Литература

Апевалина Елена Николаевна

Памятки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм сопоставительного анализа произведений

1.  Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;
  • других параметров, подсказанных самими текстами.

2.  Найти различия на тех же уровнях.

3.  Объяснить выявленные различия

а)  в произведениях одного и того же автора:

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • ​​​​​​​различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б)  в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • ​​​​​​​если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4.  Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

План анализа эпизода прозаического произведения

1. Местоположение эпизода в произведении (том, часть, глава).
2. Анализ сюжетной стороны эпизода (ряд событий в эпизоде, их значение, особенности поведения персонажей).
3. Значение эпизода в композиции произведения.
4. Характеристика основных героев (образов) эпизода, речь, поступки, «внутренние монологи».
5. Особенности изображения в эпизоде :
- пейзажа (если есть);
- интерьера (если есть);
- душевного состояния героев;
хронотопа.
6. Анализ лексики эпизода, роль тропов в тексте.
7. Роль стилистических фигур в эпизоде. Наличие основных художественных приемов в тексте (антитеза, гротеск, ирония, реминисценция, автокомментарий и др.).
8. Значение использования 
художественной детали в эпизоде произведения.
9. Средства выражения авторской позиции в эпизоде.
10. Основные идеи эпизода. Значение эпизода в контексте части произведения (главы, тома) или всего произведения.

План анализа лирического стихотворения

  1. Тема стихотворения:
  • вечная (тема отцов и детей, человеческого возраста, нравственности, греха и святости, любви и ненависти, войны и мира и т.п.);
  • национальная (тема особого пути России и т.п.);
  • историческая (тема Отечественной войны 1812 года, тема Восстания декабристов, тема Пугачевского бунта и т.п.);
  • внутрилитературная (тема поэта и поэзии, тема поиска вдохновения и т.п.).
  1. Сюжет:
  • есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
  • без сюжета: образы чувств (...).
  1. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
  1. Композиция: размер, рифма, ритм.
  • Размер:
    '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный (ударение на первый слог в стопе);
    _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на второй слог в стопе);
    '_ _ _      дактиль (ударение на первом слоге из трех в стопе);
    _ _' _     амфибрахий (ударение на втором слоге из трех в стопе);
    _ _ _'     анапест (ударение на третьем слоге из трех в стопе).
  • Рифма:
    аабб - парная;
    абаб - перекрестная;
    абба - кольцевая.
  1. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
  • эпитет - художественное определение;
  • сравнение - сопоставление предметов или явлений с помощью союзов (как, будто, словно) или Тв. пад (старый лес стоит (чем?) стеной);
  • аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • ирония - скрытая насмешка;
  • гипербола - художественное преувеличение;
  • литота - художественное преуменьшение;
  • олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
  • метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
  1. Стилистические фигуры - особая организация поэтической речи, усиливающая выразительность:
  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • антитеза/противопоставление;
  • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
  • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
  • паралеллизм - независимое сходство построения разных предожений, частей художественного текста.
  1. Поэтическая фонетика:
  • аллитерация - повторение одинаковых согласных;
  • ассонанс - повторение гласных;
  • анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  • эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  1. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
  1. Образ лирического героя, авторское "Я".
  2. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  3. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
  4. Общий вывод: чувства, эмоции, которые вызывает стихотворение

Примечание

Помните о том, что данный план является примерным. Во время анализа не обязательно останавливаться на каждом его пункте, вы вольны отступать от требований плана, выбирать для анализа только наиболее значимые средства выразительности или элементы художественного текста, не акцентируя внимания на второстепенных.

План анализа прозаического произведения

  1. История создания.
  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
  • ДЛ (действующие лица);
  • события.
  1. Сюжетная схема (не все элементы обязательно должны присутствовать):
  • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
  • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
  • развитие действия - событийный ряд, действия, которые приводят к кульминации;
  • кульминация - высшая точка конфликта, что будет далее - неизвестно;
  • развязка;
  • эпилог - события после конфликта.
  1. Композиция:
  • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
  • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
  • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
  • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
  • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  1. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  2. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
  1. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  2. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
  • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
  • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
  1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
  2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
  • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
  • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
  1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
  2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
  3. исторический - о событиях прошлого;
  4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
  5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
  6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
  • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

 

Примечание

Помните о том, что данный план является примерным. Во время анализа не обязательно останавливаться на каждом его пункте, вы вольны отступать от требований плана, выбирать для анализа только наиболее значимые средства выразительности или элементы художественного текста, не акцентируя внимания на второстепенных.

Алгоритм анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Примерный план характеристики героя:

 

1. Определение места героя среди других персонажей. 

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
 

Примечание

Помните о том, что данный план является примерным. Во время анализа не обязательно останавливаться на каждом его пункте, вы вольны отступать от требований плана, выбирать для анализа только наиболее значимые элементы художественного текста, не акцентируя внимания на второстепенных. При этом какие-то детали, например, имя героя, могут вовсе отсутствовать в тексте. Анализ героя лирического осуществляется примерно по такому же плану.