Методическая копилка

Чистякова Ольга Павловна

Методическая копилка содержит авторские разработки. Все то, что может пригодится в работе с детьми, родителями, педагогами. Это конспекты занятий, проекты, консультации, семинары - практикумы, мастер - классы. Надеюсь, что могу быть полезной для своих коллег.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Вода вокруг нас » . Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Выборга»

Слайд 2

По срокам: краткосрочный Сроки реализации проекта: март - 2015 учебный год Участники проекта : учитель – логопед: Денефнер Галина Александровна ; воспитатели: Чистякова Ольга Павловна, Сидорова Наталья Григорьевна ; дети старшей группы №3, родители обучающихся. «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». В. Сухомлинский

Слайд 3

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Актуальность.

Слайд 4

Задачи: Образовательные: расширить представления о воде ,о её свойствах , уточнить её значение для всего живого на земле; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей); развивать и активизировать словарь. Развивающие: формировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения; развивать любознательность, внимание, логическое мышление, самостоятельность. Воспитательные: воспитание бережного отношения к воде; воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности Цель: развитие поисково-исследовательской деятельности детей, направленную на познание воды как одному из источников жизни на Земле.

Слайд 5

Прогнозируемые результаты: ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатами проверки; делает обобщения; учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; проявляет интерес к изучению воды, задают познавательные вопросы, делятся своими познаниями дома. Проблема: дети задали вопрос, откуда в кране берется вода, как она туда попадает, и почему из-под крана вода питьевая, а из озера, речки или моря ее пить нельзя, где можно встретить воду.

Слайд 6

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

Слайд 7

Чтоб нам о воде все-про все разузнать, Немало учебников нужно читать. А так же различных журналов и книг, Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Слайд 8

Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном.

Слайд 9

Я воду в стакан из под крана налил. На свет посмотрел- она очень прозрачна Понюхал ее и немного отпил. Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно. .

Слайд 10

Смею вам я доложить: можно воду очистить прокипятить и смело пить.

Слайд 11

Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Слайд 12

Смотри вот фокус – раз, два, три – и склеились листы.

Слайд 13

Сделали мы водопровод - вот!

Слайд 14

Без воды нам ни умыться, Ни наесться, ни напиться! Всем она жизнь и цветенье дает.

Слайд 15

Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился?

Слайд 16

Мы играем дружно, Сочиняем умело. В сказке Водик и Капелька Появляются смело.

Слайд 17

Выводы: Вода это жидкость, она льется, принимает форму сосуда, в который ее наливают. Она прозрачная, ее можно окрасить в любой цвет красками. Вода увеличивает предметы, которые в нее погружают. Она как увеличительное стекло. Воду можно очистить, используя фильтр. Вода как клей, ею можно склеить бумагу. В воде некоторые предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды нет. Лёд, снег и пар это тоже вода. Вода попадает в кран из водопровода.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 г. Выборга»

Проект  

«Вода вокруг нас».

2015г.

«Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский

Проект на тему: «Вода вокруг нас».

По типу: исследовательский

По форме: групповой

По срокам: краткосрочный

Сроки реализации проекта:  март 2015  учебный год

Участники проекта: учитель – логопед: Денефнер Галина Александровна;

воспитатели: Чистякова Ольга Павловна, Сидорова Наталья Григорьевна ;

  дети старшей группы №3, родители обучающихся.

Актуальность. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Очень важно научить  детей, наше будущее поколение бережному отношению к воде. Насколько не комфортно мы себя чувствуем, когда вдруг из  водопроводного крана  не течёт вода. И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, в детском саду  элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни. Она постоянная наша спутница.

Цель: развитие поисково-исследовательской деятельности детей, направленную на познание воды как одному из источников жизни на Земле.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представления о воде ,о её свойствах , уточнить её значение для всего живого на земле;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей);
  • формировать  способность приобретать знания путём экспериментирования,  умение объяснять полученные данные;
  • развивать и активизировать словарь.

 

 Развивающие:

  • расширять и уточнять представление о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций;
  • формировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения;
  • прививать у детей навыки бережного использования воды;
  • развивать любознательность, внимание,  логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к воде;
  • воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Проблема:дети задали вопрос, откуда в кране берется вода, как она туда попадает, и почему из-под крана вода питьевая, а из озера, речки или моря ее пить нельзя.

Прогнозируемые результаты:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • делает обобщения;
  • учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивает у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  •  проявляет интерес к изучению воды, задают познавательные вопросы,  делятся своими познаниями дома.

Работа над проектом позволяет повысить желание узнать о чем - то новом, повышает познавательную активность детей. Родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

Гипотеза:

Какую форму имеет вода?

У воды есть цвет, запах?

Как попадает вода в кран?

Что происходит с водой зимой?

 Грязную воду можно очистить?

Почему идёт снег и дождь?

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • поисковая работа (из различных источников информации: познавательная литература и информация из интернета) ;
  • игры;
  • практическая деятельность (опыты, эксперименты)

    Реализация  принципов:

  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

  Образовательные области: социально коммуникативное развитие, познавательное  развитие, речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Вода - это вода, мы ей умываем  руки.

Вода нужна, чтобы поливать деревья.

Вода полезнее лимонада, потому, что в ней нет красителей.

Было лето, и мы в воде купались, отдыхали.

Вода берется с гор, она течет вниз.

Откуда она берется в квартире?

Как сделать, чтобы вода была чистая, и ее можно было пить?

Почему идет дождь?

Спросим у мамы или у папы.

Расскажут воспитатели.

В интернете мультфильм покажут.

Есть еще кино такое для взрослых детей , там опыты разные.

В книгах посмотрим.

Лучше в  энциклопедии, там вообще про все есть.

Проведём опыты.

Вывод:

Вода это жидкость, она льется, принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Она прозрачная, ее можно окрасить в любой цвет красками.

