Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Горбенко Татьяна Алексеевна

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»

Автор работы: ученик 2 класса з

 МБОУ  СШ №2 - многопрофильная

Сухоруков Ярослав Юрьевич

Руководитель:

учитель начальных классов

МБОУ  СШ №2 - многопрофильная

Горбенко Татьяна Алексеевна

Нижневартовск

2017


Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 3

  1. Виды соков  ………………………………………………………… 4
  2. Результаты опроса детей…………………………………………. 4
  3. Тестирование соков

3.1. Первый тест - на содержание искусственных красителей………………................……………………….…. 5

3.2. Второй тест - проверка на содержание искусственных ароматизаторов………....................................……………….. 6

3.3. Третий тест - проверка на содержание искусственных подсластителей…………….....................................………….. 6

3.4. Результаты тестирования соков…………………………..7

3.5. Вывод  ……………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………. 8

Список литература…………..……………………………………….. 9

Приложение ……………………………………………………...…….10

Ведение

Актуальность темы. Сок - вкусный и ценный питательный продукт. В соках содержатся витамины, минеральные вещества, углеводы. Соки оказывают освежающее и общеукрепляющее действие на наш организм, которое ведет к повышению работоспособности. Регулярное употребление соков стимулирует процессы обмена веществ, повышает сопротивляемость к инфекциям, обеспечивает стойкость организма в стрессовых ситуациях. Прилавки магазинов выставляют многоцветье соков разных сортов: апельсиновые и вишневые, яблочные и гранатовые, персиковые и виноградные, осветленные и с мякотью. Производители соков делают соки на любой вкус: натуральные, смешанные, витаминизированные и т.д. Такое  разнообразие соков привлекает особенно внимание детей. Но все ли соки полезны? Что в своем составе содержат соки и полезен ли этот состав?

Цель: протестировать соки на содержание в них искусственных красителей, ароматизаторов и подсластителей.

Задачи:

1. Изучить виды соков

2. Провести опрос-анкету среди детей на предпочтения при выборе напитков.

3. Научиться тестировать соки на содержание в них искусственных красителей, ароматизаторов и подсластителей в домашних условиях.

 4. Сформировать правильные ценностные предпочтения при выборе напитка.

Предмет исследования - содержание в соках искусственных красителей, ароматизаторов и подсластителей.

Объект исследования - соки разных производителей.

Методы исследования:

  1. Метод опроса
  2. Метод эксперимента
  1. Виды соков

Если присмотреться к информации о продукте, то на упаковках с «соком» можно обнаружить несколько типов названий: сок прямого отжима или восстановленный, нектар, морс, сокосодержащий продукт.

Сок прямого отжима - самый сок, из представленного в наших магазинах ассортимента. Проходит относительно щадящую стерилизацию для увеличения сроков хранения. В идеале такой сок не содержит консервантов и сахара.

Восстановленный сок - получается из концентрата. То есть, фрукты-овощи собрали, отжали. Из этого сока «выпарили» воду, полученный концентрат переправили в нужное место. Затем в концентрат добавляется то же самое количество воды и разливают в упаковки.

Нектар. Стоит начать с того, что не из каждого «фрукта» получится сок. Банан, например, даст на выходе довольно густую «кашу». Смородина или клюква будут пожиже, но не вкусными!  Что-то нужно разжижить, что-то разбавить или подсластить. Нектары должны содержать от 25 до 50% сока, процент содержания варьируется в зависимости от конкретных ягоды-фрукта-овоща. Чаще всего такие соки восстановленные.

Морсу положено содержать не менее 15% сока. Напиток может быть изготовлен из свежих или замороженных ягод. Может быть и восстановленным. Прочее - сахар, консерванты, добавки - на вкус производителя.

Сокосодержащий продукт, он же - фруктовый напиток. Сока в нем ожидается не менее десяти процентов. Для цитрусовых – от пяти. Наличие «химии» в таких «соках» разрешено ГОСТом.

2. Результаты опроса детей

Я провел опрос среди учеников нашего класса. В опросе приняли участие 26  детей. Всем задавался вопрос: «Какой напиток вы любите больше всего и почему?»

