Родительские собрания.

Лотохова Лариса Михайловна

Вопросы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perehodnyy_vozrast.docx17.72 КБ
Файл kak_pomoch_rebyonku_uchitsya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 7 классе на тему

«Переходный возраст».

Переходный период. Как помочь детям пережить этот период?

СОВЕТ 1. ПОЙМИТЕ ПРИЧИНУ
Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь, ночевки у друзей...

 Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.


СОВЕТ 2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем-то поделиться.

Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет

СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКА
Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки.

Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.


СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИ
Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»

Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах.

Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

СОВЕТ 5. ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ
Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету...

Чего делать нельзя: быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.

Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.

Кстати...
Переходный возраст существует только в цивилизованном обществе. У тех народов, которые живут племенами, есть ритуал, переводящий ребенка из мира детства в мир взрослых. У нас же этот переход растянут во времени и не имеет четких границ. Поэтому подростку порой сложно адаптироваться к новым условиям взрослой жизни.

Переходный возраст

Памятка для родителей №1.

Уважаемые родители, помните:

  • Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребёнке, в вас самих и других людях.
  • Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребёнка и других людей.  
  • Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
  • Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы её тела. Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
  • Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
  • У активных родителей – активные дети. Вместо того, чтобы просто наблюдать, как играет ваш ребёнок, играйте вместе с ним, занимайтесь спортом, ходите в походы, ведите активный образ жизни.
  • Почаще хвалите своего ребёнка за его поступки, поведение и способности.
  • Просто всем сердцем любите своего ребенка

Памятка для родителей №2.

Уважаемые родители, отставляйте в сторону, откладывайте все ваши дела, если к вам обращается ваш ребёнок. Ничего не может быть важнее этого. 

  • Слушайте, выслушивайте своих детей. Слушайте терпеливо, заинтересованно  и бесконечно долго. Выслушайте до конца всё, что говорит ваш ребёнок. Никаких  перебиваний и нетерпимости. Нашим детям непременно нужны внимательные и доброжелательные слушатели. Им крайне необходимы благодарные слушатели. Слушатели не критикующие и не осуждающие, а принимающие; слушатели не поучающие и упрекающие, а внимающие и понимающие.
  • Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  •  Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  • В период полового созревания мальчикам нужно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  • Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  • Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 классе
«Как помочь ребёнку учиться».

Каждый день ваш сын или дочь посещает школу, где приобретает новые знания, которые ему необходимо запомнить. Здесь есть очень важный фактор: ребенку необходимо пересказать выученный им материал. Для этого ему и задают домашние задания. Но ведь учитель в классе не сможет опрашивать каждый день всех учеников, потому что только на это будет уходить весь урок. И вот именно поэтому новые знания, которые ученик получил, не успевают закрепиться в его сознании и вскоре он их совсем забывает из-за потока новой информации на других уроках, а также под влиянием посторонних интересов. Такое пассивное усвоение знаний снижает их качество, а также интерес ребенка к учебе.

Ребенок по своей натуре должен воспроизводить всё то новое, что он узнал. Заметьте, как младшие школьники усиленно тянут руки для того чтобы ответить на вопрос учителя и рассказать тот материал, который они хорошо усвоили. Наверное, большинство родителей замечали, что их ребенок, хорошо учившийся в младших классах, перейдя в пятый, стал небрежно относиться к учебе. «А зачем мне учить уроки, если меня всё равно не спрашивают?» – отвечает школьник. Здесь нужно постараться объяснить ребенку, что для учителя физически невозможно опросить всех учеников за такое короткое время, поэтому школьник может излагать полученные знания кому-либо из членов семьи. Например, родители могут задавать ему разные вопросы или попросить его рассказать содержание выученных уроков. Тем самым старшие будут побуждать ребенка излагать тот или иной факт и давать ему объяснение.

Иногда бывают случаи, когда школьник не может объяснить своими словами выученную им тему, а просто пересказывает материал из учебника, не понимая его сути. Это частенько случается, потому что он не смог усвоить и понять эту тему в классе. Ребенок запомнил факты из учебника, но не увидел логическую цепочку, не уловил суть изложенного материала. Такое может получиться из-за того, что учитель плохо объяснял материал, а он не стал переспрашивать, или возможно из-за собственной невнимательности. И что, скорее всего, просто тема была слишком трудной. В этой ситуации родителю стоит постараться донести до него этот материал, ведь дальше будет ещё сложней и, не поняв эту тему, он уже не сможет понять следующие. Очень важно именно понять, а не вызубрить как стихотворение «на зубок» и рассказать. Ведь оценки это одно дело, а знания — это уже совсем другое.

На примере одной семьи хочу рассказать вам, как родители принимают участие в образовательном процессе своего ребенка. Отец способствует успеваемости сына в точных науках, а мать отвечает за гуманитарную часть. Когда ребенок решает задачу, и решает правильно, отец следит за процессом. «Почему ты решаешь именно таким способом? Можно ли решить её по-другому?» – спрашивает отец. Сын, задумываясь, отвечает, что решение задачи, таким образом, самое простое. «А ты докажи что оно самое простое». И школьник начинает доказывать.

Иногда очень полезно задавать ребенку какие-нибудь «заковыристые» вопросы, чтобы он имел возможность подумать, поспорить, поволноваться. Например, мать, заметив, что её сын неохотно учит географию, а именно не проявляет никакого интереса к теме о вращении Земли вокруг своей оси, спросила его: «А как же так получается, если Земля вертится вокруг своей оси, то почему же ты, например, подпрыгнув на месте, опять становишься на то же место, откуда подпрыгнул?» Естественно, сын заинтересовался и стал искать объяснения в книгах, а на следующий день, на уроке расспросив обо всем учителя, он всё же объяснил матери материал данной темы.

На данном примере можно увидеть, как задавая вопросы ребенку, можно заставить осмысливать его то, что он порой заучивает механически. Не только школа, но и родители должны способствовать превращению знаний ребенка в убеждения. Большинство родителей делают большую ошибку, когда успокаивают себя, видя, что их ребенок получает хорошие оценки, и не считают нужным контролировать его учёбу. Ребенку нужно постоянно уделять внимание в любой его работе, независимо от того, успешная она или неудачная.

Что мешает ребенку учиться?

1. Дисфункция мозга. Легкая степень умственной отсталости не всегда диагностируется вовремя, в особенности, если ребенок проявляет способности в какой-то области – хорошо запоминает информацию, старательно выводит буквы, учит стихи, рисует. Но как только дело доходит до алгебраических или химических формул, сложных правил русского языка, его интеллекта не хватает для анализа новых знаний и построения логических цепочек.

2. Отставание в развитии. По каким-то причинам мозг школьника «взрослеет» медленней, чем у сверстников. Причиной может быть алкогольный синдром плода, госпитальный синдром (встречается у детдомовцев и детей, долго лежавших без мам в больнице), инсульт, травма головы, тяжелая затяжная болезнь, несколько операций с наркозом, сильная психотравма.

3. Проблемы с получением информации. Плохое зрение или слух, повышенная утомляемость мешают ребенку учиться, верно понять преподавателя и точно ответить ему.

4. Проблемы с восприятием информации. Гиперактивность и гипервозбудимость, мешающая сконцентрироваться на словах учителя. Интеллект сохранен, но получить знания затруднительно.

5. Проблемы с обработкой информации.  Неумение читать, писать (особенно грамотно) и воспринимать печатное слово. Маме с учительницей кажется, что ребенок ленится, а он просто не видит разницы между «ещё» и «исчо».

 6. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. 

Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.

7. Нелады с учебной обстановкой.  Не всякий учитель способен наладить контакт с любым ребенком, особенно если тот выделяется из коллектива. Маленький умник, грубиян, плакса или задира порой вызывает отторжение у преподавателей. А конфликт со сверстниками, в классе тоже не способствуют пятеркам.

Не усваивает конкретный предмет. 

Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями

8. Несчастье в семье. Развод родителей, болезнь или смерть близкого человека, семейное насилие, алкоголизм, финансовые или карьерные проблемы родителей – всё это неизбежно сказывается на оценках.

9. Психологические сложности. Ребенок слишком застенчив, чтобы отвечать у доски, или слишком самоуверен, чтобы делать домашние задания, не привык к регулярным занятиям, «врос» в образ двоечника и гадкого утенка и т.д.

Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию).

Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.

10. Затруднения с мотивацией. Нет внутренних оснований для успешной учебы. Ребенку скучно на занятиях, зато он реализуется в спортшколе, на самодеятельных концертах или в дворовой компании, ему не нужны литература, история и т.д. Или, в очень редких случаях, мальчик или девочка с младших классов уже знают, кем хотят стать, и наотрез отказываются осваивать знания, помимо тех, которые ведут к этой цели.

 Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. 

Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».

Комплекс из нескольких причин. Возможно и неудачное совпадение обстоятельств – сложный ребенок, затяжная болезнь, неделикатный, нечуткий преподаватель, конфликт со сверстниками – и теоретически вполне способный ученик не вылезает из двоек.

Как помочь ребенку

-развивайте и культивируйте чувство ответственности, то есть умения присваивать и успехи и неудачи происходящего своей личности;

- удерживайтесь от сравнений, укрепляйте ощущение компетентности, уверенности в себе. Например, организуйте дома «стену почета», где будут развешаны материальные свидетельства достижений (грамоты, медали, успешные работы)

- вдохновляйте, поддерживайте увлечение всем, что может поддержать вовлеченность в учебный процесс;

- развивайте любознательность, предлагайте нестандартные формы обучения и подачи информации;

- играйте в игры, развивайте дух соперничества.