения

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

104

Мастерская слова. Изложение «Подснежники»

1

Контрольный

Отличие письменной речи
от устной. Изложение текста (повествование, повествование
с элементами описания)

Уметь письменно пересказывать текст; отвечать на вопросы; письменно записывать текст о первоцветах

Письменное изложение

(35 минут)

Создание небольшого текста
(сочинения)

105

Анализ и редактирование изложения

1

Комбинированный

Анализ и редактирование изложения

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос

  1. Части речи и их работа в предложении и тексте ( часов)

106

Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

1

Комбинированный

Части речи

Знать роль каждой части речи в предложении.

Уметь описывать ситуации, изображенные на рисунке; указывать части речи в предложении; подчеркивать главные члены предложения; составлять предложения из набора слов; графически (стрелками) показывать смысловую связь слов в предложении; указывать падежи склоняемых частей речи; находить изученные орфограммы;

Работа в парах

Числительные

упр. 223


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

составлять предложения по предложенным схемам.

Иметь представление о том, какие части речи составляют словосочетания

107

Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

1

Комбинированный

Части речи

Иметь представление о полных
и кратких именах прилагательных.

Уметь указывать, каким членом предложения является имя прилагательное в каждом предложении, на какой вопрос отвечает, какой признак определяет; объяснять постановку знаков препинания в  конце предложения; определять тему текста; записывать текст, употребляя прилагательные из скобок  в нужной форме; составлять схему предложения с однородными членами предложения; составлять словосочетания по схеме прил.+сущ.; составлять свой вариант текста

Практическая работа

Полные
и краткие имена прилагательные

упр. 230

108

Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

1

Комбинированный

Части речи

Уметь редактировать предложения; записывать предложения, используя формы глаголов «рисовать», «писать», «изображать»; анализировать значение слов с приставкой ре-; записывать словосочетания, употребляя слова из скобок в нужной форме

Фронтальный опрос

упр. 235


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

109

Изменение и правописание частей речи

1

Комбинированный

Изменение
и правописание частей
речи

Уметь объяснять употребление мягкого знака; указывать части речи; определять лицо, число глаголов; производить фонетический

Фронтальный опрос

упр. 250


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

разбор и по составу  слов «сказки», «схватить»; выписывать из текста глаголы с приставками; указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания в предложении; составлять инструкцию по изготовлению из бумаги нарисованной игрушки

110

Изменение и правописание частей речи

1

Комбинированный

Изменение
и правописание частей
речи

Уметь записывать слова в указанной последовательности (слова, имеющие корень и окончание; слова, имеющие корень, суффикс, окончание); вставлять недостающие буквы; указывать части речи; составлять словосочетания по схемам прил.+сущ., гл.+сущ.; приводить примеры, в каких частях слова безударные гласные можно проверять ударными; составлять таблицу о проверке парных согласных; пользоваться толковым словарем; составлять цепочку родственных слов; различать собственные и нарицательные имена существительные; объяснять выражение «Пахло сеном в ночах июня»

Практическая работа

упр. 256


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

111

Служебные части речи

1

Комбинированный

Части речи. Предлоги, союзы. Их роль в речи

Знать, для чего используются предлоги, союзы, частицы.

Уметь обобщать сведения о служебных частях речи с помощью таблицы; находить служебные части речи в тексте; писать по памяти; указывать разделительный союз «или», подчинительный союз «чтобы»; производить фонетический разбор слова «пачкать»; выполнять разбор по составу слов «закладка», «предохраняет»; записывать текст
с восстановленными названиями самостоятельных частей речи

Самостоятельная работа

упр. 263

112

Служебные части речи

1

Комбинированный

Предлоги, союзы: их роль в речи

Уметь собирать пословицы; находить в тексте изученные орфограммы

Фронтальный опрос

Частицы

упр. 265

113

Распространяем предложения

1

Комбинированный

Связь слов
в предложении. Простое распростра-

Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве).

Фронтальный опрос

упр. 270


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ненное и нераспространенное предложения

Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов; употреблять мягкий знак на письме

114

Распространяем предложения

1

Комбинированный

Связь слов
в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения

Уметь производить синтаксический разбор предложений; записывать словосочетания, дописывая нужные окончания; указывать падежи над склоняемыми частями речи, а над глаголами – их формы; составлять 2–3 предложения, используя данные словосочетания; указывать известные члены предложения и части речи; писать по памяти

Самостоятельная работа

упр. 275


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

115

Строим тексты, связывая части
и предложения

1

Комбинированный

Связь слов
в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения

Уметь составлять рассказ по рисункам; анализировать текст-описание картины; письменно воспроизводить описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Работа в парах