Результаты вы видите на диаграмме:

сок

Первое место занял сок. Все дети говорили, что соки вкусные.

Но соки должны быть не только вкусными, но и полезными. Рассмотрим упаковки соков разных производителей. На них часто пишут «Без добавления консервантов», «Натуральный сок», «100-процентный сок», но так ли это на самом деле? Как узнать, какой сок – полезен для здоровья человека?

3. Тестирование соков

Проверю популярные соки, и выясню, какие из них могут носить имя "Сок". Я проведу тестирование на содержание в них искусственных красителей, ароматизаторов и подсластителей. Все результаты занесу в таблицу и выявлю победителя.

Мы купили несколько образцов сока разных марок: вишневый сок с мякотью "Фрутоняня", апельсиновый сок  «Добрый» и «Фруктовый сад», вишнёвый нектар «Rich», гранатовый напиток  «Любимый» и мы сами выжали сок из вишни и апельсина.

На официальном сайте программы «Среда обитания» мы с мамой нашли разные способы тестирования соков.

3.1. Первый тест - на содержание искусственных красителей 

а) красные соки

Для проверки красных ягодных соков – смородинового, вишневого, клубничного или виноградного – надо добавить в полстакана воды 2 щепотки пищевой соды, перемешать и добавить этот раствор в сок. Если цвет напитка не изменился, то в соке есть искусственные красители. Если же сок стал бурого цвета, значит, его, действительно, выжали из ягод.

Результат тестирования красных соков: из четырех представленных образцов сока красного цвета не содержат красителей сок, выжитый нами из вишни, вишнёвый сок «Фрутоняня» и гранатовый напиток «Любимый». Только они поменяли цвет после добавления содового раствора.

б) оранжевые соки

Оранжевые соки -  апельсиновый, персиковый и абрикосовый - проверяют по-другому. Надо добавить в сок раствор соды и довести до кипения. Если сок остался такого же яркого оранжевого цвета, как и был, значит, в нем есть красители. Натуральный сок после кипячения должен стать прозрачным.

Результат тестирования оранжевых соков: из трех  представленных образцов сока оранжевого цвета не содержит красителей сок из апельсина, который мы выжали сами.

3.2. Тест второй – проверка на содержание искусственных ароматизаторов

Большинство искусственных ароматизаторов делают на масляной основе, поэтому их можно обнаружить на ощупь. Надо растереть капельку сока  между пальцами. Если остается ощущение жира, то в сок добавлен синтетический ароматизатор.

Результат тестирования: искусственные ароматизаторы во всех купленных соках не обнаружены.

3.3. Тест третий – проверка на содержание искусственных подсластителей

В домашних условиях также можно определить, содержит ли напиток подсластитель. Если напиток содержит натуральный сахар, то при его употреблении чувство сладости во рту исчезает по истечении 5 минут. Если попробовать напиток, который содержит искусственные подсластители, то чувство сладости сохраняется во рту надолго.

Результат тестирования: чувство сладости у тестируемых соков сохраняется разное время. Результаты представлены в таблице.

3.4. Сводная таблица результатов тестирования соков

Соки

Содержание красителей

Содержание ароматизаторов

Содержание подсластителей

Место

Вишневый сок с мякотью "Фрутоняня"

-

-

1 минута

II

Апельсиновый нектар «Добрый»

+

-

2 минуты

-

Апельсиновый нектар «Фруктовый сад»

+

-

1 минуты

-

Гранатовый напиток  «Любимый»

-

-

2 минуты

III

Вишнёвый нектар «Rich»

+

-

1 минуты

-

Свежевыжатый сок из вишни

-

-

Без сахара

I

Свежевыжатый апельсиновый сок

-

-

Без сахара

I

3.5. Вывод

Их всех образцов сока, 1 место занимают соки, которые мы сами выжали из вишни и апельсина, 2 место занимает вишнёвый сок с мякотью «Фрутоняня», 3 место - гранатовый напиток «Любимый».