Вода увеличивает предметы, которые в нее погружают. Она как увеличительное стекло.

Воду можно очистить, используя фильтр.

Лёд, снег и пар это тоже вода.

Вода попадает в кран из водопровода.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этапы

Задачи

Мероприятия

Участники

I.

Подтови-

тельный этап.

Постановка проблемы. Мотивация на изучение свойства  воды.

 Составить перспективный план по реализации проекта.
Изучить опыт по данной теме.
Сбор информации.

Отбор художественной литературы.

Создание развивающей среды по теме.

Рассматривание иллюстраций, картинок по теме проекта.

 Изучение методической литературы.

 Подбор игр.

дети

педагоги

родители

II. Основной этап.

Формировать навык сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия, выявить процесс испарения воды.

расширять представления детей о свойствах воды;

развивать практические действия в процессе

экспериментирования;

развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

воспитывать бережное отношение к воде.

Что такое вода?

Какая форма у воды?

У воды есть цвет?

Круговорот воды в природе.

Выясняем, где в природе можно встретить воду (ручьи, снег, лужи, дождь, пруд).

Снег, лёд, пар это вода?

 Выносим предположения – откуда вода появляется в кране: из озера, из залива?

 Вода в озере грязная, а из крана течет – чистая, как и чем ее очищают?

дети

педагоги

родители

III. Творчес-

кий этап.

Систематизировать информацию о свойствах воды.

Книга наших открытий.

Режиссёрская игра « В гостях у Водика и капельки».

дети

педагоги

Приложение №1.

Опыт №1. «Вода жидкость»

Перед вами 2 стакана :1 -с водой ,другой –пустой .Переливаем воду из 1 стакана в другой .Вода льется? Почему?

 Вывод: Вода льется ,она жидкая.

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Будем мы сейчас играть воду в вазу ,в стакан ,в блюдце наливать.1,2,3-что же будет посмотри!

Наливаем  воду в посуду разной формы .Обратите внимание : в вазе вода принимает форму вазы ,в стакане –форму стакана ,в блюдце форму блюдца .Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода не имеет формы

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Как выдумаете какого цвета вода ? На столе у вас лежат полоски бумаги , с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать  ,что вода совпадает с одним из их цветов? (нет).Какого же цвета вода ?(Бесцветная ,прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды ?(Посмотрите через стакан  с водой на что-нибудь :на текст ,рисунок ,на соседа)

Вывод :Вода прозрачная

А сейчас мы с вами превратимся в волшебников .Мы сделаем прозрачную воду цветной. С помощью кисточки капнем в стакан с водой краску и размешаем. Посмотрите  ,что произошло. Вода окрасилась ,а значит приобрела цвет.

Вывод :Вода приобретает цвет того вещества ,которое в нее добавили.

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Знаете ли вы вкус соли ,сахара ,лимона ,лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус .Можно ли назвать воду соленой , горькой ,сладкой ,кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод:Вода не имеет вкуса.

Как вы думаете ,а можно ли изменить вкус воды?(ответы)

Пока мы не волшебники ,мы только еще учимся!

Сейчас ко мне пойдет (ребёнок) и попробует изменить вкус воды.(За ширмой стоят 3 стакана с водой.

В 1 добавляется сахар ,размешивается ;во 2й -соль ; в 3й-лимонную кислоту)

В. Кто пойдет и попробует воду : в каком стакане какая вода получилась у нашего волшебника?

Вывод: Вода принимает вкус того вещества , которое в нее добавили.

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Когда мама печет пирожки и булочки ,аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы ,духи .А понюхайте воду ,чем она пахнет ?

Вывод :Вода не имеет запаха.

Опыт №6 «Круговорот воды»

Ребята ,подойдите ко мне .Вспомните ,сегодня утром мы с вами наливали в термос кипяток. Давайте посмотрим ,что у нас там происходит. (Открываю крышку).

Что вы видите? Пар поднимается вверх. Это испаряется вода. (Держу зеркальце над паром) .Посмотрите ,зеркальце запотело. На нем образовались  капельки ,которые опять падают в термос с водой . Вода совершила круг : в виде пара поднялась вверх ,остыла , пар перешел в воду ,вода стала падать вниз.

Ребята ,вспомните круговорот воды в природе.

-Вода испаряется с поверхности земли ,воды ,в виде пара поднимается вверх ,остывает превращается в дождь ,снежинки.

-Из капелек и снежинок образуются тучи.

-Из туч идет дождь ,снег ,град.

Материал: схема круговорот воды в природе».

Дети рассматривают схему «Круговорот воды в природе».

Под лучами солнца вода из озер, рек, морей, испаряется. Огромное количество водяного пара поднимается в атмосферу и, охлаждаясь, превращается в маленькие капли воды. Капли собираются вместе и образуют облака. Если облако на своем пути встречает горячий воздух, оно испаряется и рассеивается. А если встречает холодный воздух, капли соединяются еще в более крупные. Становятся тяжелыми. Воздух не в состоянии их удержать. И тогда они падают на землю в виде дождя.

Опыт № 7 «Очистка воды»

Перед вами две емкости с водой. Как вы думаете вода в них одинаковая ?(Нет. В одной чистая ,а в другой грязная.)

В. -Какую воду можно пить ?(чистую)Давайте попробуем вместе с вами ее очистить . Для этого возьмем воронку ,вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите ,что у нас получается.

(Вода стала чистой.)

В. – А что стало с бумагой? (Она стала грязной) Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воду можно очистить.

Опыт № 7 «Очистка воды»

Проблемная ситуация: человек весь день ходил по лесу, выпил воду, которую взял с собой, но ему захотелось пить. Он набрал воду из лесного ручья. Можно ли пить эту воду? Почему нет? Чем она может быть загрязнена? (Песком, землёй, микробами, растениями и т. д.) Как мы можем очистить воду? Чем мы очищаем воду дома? Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды? Сейчас мы попробуем сделать фильтр сами.