упр. 284

116, 117

Строим тексты, связывая части
и предложения

2

Комбинированный

Связь слов
в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения

Уметь определять, какие типы речи сочетаются в отзыве мальчика; приводить примеры из текста; списывать части текста, в которых дается информация, почерпнутая автором из книги; строить и озаглавливать тексты, связывая части и предложения; делить текст на части

Фронтальный опрос

упр. 286

Работа в парах

рассказ-наблюдение за
жизнью птиц


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

118

Язык мой – друг мой

1

Комбинированный

Слово и его значение

Уметь находить в тексте слова-антонимы; писать по памяти; записывать основную часть текста; подчеркивать в тексте сравнения и слова, употребленные в переносном значении; определять тему и основную мысль стихотворения

Практическая работа

упр. 292

119

Обобщение по теме «Части речи и их работа
в предложении
и тексте»

1

Обобщение знаний

Части речи. Члены предложения

Уметь списывать безошибочно; подчеркивать строки, в которых выражена основная мысль; указывать части речи

Уметь писать по памяти; объяснять изученные орфограммы; указывать части речи; подчеркивать члены предложения

Работа в группах по образцу

с. 122, упр. 1

120

Диктант по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»

1

Контрольный

Написание
под диктовку текста
(75–80 слов)

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку текст
в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант –
(35 минут)

121

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Выполнение упражнений на изученные орфограммы

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

122

Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е

1

Комбинированный

Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи

Уметь правильно выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных; указывать части  речи

Работа в парах

с. 123, упр. 2;
с. 124, упр. 4

123

Контрольный диктант  с грамматическим заданием

1

Контрольный

Написание
под диктовку
текста (75–80 слов)

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку текст
в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант –
(35 минут)

124

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Знаки препинания в конце предложений

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа

125

Мастерская слова. Изложение «Правила  
письма»

1

Контрольный

Отличие письменной речи
от устной. Изложение текста

Знать правила написания писем.

Уметь письменно рассказывать о любимой книге по плану; письменно пересказывать текст

Письменное изложение

(35 минут)

Создание небольшого текста
(сочинения)

126

Анализ и редактирование изложения

1

Комбинированный

Анализ и редактирование изложения

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

127

 

 

Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц “Пословица – всем делам помощница”»

 

 

1

 

 

Обобщение знаний

 

 

Адекватное  восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной форме несложных текстов;

овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения

Иметь представление об истории праздника – Дня славянской культуры и письменности.

Уметь объяснять выражение «Красна речь пословицей»; приводить примеры пословиц о языке; объяснять, почему русский язык надо беречь; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, чем будет отличаться справочник от известных сборников пословиц; определять, по каким темам можно распределить материал сборника; выбирать интересную для работы рубрику, направление работы; наблюдать над речью героев литературных произведений, окружающих людей; отбирать интересные примеры для сборника; распределять роли (редактора, составителя справочника, авторов статей по толкованию пословиц, рассказов по пословицам, художников, составителей макета, изготовителей)

Фронтальный опрос

 

Работа в парах. Проверочная работа

Сборник пословиц
о русском языке

Проект «Сборник русских пословиц
“Пословица – всем делам помощница”»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

128

 

Язык мой – друг мой. Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”»

1

Обобщение знаний

Адекватное  восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников,  детских радиопередач, аудиозаписей  и  др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной форме несложных текстов;овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения

Уметь называть книги, которые помогли узнать много нового и интересного о мире; составлять список любимых книг;  обсуждать, кому будут адресованы ваши советы о чтении книг; определять, о какой прочитанной книге вы можете рассказать и почему именно ее хотите посоветовать прочитать другому;  пределять, как будете строить свой текст, чтобы заинтересовать других читателей; выбирать рисунки и иллюстрации; распределять роли (редактора-составителя, автора текстов о книгах, иллюстраторов, составителя макета, изготовителя)

Практическая работа

Составить список любимых книг

Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”»

129

Язык мой – друг мой. Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”»

1

Обобщение знаний

Фронтальный опрос


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

130

Обобщение по теме «Орфография»

1

Обобщение знаний

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов

Уметь подбирать проверочные слова; объяснять написание безударных гласных и парных согласных в приставке, корне, окончании

Фронтальный опрос

Использование орфографического словаря

131

132

133

Обобщение
по теме «Синтаксис»

3

Обобщение знаний

Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения

Уметь подбирать проверочные слова; указывать члены предложения; составлять словосочетания; работать с деформированным текстом; различать слова, словосочетания и предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Работа в парах

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

РЕЗЕРВ

( ур. № 134, 135, 136 – повторение изученного)