Остальные напитки оправдывают своё название «НЕКТАРЫ». Все они содержат искусственные красители.

Если вы хотите купить действительно натуральный сок, то выбирайте упаковку, на которой написано «Сок прямого отжима» или можно самим сделать натуральный сок дома.

4. Заключение 

Я считаю, что моя тема является очень актуальной, так как каждый  потребитель  сока  должен знать его качество. Некачественные соки могут вызвать  аллергические реакции, расстройство пищеварения  и  оказать другие  нежелательные  воздействия   на  организм.

Соки - бесценное сокровище, которым одарила нас природа. Соки являются отличным средством для восстановления химической структуры органов и тканей, благодаря витаминам, минералам и другим химическим веществам, которые содержатся в натуральных соках овощей и фруктов.

При промышленном приготовлении соков совершаемая термическая обработка позволяет во многом сохранить их пищевую ценность, однако максимальное количество всех полезных веществ содержится в свежеприготовленных соках.

Список литературы

  1. Амосов И.М., Бендет Я.А. «Здоровье человека», М., 1984г.
  2. Петленко В.П. «Валеология человека», Минск, 1996г.
  3. Хитров Н.К. «Ваш дом - для вас», М., 1995г.
  4. Железняков Ю.В., Назаренко В.М. «Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии», «Химия в школе», 1999г
  5. Кочнев Г.И. «Организация проектно-созидатёльной формы обучения», «Химия в школе», 2000г.
  6. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=77bb7765b3fdf8f07df06110e40c18e6&n=33&h=215&w=382
  7. https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ab34c8a94e3b11b573e2d6e40439a20c&n=33&h=147&w=480
  8. http://achcity.com/images/photos/medium/article28053.jpg
  9. http://zhenomaniya.ru/userfiles/87_3.jpg
  10. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5f30d55be09bc3c0af0059cf724ca8af&n=33&h=215&w=338
  11. http://buyreklama.ru/moskva/photos/13251118/%EB%E8%F2%EB%20%EA%EE%EC%EF%EE%E7%E8.jpg
  12. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2c7fa2e49b3b6d4213cf44eec330f48d&n=33&h=215&w=269
  13. https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4b8884488214cf7cf9832bd9e93b7fb0&n=33&h=215&w=382
  14. https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=877eaaebd652f2fa24bd21af1f21d47d&n=33&h=215&w=334
  15. http://ru2.anyfad.com/items/t1@7c78edbc-4c13-4e2d-95da-0001c81b986c/Apelsinovyy-sok.jpg

Приложение

Соки - это кладовая витаминов.

Употребление соков поможет избавиться, облегчит симптомы и течение болезни.

Давайте же рассмотрим, чем полезны натуральные соки.

Апельсиновый сок – повышает иммунитет, убивает вредоносные бактерии и вирусы. Употребление апельсинового сока поможет снизить вес.

Яблочный сок – полезен при различных болезнях печени и почек. Рекомендован при недостатке железа в крови.

Виноградный сок - эффективен при гастритах, повышенном давлении и анемии. Поможет сохранить здоровый цвет лица, поможет при неврозах и авитаминозе.

Томатный сок – является источником молодости и красоты.

Абрикосовый сок – способствует выведению из организма лишней жидкости и укрепляет сердечную мышцу.

Тыквенный сок – устранит бессонницу. Этот сок защитит от рака.

Морковный сок – способствует лечению язвы желудка, укрепляет нервную систему. Очень полезен для глаз.

Огуречный сок – регулирует давление, способствует снижению веса, является одним из лучших мочегонных средств.

Вишневый сок – рекомендуется употреблять при малокровии. Способствует укреплению стенок кровеносных сосудов.

Капустный сок – полезен при ангине, стоматите, гастрите, воспалении десен, способствует снижению веса.

Сок петрушки - способствует укреплению кровеносных сосудов. Широко применяется в косметике как средство от морщин и отбеливания кожи.

Регулярно пить натуральные свежевыжатые соки очень даже полезно, впрочем, как и есть овощи, и фрукты из которых они изготовлены.

