Участие в конференциях.

Участие в конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesterkina_elena_alekseevna.docx24.07 КБ
PDF icon 2.pdf290.93 КБ

Предварительный просмотр:

Nesterkina Elena Alekseevna instructor of physical education, Zelenko Olga Alekseevna, educator Omelianenko Svetlana Nikolaevna, educator Astapchik Svetlana Nikolaevna, educator municipal budget preschool educational institution№ 9 «Cheburashka» YuzhnoSakhalinsk Email: leshi_clearsky@mail.ru 

Features of formation of primary views about ecological relationships in nature children of preschool age Нестёркина Елена Алексеевна инструктор по физкультуре, Зеленко Ольга Алексеевна воспитатель Омельяненко Светлана Николаевна воспитатель Астапчик Светлана Николаевна воспитатель МБДОУ№ 9 «Чебурашка» г. ЮжноСахалинск Email: leshi_clearsky@mail.ru 

Особенности формирования первичных представлений об экологических связях в природе у детей дошкольного возраста

 Формирование экологических представлений и понятий — одна из сложнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них — это причинноследственные зависимости (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов). Задача усложняется также тем, что для понимания сути отношений между двумя объектами необходимо знать характеристику каждого. Из этого вытекает вопрос: «Так что же, отложить решение задачи на более поздний возрастной период?». Разумеется, нет! Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее рационален и продуктивен экологический подход 1. К примеру, педагогика В. А. Сухомлинского направляла воспитанников на понимание того факта, что природа не может быть только объектом человеческого влияния — она должна стать равноправным субъектом плодотворного взаимодействия. Известный педагог остро выступал против хищнического, антигуманного отношения к окружающему. Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского насквозь пронизано тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы — одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять» 2. Основой гуманистического воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что, рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа — это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах пришвинская мысль: «Каждый из нас — «природа, что стала человеком» 3. В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомлённость. У детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, разумеется, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек — часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя её частью. Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, жилища. Именно с поведения в быту у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, отходы домашнего хозяйства. Следует приобщить дошкольника к доступным ресурсосберегающим видам деятельности, выработать экологически правильное отношение к отходам быта. Это приближает ребенка к жизненно важным экологическим проблемам и личностному экологически целесообразному поведению в окружающей среде. Следуя теории А. Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании…, но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении 1. Ученым выявлена взаимосвязь между уровнем знаний о труде в природе и деятельностью дошкольников: точные, полные знания о труде в природе положительно влияют на детскую деятельность. Важное место отводится формированию общественных мотивов труда и устойчивого интереса к нему. Осознавая значимость деятельности по уходу за живыми существами, дети ощущают свою собственную значимость, что является стимулом формирования субъективного отношения к природе. В экологически значимой деятельности реализуется оценочное отношение к состоянию объектов, заинтересованность в информации для дальнейшего практического ее использования. Единство эмоционально-чувственного и рационального в экологическом образовании определяет направленность ребенка на практическое взаимодействие с природой. Необходима организация труда с элементами экологической деятельности, а также придание общественно-полезной деятельности дошкольников экологической направленности и формирования у них умений экологического характера, обеспечивающих возможность предупреждения и ликвидации негативных воздействий на окружающую среду.

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность, М, 1997, 56 с.

40 Section 2.

Содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста предложено автором А. А. Унучек. Ею выделены четыре основных направления деятельности: исследовательское, пропагандистское, охранное и трудовое 1. Исследовательский аспект дошкольников направлен на изучение объектов природы, поиск путей, устраняющих отрицательное воздействие на природную среду, поиск путей использования природных объектов в других видах деятельности детей, в. том числе игровой, где природа выступает в качестве среды для игры, а ее объекты заменяют детям игрушки. Охранное направление заключается в предотвращении гибели растений и животных, неправильного поведения в природе, устранении негативных последствий воздействия человека. Пропаганда охраны природы в дошкольном возрасте имеет свою специфику: она осуществляется детьми среди своих сверстников или младших детей в форме проведения праздников с экологическим содержанием, приглашения подшефных понаблюдать за конкретным видом природоохранной деятельности т. п. Важное условие экологической деятельности — создание у детей мотива к данному виду деятельности. В основе мотива лежит раскрытие ценности природы (познавательной, эстетической, экологической). Рыжова Н. А. подчеркивает необходимость экологизации разных видов деятельности дошкольников, обогащения их содержания за счет экологического компонента. Автор придерживается мнения, что в основе экологического воспитания дошкольников должен лежать деятельностный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка». В этой связи отдается предпочтение игре, наблюдению и экспериментированию. Это возможно только при организации эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение детьми основных экологических идей и понятий. Здесь, хочется, вспомнить слова известного педагога Дж. Локка: «Они (дети — авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение» 2. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму — человека. Следовательно, каждый член общества еще от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением 1 Унучек А. А. Методические рекомендации по  организации и  проведению природоохранительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, Могилев, 1999, 12 с. 2 Локк Дж. Мысли о  воспитании//История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974, с. 86.

Preschool Education 41

к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни. Идею экологического единства можно заложить лишь раскрыв детям понятие живой организм, который дышит, чувствует, питается, размножается и самостоятельно передвигается. Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях Е. И. Залкинд, В. Г. Грецевой, С. Н. Николаевой и других. Исследования показали, что уже дети трех-четырех лет учатся ориентироваться в признаках живых существ, наблюдая за растениями и животными. Как показали исследования О. В. Запорожца и Н. Н. Поддъякова, старшие дошкольники могут выделять в процессе предметно-чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме — форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления. Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма — насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное 1. Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствуют формированию у детей основ экологического мышления. Первоначально внимание детей необходимо акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки — цветущие растения). Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею. Старшие дошкольники уже способны усвоить целые цепочки таких связей (а не лишь их отдельные звенья). Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы (луг, лес,

1 Плохий З. П. Живая ценность природы//Дошкольное образование, 2000, № 11, с. 6–7.

42 Section 2.

водоем), и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе. Особенно поучительным и интересным для дошкольников занятием является решение проблемных ситуаций. Например, взрослый забирает из определенной модели один из объектов (улитки с водоема, пчелку с поля и тому подобное) и предлагает детям последовательно показать разрушение по этой причине экологической цепочки. Бесспорно, экологические связи в природе намного сложнее, но у детей этого возраста формируют лишь обобщенное представление о разнообразии живых организмов и их экологическое единство. Дошкольные программы ознакомления детей с миром природы недавно не включали «человека» в круг объектов исследования. Из-за этого ребенок не мог почувствовать себя частью биосферы. Чтобы помочь малышам осознать тесную связь между природой и жизнью человека нужно знакомить их со структурой собственного организма (строением и функциями органов, доступных для непосредственного восприятия), учить ориентироваться в основных показателях здоровья, объяснять влияние на организм естественных факторов. Необходимо формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. А чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, симпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

 Список литературы:

 1. Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире//Дошкольное воспитание, 2003, № 12, с. 52.

2. Грецова В. Т. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе, М, 2000.

3. 3 алкинд Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей, М, 1993.

 4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность, М, 1997, 56 с.

 5. Локк Дж. Мысли о воспитании//История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974, с. 86.

 6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, М, 2001. 7. Унучек А. А. Методические рекомендации по организации и проведению природоохранительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, Могилев, 1999, 12 с.

8. Плохий З. П. Живая ценность природы//Дошкольное образование, 2000, № 11, с. 6–7.

 9. Потапова Т. В. Надежда. Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и права человека, Пущино, 2001.

10. Сухомлинский В. А. “Избранные педагогические сочинен


Предварительный просмотр: