7. Моя методическая копилка

Шведова Олеся Рафхатовна

Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий в общеобразовательном процессе на уроках технологии

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая уровнем развития образования. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.

В настоящее время особо актуальна проблема разработки методических и дидактических оснований сопровождения процесса обучения технологии цифровыми образовательными ресурсами. Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Предмет «Технология» - это один из тех предметов, которые позволяют соединять современную технику и процесс обучения. Применение ИКТ на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:

  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
  • Обеспечить широкую вариативность обучения.
  • Визуализировать учебный материал и т.д.

Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета. Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения.

Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд-фильмов. Мною разработаны презентации, используемые для работы на уроке, созданные мною с помощью программы для презентаций Power Point, которая используется в качестве сопровождения занятия.

На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».  Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет. В своей практике я использую уроки-лекции, стараюсь строить презентацию таким образом, чтобы оптимально решать поставленные на уроке задачи. Я не просто читаю лекцию, а веду беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя детей актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать  информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, активизируя  познавательную деятельность.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

Опыт применения электронных презентаций показывает, что повышается качество урока и более рационально используется время. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания  урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя.

4. Для контроля учащихся.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться, окончательно реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний».

Перед современной школой всегда стояла двойственная цель: с одной стороны, сформировать личность, способную к творчеству, а с другой – подготовить людей, способных обслуживать современное производство. Одна из основных задач школы – разработка и использование технологии обучения, способствующей развитию творческих способностей школьников.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают технология, изобразительное искусство и черчение - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

Плетение из пропиленовой ленты развивает не только творческие способности, но и моторику рук учащихся, потому что ленту приходится складывать и формировать в определенном порядке. На первый взгляд кажется, что это очень сложно, а на самом деле, если знаешь последовательность, то можно придумывать разные формы вазам и стаканчикам, тарелкам и корзинам. Учащиеся 5-6 классов быстро запоминают процесс построения и потом фантазируют соединяя разные формы построения. Очень хорошо применять плетение в неделимых классах мальчики и девочки помогают друг другу, да и не всегда можно найти древесину или пластмасс для работы.

Проектное обучение в технологии создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности.



Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности школьников при изучении технологии

В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. В общей психологии самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети сильно различаются по своим интересам, активности, инициативе и т.д. Поэтому технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.

Образовательная области «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельности школьников благодаря следующим ее особенностям: во-первых, наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности учащихся; во-вторых, содержание предмета и его направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связи урочной и внеурочной работы. Таким образом, развитие самостоятельности школьников может осуществляться поэтапно: на уроке, при изучении факультативного курса в творческом объединении.

На уроке, прежде всего, решаются задачи обязательного для всех школьников учебного курса «Технология». Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов. Действительно, основные этапы проектирования определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.

Проектирование — процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Роль педагога заключается в оказании помощи и создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов и подготовленности.

Учащиеся 5 класса успешно реализуют свои возможности в проектировании изделий по следующим темам программы культура дома, технологии обработки ткани и художественная обработка материалов. Первое представление об исследовательской деятельности, первые шаги в создании изделий, необходимых людям, позволяют преодолеть скованность и страх ребенка перед самим собой, своим внутренним «не смогу!». Постепенно школьники начинают понимать, чему они учатся в настоящий момент, и как это связано с тем, что они изучали раньше и что будут изучать в дальнейшем. На этом этапе ученики все еще ориентируются на чужое мнение, работают по образцу, нуждаются в опоре, испытывают трудности в самостоятельной постановке цели, проявляя невысокий уровень инициативы и самостоятельности.

В 6 - 7 классах мы расширяем тематику проектов. Предлагаем проекты, связанные с информационными технологиями, экономикой домашнего хозяйства, экологией. Лучшие, успевающие ученики выполняют больше исследований, самостоятельно ставят цель и планируют свою работу, другие нуждаются в помощи учителя. На данном этапе все более развиваются умения учащихся работать в команде своих сверстников, рассуждать и вести диалог, нести ответственность за свои решения. Уровень самостоятельности у 50% школьников на этом этапе повышается до среднего.

В 8 классах особое внимание уделяется проектам по профессиональному самоопределению. На этом этапе учащиеся выполняют проекты, реализующие связь технологии с другими школьными предметами.

В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения, по методу проектов, школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства и орудия труда, узкие области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется, и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают методы промышленного производства, подробно рассматривают экологические вопросы. Все больше развивается способность учащихся сопоставлять теоретические положения и конкретные действия. К концу 8 класса 35% школьников достигают высокого уровня самостоятельности, 53% учащихся находятся на среднем уровне, остальные все еще нуждаются в помощи учителя и товарищей, испытывая затруднения в принятии самостоятельных решений.

Таким образом, можно говорить о том, что на уроках, где использование метода проектов позволяет отказаться от традиционного обучения без определения учащимися цели и значимости выполняемой работы, мы достигаем только частично поставленной перед нами задачи по развитию самостоятельности как качества личности.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики на уроках технологии

В наш век прогресса и компьютеризации у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы рук, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. В XX-XXI веках большая часть детей отдает предпочтение не рукоделию, а игре на компьютере или приставках, где надо только нажимать на кнопочки.

Вследствие этого - слабое развитие общей моторики и, в частности, рук - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание.

Воспитатели и педагоги единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Одним из предметов, на которых развивается мелкая моторика рук, является технология. Он так же важен для гармоничного развития всех способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, интеллекта. Кроме того ручной труд - мощное средство для развития мелкой моторики рук. Мелкая моторика - это точные, хорошо скоординированные движения пальцев. Её развитие крайне важно для развития ребёнка в целом, так как она тесно связана со зрением, памятью, восприятием ребёнка. Чем лучше она развита, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движения рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.

Что же способствует эффективному развитию мелкой моторики на уроках технологии?

На уроках технологии ученики изучают разные виды рукоделия и их историю, обучаются мыслить творчески и развивать фантазию:

  • шьют из разных по текстуре материалов;
  • вышивают крестиком и лентами, бисером;
  • вяжут крючком и спицами;
  • плетут из ниток, лент и бумажных полос; 
  • работают с ножницами (вырезают выкройки из бумаги и детали для их украшения);
  • занимаются:
  • бисероплетением;
  • бумагопластикой и оригами;
  • чеканкой, металлопластикой;
  • выжиганием;
  • художественным выпиливанием.

Все эти виды деятельности на уроках технологии являются лучшими помощниками в развитии мелкой моторики рук.

Кроме этого на уроках технологии следует отводить время для пальчиковой гимнастики и обязательно включение физкультминуток, как элементов двигательной активности и переключения на другой вид деятельности. Необходимо сочетание движений с речью. В физкультминутках должно содержаться как можно большее количество разнообразных пальцевых движений.

По этим причинам каждый педагог должен уделять особое внимание развитию мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия школьников. С этой целью педагогам необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы на занятиях трудовой деятельностью.

Недостаток развития мелкой моторики может привести к негативному отношению к учёбе, тревожному состоянию ребёнка в школе.

Таким образом, мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват предмета) до очень сложных движений (например, писать, рисовать, шить).