Так что чаще пейте соки и будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»

Исследовательская работа

SandArt – искусство песочной анимации

Автор:Мурзин Михаил,  

Учащийся 2-З класса             Руководитель:Горбенко Татьяна      Алексеевна,                                                                                            учитель начальных классов

Нижневартовск

2017

Оглавление

Введение                                                                                                                                          2

I. Теоретическая часть исследования                                                                                           2

1.1.История создания метода песочной анимации                                                                   2

1.2. Области применения песочной анимации                                                                               2

1.3.Практическая польза от занятийSand-Art                                                                               2

1.4.Необходимое оборудование и материалы                                                                               2

II.Практическая часть                                                                                                                    7

2.1. Методы и приемы рисования                                                                                             7

2.2. Техника безопасности                                                                                                        8

2.3.Процесс создания видеоролика                                                                                          9

Выводы                                                                                                                                           9

Список литературы                                                                                                                            10                                                                                                                        

Введение

В качестве темы моего  исследования я выбрал тему: «sandart–искусство песочной анимации. Если переводить дословно, то sand (песок) иart(искусство), означает песочное искусство. В литературе и интернете данный вид изобразительного искусства может называться еще как песочное рисование или рисование песком, песочная анимация. Данный вид изобразительного искусства очень популярен в настоящее время,  и не оставляет никого равнодушным. В интернете, с каждым днем, появляется все больше и больше  видеороликов с нарисованными песком историями. Таким образом, мы можем сказать что, песочная анимация, как новый вид изобразительного искусства, является на сегодняшний день весьма популярным методом, что определяет новизну моего  исследовательского проекта.

Данный метод еще не вошел в традиционную программу обучения изобразительному искусству, поэтому обучится ему можно лишь только самостоятельно или на специальных курсах. Исходя из этого, я могу сказать, что актуальность нмоего  проекта  заключается в том, что изучение и освоение данной техники рисования не достаточно освоено среди школьников 1 – 4 классов.

Совершенно новый и завораживающий вид изобразительного искусства вдохновил меня на проведение исследования  в рамках данного проекта. Таким образом, я  поставил перед собой цель  исследования: изучение техники создания песочной анимации на основе сюжета сказки «Колобок». Исходя из выше сказанного, я смог  сформулировать объект и предмет данного исследования.

Объект исследования: метод изобразительного искусства SandArtили песочная анимация.

Предмет исследования: процесс рисования динамических песочных картин  с помощью метода песочной анимации.

Понимание цели исследования дает  возможность обозначить задачи, которые мне придётся решать на пути к ее достижению.

Задачи исследовательского проекта:

  1. Изучение литературы и материалов интернет ресурсов по вопросам истории создания метода песочной анимации.
  2. Изучение вопросов касающихся областей применения данной техники.
  3.  С помощью литературы и материалов интернет ресурсов изучить основные методы и приемы рисования песком
  4. Изучить технику безопасности  при работе  с аппаратурой и инструментами для данного метода
  5. Создать собственный видеоролик исполненный в технике песочной анимации
  6. Сделать выводы на основании проведенного исследования.

  1. Теоретическая часть исследования

  1. История создания метода песочной анимации

Песочная анимация – это новый вид изобразительного искусства, зародившийся  примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении является канадский  режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф, которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Фильм был создан по совершенно незнакомой до той поры технике, и именно ее удачный опыт лег в основу нового искусства – рисование песком.

Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, один из которых – ФеренцКако – попробовал создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Его опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком.

Хотя искусство песочной анимации очень молодое, однако художественное, медиативное, целительное и религиозное общение человека с песком  уходит корнями в древность.

В буддизме есть духовная практика  - построение Мандалы.Мандала – это буддийская  модель вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Главное назначение мандалы - служить основой для медитации.

Индейцы  Навахо утверждают, что создавать песочные мандалы их научили Боги. Этот древний ритуал с распеванием особых песен является частью церемонии исцеления.

В современном мире, часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой.

  1. Области применения песочной анимации

Метод песочного рисования Sand-Art  можно применить в разных сферах  и использовать для достижения разных целей:

  1. Создание анимационных фильмов – данное направление используется для того, чтобы донести  до зрителей какой-либо сюжет или мысль. Такие ролики в огромном количестве выложены в сети интернет.
  2. Песочное шоу – это когда художник  рисует динамические песочные картины на глазах у зрителей.
  3. В целях развития и обучения детей. Песочное рисование очень полезно для детей.
  4.  В медицинских целях для реабилитации больных и как метод психотерапии.

  1. Практическая польза от занятий Sand-Art

Рисование песком это не только увлекательно и интересно, но еще и очень полезное занятие. Когда рисуешь песком, то получаешь от этого большое удовольствие, кроме того рисование песком способствует развитию:

  • Развивает любознательность, творческую активность.
  • Оздоровление: борьба со стрессом. Манипулируя песком, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, мышление, воображения.
  • Расширение кругозора и общей осведомленности.
  • Развитие творческих способностей, и фантазии.
  • Развитие движений рук и мелкой моторики, тактильной чувствительности, что, впоследствии, благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом.

  1. Необходимое оборудование и материалы

Для того, чтобы приступить к рисованию песком необходимо специальное оборудование:

  • Световой стол (стол или планшет специальных размеров и подключающийся к сети).
  • Специальный песок различного размера (кварцевый или вулканический очищенный песок.
  • Отсутствие прямого солнечного света.
  • Розетка 220в.
  • Видео камера, штатив.

Если специального оборудования нет, то можно заменить подручными материалами. Столы можно заменить либо противнем из духового шкафа, либо листом ватмана на котором из свернутой бумаги сделаны борты. Песок в первом случае можно заменить на соль, манку, кукурузную крупу. А во втором случае, на молотый кофе.

  1. Практическая часть

  1. Методы и приемы рисования

Существует два способа рисования: рисование песком и рисование по песку.

В первом варианте мы рисуем песком на чистой поверхности стола, насыпая песок  линиями кругами и т.д. Во втором варианте, стол уже засыпан песком и мы как бы вырезаем нужный нам узор или изображение.

«Линии». Линии могут быть разными. Если нам нужна толстая лини, то насыпать песок, следует подняв кулак с песком по выше, чем выше поднят кулак, тем толще линия. И соответственно, чем ниже кулак с песком, тем она тоньше. Можно насыпать линии щепоткой, если нужна тонкая и короткая линия.

Линии можно рисовать на засыпанной поверхности краешком ногтя или пальцем, в зависимости от того что мы хотим нарисовать.

«Круг». Чтобы нарисовать круг небольшого размера на засыпанной поверхности, нужно поставить палец и медленно крутить его по кругу постепенно увеличивая амплитуду. Если нужен круг большого размера, то его лучше рисовать ребром ладони движением типа «Циркуль». На чистой поверхности можно рисовать круг методом насыпания, т.е. кулак с песком поднять и высыпать струю песка на стол, песок будет сам себя расталкивать и получиться круг.

«Метод засыпания песком» – засыпать стол можно резко выталкивая песок слева направо и размазывая его по поверхности, можно сделать такое рассыпание спиралью. Еще один вариант это на расстоянии 40 см от поверхности стола, рассыпать песок, перемещая руку слева направо и обратно.

«Растушевка» – насыпанный песок можно размазать кулаком  или  большим пальцем по кругу. Получаться «облака, пена».

«Вырезание». Некоторые картины можно вырезать двумя руками или двумя пальцами. Например, фигуру человека в дали. Для этого надо поставить пальцы друг напротив, друга и параллельными, одновременными движениями выводитьголову, плечи, туловище, ноги.

«Засыпание форм». Положить листик от дерева и над ним рассыпать песок, а потом поднять, остается след.

«Выталкивание песка». Для того чтобы нарисовать тонкую волнистую линию или профиль лица, нужно поставить палец (ребро ладони) на поверхность и выталкивать песок в нужную сторону.

 Для создания различных узоров можно использовать и различные инструменты: кисточки, расчески, банковские карты, зубочистки, китайские палочки и т.д. Остальное подскажет фантазия.