Сначала давайте приготовим воду: добавим в неё песка, земли. Какой стала вода? (Мутной, грязной, в ней плавают частицы земли, песка.)

Теперь нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Давайте положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз бинтом.

Делаем этот опыт дважды, вода светлеет, но не достаточно чистая.

Далее предлагаем детям пропустить воду через бумажные салфетки, после двух раз вода практически чистая. Также следует сказать детям, что воду можно пропустить через ткань, носовой платок, т. к. в лесу может не быть воронки, ваты, салфетки.

Вопрос: можно ли теперь пить эту воду? Да, если прокипятить, т. к. в ней могут быть невидимые микробы.

Вывод: Воду можно очистить.

Опыт № 8 «Лёд–твёрдая  вода»

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега.

Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Опыт № 9 «Пар – это тоже вода.»

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

Вывод: пар– это тоже вода.



Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Наши помощники органы чувств».

По типу: информационно  - творческий.

По форме: групповой.

По срокам: краткосрочный

Сроки реализации проекта:  ноябрь  2014  учебный год

Участники проекта: учитель – логопед: Денефнер Г.А., воспитатели: Чистякова О.П., Сидорова Н.Г. , дети 5- -6 лет старшей группы  № 3 , родители обучающихся.

Актуальность проекта, обоснование выбора темы:

«Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества» .

Давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и  не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая
знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок объективно будет оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.

У человека пять основных органов чувств: глаза как орган зрения, уши как орган слуха, нос как орган обоняния, язык как орган вкуса и кожа (руки) как орган осязания. Однако органы чувств тесно взаимосвязаны между собой и представляют одну из жизненно важных систем организма, в котором наряду с четкими особенностями того или иного вида чувствительности существует компенсаторная деятельность этих органов, направленная на частичное восполнение тех или иных ощущений. К примеру, у слабовидящих или слепых людей обостряются кожная (тактильная) чувствительность и слух. Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всех систем и органов человеческого организма.

Для этого необходимы:
а) элементарные знания и представления об организме, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала;
б) самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.

Проблема: « Здoровье  -  это главное жизненное благо», - так гласит народная мудрость.

 У детей не сформированы знания об органах чувств.  Недостаточно сформировано  такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни, задачи сохранения и укрепления здоровья. Изучение органов чувства входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств.  Нельзя недооценивать охрану этих жизненно важных органов. Природа одаривает ими человека единожды и на всю жизнь. Поэтому   важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться. А чтобы рационально ими пользоваться,  необходимо  привить правила  бережного к ним отношения, дать элементарные знания  об их строении, функциях, значении, развивать  их.

Работа над проектом позволяет повысить желание узнать о чем - то новом, повышает познавательную активность детей. Родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

Цель: формировать знания  о строении  и функции органов чувств, их роли в жизни человека,

развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять  знания  детей об органах чувств.
  • Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус обоняние и осязание в познании мира.
  • Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов чувств,
  • Формировать  способность приобретать знания путём экспериментирования,  умение объяснять полученные данные.
  • Развивать и активизировать словарь.

Развивающие:

  • Развивать у детей целостные представления о здоровье человека, здоровом образе жизни;
  • Формировать у детей потребности в ведении здорового образа жизни;
  • Развивать любознательность, внимание,  логическое мышление.
  • Закрепить представление о том, как заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред.

Воспитательные:

  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
  • Воспитывать  гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Гипотеза проекта.  В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма.  Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств,  т.к. через познание себя он может бережно относиться  к своему организму.  Элементарное ознакомление  детей со строением своего организма, с органами является лишь средством для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы.   Если сформировать у детей  представления о роли органов чувства  в  жизнедеятельности  человека, научить ребенка бережно  относиться к своему здоровью, научить правилам ухода  за своим организмом   у ребенка

- возникнет желание в дальнейшем    самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- привычка к ведению здорового образа жизни;

- повысится познавательный уровень.

 Может быть, если ежедневно заботиться о своем организме, упражнять органы чувств, то будешь лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество. Упражнения и игры помогут укрепить здоровье.

Планируемый результат проектной деятельности:

Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр, альбом,  оформлена презентация, разработаны конспекты занятий, проведено итоговое занятие КВН  «Верные помощники – органы чувств».

Дети  проявляют интерес к изучению своего организма, задают познавательные вопросы,  делятся своими познаниями дома.

Скоро дошкольник шагнет в мир, где много опасностей. Задача  научить ребенка не бояться опасностей, а уметь остерегаться их и обходить. Надо научить детей выражать свои чувства, мысли, уважать мнение других, заботиться о здоровье и благополучии своем и чужом.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • поисковая работа (из различных источников информации: познавательная литература и информация из интернета) ;
  • игры;
  • практическая деятельность.

    Реализация  принципов:

  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Образовательные области: социально – личностное развитие, познавательно  -  речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Лера: Они есть у живого человека, уши, нос и глаза.

Даша: Чтобы человек дышал, говорил, слушал и все видел кругом.

Андрей: Это для чувств.

Лиза: Это органы чем чувствуешь запах или нюх.

Алина В: Они нужны чтоб смотреть куда идти, и что происходит на улице, а рот чтобы новости говорить друзьям, где я была.

    Лера: Как они слышат

    Даша: Про глазки, как

     они видят.

    Лиза: Как дышит но  почему  г    горло и дышит и

     глотает.

    Алина В: Я бы хотела узнать    н  что внутри ушек,  потому  

        что я пока не знаю, н о    

        хочу хорошо слышать.

Прочитаем вместе со  взрослыми в энциклопедии.

Найдём интересные факты в книгах.

Узнаем на занятиях.

Спросим у родителей, у воспитателя.

Проведём эксперименты.

 В больнице расскажет доктор, который уши смотрит.