  1. Техника безопасности

Приступая к рисованию песком необходимо помнить о мерах безопасности и соблюдать их. Перед тем как приступить к рисованию необходимо убедится, что на коже рук нет раздражения, ран, порезов и т.д. Песок может попасть на поврежденную поверхность кожи и вызвать еще большее воспаление, кроме того с песком туда попадут и микробы.

Во-вторых, если вы рисуете на специальном столе необходимо его подключить к розетке. Прежде чем это сделать убедится в целостности провода и розетки. Если что-то вызывает сомнение, необходимо обратится за помощью к взрослым. Если во время работы появился запах «горящей резины», необходимо выключить стол и позвать взрослых.

В-третьих, не стоит кидаться и баловаться с песком. Он может попасть в глаза. Если же это случилось необходимо промыть глаза водой. Если беспокойство не прошло обратиться к врачу.

После обработки стола антистатиком необходимо хорошо проветрить помещение.

После рисования убедится, что все выключено из сети.

Правила просты, но обязательное их соблюдение необходимо для безопасности.

  1. Процесс создания видеоролика

Сюжетом для создания ролика была выбрана сказка «Колобок». Моя работа состояла из трех этапов:

  1. На первом этапе, мы с мамой осуществляли подготовку к работе (настроили камеру, установили стол, обработали поверхность антистатиком, проветрили комнату, исключили источники естественного освещения).
  2. На втором этапе, рисовали картины по сюжету сказки.
  3. На третьем этапе, с помощью программы WindowsLife сделали видеомонтаж ролика.

На основании проделанной работы сделали выводы.

Выводы

На основании проделанной  работы можно заключить, что выдвинутая мною цель  была достигнута. В процессе достижения цели я решал разные задачи. Изучил имеющуюся на сегодняшний день литературу, которой очень мало. Поэтому пришлось обращаться к ресурсу интернет, где есть обучающие видеоролики.

В процессе создания видеоролика изучил основные методы и приемы рисования песком. Данный этап работы был увлекателен и приятен.

Рисовать песком нелегко, но как только удалось освоить основные методы, рисовать сюжетные картины стало гораздо легче.

Нам удалось снять собственную песочную сказку и записать видеоролик. Данная техника нетрадиционного рисования смогла бы стать популярной среди школьников начальных классов. Работа над проектом принесла лишь удовольствие.

Список литературы

  1. Войнова А. Песочное рисование – Р/н/Д, «Феникс»,2014г
  2. Никитина О., Соснина М. – Метод SandArt. Рисурсыресования песком. Песочные истории – СПб.,2014г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 Многопрофильная

Лесная красавица

Работа ученицы 4в класса

Кутыга Виктории

Руководитель: Горбенко

Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов

Нижневартовск-2015

Содержание

1.

Введение

3

2.

Теоретическая часть

4

2.1.

Когда и откуда пришла в Россию традиция украшать ель на Новый год

4

2.2.

Какие деревья ставят на Новый год в других странах.

5

2.3

О пользе лесных красавиц – елей.

5

2.4.  

Чем можно заменить ёлочку в праздник Нового года.(исследование)

6

3.

Заключение

7

4.

Список литературы

8

  1. Актуальность проекта:

В наши дни с приближением любимого праздника – Нового года – на прилавках магазинов появляются елочные игрушки, гирлянды, мишура и, конечно же, новогодние ели. Организуются елочные базары, где продают живые ели и сосны. Такие традиции ставят под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Так после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? И именно такое варварское отношение к природе, и приводит к различным природным катаклизмам. Так возникла идея проекта «Сохраним лесную красавицу», с призывом всех использовать для украшения своих домов искусственные ёлки, букеты, композиции, приобретенные в магазинах, или сделанные своими руками.

Я выдвинула гипотезу: предположим, большая часть населения нашей страны откажется от лесных красавиц – ёлочек, используя искусственные, то насколько богаче станут леса, чище воздух!

Цель: изучение спроса на ёлки в Новогодние праздники, необходимость бережного отношения к ним, возможность использования искусственных.