У папы, он посмотрит в компьютере.

Взять книжку о глазах и почитать и посмотреть о глазах.

 В садике расскажет воспитатель. Можно узнать в журнале «Непоседа», а еще в энциклопедии.

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этапы

Задачи

Мероприятия

Участники

I.

 Подтови-

тельный этап.

Постановка проблемы. Мотивация на изучение органов чувств.

 Составить перспективный план по реализации проекта.
Изучить опыт по данной теме.
Сбор информации.

Отбор художественной литературы.

Создание развивающей среды по теме.

Рассматривание иллюстраций, картинок по теме проекта.

дети

педагоги

родители

II. Основной этап.

Глазки, уши и носы быть здоровыми должны.

Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. 

дети

педагоги

дети

педагоги

родители

III. Творчес-

кий этап.

Систематизировать информацию о особенностях органов чувств.

Воспитывать желание соблюдать правила здорового образа жизни.

(презентация)

Проведение КВН

«Знайки».

дети

педагоги

этюды:  «Покажи свое настроение»

ситуативная беседа «Как вести себя у врача», 

сюжетно-ролевые  игры:    «В поликлинике»,     «Окулист»

дидактические игры:  «Волшебный мешочек», «Части тела», «Что чем чувствуем?», «Опиши не называя», «Что перепутал художник?»,   «Можно - нельзя» «Горячо - холодно» «Умею – не умею»

разрезные картинки «Органы чувств»

игра – фантазирование:  «Похожи ли на нас инопланетяне?»

игра валеологической направленности «Для чего нужны человеку части тела» 

создание «Копилки золотых правил» (сохраним свое здоровье)

анализ конкретных ситуаций: «Береги свои глаза», «Зачем человеку нос?», «Береги свой слух» 

экскурсия в медицинский кабинет «У доктора Здоровякова»

познавательный рассказ с последующей беседой и обсуждением:  «Как мы познаем мир. Глазки, ушки, язычок», «Что могут наши уши», «Что могут наши глаза»

экспериментально-исследовательская деятельность:  «Определи по запаху знакомые продукты», «Как я могу чувствовать», «Определи на ощупь»   «Что нужней, руки или ноги?»  

ФЭМП «Кто выше» (измеряем рост)

рассматривание энциклопедий и иллюстраций: о строении человека, его организма

создание в группе альбомов «Человек. Органы чувств»  

творческий рассказ «Что было бы, если бы у всех пропали носы?»

составление рассказа из личного опыта «Как я ходил к врачу» 

коммуникативные игры    «Узнай товарища по голосу» 

 Чтение художественной литературы:

чтение  с обсуждением:  Г.Т. Шалаева «У врача», «Прежде чем пойти к врачу», А.Барто «Настенька», Г.Остер «Вредные советы», С.Я Маршак «О мальчиках и девочках»,   С. Маршак «Великан», А.Барто «Перед сном», С.Махотин «Воскресенье»,  Э.Мошковская «Про витамины», «Про солнце», «Про зубы», «Про зарядку», «Про лекарственные растения», «Про здоровье»; 

лепка:  скульптурная «Девочка в нарядном платье», «Человек», «Человечек в шляпке»аппликация: «Из бумажного листка сделай ты себе дружка», «Хоровод» (вырезание из сложенного вчетверо листа бумаги)  рисование:   «Портрет моего друга (подруги)»

самомассаж «Наши ушки»

 упражнение на аккомодацию «Цветочек»

гимнастика для глаз «Бродит по лесу медведь»

дыхательная гимнастика «Фонтанчик», «Дышим носом глубоко», «Горячая монетка», «Футбол»

пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…», «Кулак, ребро, ладонь», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

подвижные игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»,  

практическое упражнение «Зубик за зубиком» (учимся чистить зубы) 

рассматривание иллюстраций, энциклопедий о строении тела человека, «Азбука здоровья», «Уроки Айболита»  

закаливающие процедуры: « Дорожки здоровья», «Полоскание рта после еды»

физкультминутки «Наши ручки», «Мы топаем ногами», «Вот помощники мои» ,«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

утренняя гимнастика, двигательные упражнения, занятия физической культурой тематического характера.

 работа с родителями: познавательный рассказ «Наша кожа», «Глаза наши помощники»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: « Наши помощники органы чувств » . По типу: информационно - творческий. По форме: групповой. По срокам: краткосрочный

Слайд 2

Актуальность «Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества». Давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.

Слайд 3

Цель: формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека, развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья. Задачи: Расширять знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус обоняние и осязание в познании мира. Формировать способность приобретать знания путём экспериментирования, умение объяснять полученные данные Развивать у детей целостные представления о здоровье человека, здоровом образе жизни. Формировать у детей потребности в ведении здорового образа жизни; Развивать разговорную речь, пополнять словарный запас . Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Слайд 4

Результат: Если сформировать у детей представления о роли органов чувства в жизнедеятельности человека, научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом у ребенка: возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье. Работа над проектом позволяет повысить желание узнать о чем - то новом, повышает познавательную активность детей. Дети проявляют интерес к изучению своего организма, задают познавательные вопросы, делятся своими познаниями дома.

Слайд 5

Развивающая среда.

Слайд 6

Развивающая среда.

Слайд 7

Развивающая среда.

Слайд 8

Это маленькие ушки: Ловят звуки тут и там!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «Витаминное лукошко». Проект на тему: «Витаминное лукошко».

Слайд 2

По типу: информационно - творческий По форме: групповой. По срокам: краткосрочный Участники проекта : учитель – логопед , воспитатели, музыкальный руководитель, дети 5- -6 лет старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители обучающихся.

Слайд 3

Актуальность : Не сформированы знания о овощах и фруктах и их свойствах. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах фруктах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью.

Слайд 4

Цель : пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты ». Задачи: расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; формировать у детей познавательные умения; развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх ; воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Слайд 5

Планируемый результат: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах ; у детей и их родителей появился интерес к здоровому питанию, дети стали понимать, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Слайд 6

Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем? Их едят все люди и животные.(Алина В.) Они вкусные.(Марта) Они растут на даче у бабушки. (Женя Х.) Мама говорит, что они полезные.(Саша З.) Где это растёт? Где это можно купить? С помощью взрослых выяснить, зачем их покупают? Что из этого можно приготовить? Как ещё можно использовать? Прочитаем вместе со взрослыми в энциклопедии. Найдём интересные факты о овощах и фруктах в книгах. Узнаем на занятиях. Узнаем на экскурсии. Спросим у родителей, у воспитателя. В интернете посмотрим. Проведём эксперименты.

Слайд 7

Развивающая среда.

Слайд 8

Купим в магазине. Вырастим сами.

Слайд 9

Всё про овощи и фрукты мы узнать скорей хотим..

Слайд 10

Клей и ножницы берём и витаминную корзину соберём.

Слайд 11

Пластилиновые фрукты в пластилиновом саду

Слайд 12

В огороде накопали в детский садик принесли и весёлых человечков вместе смастерить смогли.

Слайд 13

На грядке репка жёлтая скучала. Ей хотелось поскорей завести себе друзей.

Слайд 14

Знают точно наши дети, сок покрасит всё на свете.

Слайд 15

кислый сладкий разноцветный Экспериментируем

Слайд 16

Вы в нашем магазине Всё можете купить. И овощи и фрукты В корзине разместить.

Слайд 18

Всё что о овощах и фруктах узнали в коллаже мы показали.



Предварительный просмотр:

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу

Проект на тему: «Витаминное лукошко».

По типу: информационно  - творческий

По форме: групповой.

По срокам: краткосрочный

Сроки реализации проекта:  сентябрь – октябрь  2014  уч.год

Участники проекта: учитель – логопед: Денефнер Г.А., воспитатели: Чистякова О.П., Сидорова Н.Г. музыкальный руководитель Медведева Л.Н., дети 5- -6 лет старшей группы компенсирующей направленности № 3 для детей с ТНР, родители воспитанников.

Актуальность проекта, обоснование выбора темы:

Проблема: не сформированы знания о овощах и фруктах и их свойствах.

 Некоторые дети очень плохо едят овощи и фрукты. Из-за особенностей строения артикуляционного аппарата дети не хотят жевать жесткие овощи и фрукты. Детям необходимо правильно питаться. Ведь здоровье – это то, что мы едим. Пища помогает ребёнку расти, даёт ему необходимую энергию. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда - это, прежде всего свежие овощи, фрукты и ягоды.

Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах фруктах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью.

Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков. Работа над проектом позволяет повысить желание узнать о чем - то новом, повышает познавательную активность детей. Родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

Задачи: 

Расширение представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах ; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса.

  • Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах; раскрыть их значение для человека.
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • Формировать у детей познавательные умения: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Воспитывать интерес к природным объектам, культурным растения, желание помогать родителям, выращивать, полезные продукты,
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в  инсценировках и играх;
  •  Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Методы исследования:

- наблюдение;

-поисковая работа (из различных источников информации: познавательная литература и информация из интернета) ;

-игры;

- практическая деятельность.

Планируемый результат проектной деятельности: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

         -развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

После завершения проекта дошкольники смогут:

Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

 Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

 Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Повышение речевой активности, активизация словаря по теме проекта, дети.

У детей и их родителей появился интерес к здоровому питанию, дети стали понимать, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

У детей на протяжении всего проекта положительное эмоциональное отношение к проекту и к его итогам. Практическое применение полученных знаний в повседневной жизни.

 

  Реализация  принципов:

- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

- Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая,  художественно - эстетическое, физическая культура.

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

 

Где это растёт?

Где это можно купить?

С помощью взрослых выяснить, зачем их покупают?

Что из этого можно приготовить?

  Как ещё можно использовать?

Прочитаем вместе со  взрослыми в энциклопедии.

Найдём интересные факты о овощах и фруктах в книгах.

Узнаем на занятиях.

Узнаем на экскурсии.

Спросим у родителей, у воспитателя.

В интернете посмотрим.

Проведём эксперименты.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этап

задачи

Мероприятия

участники

. Потовительный этап.

Постановка проблемы. Мотивация на изучение овощей и фруктов.

Расширить представления о растениях овощи и фрукты.

 Составить перспективный план по реализации проекта.
Изучить опыт по данной теме.
Сбор информации.

Отбор художественной литературы.

Создание развивающей среды по теме.

Чтение энциклопедии "Растения".

Рассматривание иллюстраций, картинок по теме проекта.

Беседа "Что мы знаем о овощах и фруктах?»

Чтение книг :Л.Толсктой «Косточка»; стихи  об овощах и фруктах А.Богдарина, В. Кудлачев «Баба сеяла горох» (шутка), И. Демьянов  «Во дворе переполох», Н. Нищева «В огороде нашем нет редиски краше», К. Тангрыкулиев «Капуста»,  Э. Островска «Картошка», Н. Нищева«Компот», Г. Сапгир «Лимон», У. Рашид «Наш сад», «Руки человека» по стих. Я. Дягутите

Собрать дополнительной информации о овощах и фруктах и их свойставах.

дети

педагоги

родители

II. Основной этап.

Собрать дополнительную информацию о овощах и фруктах и их свойствах.

Формировать навыки экспериментирования в опытах с соком овощей и фруктов.

Провести серию опытов по получению сока из фруктов и овощей.

Оформить дневник наблюдения.

«Эти полезные  овощи и фрукты»

«Какие витамины встречаются в овощах и фруктах»

Проведение  опыта:"Как получить сок?

Проведение  опыта " Краски из овощей.»

Экскурсия  с  родителями «Дача. Рынок. Овощной магазин».