Задачи:

  • Выяснить, когда и откуда пришла в Россию традиция украшать ель на Новый год.
  • Узнать, какие деревья ставят на Новый год в других странах.
  • Подумать, чем можно заменить ёлочку в Новом году.

А откуда пришла традиция наряжать на Новый год ель? Что необходимо сделать, чтобы сохранить ель, а значит природу? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. Я читала многие книжки, подбирала материал в сети «Интернет», беседовала с родителями, учителем. В результате проделанной работы узнала очень много нового, интересного. Хочу поделиться собранной информацией со всеми присутствующими.

2. Теоретическая часть

2.1. Когда и откуда пришла в Россию традиция украшать ель на Новый год

Особое место в новогодних поверьях занимает символ праздника – ель. Древнегерманские предания распространили по всему свету традицию наряжать на Новый год елку, но мало кто знает, почему. Верили, что своими колючими ветками это дерево способно отогнать нечистую силу, которая в новогоднюю ночь ведет себя особенно смело. Ведь если не предпринять мер предосторожности, темная сила заберется в дом, и до следующего года ее уже не выгонишь.

        На Руси еловые ветви устанавливали по бокам проруби на Крещенье, после чего клали за образа и под крышу – от стихийных бедствий, пожаров и других неприятностей.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

        В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России.

        Правда, указ Петра I в канун 1700г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

2.2. Какие деревья ставят на Новый год в других странах.

Какие деревья ставят на Новый год в других странах?

  Во многих странах, кроме елки, дом украшается букетами омелы. Этот обычай происходит из Англии.

По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни — и «свечи мира» горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников.

2.3. О пользе лесных красавиц – елей.

«Ёлочка, зажгись!» — кто из детей не произносил эту просьбу около наряженной красавицы-ёлки. Произносили в ожидании чуда, что вот-вот засверкает она огнями и подарит мгновения радости. Но мгновения проходят, праздник заканчивается, и уже через неделю тысячи и тысячи покалеченных, осыпавшихся ёлочек заполняют мусорные свалки.

Да, рубить и наряжать ёлку к Новому году — это традиция. Но зародилась она очень давно, когда деревьев на планете было значительно больше, а людей — меньше, и когда не задыхалась Земля от недостатка чистого воздуха.

Давайте задумаемся, какой вред мы наносим природе!

  • Ель сибирская – одна из основных хвойных пород сибирских лесов.
  • Продолжительность жизни ели – 250-300 лет.
  • Возраст новогодних елей – 10-15 лет.
  • 1 гектар хвойного леса отфильтровывает до 50 тонн пыли.
  • В нашем городе ежегодно предновогодняя распродажа елей составляет более 20 тысяч деревьев.
  • А по всей России – более 7 млн. деревьев!!!

2.4. Чем можно заменить ёлочку в праздник Нового года.

Я провела исследование: «Чем можно заменить елочку в праздник Нового года?» (искусственные ёлочки; еловые веточки; елочка, сделанная из различных материалов).

Исследование: «Сколько елочек можно спасти за 1 год, в семьях четвертых классов школы».

Вывод:

65 ёлочек – это целый лесной массив.

  1. Вывод:

Конечно, встреча Нового года — любимый и радостный праздник, а ёлка — символ этого праздника. Но ведь радость можно создать, и не принося вреда живому. Ведь символы мы можем смастерить сами, своими руками.  

А ёлочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой и выполняют бесценную работу — очищают нашу планету и защищают от последствий неразумных действий человека

  1. Список литературы

  1. И.Г.Белавина, Н.Г.Найденская «Планета – наш дом». Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство «Лайда», Москва, 1995г., с. 229.
  2. О.А.Бочурина, В.А. Коровкин, Н.Н.Михайлов. Энциклопедия для детей «Все обо всем». Компания «Клюс - С», Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва, 1994г, с. 85
  3. Детская электронная энциклопедия: www.letopisi.ru
  4. Детская энциклопедия: www.wikipedia.org 
  5. Иллюстрации: www.viki.rdf.ru