Создание атрибутов для с.р.и. «Овощной магазин».

Коллективная апликация «Овощная корзина»

дети

педагоги

дети

педагоги

родители

III. Творческий этап

Систематизировать информацию о особенностях овощей и фруктов.

Коллаж«От семечка к продуктам»

Драматизация сказки «Репка» - выступление для сверстников и родителей.

дети

педагоги



Предварительный просмотр:

 Развитие монологической речи детей дошкольного возраста.

Монолог – это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание.

Монолог служит для целенаправленной передачи информации, и должен быть понятен только на основе собственного содержания, соответственно для этого необходим достаточно большой словарный запас и хорошее владение грамматическими нормами языка.

Полноценной монологической речью и правилами ее построения дети овладевают лишь на определенном этапе своего речевого развития и только в процессе их специального обучения.

Развитие монологической речи детей

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3 – 4 предложений составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок

Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете и по содержанию сюжетной картины; правильно по форме и содержанию отвечают на вопросы

Развивается умение правильно последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по набору картинок, по плану, образцу; письма и рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера

Совершенствуется монологическая речь. Дети самостоятельно, выразительно без повторов передают содержание литературных текстов, используя выразительные средства. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете( по плану составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок; умение составлять рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки; монолог - рассуждение.

Монологическая речь

                       Устная      

Лекция    

Ответ по устному предмету

Объяснение педагога                                                                                                            

Просто рассказ о чем -  либо                            

Письменная    

книги

деловые и художественные тексты

письма  

                                           

В применении к дошкольному детству основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ

Запоминание готовых услышанных текстов и по возможности точное и в нужной последовательности воспроизведение

Описание

Повествование

Рассуждение

         

Описание наиболее простой вид самостоятельного рассказа. В нем нет действующих лиц, и не происходит никаких событий, в нем просто описываются характерные признаки какого – либо предмета (игрушки, животного, растения, явления природы, человека), находящегося в статическом, неизменном состоянии.

Например, ребенку дается описание кошки. Значит он должен рассказать о всех характерных ее признаках – большая или маленькая, пушистая у нее шерсть или гладкая, какого цвета эта шерсть, какие у кошки глаза, усы, хвост и прочее. Это именно «фотография» в данный момент времени, в которой ничего не меняется. При таком описании обычно используют эпитеты, метафоры, сравнения.

Для него характерна спокойная, «перечислительная» интонация. Завершается описание обычно итоговой фразой, выражающей общую оценку предмета.

Предлагаются следующие методы целенаправленного развития у детей дошкольного возраста описательной речи (виды упражнений детей в описании):

— описание предметов и объектов окружающего мира на основе их восприятия;

— описание предметов и объектов окружающего мира по представлению (из опыта);

— описание воображаемых (придуманных) предметов и объектов окружающего мира;

— описание картин (предметных, сюжетных и пейзажных).

Приемы решения задач развития у детей описательной речи

Содержание работы

Методические приемы

Развивать у детей наблюдательность (формирование умений видеть в рассматриваемых объектах их особенности) и адекватно обозначать их словами

—  рассматривание с  детьми  окружающих предметов и объектов живого мира (или их изображений), выделяя в них строение, цвет, форму, величину, материал, свойства и качества;

— дидактические игры на наблюдательность

Целенаправленно                обогащать

лексику детей названиями признаков предметов,        обогащать речь образными        средствами и предложениями        описательного характера                        

— приемы обогащения и активизации

словаря;

—  упражнения в словообразовании,

на подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов;

— прием отраженной речи;

— синтаксические упражнения

Формировать у детей        умения

выделять и        называть        объект

описания                                

— объяснение и показ;

— ситуации описания объектов разных

видов со схожим набором признаков

(сарафан и рубашка)

Знакомить детей со структурой

Описания и        с различными

видами        последовательности

описательных текстов

— образец описания;

— план описания;

— моделирование

Учить        различным        способам

связи        предложений        в тексте

(прямой повтор, повтор

синонимический        и местоименный

и способ союзной связи)

— образец;

— прием отраженной речи;

— моделирование описательного текста

В обучении монологу-описанию используются игры «Магазин игрушек», «Нарисуем портрет друга», «Собери описание», «Подарки».  «Угадай игрушку», «Узнай по описанию», игры-загадки, «Справочное бюро» дети, исполняя роль, должны описать предмет («Ателье легкого платья», «Демонстрация моделей одежды», «Выставка машин»). Для развития наблюдательности детей: «Узнай, что изменилось», «Что одинаковое и разное», «Найди два одинаковых предмета», «Угадай по описанию».   В этих же играх дети учатся употреблять предложения описательного характера. В игре «Что одинаковое и разное» дети, сравнивая двух зайчат, могут употреблять такие конструкции: «У этого зайчонка зеленая жилетка, а у этого — рубашка и шортики».

  «Кто больше увидит и назовет» при помощи фишек стимулируется более внимательное всматривание в предмет.

Повествование сложнее. В нем сообщается о каких - то следующих друг за другом событиях, т.е. здесь динамика – развитие событий во времени. В повествовательном рассказе обычно есть действующие лица и определенный сюжет, постепенно развивающийся во времени, а также в нем указывается место и время действия. Такой рассказ начинается с завязки действия, которое в процессе своего развития достигает кульминационного момента, после чего наступает развязка, позволяющая узнать, чем же все закончилось. События должны передаваться с обязательным соблюдением их временной последовательности и с учетом причинно – следственных связей.

Экспозиция знакомит   с героями (действующими лицами), с местом и временем действия, иногда может ограничиваться одним предложением, в котором представлены либо герои, либо место действия, либо время:

         «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба»;

     «В некотором царстве, в некотором государстве…»;

     «… у самого синего моря»; «Жил-был в одной деревеньке мужик Иван»;

     «Когда я был маленький…»; «Это случилось в студеную пору…»; «Стояло лето»; «Давным-давно, когда еще ваши бабушки и дедушки не родились…».

Завязка (начало действия или причина события) также в сказках излагается коротко. Бывает, что в одном предложении представлена экспозиция и завязка: «Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу».

Наиболее длительная часть повествования — развитие событий, когда одно действие или событие сменяет другое. Даже самых коротких повествованиях объем этой части заметно больше других.

Действие, предполагающее наиболее эмоциональные переживания, — это кульминация повествования, за ней следует окончание повествования, развязка. Все названные части повествования чаще всего присутствуют даже в коротких повествовательных сообщениях. Логика повествования не позволяет менять местами его структурные элементы, изменение последовательности разрушает эту логику. Именно поэтому структура повествования отличается жесткостью, т.е. неизменностью.

Повествовательные рассказы делятся на фактические и творческие.

В фактических рассказах излагаются реальные события, те         факты, которые имели место в действительности. Здесь ничего не домысливается и не приукрашивается.

Пример: В выходной ребенок с родителями был на катке. Встретил друзей. все вместе катались, было весело. Договорились встретиться в следующие выходные.

В творческих рассказах всегда участвует творческое воображение самого рассказчика, и поэтому в них присутствуют элементы фантазии. Эти рассказы обычно обрастают такими деталями, которых не только не было, но даже и не могло быть в реальной действительности.

Пример: Если вернемся к рассказу о выходном, то может появиться Дед Мороз, пригласивший детей покататься в его санях и пролет над Выборгом с подробным описанием вида сверху.

Повествовательные рассказы (сказки) могут составляться как с опорой на наглядность (картину, серию картин, игрушку, набор игрушек), так и без нее (из опыта)

К методам развития повествовательной речи со времени исследований Е.И.Тихеевой относят:

— пересказ литературных произведений;

— составление рассказа по серии картин, связанных одним сюжетом;

— придумывание рассказа по сюжетной картине;

— составление повествований из опыта;

— придумывание сюжетного рассказа по игрушке;

— составление рассказов на основе воображения (придумывание продолжения и окончания рассказа, начатого воспитателем; придумывание рассказа по плану воспитателя; придумывание рассказа на заданную тему);

— рассказывание сказок по-новому.

В обучении детей рассказыванию и пересказу рекомендуется использование разнообразных приемов: мотивационная установка; образец рассказа; анализ образца рассказа; совместное рассказывание (по фразовое, параллельное, сопряженное); план рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов.

  На начальных этапах обучения, при составление детьми рассказов на основе подражания, по образцу, образец рассказа может использоваться для его последующего анализа «Что я говорила в начале? А потом? Чем я закончила описание?».

В связи со сложностью освоения детьми монологической речи обучение детей рассказыванию и пересказу осуществляется в организованной образовательной деятельности, что позволяет поэтапно формировать речевые умения детей, использовать коллективные формы работы (рассказывание по частям, коллективное составление рассказов, пересказ художественных произведений по ролям и др.). Вместе с тем в педагогической практике не всегда удается обеспечить заинтересованность и достаточную речевую активность детей на занятиях. Разрешить данное противоречие позволяет использование в обучении монологической речи дидактических игр, игровых приемов.

В обучении монологу-повествованию эффективны игры-инсценировки с игрушками, дидактические игры с наглядным материалом «Расположи по порядку», «Что сначала, что потом». Для освоения монолога-рассуждения результативны игры на установление различных зависимостей, развитие логического мышления («Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее»).

 

Эффективным приемом формирования у детей элементарных знаний о структуре текста является моделирование (A.M. Бородич, Т.А. Ткаченко, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова и др.). Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане. Наглядное моделирование возможно использовать при обучении детей всем типам монолога: составлению описательных рассказов по игрушке; составлению повествовательных рассказов по картине; обучению творческому рассказыванию, пересказу. Рекомендуются разные виды моделей: предметные, схематические, предметно-схематические.

Рассказы дошкольников должны быть не только структурно оформленными, но и выразительными, содержать эпитеты, сравнения. Особенно это важно в рассказах-описаниях художественного типа (описание пейзажных картин, этюды о природе), при сочинении детьми сказок. О.С. Ушаковой, О.А. Акуловой, Н.В. Виноградовой рекомендуются приемы, способствующие формированию у детей умений осознанно использовать выразительные средства языка в связных высказываниях: слушание и анализ литературных и фольклорных тестов; привлечение внимания детей к образным выражениям в художественных произведениях; подбор эпитетов, характеризующих персонажей.

Рассуждение – это особый вид связного рассказа, отражающий причинно – следственные связи между какими-либо фактами и явлениями. Здесь имеются исходное положение, истинность или ложность которого нужно доказать, аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного положения) и выводы. В процессе рассуждения ребенок приводит различные аргументы за или против и в итоге приходит к определенному выводу, который становится достаточно убедительным и для других.

Разновидности речи-рассуждения  

Цель

Разновидности и примеры рассуждений

Дать обоснованную оценку предмету по наличию у него какого-то признака

оценочные именные рассуждения со сказуемым в форме имени прилагательного или имени существительного в выводе: — Этот черный предмет — не пень, так как он движется.

— При обычных условиях ртуть — жидкий металл, потому что температура затвердения ртути очень низкая.

 оценочные рассуждения со значением

состояния со сказуемым в форме слов

категории состояния:

— Все видно хорошо, потому что ярко светит луна и

множество звезд, и снег всюду мигает искрами.  

Дать обоснование

действиям или

состоянию

рассуждения с обоснованием реальных или

гипотетических действий:

— Ни одно споровое растение не размножается се-

менами. Все грибы — споровые растения. Следовательно, ни один гриб не размножается семенами.

Выявить причинную

связь обусловленных

явлений

рассуждения с обусловленными действиями или признаками:

— У треугольников 3 стороны и 3 угла. У данной фигуры тоже 3 стороны и 3 угла. Следовательно, эта фигура — треугольник.

Предписать какое-то

действие как необходимое, обосновать

возможность или желательность действия

рассуждения с целью предписания или описания действий:

— Все ученики обязаны приходить в школу вовремя. Иванов — ученик. Следовательно, Иванов обязан приходить в школу вовремя.

Обоснованно что-то

утверждать или отрицать в категорической

форме

рассуждения с категорическим отрицанием или утверждением в форме риторического вопроса или восклицания, или со сказуемым, выраженным отрицательными словами:

— Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? (Шолохов М. Судьба человека).

— Никто, кроме родителей, не имеет права решать, в какой кружок записать ребенка.

Воспитатели — не родители. Следовательно, они не имеют права решать этот вопрос.

Структура рассуждения. В построении рассуждения выделяются три части:

  1. тезис (утверждение или отрицание чего-либо);
  2. подтверждение, доказательство тезиса путем аргументации;
  3. вывод-заключение.

Для рассуждения характерны сложноподчиненные предложения, наличие в придаточных предложениях союзов: потому что, так как, затем, чтобы.

  • предложениях, выражающих тезис, для утвердительных общих суждений используются местоимения: всякий, каждый, все. Для отрицательных суждений — никакой, никто, ни один. Используются также слова со значением необходимости: нужно, необходимо, надо, должно, обязан.

Для выражения уважительного отношения к чужому мнению в речи-рассуждении используются такие слова и обороты: я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему.

Связь тезиса с аргументами устанавливается при помощи:

— союзов: так как, потому что, ибо, раз, поэтому, постольку, поскольку, если, то;

— вводных слов: во-первых, во-вторых, в-третьих, например.

Для связи доказательства с выводом используются слова: следовательно, значит, таким образом. В построении вывода в речи-рассуждении для связи применяются и такие слова, и сочетания слов как: отсюда (из этого) следует; отсюда (из этого) вытекает; это доказывает, что.

  - Мама, что такое Родина? Мальчики защищают девочек. А мальчики — защитники Родины. Значит Родина — это девочки.

Самый простой способ определения типа монолога (применяемый уже в начальной школе) — это использование вопроса и приема «фотографирования»:

Тип монолога

Вопрос

Прием «фотографирования»

Описание

Какой?

Можно сделать один

фотоснимок (кадр)

Повествование

Что и как произошло?

Можно сделать несколько

фотоснимков

Рассуждение

Почему?

Нельзя сфотографировать

       В технологии развития речи-рассуждения логические упражнения в отыскивании причин и следствий различных явлений:

— обоснование причин (Почему вода замерзла? Почему крылья мельницы вертятся?);

— выведение следствий (Что произойдет, если …?).

Среди упражнений предлагаются также задания детям, которые напрямую требуют строить речь-доказательство: «Лошадь не говорит, чем же вы докажете, что она имеет слух?», «Веслом молотят, цепом гребут, не так ли?», «Не травоядное ли животное лисица?»

К.Д.Ушинский рекомендовал в качестве логических упражнений использовать объяснительное чтение, беседы, предваряющие чтение произведений и последующие после чтения. Например, перед чтением рассказа «Зима» с детьми обсуждается вопрос «Полезен или вреден снег для семян, цветов, хлебов?». Перед чтением произведения о животных: «Почему лошадь или корову называют травоядными и млекопитающими животными?».

в упражнениях «закончи предложения» есть такие: «Кошка залезла на дерево, потому что…», «Кошка залезла на дерево, чтобы…», «Если кошка увидит собаку, она…».  

 Также Е.И.Тихеева вводит такие задания как объяснение слов и объяснение отгадок.

В задания, построенные на наглядной основе:

— складывание разрезных картинок и объяснение своих действий;

— выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток;

— игры типа «Разложи и объясни»;

— игра «Небылицы в картинках»;

— выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке;

— отгадывание загадок с опорой на картинку в играх типа «Найди отгадку».

Задания без наглядной основы:

— беседы по содержанию произведений художественной литературы;

— речевые логические задачи;

— объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал;

— составление высказываний-рассуждений на предложенную тему, проблемно-речевые ситуации;

Среди приемов развития монологической речи у детей особое место отводится мотивации речевой деятельности.

Создание игровой мотивации Т.Н.Доронова и С.Г.Якобсон предлагают строить по следующей схеме:

— вначале педагог, коротко описав затруднительное положение персонажа, вызывает у детей сочувствие и желание помочь (спасти, доставить радость) игровому персонажу;

— на основе этого желания (стремления) ставится игровая задача (например, сделать объявление по радио, составить текст объявления в газету, создать книгу);

— в соответствии с игровой задачей и на ее основе формулируется учебная задача — научиться что-либо делать (давать объявление, издавать книги); при этом важно, чтобы учебная задача подчинялась игровой и была с ней тесно связана.

Интересные приемы привлечения внимания детей к рассказам сверстников предложены в пособиях В.В.Гербовой. Например, для детей пятого года жизни воспитателям предлагается исполь-зовать такие обращения к детям:

— Я вижу, что сегодня многие из вас хотят рассказывать. А не спросить ли нам Олю? Мне кажется, что сегодня нам уже не придется ей подсказывать.

— Дети, Олег пока только учится говорить громко. Постарайтесь сидеть особенно тихо, а Олег будет говорить так, чтобы его все услышали.

— Марина умеет видеть в игрушках необычное. Интересно, что заметит она сегодня?

— Андрей сегодня очень хочет рассказывать. Наверное, придумал что-то интересное. Давайте послушаем!

В этих обращениях можно встретить предвосхищающие оценки детских успехов в рассказывании и просьбы помочь детям в их рассказах. Следует отметить, что подобная подготовка детей к        восприятию очередного монолога положительно влияет не только на формирование умения слушать, но и на качество детских рассказов.